- Учебник: «Информатика», Босова Л.Л., Босова А.Ю.
- Тема: 1.2.2. Математические модели
- 30.12.2020
- 894
- 2
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Раздел программы: Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.Тип урока: урок практикум в 9 классе.Оборудование: компьютерный класс, оснащённый современной техникой и лицензированным программным обеспечением. На компьютерах должна быть установлена операционная система Windows (Microsoft PowerPoint) или Linux (OpenOffice.org Impress). Обеспечена работа локальной и глобальной сети, а так же экрана с проектором. Цель занятия: сформировать алгоритмическое представление разработки анимации в презентации на основе обработки графической информации; уметь выбирать программную среду для решения конкретной учебной задачи связанной с анимационным движением; расширить общеучебные и общекультурные навыки работы с графической информацией. Задача занятия: Воспитательная – развитие познавательного интереса, чувства своего выбора, воспитание информационной культуры, осознание своей значимости в образовательном процессе. Учебная – активизация мыслительных процессов, формирование понятия анимации, настройки анимации. Развивающая – формирование и развитие обобщенных способов деятельности, навыков самостоятельной работы, творческой активности учащихся, памяти, внимательности, компетентностей. Познавательная – расширение кругозора. Ход занятия: Подготовительный этап (1 минута) Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие класса. Актуализация знаний (20 минут) Преподаватель заранее продумывает вопросы для активизации мыслительной деятельности учащихся, используя методический прием беседу. Например: Для привлечения внимания к своему сообщению докладчик использует движущиеся объекты в демонстрируемых слайдах информационного сообщения (в данный момент проектор выводит на экран 2-3 различных тематических слайда с движущимися объектами учащихся прошлых лет). Каким образом достигается иллюзия анимационного движения? {Примеры вариантов ответа фронтального опроса: за счёт быстрой сменяемости одного объекта другим слегка изменённым от предыдущего; быстрая смена объекта-кадра, которую глаз человека воспринимает как непрерывное движение.} Как влияет количество кадров на качество анимации? {Пример варианта ответа фронтального опроса: чем больше количество кадров меняется за одну секунду, тем качественнее иллюзия движения, так в кино за одну секунду сменяются 24 кадра.} С какой частотой для комфортного восприятия происходит обновление изображения в современных мониторах? {Пример варианта ответа: с частотой 75 раз в секунду.} На данный вопрос, как правило, учащиеся испытывают затруднение, поэтому необходимо двух учеников адресовать в сеть Интернет для получения более полной информации. Пока они вводят в поисковую строку запрос другим, например, шести ученикам предлагается найти ответы на задания, которые напечатаны на листках лежащих у компьютера с выходом в Интернет (сами задания не оглашаются). Если желающих ребят мало, то учитель сам в праве вызвать учеников, которые успешно справятся с поставленным заданием. Задания, найти в сети Интернет информацию и сделать совместную небольшую информационную справку: первые упоминания механизмов анимации (на бумаге, стекле, …); год выпуска и страна самого первого полнометражного мультфильма; в каком году в СССР состоялась премьера мультфильма «Новый Гулливер»; кто и в каком году основал мультипликационную студию «Пилот» в нашей стране; какие среды используют для современных анимационных роликов; найти два современных анимационных ролика демонстрирующих движение Земли вокруг Солнца. {Примерная информационная справка: 70 г. до н.э. Лукреций в своем произведении «О природе вещей» рассказывал о механизме создания подвижных узоров. 10-11 вв. – появились теневые представления, которые были очень похожи на будущие мультфильмы. 15 в. – выполнены подобия блокнотов с движущимися узорами, человечков или животных. В средние столетия находились спецы, веселившие народ подвижными изображениями, используя для этого специальные механизмы. Во второй половине 17 ст. А.Киршер создал «чародейственный фонарь», с помощью которого можно было показывать изображения на стекле. Самый первый полнометражный мультфильм был выпущен в 1917 году Аргентиной и назывался он «Апостол», а в СССР в 1935 году состоялась первая премьера мультфильма «Новый Гулливер». Первой негосударственной студией в бывшем СССР считается московская мультипликационная студия «Пилот», которая основана в 1988 году режиссером Александром Татарским, художником Игорем Ковалёвым и искусствоведом Анатолием Прохоровым. Современными принципами и методами создания анимационных роликов считаются среды Adobe Flash, 3D, HTML, Flex, Delphi, PowerPoint, Pascal, Basic,… Примеры анимации движения Земли вокруг Солнца: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e6609a18-088c-4979-83f0-faeeeef9faa1/view/ http://video-tub-ru.yandex.net/i?id=22518323-05-12 http://www.youtube.com/watch?v=pQNLedeMOgA } Группа учащихся сама распределяет, кто на какой вопрос ищет ответ и в какой последовательности будет их выступление. Время поиска и составления информационной справки ограниченно от 4 до 7 минут. Учитель продолжает работать с остальной массой ребят, предварительно выслушав ответ от двух учащихся работавших в поисковой сети. Далее он предъявляет очередной вопрос: Предложите возможные варианты создания модели, если ученик девятого класса получил задание от учителя географии смоделировать движение Земли вокруг Солнца. Девятиклассники, сначала урока сидят, так чтобы им можно было быстро сгруппироваться в малые группы по четыре – пять человек для обсуждения варианта модели. Время обсуждения 2 минуты, предъявления модели 3 минуты, т.е. не все группы выслушиваются. {Возможные варианты ответа: 1) изобразить Солнце и Землю, задать траекторию смены положения Земли, используя уравнение окружности для смены координат х и у (см.рис.1) ; 2) создать 8 рисунков (кадров) с различными положениями Земли по отношению к Солнцу и быстро их просмотреть (сменяя один рисунок, друг за другом) (см.рис.2); 3) обратиться к настройкам анимации одного из приложений программного обеспечения и выбрать желаемый эффект для Земли.} Предоставляется слово учащимся с информационной справкой, в завершении которой они демонстрируют ещё два варианта заданной модели. И так в каких средах или программных приложениях можно организовать работу предложенных моделей? {Возможные варианты ответа фронтального опроса: используя язык программирования (Pascal, Basic, С++, Delphi и т.д.), разработать презентацию (PowerPoint, OpenOffice.org Impress), использовать Macromedia Flash и т.д.} С какой из предложенных сред вы знакомы и готовы разработать быстро анимацию движения Земли вокруг Солнца? {Возможные варианты ответа фронтального опроса: презентацией (большее количество детей), Macromedia Flash (единичный ответ) и т.д.} Вопрос на уточнение: Так чем вы сейчас будете заниматься? 3. Постановка учебной задачи (20 минут) Учащиеся получают Задание: используя возможности анимационных эффектов презентации, разработайте модель движения Земли вокруг Солнца. Разместив на одном слайде необходимые объекты (Землю и Солнце) самостоятельно изучите и подберите наиболее подходящие эффекты. В данном компьютерном практикуме ребята впервые на уроке работают с презентацией. Некоторые из них имеют представление работы в этом программном приложении из самостоятельного его изучения в домашних условиях или знакомились с ним в среднем звене. Поэтому ученики в состоянии выделить инвариантный компонент интерфейса и выполнить требуемое задание без объяснений и демонстраций приложения. Проанализировав предложенную ситуацию, девятиклассники используют исследовательский метод работы. Учащиеся самостоятельно компонуют работу в парах, группах за персональным компьютером. У некоторых ребят возникает вопрос: «Какую среду необходимо запустить на экране монитора?». И от своих одноклассников получают ответ «Microsoft PowerPoint». В процессе работы учащихся преподаватель берёт на себя роль консультанта. И отвечает на часто задаваемые вопросы: - «С помощью чего изобразить Землю и Солнце?» {Ответ: воспользуйтесь панелью рисования и выберите необходимый объект или найдите с помощью Интернета подходящие объекты.} - «Как закрасить Землю?» {Ответ: воспользуйтесь панелью рисования и выберите цвет заливки.} - «Где находятся эффекты анимации?» {Ответ: в строке основного меню выберите показ слайдов, в открывшемся меню выбрать настройка анимации.} - «Как добавить эффект анимации?» {Ответ: выделите объект на слайде и задайте добавить эффект по своему усмотрению.} После того как большая часть класса справилась с заданием (5-6 машин из 9), вся работа над созданием модели останавливается. Варианты моделей сохраняются по локальной сети в одну общую папку, и начинается демонстрация работ в аудитории сети через проектор. - Пронаблюдав различные модели, предложенные в аудитории, какие эффекты анимации вами были использованы? {Возможные варианты ответа беседы: появление, исчезновение, вспышка, увеличение, растворение и т.д.} 4. Анализ своих действий (17 мин) Далее предъявляется на экране модель движения Земли вокруг Солнца, выполненная по алгоритму из практикума Н.Д.Угриновича. - Как вы считаете, какие эффекты анимации использованы в этой модели? Демонстрируемые эффекты анимации в аудитории не были ни кем выбраны и определить какой именно анимационный эффект использовался можно лишь предположением. Отчётливо видно вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли по круговой орбите вокруг Солнца, поэтому ребята должны зафиксировать именно эти названия эффектов. Предлагается обсудить алгоритм создания только что увиденной модели с фиксацией у доски и в рабочих тетрадях школьников. Незнакомые эффекты вводятся учителем путем наводящих вопросов. В это же время самый опытный ученик апробирует описанный алгоритм на компьютере, демонстрируя результат пошагового выполнения с помощью экрана и проектора в аудитории. Алгоритм движение Земли вокруг Солнца: Изобразить два объекта (Землю, Солнце). Объекту Солнце задать эффект пути перемещения – круг. Переместить объект Солнце в центр круга. Объекту Земля задать эффект выделение-вращение. Настройка анимационных эффектов одновременного перехода на следующий слайд с помощью команды параметры эффектов и вкладки времени. Просмотр работы всей модели. 5. Рефлексия (7 минут) Какую цель на занятии вы реализовали? {Возможные варианты фронтального опроса: найти решение создания модели, получить алгоритм разработки модели.} Чему вы научились? {Возможный вариант фронтального опроса: создавать анимационные эффекты графических объектов.} Какие трудности возникли в создании анимационной модели? {Возможные варианты фронтального опроса: выбор рационального эффекта анимации, составление своего плана действия по разработке модели.} Для чего можно использовать полученные знания? {Возможные варианты ответа: создание модели строения атома, привлечение внимания аудитории к выступлению, использование поискового метода для задания эффектов анимации другим объектам.} Чем можно дополнить нашу модель? {Возможный вариант фронтального опроса: добавить и другие планеты, ввести спутник Земли Луну и т.д.} Дайте оценку увиденных моделей (коллективная отметка выставляется в журнал). Найдите и пронаблюдайте в сети Интернет подобные модели анимации. 6. Формулировка домашнего задания (5 минут) Задание: Разработать анимацию работы светофора на одном слайде. Учитываются разноуровневый работы:Уровень А: на слайде графическими элементами изображен светофор, имеются все три сигнала, срабатывающие поочередно.Уровень В: в работе сигналов учтен временной интервал смены цвета.Уровень С: светофор многократно повторяет работу алгоритма анимации с правильным временным интервалом до тех пор пока не будет прерван пользователем. Важно добиться единого понимания, а именно, обсудить работу сигналов светофора с учетом временного интервала между появлением и исчезновением красного, желтого и зелёного сигнала. Пример: Загорается красный цвет (35 сек); Появляется мигающий жёлтый цвет (5 сек); Исчезает красный цвет, жёлтый мигает (3 сек); Загорается зелёный цвет, жёлтый мигает (3 сек); Исчезает жёлтый цвет, зелёный горит (35 сек); Появляется мигающий жёлтый цвет (5 сек); Исчезает зелёный цвет, жёлтый мигает (3 сек); Повтор действий с пункта 1. 08.09.2012
6 610 358 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Мельникова Марина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.