Название документа Автор.doc
Об авторе:
Войнова Ирина Ивановна
Учитель информатики и математики.
I квалификационная категория.
Новомихайловская средняя школа.
Орловская область, Корсаковский район, с. Новомихайловка.
Название документа ПЛАН конспект урока 2.doc
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА УРОКА: Основные компоненты компьютера и их функции
ФИО: Войнова Ирина Ивановна
Место работы: МОУ- Новомихайловская СОШ
Должность: учитель
Предмет: информатика и ИКТ
Класс: 7
Тема и номер урока в теме: Компьютер как универсальное средство обработки информации. Урок №1.
Базовый учебник: Угринович Н.Д. 7 класс
8. Цель урока:
дать представление о функциональном назначении устройств компьютера;
познакомить учащихся с основными характеристиками устройств компьютера;
Сформировать у обучающихся представление о функциональном назначении периферийного оборудования
9. Задачи:
- обучающие: Познакомить учащихся с основными информационными процессами: хранением, обработкой, передачей информации.
-развивающие: Способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся средствами ИКТ, интереса к предмету.
-воспитательные: Воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к информации, уважительное отношение к мнению одноклассников, дисциплинированность, аккуратность.
Тип урока: фронтальная - учебная лекция (объяснение нового материала)
Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная и самостоятельная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран.
Структура и ход урока: таблица 1.
Таблица 1
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1
Организационный
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
С этого урока мы начнем знакомство с компьютером, вы узнаете, что такое архитектура ЭВМ. Узнаете, из каких устройств состоит компьютер и как эти устройства взаимодействуют между собой. В конце урока мы закрепим изученный материал.
Итак, откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока «Основные компоненты компьютера и их функции».
Дети встают и садятся.
Записывают число и тему урока в тетрадь.
3 мин.
2
Актуализация знаний
Вопрос к классу: Перечислите устройства которые по вашему мнению относятся к компьютеру?
Перечисляют известные им устройства
2 мин
4
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d703f894-03d6-4b1f-8828-44cfaf4e0ba3/view/
В информатике существует понятие «архитектура ЭВМ».
Рассмотрите схему по слайду «Первое знакомство с компьютером». Все, что изображено здесь входит в понятие архитектуры компьютера: устройства, программное обеспечение, прикладное обеспечение и системы программирования. Давайте вместе назовем основные элементы ЭВМ Теперь ответьте , что такое архитектура компьютера. Запишите определение: Под архитектурой ЭВМ понимают описание устройства и принципов работы компьютера, достаточное для пользователя и программиста. Давайте выясним, что значат слова «пользователь» и «программист»? Для чего нужен компьютер?
С давних времен люди стремились облегчить свой труд. С этой целью
Учащиеся рассматривают схему на слайде.
Называют элементы схемы. Отвечают Записывают: По своему назначению компьютер — это универсальное
4
Основной
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e18ff0f2-60b2-486c-b20a-6c79aa09e92d/view/
создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека, то есть работы с информацией. Рассмотрите слайд презентации «Аналогия между компьютером и человеком» .
Биологическим «аппаратом» интеллекта человека является мозг. Работая с информацией, мозг выполняет две основные функции: запоминание — функция памяти и умозаключение — функция мышления. Объектом запоминания является информация, поступающая через органы чувств (в первую очередь зрение и слух). Информация, выработанная в процессе мышления, может быть передана другим людям через речь или двигательную систему – записи, жесты. Запишите в тетради: Следовательно, имеются четыре основных компонента информационной функции человека: • прием (ввод) информации;
• запоминание информации (память);
• процесс мышления (обработка информации);
передача (вывод) информации.
Компьютер включает в себя устройства, выполняющие эти функции мыслящего человека:
• устройства ввода;
• устройства запоминания — память;
• устройство обработки — процессор;
• устройства вывода.
техническое средство для работы с информацией.
Изучают слайд презентации:
«Аналогия между компьютером и человеком» и слушают учителя. Записывают:
четыре основных компонента информационной функции человека:
• прием (ввод) информации;
• запоминание информации (память);
• процесс мышления (обработка информации);
• передача (вывод) информации. Компьютер включает в себя устройства, выполняющие эти функции мыслящего человека:
•устройства ввода;
• устройства запоминания — память;
25 мин.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0156c97f-97dc-4b35-88f2-34ec324ac523/view/
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2d9ff46c-7a60-4241-a061-7f147b466d50/view/
Посмотрите слайд Информационный обмен в компьютере
Ребята, скажите, как происходят процессы ввода и вывода информации компьютером? Какие устройства отвечают за обмен информации?
Посмотрите слайд: Схема устройства компьютера
В ходе работы компьютера информация через устройства ввода попадает в память; процессор извлекает из памяти обрабатываемую информацию, работает с ней и помещает в нее результаты обработки; полученные результаты через устройства вывода сообщаются человеку. Чаще всего в качестве устройства ввода используется клавиатура, а устройства вывода — экран дисплея или принтер (устройство печати).
Работая с информацией, человек пользуется не только теми знаниями, которые помнит, но и книгами, справочниками и другими внешними источниками. Информация хранится в памяти человека и на внешних носителях. Заученную информацию человек может забывать, а записи сохраняются надежнее. У компьютера тоже есть два вида памяти: внутренняя (оперативная) и внешняя (долговременная) память. Запишите определения: Оперативная память —. это электронное устройство, которое хранит информацию пока питается электроэнергией. При отключении от сети информация исчезает.
Внешняя память – это различные магнитные носители (ленты, диски),
• устройство обработки — процессор;
• устройства вывода.
Отвечают на вопросы.
Изучают слайд: «Схема устройства компьютера»
Записывают определение: Оперативная память — это электронное устройство, которое хранит информацию пока питается
оптические диски. Сохранение информации на них не требует постоянного электропитания.
В чем отличие компьютера от человека?
Важнейшее отличие компьютера от человека состоит в том, что работа компьютера строго подчинена заложенной в него про грамме, человек же сам управляет своими действиями.
Запишите:
Программа — это указание на последовательность действий (команд), которую должен выполнить компьютер, чтобы решить поставленную задачу обработки информации.
Информация, обрабатываемая в компьютере программным путем, называется данными.
Программа, как и данные, помещается в память компьютера — внутреннюю или внешнюю. Программа, управляющая работой компьютера, находится в его внутренней памяти.
Описанные принципы устройства и работы ЭВМ впервые были
Электроэнергией. При отключении от сети информация исчезает.
Внешняя память – это различные магнитные носители (ленты, диски), оптические диски. Сохранение информации на них не требует постоянного электропитания.
Отвечают на вопрос.
Записывают: Программа — это указание на последовательность действий (команд), которую должен выполнить компьютер, чтобы решить поставленную задачу обработки информации.
Информация, обрабатываемая в компьютере программным путем, называется данными.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a3c6e4d1-c86f-4e2a-854a-3e26930e71bf/view/
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fa29df55-6684-4632-b075-87d10d27df62/view/
предложены в 1946 году американским ученым Джоном фон Нейманом. Эти принципы во многом сохранились и в современных компьютерах
Рассмотрите слайд презентации Принципы фон – Неймана и запишите в тетрадь принципы устройства и работы ЭВМ.
Все узлы компьютера выполняют определенную работу с информацией. А что же представляет собой сама информация в машине? Для ответа на этот вопрос «заглянем» внутрь машинной памяти. Рассмотрим слайд презентации «Внутренняя память ЭВМ». В каждой клетке компьютера может храниться в данный момент только одно из двух значений: нуль или единица. Использование всего двух знаков для представления информации называется двоичной кодировкой. Следовательно, данные и программы в памяти компьютера имеют вид двоичного кода. Один символ двусимвольного алфавита несет 1 бит информации. Ячейка памяти, хранящая один двоичный знак, называется «бит». Бит — наименьшая частица памяти компьютера. Следовательно, у слова «бит» есть два значения: единица измерения количества информации и частица памяти компьютера. Оба эти понятия связаны между собой следующим образом: в одном бите памяти хранится один бит информации. Битовая структура определяет первое свойство внутрен ней памяти компьютера — дискретность. Дискретные объекты составлены из частиц. Например, песок дискретен, так как состоит из песчинок. «Песчинками» компьютерной памяти являются биты. Второе свойство внутренней памяти компьютера — адресуемость . Восемь расположенных подряд битов памяти образуют байт. Вы знаете, что это слово также обозначает единицу количества.
Изучают слайды:. Информационный обмен в компьютере Отвечают на вопросы. Записывают принципы устройства ЭВМ
Ученики изучают слайд: Внутренняя память ЭВМ
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0effa3c5-19b6-4edc-a01c-1fda65150221/view/
информации, равную восьми битам. Следовательно, в одном байте памяти хранится один байт информации. Во внутренней памяти компьютера все байты пронумерованы. Нумерация начинается с нуля. Порядковый номер байта называется его адресом. Принцип адресуемости означает, что занесение информации в память, а также извлечение ее из памяти, производится по адресам. Память можно представить как многоквартирный дом, в котором каждая квартира — это байт, а номер квартиры — это адрес. Для того чтобы почта дошла по назначению, необходимо указать правильный адрес. Именно так, по адресам, обращается к внутренней памяти процессор компьютера.
Рассмотрите слайд презентации Носители и устройства внешней памяти.
Назовите виды внешней памяти. Какие устройства к ним относятся?
Заранее к этому уроку было дано задание 2-м ученикам подготовить мастер-класс и сообщение по теме Носители и устройства внешней памяти. Эти учащиеся рассказывают одноклассникам о устройствах внешней памяти и демонстрируют их применение.
Используя информацию на слайде, впишите устройства, относящиеся к видам памяти.
Ученики изучают слайд: Носители и устройства внешней памяти Записывают: Внешняя память и устройства:
Магнитная память -
Оптическая память -
Электронная память– Учащиеся слушают сообщение. Смотрят мастер класс. Заполняют таблицу данными.
5
Самоконтроль
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fcd154a7-b565-49b9-8b78-d8a8009556c9/9_45.swf
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/be296f8f-0e78-45d9-ba87-9a52d099f30e/view
Сегодня на уроке вы узнали много нового, закрепить полученные знания нам поможет программа – тренажер « Устройство компьютера». Вам нужно расставить подписи к основным устройствам компьютера в соответствии с принципами архитектуры фон-Неймана и проверить правильность. Если не получится, не расстраивайтесь, а повторите еще раз.
Молодцы! Все справились с заданием!
А теперь проведем небольшое соревнование, победители получат пятерку.
(Учащиеся делятся на команды по 2 парты)
Необходимо ответить на вопросы и заполнить клетки кроссворда.
(Похвалить команды учеников, выполнивших раньше других, поставить оценки).
Учащиеся работают в программе- тренажере, расставляют подписи к основным устройствам компьютера
Учащиеся выполняют задание, показывают результаты выполнения учителю
10 мин
6
Итоговый
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41a863e7-571a-4d77-9277-bda57e6f2b9c/9_46.rtf
Ребята! Что нового вы узнали сегодня на уроке?
В чем назначение компьютера? Какую роль он играет в жизни человека? Как устроен компьютер?
Подвести итоги: какие оценки получены, кто работал активнее.
Домашнее задание: п. 2.2;
Дети отвечают на вопросы
5 мин
Приложение к плану-конспекту урока
Основные компоненты компьютера и их функции __
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Инновационные учебные материалы
информационный
презентация
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d703f894-03d6-4b1f-8828-44cfaf4e0ba3/view/
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e18ff0f2-60b2-486c-b20a-6c79aa09e92d/view/
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0156c97f-97dc-4b35-88f2-34ec324ac523/view/
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2d9ff46c-7a60-4241-a061-7f147b466d50/view/
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a3c6e4d1-c86f-4e2a-854a-3e26930e71bf/view/
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fa29df55-6684-4632-b075-87d10d27df62/view/
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0effa3c5-19b6-4edc-a01c-1fda65150221/view/
2
И Инструменты учебной деятельности
практический
тренажер
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fcd154a7-b565-49b9-8b78-d8a8009556c9/9_45.swf
3
Инструменты учебной деятельности
контролирующий
Кроссворд
Карточка с заданиямию
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/be296f8f-0e78-45d9-ba87-9a52d099f30e/view/
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41a863e7-571a-4d77-9277-bda57e6f2b9c/9_46.rtf
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Цель урока:
Задачи:
- обучающие: Познакомить учащихся с основными информационными процессами: хранением, обработкой, передачей информации.
-развивающие: Способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся средствами ИКТ, интереса к предмету.
-воспитательные: Воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к информации, уважительное отношение к мнению одноклассников, дисциплинированность, аккуратность.
Таблица 1
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный | Здравствуйте, ребята! Садитесь. | Дети встают и садятся. | 3 мин. | |
2 | Актуализация знаний | Вопрос к классу: Перечислите устройства которые по вашему мнению относятся к компьютеру? | Перечисляют известные им устройства | 2 мин | |
4 | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d703f894-03d6-4b1f-8828-44cfaf4e0ba3/view/ | В информатике существует понятие «архитектура ЭВМ». | Учащиеся рассматривают схему на слайде. Называют элементы схемы. Отвечают Записывают: По своему назначению компьютер — это универсальное | ||
4 | Основной | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e18ff0f2-60b2-486c-b20a-6c79aa09e92d/view/ | создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека, то есть работы с информацией. Рассмотрите слайд презентации «Аналогия между компьютером и человеком» . | техническое средство для работы с информацией. Изучают слайд презентации: | 25 мин. |
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0156c97f-97dc-4b35-88f2-34ec324ac523/view/ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2d9ff46c-7a60-4241-a061-7f147b466d50/view/ | Посмотрите слайд Информационный обмен в компьютере | • устройство обработки — процессор; Отвечают на вопросы. Изучают слайд: «Схема устройства компьютера» Записывают определение: Оперативная память — это электронное устройство, которое хранит информацию пока питается | |||
оптические диски. Сохранение информации на них не требует постоянного электропитания. В чем отличие компьютера от человека? | Электроэнергией. При отключении от сети информация исчезает. Отвечают на вопрос. Записывают: Программа — это указание на последовательность действий (команд), которую должен выполнить компьютер, чтобы решить поставленную задачу обработки информации. | ||||
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a3c6e4d1-c86f-4e2a-854a-3e26930e71bf/view/ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fa29df55-6684-4632-b075-87d10d27df62/view/ | предложены в 1946 году американским ученым Джоном фон Нейманом. Эти принципы во многом сохранились и в современных компьютерах | Изучают слайды:. Информационный обмен в компьютере Отвечают на вопросы. Записывают принципы устройства ЭВМ | |||
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0effa3c5-19b6-4edc-a01c-1fda65150221/view/ | информации, равную восьми битам. Следовательно, в одном байте памяти хранится один байт информации. Во внутренней памяти компьютера все байты пронумерованы. Нумерация начинается с нуля. Порядковый номер байта называется его адресом. Принцип адресуемости означает, что занесение информации в память, а также извлечение ее из памяти, производится по адресам. Память можно представить как многоквартирный дом, в котором каждая квартира — это байт, а номер квартиры — это адрес. Для того чтобы почта дошла по назначению, необходимо указать правильный адрес. Именно так, по адресам, обращается к внутренней памяти процессор компьютера. | Ученики изучают слайд: Носители и устройства внешней памяти Записывают: Внешняя память и устройства: | |||
5 | Самоконтроль | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fcd154a7-b565-49b9-8b78-d8a8009556c9/9_45.swf http://school-collection.edu.ru/catalog/res/be296f8f-0e78-45d9-ba87-9a52d099f30e/view | Сегодня на уроке вы узнали много нового, закрепить полученные знания нам поможет программа – тренажер « Устройство компьютера». Вам нужно расставить подписи к основным устройствам компьютера в соответствии с принципами архитектуры фон-Неймана и проверить правильность. Если не получится, не расстраивайтесь, а повторите еще раз. | Учащиеся работают в программе- тренажере, расставляют подписи к основным устройствам компьютера Учащиеся выполняют задание, показывают результаты выполнения учителю | 10 мин |
6 | Итоговый | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41a863e7-571a-4d77-9277-bda57e6f2b9c/9_46.rtf | Ребята! Что нового вы узнали сегодня на уроке? | Дети отвечают на вопросы | 5 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Основные компоненты компьютера и их функции
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Инновационные учебные материалы | информационный | презентация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d703f894-03d6-4b1f-8828-44cfaf4e0ba3/view/ |
2 | И Инструменты учебной деятельности | практический | тренажер | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fcd154a7-b565-49b9-8b78-d8a8009556c9/9_45.swf |
3 | Инструменты учебной деятельности | контролирующий | Кроссворд Карточка с заданиямию | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/be296f8f-0e78-45d9-ba87-9a52d099f30e/view/ |
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 16.12.2013 |
Раздел | Информатика |
Подраздел | |
Просмотров | 10134 |
Номер материала | 395 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: