Инфоурок Информатика Другие методич. материалыКонспект урока на тему «Моделирование биологических процессов» 9 класс

Конспект урока на тему «Моделирование биологических процессов» 9 класс

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока на тему «Моделирование биологических процессов».doc

Конспект урока на тему
«Моделирование биологических процессов»

9 класс

 


Тип: Построение и исследование моделей.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с дополнительными заданиями, маркеры, доска, учебник.
Цели:

  1. Сформировать понятие рекуррентное соотношение.
  2. Сформировать умение создавать и исследовать биологические модели.

Ход урока:

1 этап: - Какие модели научились создавать?
- …Математические модели, моделирование физических процессов…
- Как вы думаете, а можно ли с помощью компьютера создать биологическую модель?

2 этап: - Вычислительная техника открыла широкие возможности для изучения процессов происходящих в природе и обществе. Одно из ведущих мест занимают исследования влияния деятельности человека на природу и развитие биологических популяций в природной среде. Какие вам известны факты бездумного вмешательства человека  в естественные биологические процессы?
… уничтожение воробьёв в Китае, ввоз кроликов в Австралию…
- Исследования биологических процессов  позволяют установить квоты на вылов рыбы и охоту, предупредить экологические катастрофы. Сегодня мы вместе построим модель развития популяции.
3 этап: - С разработки какой модели начнём?
- математической…
1 Модель неограниченного роста - численность популяции ежегодно увеличивается на определённый процент.
Выражается в виде рекуррентной формулы:
Хn+1=а·Хn,
где Хn – численность популяции в предыдущем году, Хn+1 – численность популяции в текущем году, а – коэффициент роста (например: если рост 5%, то а=1,05).

2 Модель ограниченного роста - связана с перенаселением, нехваткой питания, болезнями.
Хn+1=(а-b·Хn)·Xn,
где b – коэффициент перенаселённости (b много меньше, чем a).

3 Модель ограниченного роста с отловом - связана с деятельностью человека (охота, рыболовство) и позволяет установить квоты на отлов рыбы и охоту.
Хn+1=(а-b·Хn)·Xn-С,
где С – величина отлова (количество особей).

4 Модель жертва – хищник характеризует взаимодействие с другими популяциями.
1) Численность популяции жертв:
Хn+1=(а-b·Хn)·Xn-с-f ·Xn·Yn
где f – характеризует возможность гибели жертвы от хищника (количество их встреч)

2) Численность популяции хищников: увеличивается пропорционально увеличению количества жертв
Yn+1=d·Yn+e·Xn·Yn
где е – коэффициент роста численности хищников за счёт жертв,
d – коэффициент роста популяции хищников.

4 этап: Построим компьютерную модель.
Программный код:
Dim n As Integer, x, y, a, b, c, d, e, f As Single
Описание: Окно программы с программным кодомPrivate Sub Command1_Click()
x = Val(Text1.Text)
n = Val(Text2.Text)
a = Val(Text3.Text)
b = Val(Text4.Text)
c = Val(Text5.Text)
f = Val(Text6.Text)
e = Val(Text7.Text)
d = Val(Text8.Text)
y = Val(Text9.Text)
z = Val(Text10.Text)
Picture1.Scale (-1, 10)-(n + 1, -1)
Picture1.Line (-1, 0)-(n + 1, 0)
Picture1.Line (0, 10)-(0, -1)
For x = 0 To n
Picture1.PSet (x, 0)
Picture1.Print x
Next x
End Sub

Private Sub Command2_Click()
x = Val(Text1.Text)
For i = 1 To n
Picture1.PSet (i, x), vbRed
x = x * a
Next i
Label10.Caption = x
End Sub

Private Sub Command3_Click()
x = Val(Text1.Text)
For i = 1 To n
Picture1.PSet (i, x), vbCreen
x = (a - b * x) * x
Next i
Label11.Caption = x
End Sub

Private Sub Command4_Click()
x = Val(Text1.Text)
For i = 1 To n
Picture1.PSet (i, x), vbRed
x = (a - b * x) * x - c
Next i
Label12.Caption = x
End Sub

Private Sub Command5_Click()
x = Val(Text1.Text)
y = Val(Text9.Text)
For i = 1 To n
Picture1.PSet (i, x), vbRed
Picture1.PSet (i, y), vbRed
x = (a - b * x) * x - c - f * x * y
y = d * y + e * x * y
Next i
Label13.Caption = x
Label14.Caption = y
End Sub

Private Sub Command6_Click()
x = Val(Text1.Text)
y = Val(Text9.Text)
z = Val(Text10.Text)
For i = 1 To n
Picture1.PSet (i, x), vbRed
Picture1.PSet (i, y), vbRed
x = (a - b * x) * x - c - f * x * x
y = d * y + e * x * y - z
Next i
Label15.Caption = x
Label15.Caption = y
End Sub

5 этап: Проведите компьютерный эксперимент со следующими коэффициентами:
А=1,6; В=0,1; С=0,1; F=0,06; D=0,9; E=0,1; N=20; X1=1; Y1=1.
6 этап: На основе полученных результатов и изменяя коэффициенты, проведите исследование и определите:

  1. К чему ведёт неограниченный рост популяции?
  2. Определите, при каком коэффициенте отлова численность популяции стабилизируется (таким образом, выявите квоты)?
  3. Как связаны между собой динамика увеличения и уменьшения численности популяции хищников и жертв?

Домашнее задание: Создайте модель с отловом как хищников, так и жертв.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока на тему «Моделирование биологических процессов» 9 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Мастер зеленого хозяйства

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ ‚ ¦­®!.txt

Данный материал был скачан с сайта www.metod-kopilka.ru

============================================================

 

!!!!!!!!Орфография и форматирование автора материала!!!!!!!!!!

 

========================================

Образовательно-информационный ресурс для учителей информатики,

учащихся и всех-всех, кто интересуется ИТ:

http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

 

Организационные, методические и нормативные документы,

лабораторно-практические работы (комплекс занятий по MS Word, MS Excel,

MS Access, MS PowerPaint, Paint, Move Maker и др. прикладным программам),

лекции,конспекты, дидактический материал, занимательная информатика,

экзамен, проектная деятельность, презентации.

Все в свободном доступе! Без регистрации!

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока на тему «Моделирование биологических процессов» 9 класс"

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип: Построение и исследование моделей.Методы: словесные, наглядные, практические.Формы: фронтальная, индивидуальная.Оборудование: компьютер, проектор, карточки с дополнительными заданиями, маркеры, доска, учебник.Цели: Сформировать понятие рекуррентное соотношение. Сформировать умение создавать и исследовать биологические модели. Ход урока: 1 этап: - Какие модели научились создавать? - …Математические модели, моделирование физических процессов… - Как вы думаете, а можно ли с помощью компьютера создать биологическую модель? … 2 этап: - Вычислительная техника открыла широкие возможности для изучения процессов происходящих в природе и обществе. Одно из ведущих мест занимают исследования влияния деятельности человека на природу и развитие биологических популяций в природной среде. Какие вам известны факты бездумного вмешательства человека в естественные биологические процессы? … уничтожение воробьёв в Китае, ввоз кроликов в Австралию… - Исследования биологических процессов позволяют установить квоты на вылов рыбы и охоту, предупредить экологические катастрофы. Сегодня мы вместе построим модель развития популяции.3 этап: - С разработки какой модели начнём? - математической…1 Модель неограниченного роста - численность популяции ежегодно увеличивается на определённый процент. Выражается в виде рекуррентной формулы:Хn+1=а·Хn, где Хn – численность популяции в предыдущем году, Хn+1 – численность популяции в текущем году, а – коэффициент роста (например: если рост 5%, то а=1,05). 2 Модель ограниченного роста - связана с перенаселением, нехваткой питания, болезнями.Хn+1=(а-b·Хn)·Xn, где b – коэффициент перенаселённости (b много меньше, чем a). 3 Модель ограниченного роста с отловом - связана с деятельностью человека (охота, рыболовство) и позволяет установить квоты на отлов рыбы и охоту.Хn+1=(а-b·Хn)·Xn-С, где С – величина отлова (количество особей). 4 Модель жертва – хищник характеризует взаимодействие с другими популяциями.1) Численность популяции жертв: Хn+1=(а-b·Хn)·Xn-с-f ·Xn·Yn где f – характеризует возможность гибели жертвы от хищника (количество их встреч) 2) Численность популяции хищников: увеличивается пропорционально увеличению количества жертвYn+1=d·Yn+e·Xn·Yn где е – коэффициент роста численности хищников за счёт жертв, d – коэффициент роста популяции хищников. 4 этап: Построим компьютерную модель. Программный код: Dim n As Integer, x, y, a, b, c, d, e, f As Single Private Sub Command1_Click() x = Val(Text1.Text) n = Val(Text2.Text) a = Val(Text3.Text) b = Val(Text4.Text) c = Val(Text5.Text) f = Val(Text6.Text) e = Val(Text7.Text) d = Val(Text8.Text) y = Val(Text9.Text) z = Val(Text10.Text) Picture1.Scale (-1, 10)-(n + 1, -1) Picture1.Line (-1, 0)-(n + 1, 0) Picture1.Line (0, 10)-(0, -1) For x = 0 To n Picture1.PSet (x, 0) Picture1.Print x Next x End Sub Private Sub Command2_Click() x = Val(Text1.Text) For i = 1 To n Picture1.PSet (i, x), vbRed x = x * a Next i Label10.Caption = x End Sub Private Sub Command3_Click() x = Val(Text1.Text) For i = 1 To n Picture1.PSet (i, x), vbCreen x = (a - b * x) * x Next i Label11.Caption = x End Sub Private Sub Command4_Click() x = Val(Text1.Text) For i = 1 To n Picture1.PSet (i, x), vbRed x = (a - b * x) * x - c Next i Label12.Caption = x End Sub Private Sub Command5_Click() x = Val(Text1.Text) y = Val(Text9.Text) For i = 1 To n Picture1.PSet (i, x), vbRed Picture1.PSet (i, y), vbRed x = (a - b * x) * x - c - f * x * y y = d * y + e * x * y Next i Label13.Caption = x Label14.Caption = y End Sub Private Sub Command6_Click() x = Val(Text1.Text) y = Val(Text9.Text) z = Val(Text10.Text) For i = 1 To n Picture1.PSet (i, x), vbRed Picture1.PSet (i, y), vbRed x = (a - b * x) * x - c - f * x * x y = d * y + e * x * y - z Next i Label15.Caption = x Label15.Caption = y End Sub 5 этап: Проведите компьютерный эксперимент со следующими коэффициентами: А=1,6; В=0,1; С=0,1; F=0,06; D=0,9; E=0,1; N=20; X1=1; Y1=1.6 этап: На основе полученных результатов и изменяя коэффициенты, проведите исследование и определите: К чему ведёт неограниченный рост популяции? Определите, при каком коэффициенте отлова численность популяции стабилизируется (таким образом, выявите квоты)? Как связаны между собой динамика увеличения и уменьшения численности популяции хищников и жертв? Домашнее задание: Создайте модель с отловом как хищников, так и жертв. Дополнительно: Демонстрационный материал к уроку презентация на тему: «Исследование биологической модели развития популяции» Слайд 1 Здесь представлен лишь фрагмент презентации. Полный вариант содержит 6 слайдов с интерактивным управлением. Файл презентации «Исследование биологической модели развития популяции» в архиве ZIP, объемом 216 Кб (biomod.zip) Cкачать этот материал Задания для самостоятельного исследования: Представьте себе, что на земле останется только один источник пресной воды озеро Байкал. Насколько лет Байкал обеспечит население всего мира водой? Известны показатели рождаемости и смертности некоторой популяции. Рассчитайте, до какого возраста могут дожить особи одного поколения. Определите, как будет меняться плотность популяции голубя в течение 5 ближайших лет, если предварительные наблюдения позволили установить, что её плотность составляет 130 особей/га. За период размножения (у голубя 1 раз в году) из одной кладки яиц в среднем выживает 1,3 детёныша. Смертность голубя постоянна, в среднем за год погибает 27% особей. При увеличении плотности популяции до 300 особей/га и выше смертность составляет 50%. Тип: Построение и исследование моделей.Методы: словесные, наглядные, практические.Формы: фронтальная, индивидуальная.Оборудование: компьютер, проектор, карточки с дополнительными заданиями, маркеры, доска, учебник.Цели: Сформировать понятие рекуррентное соотношение. Сформировать умение создавать и исследовать биологические модели. Ход урока: 1 этап: - Какие модели научились создавать? - …Математические модели, моделирование физических процессов… - Как вы думаете, а можно ли с помощью компьютера создать биологическую модель? … 2 этап: - Вычислительная техника открыла широкие возможности для изучения процессов происходящих в природе и обществе. Одно из ведущих мест занимают исследования влияния деятельности человека на природу и развитие биологических популяций в природной среде. Какие вам известны факты бездумного вмешательства человека в естественные биологические процессы? … уничтожение воробьёв в Китае, ввоз кроликов в Австралию… - Исследования биологических процессов позволяют установить квоты на вылов рыбы и охоту, предупредить экологические катастрофы. Сегодня мы вместе построим модель развития популяции.3 этап: - С разработки какой модели начнём? - математической…1 Модель неограниченного роста - численность популяции ежегодно увеличивается на определённый процент. Выражается в виде рекуррентной формулы:Хn+1=а·Хn, где Хn – численность популяции в предыдущем году, Хn+1 – численность популяции в текущем году, а – коэффициент роста (например: если рост 5%, то а=1,05). 2 Модель ограниченного роста - связана с перенаселением, нехваткой питания, болезнями.Хn+1=(а-b·Хn)·Xn, где b – коэффициент перенаселённости (b много меньше, чем a). 3 Модель ограниченного роста с отловом - связана с деятельностью человека (охота, рыболовство) и позволяет установить квоты на отлов рыбы и охоту.Хn+1=(а-b·Хn)·Xn-С, где С – величина отлова (количество особей). 4 Модель жертва – хищник характеризует взаимодействие с другими популяциями.1) Численность популяции жертв: Хn+1=(а-b·Хn)·Xn-с-f ·Xn·Yn где f – характеризует возможность гибели жертвы от хищника (количество их встреч) 2) Численность популяции хищников: увеличивается пропорционально увеличению количества жертвYn+1=d·Yn+e·Xn·Yn где е – коэффициент роста численности хищников за счёт жертв, d – коэффициент роста популяции хищников. 4 этап: Построим компьютерную модель. Программный код: Dim n As Integer, x, y, a, b, c, d, e, f As Single Private Sub Command1_Click() x = Val(Text1.Text) n = Val(Text2.Text) a = Val(Text3.Text) b = Val(Text4.Text) c = Val(Text5.Text) f = Val(Text6.Text) e = Val(Text7.Text) d = Val(Text8.Text) y = Val(Text9.Text) z = Val(Text10.Text) Picture1.Scale (-1, 10)-(n + 1, -1) Picture1.Line (-1, 0)-(n + 1, 0) Picture1.Line (0, 10)-(0, -1) For x = 0 To n Picture1.PSet (x, 0) Picture1.Print x Next x End Sub Private Sub Command2_Click() x = Val(Text1.Text) For i = 1 To n Picture1.PSet (i, x), vbRed x = x * a Next i Label10.Caption = x End Sub Private Sub Command3_Click() x = Val(Text1.Text) For i = 1 To n Picture1.PSet (i, x), vbCreen x = (a - b * x) * x Next i Label11.Caption = x End Sub Private Sub Command4_Click() x = Val(Text1.Text) For i = 1 To n Picture1.PSet (i, x), vbRed x = (a - b * x) * x - c Next i Label12.Caption = x End Sub Private Sub Command5_Click() x = Val(Text1.Text) y = Val(Text9.Text) For i = 1 To n Picture1.PSet (i, x), vbRed Picture1.PSet (i, y), vbRed x = (a - b * x) * x - c - f * x * y y = d * y + e * x * y Next i Label13.Caption = x Label14.Caption = y End Sub Private Sub Command6_Click() x = Val(Text1.Text) y = Val(Text9.Text) z = Val(Text10.Text) For i = 1 To n Picture1.PSet (i, x), vbRed Picture1.PSet (i, y), vbRed x = (a - b * x) * x - c - f * x * x y = d * y + e * x * y - z Next i Label15.Caption = x Label15.Caption = y End Sub 5 этап: Проведите компьютерный эксперимент со следующими коэффициентами: А=1,6; В=0,1; С=0,1; F=0,06; D=0,9; E=0,1; N=20; X1=1; Y1=1.6 этап: На основе полученных результатов и изменяя коэффициенты, проведите исследование и определите: К чему ведёт неограниченный рост популяции? Определите, при каком коэффициенте отлова численность популяции стабилизируется (таким образом, выявите квоты)? Как связаны между собой динамика увеличения и уменьшения численности популяции хищников и жертв? Домашнее задание: Создайте модель с отловом как хищников, так и жертв. Дополнительно: Демонстрационный материал к уроку презентация на тему: «Исследование биологической модели развития популяции» Слайд 1 Здесь представлен лишь фрагмент презентации. Полный вариант содержит 6 слайдов с интерактивным управлением. Файл презентации «Исследование биологической модели развития популяции» в архиве ZIP, объемом 216 Кб (biomod.zip) Cкачать этот материал Задания для самостоятельного исследования: Представьте себе, что на земле останется только один источник пресной воды озеро Байкал. Насколько лет Байкал обеспечит население всего мира водой? Известны показатели рождаемости и смертности некоторой популяции. Рассчитайте, до какого возраста могут дожить особи одного поколения. Определите, как будет меняться плотность популяции голубя в течение 5 ближайших лет, если предварительные наблюдения позволили установить, что её плотность составляет 130 особей/га. За период размножения (у голубя 1 раз в году) из одной кладки яиц в среднем выживает 1,3 детёныша. Смертность голубя постоянна, в среднем за год погибает 27% особей. При увеличении плотности популяции до 300 особей/га и выше смертность составляет 50%.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 741 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.03.2020 591
    • ZIP 59.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Окраса Татьяна Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Окраса Татьяна Анатольевна
    Окраса Татьяна Анатольевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 90206
    • Всего материалов: 234

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель информатики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 490 человек из 72 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 517 человек

Курс повышения квалификации

Использование компьютерных технологий в процессе обучения информатике в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 296 человек

Курс профессиональной переподготовки

Информационные системы и технологии: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель информационных систем и технологий

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Стратегии B2B маркетинга: от анализа до продаж

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, психология

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Информационные технологии в науке и бизнесе: от концепции до реализации

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе