Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии», приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС.
Главная / Информатика / Конспект урока «Быстрый поиск данных с помощью Фильтров. Организация запросов» 10-11 класс

Конспект урока «Быстрый поиск данных с помощью Фильтров. Организация запросов» 10-11 класс

Скачать материал

Название документа Hydikova_pismo.docx

Автор: Худякова Ирина Николаевна

Должность: учитель информатики и ИКТ

Категория: нет

Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ № 10»

Республика/край, город/поселение: ХМАО - Югра, г. Нижневартовск

E-mail: irina-nv86@list.ru

Web сайт: http://irina-nv.sehost.ru/

Название документа Hydikova_yrok.doc

Автор: Худякова Ирина Николаевна. Материал опубликован на сайте «Методическая копилка».

Тема урока: «Быстрый поиск данных с помощью Фильтров. Организация запросов».

Предмет: Информатика и ИКТ

Класс: 10-11.

Ключевые слова: информатика, задания на компьютере, задания в программе Microsoft Access 2007, «фильтрация», «запрос».

Оборудование: компьютерный класс, программы Microsoft Access 2007, задания к уроку в электронном виде (см. папку «Приложение»).

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная на компьютере.

Аннотация: данный урок является промежуточным при изучении темы «Базы данных», класс разбит на группы по два человека (работа в парах).

Использованные источники и литература:

  1. Богомолова О.Б., Практические работы по MS Excel. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

  2. Семакин Е.К. Информатика. Задачник-практикум. 1, 2 части. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.

Цель урока: научить учащихся операциям «фильтрация», «запрос» программы Microsoft Access; научить применять данные операции для решения прикладных задач.

Задачи:

  1. Ввести понятие «фильтрация», «запрос»;

  2. обучить учащихся командам, с помощью которых осуществляется фильтрация и поиск данных;

  3. показать пример использования фильтрации и запросов в программе MS Access;

  4. показать пример использования фильтрации и запросов;

  5. развитие способности к анализу и обобщению, самоконтролю и самооценке;

  6. формирование способности к коллективной работе для достижения совместных целей.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Добрый день. Эффект урока будет зависеть от нашего взаимопонимания и слаженной работы. Сегодня вы будете работать парами, и от вашей активности и внимательности будет зависеть эффект вашей малой группы.

2. Этап проверки домашнего задания.

Ребята, что мы с вами проходим? Правильно базы данных. Давайте вспомним, что такое база данных, для этого проверим домашнее задание, а домашним заданием было создание базы данных 11 Б класса, состоящей из 2- таблиц, которые между собой связаны связью ОДИН-КО-МНОГИМ. Кто готов показать свою работу?

3. Объяснение нового материала.

1 этап.

Сегодня мы проведем урок по изучению еще одной из возможностей программы MS Access, позволяющей автоматизировать работу с таблицами.

Нhello_html_m7ae75e28.jpg
а экране слайд 2 презентации к уроку рис.1

Учитель: Давайте подумаем, что можно назвать списком? Какой фрагмент текста или таблицы является, по вашему мнению, списком?

Учитель: перед вами три фрагмента. Какой из них является списком?

Уч-ся: ответы.

Учитель: сформулируйте определение списка. СПИСОК – упорядоченный набор данных Из каких составляющих состоит список?

Ответ: обычно список состоит строки заголовков (текст описания) и строк данных, которые могут быть разного типа.

Учитель: давайте вспомним, как в БД называются ЗАГОЛОВОК таблицы и СТРОКИ ДАННЫХ.

Ответ уч-ся: Заголовок – это поле, а строки – это записи.

Учитель: Какие типы полей вы знаете?

Уч-ся: ответы.

Уhello_html_m17cd19cc.png
читель:
Итак, перед вами база данных туристической фирмы. Опишите основные поля таблицы.

На экране слайд 3 презентации к уроку рис.2

Уч-ся: ответы.

Учитель: где находятся записи таблицы?

Уч-ся: ответы. Под каждым заголовком начинается список, т.е основные записи таблицы.

Учитель: Является ли каждый фрагмент списком? Да.

Мы с вами научились создавать простейшие таблицы, вводить данные в таблицу. Но наша задача изучить как можно больше возможностей программы.

Учитель: Существуют следующие операции, которые обычно выполняются над списками

На экране слайд 4 презентации к уроку рис.3

  • ввод данных, записей в таблицу;

  • поиск данных в базе данных;

  • сортировка записей.

Учитель: Сегодня на уроке мы изучим одну из этих операций. Назвать эту операцию вам поможет следующий рисунок.

Нhello_html_m4d179db9.jpg
а экране слайд 5 презентации к уроку рис.3

Учитель: Правильно! Эта операция – фильтрация списка.

Запишем тему урока: Быстрый поиск данных с помощью Фильтров. Организация запросов.

Нhello_html_6e804c1c.jpg
а экране слайд 6 презентации к уроку рис.4

Учитель: как вы думаете, какова цель нашего урока?

Постановка цели урока:

целью нашего урока является практическое применение фильтрации данных и запросов для решения информационных задач.

Учитель: Разберемся с термином «фильтрация». Для чего служат фильтры?

Известно, например, что перед тем как вода из водохранилища попадает в водопровод, она проходит несколько этапов очистки.

Что осуществляется на каждом этапе очистки?

Ответ: Отбор определенной группы примесей.

Учитель: таким образом, фильтрация позволит нам организовать «сито», через которое вы сможете «просеивать» таблицу данных.

Уhello_html_m3b6a6b65.jpg
читель
: Скажите, пожалуйста, с помощью каких знаков вы в математике находите ответ на вопрос, что больше или меньше? Так вот, условия отбора записей создаются с использованием операторов сравнения (=, >, <, <=, >=).

Учитель: Но фильтры бывают простые и сложные. Простой фильтр содержит условие отбора записей только одного поля. Сложный фильтр содержит несколько условий для различных полей.

Зhello_html_m1716780d.jpg
апишем данную информацию.

Чтобы автоматически отфильтровать список, надо применить команду Записи – Фильтр – Изменить фильтр.

Чhello_html_m36c524e3.jpg
тобы понять каким образом отбирается нужная информация, рассмотрим конкретный пример.

Задача №1.

Дана база данных «Туристическая фирма». Отобрать все двухместные номера четырехзвездночного отеля, где стоимость номера от 200 долларов до 300,количество дней проживания – 10 дней.

Учитель: Кто самый смелый, и пойдет решать данную задачу?

Давайте сформулируем алгоритм:

  1. Открыть существующую таблицу.

  2. Применить команду Записи – Фильтр – Изменить фильтр.

  3. В появившемся окне ввести условия поиска.

  4. Появилось окно с отобранной информацией.

  5. Введем условие, соответствующее заданию.

  6. Применить команду Фильтр / Применить фильтр.

hello_html_m5b0e4ba9.png





Чтобы отобразить все элементы таблицы, необходимо применить команду Фильтр – Удалить фильтр.

Какие у вас вопросы по изложенному материалу? (Вопросы детей).

Учитель: Применим более сложный фильтр для решения информационной задачи.

Уважаемые коллеги, мы получили заявки на организацию туров во все уголки света. Нам пришла заявка от клиента. Послушайте, пожалуйста.

На экране слайд 7 презентации к уроку

Задача №2.

Уважаемая туристическая фирма! «Миллион друзей «Вояж»!

Мы с подругой хотим посетить город «белых ночей», о котором известный поэт А.С. Пушкин написал:

«Люблю…
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак,
Блеск безлунный,
Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла».

Подсчитайте, пожалуйста, общую стоимость путевки, в которую входит дорога. Количество дней – 15. Четырехзвездочный отель, проживание в двухместном номере, питание – завтрак + ужин.

Учитель: О какой стране идет речь, о каком городе?

Учащиеся: Россия. Санкт-Петербург.

Вhello_html_6e706049.png
ыходит учащийся к доске

Учитель:

Применим команду для фильтрации. Попытаемся ввести все известные нам запросы клиента. В результате применения сложного фильтра будут отобраны только те записи, которые удовлетворяют всем условиям одновременно. Можно сказать, что условия в сложных фильтрах связаны между собой операцией логического умножения.

Учитель:

Скажите, пожалуйста, нам удалось подсчитать стоимость путевки клиента?

Учащиеся: Нет.

Учитель:

Значит, выходит, что на ответ клиента мы не ответим? Давайте теперь попытаемся понять, что же такое фильтры?

Вывод: получается, что ФИЛЬТРЫ привязаны к конкретной таблице и вычислить стоимость путевки у нас в данном случае не получится.

Мы с вами рассмотрели вопрос фильтрации, и поняли, что фильтры привязаны к конкретной таблице. Таким образом, в базах данных должен присутствовать такой элемент для поиска, который позволял бы создавать самостоятельные объекты для реализации поиска и решения информационной задачи, или создавшейся проблемы. Таким объектом являются запросы. Давайте попытаемся посмотреть, каким же образом работают запросы и что такое запросы.

На экране слайд 11 презентации к уроку

hello_html_4478a30.jpg


Кhello_html_4c3a5be6.png
акова команда для организации запросов?



Рhello_html_m7b92ad56.png
ассмотрим все тот же пример. (Работа учащихся у доски)



  1. Введем условия поиска.

  2. Запустим запрос.

  3. Стоимость путевки посчитана? Нет.

Учитель: Скажите, у нас есть такое поле, которое позволяет подсчитывать стоимость тура? Нет. В запросах существует возможность построения дополнительного вычисляемого поля. Давайте попытаемся построить данное поле. Но у меня возникает вопрос, каким образом происходит подсчет стоимости путевки?

Учащиеся: Стоимость номера в сутки * количество дней.

Тhello_html_5a8c0c4.pngаким образом, нужно добавить дополнительное поле.

Для этого следует использовать пикограмму для построения выражений.

Учитель:

Попытаемся построить вычисляемое поле. Для этого выведем на экран все поля таблицы, чтобы владеть всей информацией для клиента. Поставим курсор в пустое поле и нажмем пиктограмму.

В появившемся окне напечатаем вручную выражение и щелкнем по кнопке ОК.

Это выражение подставится в новое поле. ЗАПУСТИМ ДАННЫЙ ЗАПРОС.

Вопросы учащихся.

Если нет вопросов, давайте посмотрим, как вы поняли изложенный материал.

Учитель: чем отличаются фильтры от запросов?

Ученик: Различие между ними состоит в том, что запросы являются самостоятельными объектами БД, а фильтры привязаны к конкретной таблице, т.е. требуют открытия нужной таблицы.

Вывод:

Итоги 1-го этапа урока: с чем мы познакомились? мы познакомились с операциями поиска информации: фильтр, запросы. Как вы хорошо поняли изложенный материал, вам поможет вторая часть нашего урока.

  1. Этап закрепления полученных знаний. Деловая игра.

Проведем деловую игру.

Деловая игра.

Я – директор туристической компании, Вы – менеджеры туристической компании.

Уважаемые коллеги, мы получили заявки на организацию туров во все уголки света. Ваша задача: после получения конкретной заявки максимально стремительно и точно ее выполнить. От этого зависит ваш деловой успех. После получения заданий клиента, Вы должны найти нужную Вам информацию и вывести ее на экран. Время на выполнение данного этапа – не более 10 минут.

К наилучшему результату приведет согласованная работа двух человек – менеджеров фирмы (работа в парах). В нашей игре нужно определить три лучшие пары, может быть и больше, которые выполнят задание четко и быстро.

Выдается рабочее задание менеджерам с 1 по 8 вариант.

  1. Итоги урока.

Все возвращаются за парты. Выбираем лучшую пару менеджеров. Выставляем оценки.

Ответьте на вопрос: С какими операциями программы Microsoft Access мы сегодня познакомились?

Ответ: Операция фильтрации, операция организации запросов.

Вопрос: С помощью какой команды можно установить команду фильтра?
(Записи / Фильтр / Изменить фильтр)

Вопрос: Какая функция программы позволяет организовывать самостоятельные запросы?
(Запросы)

Вопрос: Какие предметы школьного курса помогли вам при выполнении заданий?
(География, технология)

Какова была цель сегодняшнего урока?

Достигли ли мы с вами целей?

Теперь подведем итоги деловой игры. (Награждение)

  1. Домашнее задание

На экране слайд 15 презентации к уроку

Параграф 11.4, создать базу данных 11 Б класса, содержащую как минимум две таблицы, а также организованы запросы как простые так и сложные.

Название документа Hydikova_nagragdenie.doc

hello_html_3893355d.gifhello_html_3893355d.gifhello_html_3893355d.gifhello_html_3893355d.gifhello_html_3893355d.gifhello_html_3893355d.gifhello_html_3893355d.gifhello_html_3893355d.gif

hello_html_6fa1499f.gifhello_html_6fa1499f.gifhello_html_6fa1499f.gifhello_html_6fa1499f.gifhello_html_6fa1499f.gifhello_html_6fa1499f.gifhello_html_6fa1499f.gifhello_html_6fa1499f.gif

hello_html_m2d88a81.gifhello_html_m2d88a81.gifhello_html_m2d88a81.gifhello_html_m2d88a81.gifhello_html_m2d88a81.gifhello_html_m2d88a81.gif

hello_html_m84bd928.gifhello_html_3e1ee183.gif

hello_html_353e8b59.gifhello_html_mbb73cf0.gif

Название документа Hydikova_prezent.ppt

* Тема урока: «Быстрый поиск данных с помощью Фильтров. Организация запросов»...
* Домашнее задание.
* Предметы русский язык алгебра биология история физкультура геометрия информ...
*
* ввод данных в таблицу; организация поиска информации в базе данных; сортиро...
*
*
* Фильтры позволяют отбирать записи, которые удовлетворяют заданным условиям ...
* Чтобы автоматически отфильтровать список, надо применить команду : Открыть ...
* Уважаемая туристическая фирма «Миллион друзей «Вояж»! Мы с подругой хотим п...
* Запросы позволяют отбирать записи, которые удовлетворяют заданным условиям....
* Команда для создания запросов: Открыть объект Запросы / Создание запроса в ...
* Создание вычисляемого поля Использование пиктограммы на панели инструментов
* Уважаемая туристическая фирма «Миллион друзей «Вояж»! Я очень люблю отдыхат...
* Домашнее задание: § 11.4. Создать запросы, как простые так и сложные. *Созд...
1 из 15

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 * Тема урока: «Быстрый поиск данных с помощью Фильтров. Организация запросов». А
Описание слайда:

* Тема урока: «Быстрый поиск данных с помощью Фильтров. Организация запросов». Автор: Худякова Ирина Николаевна Должность: учитель информатики и ИКТ Категория: нет Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ № 10» Республика/край, город/поселение: ХМАО - Югра, г. Нижневартовск E-mail: irina-nv86@list.ru Web сайт: http://irina-nv.sehost.ru/

№ слайда 2 * Домашнее задание.
Описание слайда:

* Домашнее задание.

№ слайда 3 * Предметы русский язык алгебра биология история физкультура геометрия информати
Описание слайда:

* Предметы русский язык алгебра биология история физкультура геометрия информатика литература химия физика иностранный язык Сведения Марина пр. Науки 234-76-59-78 д.47 к.8 география магнитофон сканер электролампочка тетрадь цветок огурец Фамилия Алексеев Сидоров Кострова Свистунов Федоров Тарасов Елдашова Карпикова Кириллов Яковлева Крутов

№ слайда 4 *
Описание слайда:

*

№ слайда 5 * ввод данных в таблицу; организация поиска информации в базе данных; сортировка
Описание слайда:

* ввод данных в таблицу; организация поиска информации в базе данных; сортировка записей.

№ слайда 6 *
Описание слайда:

*

№ слайда 7 *
Описание слайда:

*

№ слайда 8 * Фильтры позволяют отбирать записи, которые удовлетворяют заданным условиям таб
Описание слайда:

* Фильтры позволяют отбирать записи, которые удовлетворяют заданным условиям таблицы. Условия отбора записей создаются с использованием операторов сравнения (=, >, <, <=, >=).

№ слайда 9 * Чтобы автоматически отфильтровать список, надо применить команду : Открыть таб
Описание слайда:

* Чтобы автоматически отфильтровать список, надо применить команду : Открыть таблицу-(применить команду) - Записи – Фильтр – Изменить фильтр – Ввести условие поиска – Применить условие . Пример БД Пример №1. Дана база данных «Туристическая фирма». Отобрать информацию об отелях, расположенных в Италии, стоимость номера которых колеблется от 200 до 300 долларов в сутки.

№ слайда 10 * Уважаемая туристическая фирма «Миллион друзей «Вояж»! Мы с подругой хотим посе
Описание слайда:

* Уважаемая туристическая фирма «Миллион друзей «Вояж»! Мы с подругой хотим посетить город «белых ночей», о котором известный поэт А.С. Пушкин написал: «Люблю… Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, Блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла». Посчитайте, пожалуйста, общую стоимость путевки, в которую входит дорога. Количество дней – 15. Четырехзвездочный отель, проживание в двухместном номере, питание – завтрак + ужин. Пример БД

№ слайда 11 * Запросы позволяют отбирать записи, которые удовлетворяют заданным условиям. Ус
Описание слайда:

* Запросы позволяют отбирать записи, которые удовлетворяют заданным условиям. Условия отбора записей создаются с использованием операторов сравнения (=, >, <, <=, >=).

№ слайда 12 * Команда для создания запросов: Открыть объект Запросы / Создание запроса в реж
Описание слайда:

* Команда для создания запросов: Открыть объект Запросы / Создание запроса в режиме конструктора / Добавить таблицу/ Ввести условие поиска / Запуск Пример БД

№ слайда 13 * Создание вычисляемого поля Использование пиктограммы на панели инструментов
Описание слайда:

* Создание вычисляемого поля Использование пиктограммы на панели инструментов

№ слайда 14 * Уважаемая туристическая фирма «Миллион друзей «Вояж»! Я очень люблю отдыхать н
Описание слайда:

* Уважаемая туристическая фирма «Миллион друзей «Вояж»! Я очень люблю отдыхать на побережье Средиземного моря в королевстве белых городов и старинных замков, в стране фламенко и кастаньет. Я хочу в течение недели наслаждаться теплым морем и солнцем. Проживание в пятизвездочном отеле, номер «люкс». Питание – «шведский стол». Посчитайте, пожалуйста, общую стоимость тура. Пример БД

№ слайда 15 * Домашнее задание: § 11.4. Создать запросы, как простые так и сложные. *Создать
Описание слайда:

* Домашнее задание: § 11.4. Создать запросы, как простые так и сложные. *Создать в вашей базе данных вычисляемые поля. **Создать запрос, позволяющий находить информацию как в одной таблице так и в другой одновременно.

Название документа Hydikova_variant.doc

Автор: Худякова Ирина Николаевна. Материал опубликован на сайте «Методическая копилка».

Вариант 1.

Уважаемая туристическая фирма
«Миллион друзей «Вояж»!

Мы с подругой хотим посетить город «белых ночей», о котором известный поэт А.С. Пушкин написал:

«Люблю…
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак,
Блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла».

Подсчитайте, пожалуйста, общую стоимость путевки, в которую входит дорога. Количество дней – 5.

Четырехзвездочный отель, проживание в двухместном номере, питание –
завтрак + ужин.

Вариант 2.

Уважаемая туристическая фирма
«Миллион друзей «Вояж»!

Город, в который я бы хотел поехать на каникулы, является столицей страны, в которой более 200 лет назад происходила война между рабовладельческим Югом и Севером. Во время этой войны страной управлял президент Линкольн.

Я намерен остановиться в этом городе на 6 дней. Проживание в четырехзвездночном отеле, номер одноместный, авиаперелет должен входить в стоимость тура. В отеле должна быть предусмотрена услуга проката автомобилей и шведский стол.

Какова стоимость тура?

Вариант 3.

Уважаемая туристическая фирма
«Миллион друзей «Вояж»!

Я хотел бы побывать в Европе и посетить страну, в которой творили Дюма и Бомарше, Сименон и Бальзак; родину старейшего университета Сорбонна, коньяка и шампанского.

Порекомендуйте город этой страны, в который лучше поехать. Количество дней проживания 5.

Номер одноместный в четырехзвездночном отеле, питание – шведский стол, стоимость путевки не должна превышать 850 $, без авиаперелета.

Подсчитайте, пожалуйста, общую стоимость путевки.

Вариант 4.

Уважаемая туристическая фирма
«Миллион друзей «Вояж»!

В это холодное время года я хотел бы на недельку поехать с подругой в экзотическую страну, родину пирамид и фараонов. Этой стране посвящена опера Верди «Аида».

Отель трехзвездочный, номер двухместный, обязательно в отеле должен быть спортклуб, питание должно входить в стоимость тура.

Какова стоимость тура на 7 дней и входит ли в нее авиаперелет?


Вариант 5.

Уважаемая туристическая фирма
«Миллион друзей «Вояж»!

Давно мечтала посетить город, названного в честь одного из братьев, вскормленных волчицей, - Рэма и Ромула. Этот город еще называют «вечным городом», его стены помнят легендарного Спартака – предводителя восстания рабов.

Хотелось бы за 8 дней осмотреть все достопримечательности столицы этого государства, остановиться в пятизвездочном отеле, в одноместном номере.

Посчитайте, пожалуйста, общую стоимость путевки, в которую входит питание полностью, а также авиаперелет.

Вариант 6.

Уважаемая туристическая фирма
«Миллион друзей «Вояж»!

Я долгое время выбирала и, наконец, решила посетить страну, которую называют «страной восходящего солнца», и увидеть священную гору под называнием Фудзияма.

Хотелось бы поехать в столицу этой страны и поселиться в трехзвездночном отеле, в одноместном номере, чтобы питание было полностью включено в путевку.

Какова стоимость этого тура на 5 дней вместе с авиаперелетом?

Вариант 7.

Уважаемая туристическая фирма
«Миллион друзей «Вояж»!

Хочу в путешествие на родину «Биттлз», Бритни Спирс, Спайс Гелз, футбольной команды «Ливерпуль»! Там находятся старейшие университеты Кембридж и Оксфорд.

Помогите мне добраться туда и пережить всю полноту ощущений от посещения этого места!

Хотел бы посетить столицу этого государства и остановиться в трехзвездночном отеле, двухместном номере, питание должно входить в стоимость путевки полностью.

Какова стоимость тура на 4 дня с авиаперелетом?

Вариант 8.

Уважаемая туристическая фирма
«Миллион друзей «Вояж»!

Мечтаю увидеть корриду и фламенко! Мне близок темперамент народа этой удивительной страны!

Я хочу остановиться в столице этой страны на 5 дней, жить в четырехзвездночном отеле, в одноместном номере, питание –

завтрак + ужин.

Подсчитайте стоимость тура. Входит ли авиаперелет в стоимость путевки?

hello_html_m315f5ba0.gif

Конспект урока «Быстрый поиск данных с помощью Фильтров. Организация запросов» 10-11 класс
Скачать материал
  • Информатика
Описание:

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютерный класс, программы Microsoft Access 2007, задания к уроку в электронном виде (см. папку «Приложение»).

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная на компьютере.

Аннотация: данный урок является промежуточным при изучении темы «Базы данных», класс разбит на группы по два человека (работа в парах).

Цель урока: научить учащихся операциям «фильтрация», «запрос» программы Microsoft Access; научить применять данные операции для решения прикладных задач.

Задачи урока:

  1. ввести понятие «фильтрация», «запрос»;
  2. обучить учащихся командам, с помощью которых осуществляется фильтрация и поиск данных;
  3. показать пример использования фильтрации и запросов в программе MS Access;
  4. показать пример использования фильтрации и запросов;
  5. развитие способности к анализу и обобщению, самоконтролю и самооценке;
  6. формирование способности к коллективной работе для достижения совместных целей.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Добрый день. Эффект урока будет зависеть от нашего взаимопонимания и слаженной работы. Сегодня вы будете работать парами, и от вашей активности и внимательности будет зависеть эффект вашей малой группы.

2. Этап проверки домашнего задания.

Ребята, что мы с вами проходим? Правильно базы данных. Давайте вспомним, что такое база данных, для этого проверим домашнее задание, а домашним заданием было создание базы данных 11 Б класса, состоящей из 2- таблиц, которые между собой связаны связью ОДИН-КО-МНОГИМ. Кто готов показать свою работу?

3. Объяснение нового материала.

1 этап.

Сегодня мы проведем урок по изучению еще одной из возможностей программы MS Access, позволяющей автоматизировать работу с таблицами.

На экране слайд 2 презентации к уроку рис.1

h_3.jpg

Учитель: Давайте подумаем, что можно назвать списком? Какой фрагмент текста или таблицы является, по вашему мнению, списком? Перед вами три фрагмента. Какой из них является списком?
Учащиеся: ответы.

Учитель: сформулируйте определение списка. СПИСОК – упорядоченный набор данных Из каких составляющих состоит список?
Ответ: обычно список состоит строки заголовков (текст описания) и строк данных, которые могут быть разного типа.
Учитель: давайте вспомним, как в БД называются ЗАГОЛОВОК таблицы и СТРОКИ ДАННЫХ.
Ответ учащихся: Заголовок – это поле, а строки – это записи.
Учитель: Какие типы полей вы знаете?
Учащиеся: ответы.
Учитель: Итак, перед вами база данных туристической фирмы. Опишите основные поля таблицы.

На экране слайд 3 презентации к уроку рис.2

h_4.jpg

Учащиеся: ответы.
Учитель: где находятся записи таблицы?
Учащиеся: ответы. Под каждым заголовком начинается список, т.е основные записи таблицы.
Учитель: Является ли каждый фрагмент списком? Да.
Мы с вами научились создавать простейшие таблицы, вводить данные в таблицу. Но наша задача изучить как можно больше возможностей программы.
Учитель: Существуют следующие операции, которые обычно выполняются над списками.

На экране слайд 4 презентации к уроку рис.3

  • ввод данных, записей в таблицу;
  • поиск данных в базе данных;
  • сортировка записей.

Учитель: Сегодня на уроке мы изучим одну из этих операций. Назвать эту операцию вам поможет следующий рисунок.

На экране слайд 5 презентации к уроку рис.3

Учитель: Правильно! Эта операция – фильтрация списка.
Запишем тему урока: Быстрый поиск данных с помощью Фильтров. Организация запросов.

На экране слайд 6 презентации к уроку рис.4

h_7.jpg

Учитель: как вы думаете, какова цель нашего урока?
Постановка цели урока:
Целью нашего урока является практическое применение фильтрации данных и запросов для решения информационных задач.
Учитель: Разберемся с термином «фильтрация». Для чего служат фильтры?
Известно, например, что перед тем как вода из водохранилища попадает в водопровод, она проходит несколько этапов очистки.
Что осуществляется на каждом этапе очистки?
Ответ: Отбор определенной группы примесей.
Учитель: таким образом, фильтрация позволит нам организовать «сито», через которое вы сможете «просеивать» таблицу данных.
Скажите, пожалуйста, с помощью каких знаков вы в математике находите ответ на вопрос, что больше или меньше? Так вот, условия отбора записей создаются с использованием операторов сравнения (=, >, <, <=, >=).

h_8.jpg

Учитель: Но фильтры бывают простые и сложные. Простой фильтр содержит условие отбора записей только одного поля. Сложный фильтр содержит несколько условий для различных полей. Запишем данную информацию.

Чтобы автоматически отфильтровать список, надо применить команду Записи – Фильтр – Изменить фильтр.
Чтобы понять каким образом отбирается нужная информация, рассмотрим конкретный пример.

h_9.jpg

Задача №1.

Дана база данных «Туристическая фирма». Отобрать все двухместные номера четырехзвездночного отеля, где стоимость номера от 200 долларов до 300,количество дней проживания – 10 дней.

Учитель: Кто самый смелый, и пойдет решать данную задачу?

  1. Давайте сформулируем алгоритм:
  2. Открыть существующую таблицу.
  3. Применить команду Записи – Фильтр – Изменить фильтр.
  4. В появившемся окне ввести условия поиска.
  5. Появилось окно с отобранной информацией.
  6. Введем условие, соответствующее заданию.
  7. Применить команду Фильтр / Применить фильтр.

h_16.jpg

Чтобы отобразить все элементы таблицы, необходимо применить команду Фильтр – Удалить фильтр.
Какие у вас вопросы по изложенному материалу? (Вопросы детей).
Учитель: Применим более сложный фильтр для решения информационной задачи.
Уважаемые коллеги, мы получили заявки на организацию туров во все уголки света. Нам пришла заявка от клиента. Послушайте, пожалуйста.

На экране слайд 7 презентации к уроку

Задача №2.

Уважаемая туристическая фирма! «Миллион друзей «Вояж»!
Мы с подругой хотим посетить город «белых ночей», о котором известный поэт А.С. Пушкин написал:

«Люблю…
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак,
Блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла».

Подсчитайте, пожалуйста, общую стоимость путевки, в которую входит дорога. Количество дней – 15. Четырехзвездочный отель, проживание в двухместном номере, питание – завтрак + ужин.
Учитель: О какой стране идет речь, о каком городе?
Учащиеся: Россия. Санкт-Петербург.

h_18.jpg

Учитель:
Применим команду для фильтрации. Попытаемся ввести все известные нам запросы клиента. В результате применения сложного фильтра будут отобраны только те записи, которые удовлетворяют всем условиям одновременно. Можно сказать, что условия в сложных фильтрах связаны между собой операцией логического умножения.
Учитель:
Скажите, пожалуйста, нам удалось подсчитать стоимость путевки клиента?
Учащиеся: Нет.
Учитель:
Значит, выходит, что на ответ клиента мы не ответим? Давайте теперь попытаемся понять, что же такое фильтры?
Вывод: получается, что ФИЛЬТРЫ привязаны к конкретной таблице и вычислить стоимость путевки у нас в данном случае не получится.
Мы с вами рассмотрели вопрос фильтрации, и поняли, что фильтры привязаны к конкретной таблице. Таким образом, в базах данных должен присутствовать такой элемент для поиска, который позволял бы создавать самостоятельные объекты для реализации поиска и решения информационной задачи, или создавшейся проблемы. Таким объектом являются запросы. Давайте попытаемся посмотреть, каким же образом работают запросы и что такое запросы.

На экране слайд 11 презентации к уроку

h_11.jpg

Какова команда для организации запросов?

h_12.jpg

Рассмотрим все тот же пример. (Работа учащихся у доски)

h_17.jpg

  1. Введем условия поиска.
  2. Запустим запрос.
  3. Стоимость путевки посчитана? Нет.

Учитель: Скажите, у нас есть такое поле, которое позволяет подсчитывать стоимость тура? Нет. В запросах существует возможность построения дополнительного вычисляемого поля. Давайте попытаемся построить данное поле. Но у меня возникает вопрос, каким образом происходит подсчет стоимости путевки?

Учащиеся: Стоимость номера в сутки * количество дней. Таким образом, нужно добавить дополнительное поле. Для этого следует использовать пикограмму для построения выражений.

Учитель: Попытаемся построить вычисляемое поле. Для этого выведем на экран все поля таблицы, чтобы владеть всей информацией для клиента. Поставим курсор в пустое поле и нажмем пиктограмму. В появившемся окне напечатаем вручную выражение и щелкнем по кнопке ОК. Это выражение подставится в новое поле. ЗАПУСТИМ ДАННЫЙ ЗАПРОС. Вопросы учащихся. Если нет вопросов, давайте посмотрим, как вы поняли изложенный материал. Учитель: чем отличаются фильтры от запросов? Ученик: Различие между ними состоит в том, что запросы являются самостоятельными объектами БД, а фильтры привязаны к конкретной таблице, т.е. требуют открытия нужной таблицы. Вывод: Итоги 1-го этапа урока: с чем мы познакомились? мы познакомились с операциями поиска информации: фильтр, запросы. Как вы хорошо поняли изложенный материал, вам поможет вторая часть нашего урока.

4. Этап закрепления полученных знаний. Деловая игра.

Проведем деловую игру.
Деловая игра.
Я – директор туристической компании, Вы – менеджеры туристической компании.
Уважаемые коллеги, мы получили заявки на организацию туров во все уголки света. Ваша задача: после получения конкретной заявки максимально стремительно и точно ее выполнить. От этого зависит ваш деловой успех. После получения заданий клиента, Вы должны найти нужную Вам информацию и вывести ее на экран. Время на выполнение данного этапа – не более 10 минут.
К наилучшему результату приведет согласованная работа двух человек – менеджеров фирмы (работа в парах). В нашей игре нужно определить три лучшие пары, может быть и больше, которые выполнят задание четко и быстро.

Выдается рабочее задание менеджерам с 1 по 8 вариант.

5. Итоги урока

Все возвращаются за парты. Выбираем лучшую пару менеджеров. Выставляем оценки.
Ответьте на вопрос: С какими операциями программы Microsoft Access мы сегодня познакомились?
Ответ: Операция фильтрации, операция организации запросов.
Вопрос: С помощью какой команды можно установить команду фильтра?
(Записи / Фильтр / Изменить фильтр)
Вопрос: Какая функция программы позволяет организовывать самостоятельные запросы?
(Запросы)
Вопрос: Какие предметы школьного курса помогли вам при выполнении заданий?
(География, технология)
Какова была цель сегодняшнего урока?
Достигли ли мы с вами целей?
Теперь подведем итоги деловой игры. (Награждение)

6. Домашнее задание

На экране слайд 15 презентации к уроку

Параграф 11.4, создать базу данных 11 Б класса, содержащую как минимум две таблицы, а также организованы запросы как простые так и сложные.

Литература:

  1. Богомолова О.Б., Практические работы по MS Excel. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  2. Семакин Е.К. Информатика. Задачник-практикум. 1, 2 части. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.




save.pngПолный архив приложений к уроку в формате ZIP, объемом 4 Мб (2-2-4-4-9.zip):

  1. Презентация «Быстрый поиск данных с помощью Фильтров. Организация запросов» (.ppt)
  2. Конспект урока (.doc)
  3. Раздаточный материал для учащихся (.doc)
  4. Учебная база данных (.mdb)


Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 11 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Худякова Ирина Николаевна
Дата добавления 03.03.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 3323
Номер материала 504
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓