Открытый
урок по информатике.
Строковый
тип данных в языке программирования Pascal
Цели урока:
Образовательные: познакомить с понятием строки,
строковым типом данных, сформировать умения пользоваться операциями и функциями
над строками, сформировать умение решать задачи с использованием строк.
Развивающие: развивать
познавательный интерес, творческую активность учащихся; развивать логическое
мышление.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету,
аккуратность, внимательность, дисциплинированность.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Класс: 10 (Информационно-технологический профиль)
Оборудование: ПК, программное обеспечение – среда
программирования Turbo Pascal, проектор, экран, презентация
<Строки>
Виды работы: беседа, работа с опорным конспектом,
работа за ПК.
Этапы урока:
1. Организационный
момент.
2. Актуализация
знаний:
3. Постановка
цели урока.
4. Изучение
нового материала.
5. Первичное
закрепление изученного. 6. Практическая работа на ПК
7. Подведение
итогов урока.
8. Постановка
домашнего задания.
Этапы:
1. Актуализация знаний.
Устный счет. Слайд № 1
• Определите
типы данных следующих переменных:
X:=145;
Y:=87.56;
C:=‘A’;
• Какие
операции производят следующие функции?
Pred(c);
Succ(c); Ord(c);
Chr(x);
• Что
выполняет следующая программа?
For c:=‘A’ to ‘Я’ do write(c,’ ’, ord(c),’ ’);
• Составьте
новые слова из слова Информатика.
2.
Постановка темы, целей и задач урока.
Вспомните фразу «Кто ищет, тот всегда найдет»
Сегодня на уроке мы будем заниматься активным поиском:
поиском ответа на вопрос, поиском результатов выполнения программы, и наконец
поиском решения поставленной задачи.
А работать мы сегодня будем с новым типом данных –
строками.
3.
Изучение нового материала.
Тема урока: Строковый тип данных. Посмотрите на слайд (3).
Program primer1;
Var a, b, c, s: string;
Begin
S:=‘Мистика’
A:=copy(S,2,4);
A:=A+’на’; B:=‘где-то там’; delete(B,7,4); S:=‘рядовой’;
C:=copy(s,1,4);
C:=C+’м’
S:=A+’ ’+B+’ ’+C+’!’
writeln(S); End.
Можете ли вы сразу сказать, что делает эта программа? А
найти результат выполнения этой программы?
Нет.
Для этого необходимо изучить новый материал. Это вы будите
делать самостоятельно, с помощью опорного конспекта. Изучите материал.
Заполните пустые строки
Работа с опорным конспектом. – 5 минут
Опорный конспект по теме: Строковый тип данных.
Строка
– последовательность символов. Количество символов в строке называется ее
длиной.
Длина
строки может лежать в диапазоне от 0 до 255.
Например,
строка Мама мыла раму. имеет длину = 15.
Описание
строки:
var имя
переменной: string[длина строки] Например, var n: string[40]
var
s: string; {в таком случае устанавливается максимальная длина строки 255
символов}
К каждому символу строки
можно обращаться через индекс. Например, в строке S=’Мама мыла раму.’ s[1]=’М’
s[8]=’л’
s[15]=’.’
Операции
над строками:
1.
Операция сцепления (+)
A:=’Привет,’;
B:=’Вася’
S:=A+’ ’+B+’!’=’Привет, Вася!’ Чему равна
строка M?
M:=’Эх,’+B+’,’+B+’!’
2.
Операции отношения (сравнения двух строк) =,<, >
Сравнение
происходит слева направо до первого несовпадающего символа, и та строка
считается больше, в которой первый несовпадающий символ имеет больший номер в
таблице символов (кодировки).
Например: ‘sum’=’sum’ ‘col1’<’col2’
‘aaa’<’aaaa’ Сравните (поставьте знак):
|
‘Иванова’
‘Моряк’
|
|
‘Море’
‘оно’
|
|
‘Иванов’ ‘она’
Стандартные
функции и процедуры.
1.
Функция Pos(S1, S) - обнаруживает позицию подстроки S1 в
строке S
k:=pos(‘as’, ‘assa’) k=1
m:=pos(‘as’, ‘miraspas’) m=4 l:=pos(‘r’, ‘site’) l=0 Чему равно x?
x:= pos(‘Саша’, ‘Шла
Саша по шоссе.’)
2.
Функция length(S) – длина строки
k:=length(‘Идет урок’);
k=9
3.
Функция copy(S, Pos, N) – выделяет из строки S, начиная с
позиции Pos, подстроку длиной n символов.
Например,
S:=’Информатика’
S1:=copy(S,
3, 5)
S1=’форма’
Чему
равна строка M?
|
M:=copy(S,1,4)
4.
Процедура de pos.
S:=’absdef’; delete(S,
3, 2); S=’abef’
delete(S, 2, 6); S=’a’
Чему станет равной строка
M
М:=’Мой родной город’
delete(M,5,7)
5.
Процедура in позиции pos.
S:=’мир’;
insert(‘ку’, S, 1);
S=’кумир’;
Чему станет равной строка
M
М:=’моток’
insert(‘ло’,M,3)
|
M=
|
|
lete(S, pos, N) –
удаляет N символов из строки S, начиная с позиции
после выполнения
операторов?
sert(S1, S, pos) –
вставляет подстроку S1 в строку S, начиная с
после выполнения
операторов?
|
M=
|
Вернемся к задаче. Теперь ваших знаний достаточно, чтобы
найти результат данной программы.
4. Первичное закрепление изученного.
Дана строка. Подсчитать сколько в ней слов. S:=’Мама
мыла раму’ k=2 (количество пробелов) var S: string;
k: integer; begin
writeln(’введите строку’); read(S); k:=0;
n:=pos(‘ ’, S); while n<>0 do begin
k:=k+1;
delete(S,n,
1);
n:=pos(‘
’,S);
end;
writeln(’количество слов = ’,k+1); end.
А если нужно будет вместо пробелов вставить, например,
символ *. Как изменится программа? Нужно добавить строку insert('*',S,n);
5. Закрепление изученного на
компьютере.
Дифференцированная работа по карточкам.
1.
Дана строка. Подсчитать количество слов, начинающихся с буквы б.
Например,
Боря любит играть на барабане.
Ответ: 2
2.
Дана строка. Подсчитать количество слов, заканчивающихся буквой
и.
Например,
Мышки ели шишки.
Ответ: 3
3.
Дана строка. Определить сколько слов в строке начинается с той же
буквы, которой закончилось предыдущее предложение.
Например,
Маша ела антоновку.
Ответ: 1
4.
Составьте программу, которая в строке удаляет все гласные буквы
Например,
Я ехала домой.
Ответ: хл дмй
5.
Дана строка. Подсчитать количество слов, начинающихся с буквы б.
Например,
Боря любит играть на барабане.
Ответ: 2
6.
Дана строка. Подсчитать количество слов, заканчивающихся буквой
и.
Например,
Мышки ели шишки.
Ответ: 3
7.
Дана строка. Определить сколько слов в строке начинается с той же
буквы, которой закончилось предыдущее слово.
Например,
Маша ела антоновку.
Ответ: 1
8.
Составьте программу, которая в строке удаляет все гласные буквы
Например,
Я ехала домой.
Ответ: хл дмй
9.
Составьте программу, которая в строке заменит букву О на И.
Например, Кот.
Ответ: Кит
10. Составьте
программу, которая в строке заменит букву Ш на Х.
Например,
Мышки ели шишки.
Ответ: Мыхки ели хихки.
11. Дана
строка. Заменить в ней все восклицательные знаки на вопросительные.
Например,
Привет! Отличная погода!
Ответ: Привет? Отличная погода?
12. Дана
строка. Удалить в ней все буквы а
Например,
Шла Саша по шоссе.
Ответ: Шл Сш по шоссе.
13. Составьте
программу, которая в строке подсчитает количество букв Ф.
Например,
Федор купил фотоаппарат.
Ответ: 2.
14. Составьте
программу, которая в строке заменит букву И на О.
Например, Кит.
Ответ: Кот
15. Составьте
программу, которая в строке заменит букву Р на Л.
Например,
Рыбки плавали в пруду.
Ответ: Лыбки плавали в плуду.
6. Итоги урока и Д/З.
1. Что
нового вы узнали?
2. Какие
знания вам помогли усвоить материал урока?
3. Что
на ваш взгляд вам удалось освоить лучше, а что нет?
4. Над
чем вам необходимо поработать?
(Выставляются оценки)
Д/З учить конспект. Задача в конспекте.
Используемая литература:
• Л.
А. Татарникова. Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal, Томск
– 2007
• Информатика.
Базовый курс. 7-9 классы / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В.
Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004
• Информатика.
Задачник-практикум в 2т / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2004.
• CD-
диск. Вычислительная математика и программирование, 10-11 класс. Учебное
пособие / Фальков А. И., Молодцова М. Г., Юсупова И. С. ГУ РЦ ЭМТО, 2004.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.