Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Скачивание материала начнется через 60 сек.
А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций
для учителей от центра дополнительного образования "Профессионал-Р"
(Лицензия на осуществление образовательной деятельности №3715 от 13.11.2013).
Цель: сформировать понятие логики как науки; научить различать формы мышления; дать характеристику и проиллюстрировать примерами каждую их них.
Ход урока:
Организационный момент: сообщение учащимся темы и содержания урока.
Объяснение нового материала.
Первые учения о формах и способах рассуждений возникли в странах Древнего Востока (Китай, Индия), но в основе современной логики лежат учения, созданные древнегреческими мыслителями. Основы формальной логики заложил Аристотель, который впервые отделил логические формы мышления (речи) от его содержания.
Логика – это наука о формах и способах мышления.
Законы логики отражают в сознании человека свойства, связи и отношения объектов окружающего мира. Логика позволяет строить формальные модели окружающего мира, отвлекаясь от содержательной стороны. Мышление всегда осуществляется в каких-либо формах. Основными формами мышления являются понятие, высказывание и умозаключение.
1. Понятие выделяет существенные признаки объекта, которые отличают его от других объектов. Объекты, объединенные понятием, образуют некоторое множество. Пример с компьютером и автомобилем.
Понятие – это форма мышления, фиксирующая основные, существенные признаки объекта.
Понятие имеет две стороны: содержание и объем. Содержание понятия – совокупность существенных признаков объекта. Чтобы раскрыть содержание понятия, необходимо найти признаки, необходимые и достаточные для выделения данного объекта из множества других объектов. Например, содержание понятия персональный компьютер можно раскрыть следующим образом: «ПК – это универсальное электронное устройство для автоматической обработки информации, предназначенное для одного пользователя».
Объем понятия – совокупность предметов, на которую оно распространяется. Например, объем понятия «ПК» - вся совокупность (сотни миллионов) существующих в мире ПК.
2. Свое понимание окружающего мира человек формулирует в форме высказываний (суждений, утверждений). Высказывание строится на основе понятий и по форме является повествовательным предложением. а. Высказывания могут быть выражены с помощью естественных и формальных языков («Дважды два четыре» и «2*2=4»). б. Высказывания могут быть истинными или ложными («Процессор является устройством обработки информации» и «Процессор является устройством печати»). Высказывание не может быть выражено в повелительном или вопросительном предложении, так как оценки их истинности или ложности невозможна. Истинность того или иного высказывания относительна и может зависеть от взглядов людей, конкретных обстоятельств. Например, «На моем компьютере установлен самый мощный процессор Pentium III».
Высказывание – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о свойствах реальных предметов и отношениях между ними. Высказывание может быть истинно либо ложно.
Высказывания бывают простые и составные. Например, «Процессор является устройством обработки информации и Принтер является устройством печати». Приведенное составное высказывание истинно, так как истинны оба простые высказывания, входящие в его состав.
Умозаключения позволяют на основе известных фактов, выраженных в форме суждений (высказываний), получать заключение, то есть новое знание. Примером умозаключений могут быть геометрические доказательства. Например, если мы имеем суждение «Все углы треугольника равны», то мы можем путем умозаключения доказать, что «Этот треугольник равносторонний».
Умозаключение – это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение (умозаключение).
Посылками умозаключения могут быть только истинные суждения. Тогда и само умозаключение будет истинно.
Практическая часть. Решим следующие задачи:
а. Отгадай понятие. По данным характеристикам содержания и объема отгадайте понятие информатики.
б. Установите, какие из следующих предложений являются логическими высказываниями, а какие — нет (объясните почему):
а)Солнце есть спутник Земли;
б)2+3?4; ---
в)Какаясегодня отличная погода!; ---
г)в романе Л.Н. Толстого Война и мир 3 432 536 слов;
д)Санкт-Петербург расположен на Неве;
е)музыка Баха слишком сложна;
ж)первая космическая скорость равна 7.8 км/сек;
з)железо — металл?; ---
и)если один угол в треугольнике прямой, то треугольник будет тупоугольным;
к)если сумма квадратов двух сторон треугольника равна квадрату третьей, то он прямоугольный.
в. Укажите, какие из высказываний предыдущего упражнения истинны, какие — ложны, а какие относятся к числу тех, истинность которых трудно или невозможно установить.
4. Подведение итогов. Ответьте на вопросы:
Кто заложил основы формальной логики?
Какие формы мышления вам известны?
Что такое понятие?
В чем состоит разница между содержанием и объемом понятия?
Что такое высказывание?
Приведите пример высказывания на формальном и естественном языках.
Приведите пример истинного и ложного высказывания.
Приведите пример простого и составного высказывания. Какие три элемента обязательно входят в состав высказывания?
Как они называются?
Что такое умозаключение?
Какими должны быть посылки умозаключения?
Может ли высказывание быть сформулировано в виде вопросительного предложения? Почему?
5. Заключительное тестирование.
6. Домашнее задание (выучить записи в тетради). Выставление оценок.
Использованные источники:
«Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса, автор: Н.Д. Угринович;
Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», автор: Н.Д. Угринович;
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Практикум. – М.: Бином, 2010
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: