Инфоурок Информатика Другие методич. материалыКонспект урока «Построение логических схем с помощью базовых логических элементов» 10 класс

Конспект урока «Построение логических схем с помощью базовых логических элементов» 10 класс

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ логические схемы.docx


Автор: 
Аристамбекова Гульнара Галимбековна
 
учитель информатики и ИКТ
категория: вторая
МБОУ СОШ № 19 с УИОП
 
Республика Татарстан, г.Набережные Челны
e-mail:
 написать автору





Конспект урока 
«Построение логических схем с помощью базовых логических элементов»

10 класс





Тип урока: лекция, самостоятельная работа.

Оборудование: проектор, карточки с заданиями.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Продолжительность урока: 45 мин.



Цели урока:

Образовательные:

·         научиться строить логические схемы для логических функций с помощью основных базовых логических элементов;

·         научиться выписывать соответствующую логическую функцию из логической схемы.

Воспитательные:

·         привитие навыков самостоятельности в работе, воспитание аккуратности, дисциплинированности.

Развивающие:

·         развитие внимания, мышления, памяти учащихся.



Ход урока:

1. Организационный момент (1 мин).
2. Проверка пройденного материала (5 мин).

Фронтальный опрос.

1.    Перечислите основные логические операции.

2.    Что такое логическое умножение?

3.    Что такое логическое сложение?

4.    Что такое инверсия?

5.    Что такое таблица истинности?

6.    Что такое сумматор?

7.    Что такое полусумматор?

3. Изучение нового материала (20 мин).

Дискретный преобразователь, который после обработки входных двоичных сигналов выдает на выходе сигнал, являющийся значением одной из логических операций, называется логическим элементом.
Поскольку любая логическая операция может быть представлена в виде комбинаций трех основных, любые устройства компьютера, производящие обработку или хранение информации, могут быть собраны из базовых логических элементов, как из «кирпичиков».
Логические элементы компьютера оперируют сигналами, представляющими собой электрические импульсы. Есть импульс – логический смысл сигнала – 1, нет импульса – 0. На входы логического элемента поступают сигналы-значения аргументов, на выходе появляется сигнал-значение функции.
Преобразование сигнала логическим элементом задается таблицей состояния, которая фактически является таблицей истинности, соответствующей логической функции.
На доске приведены условные обозначения (схемы) базовых логических элементов, реализующих логическое умножение (конъюнктор), логическое сложение (дизъюнктор) и отрицание (инвертор).

Логический элемент «И»:

http://www.metod-kopilka.ru/images/a_1.jpg

Логический элемент «ИЛИ»:

http://www.metod-kopilka.ru/images/a_2.jpg

Логический элемент «НЕ»:

http://www.metod-kopilka.ru/images/a_3.jpg

Устройства компьютера (сумматоры в процессоре, ячейки памяти в оперативной памяти и др.) строятся на основе базовых логических элементов.

Пример 1. По заданной логической функции http://www.metod-kopilka.ru/images/a_4.jpg построить логическую схему.

Наше построение схемы, мы начнем с логической операции, которая должна выполнятся последней. В нашем случае такой операцией является логическое сложение, следовательно, на выходе логической схемы должен быть дизъюнктор. На него сигналы будут подаваться с двух конъюнкторов, на которые в свою очередь подаются один входной сигнал нормальный и один инвертированный (с инверторов).

http://www.metod-kopilka.ru/images/a_5.jpg

Пример 2. Выписать из логической схемы соответствующую ей логическую формулу:

А

В

F

0

0

1

0

1

0

1

0

1

1

1

1

 

http://www.metod-kopilka.ru/images/a_6.jpg



Решение:

http://www.metod-kopilka.ru/images/a_7.jpg

4. Закрепление нового материала (15 мин).

Для закрепления материала учащимся раздаются карточки на два варианта для самостоятельной работы.

Вариант 1.

1. По заданной логической функции http://www.metod-kopilka.ru/images/a_15.jpg построить логическую схему и таблицу истинности.
Решение:

http://www.metod-kopilka.ru/images/a_8.jpg



http://www.metod-kopilka.ru/images/a_16.jpg



2. Выписать из логической схемы соответствующую ей логическую формулу:

А

В

F

0

0

1

0

1

0

1

0

1

1

1

0

 

http://www.metod-kopilka.ru/images/a_122.jpg



Решение:

http://www.metod-kopilka.ru/images/a_9.jpg

Вариант 2.

1. По заданной логической функции http://www.metod-kopilka.ru/images/a_10.jpg построить логическую схему и таблицу истинности.
Решение:

http://www.metod-kopilka.ru/images/a_11.jpg



http://www.metod-kopilka.ru/images/a_17.jpg



2. Выписать из логической схемы соответствующую ей логическую формулу:

А

В

F

0

0

0

0

1

0

1

0

1

1

1

0

http://www.metod-kopilka.ru/images/a_12.jpg



Решение:

http://www.metod-kopilka.ru/images/a_18.jpg

5. Постановка домашнего задания. (3 мин).

По заданной логической функции http://www.metod-kopilka.ru/images/a_14.jpg построить логическую схему и таблицу истинности.

6. Подведение итогов урока. (1 мин).

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Оценка работы класса и отдельных учащихся, аргументация выставления отметок, замечания по уроку.

Литература, эор:

1.    Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов, Н. Д. Угринович – 2007г.;

2.    Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова – 2007г.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока «Построение логических схем с помощью базовых логических элементов» 10 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Консультант по финансам

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока: лекция, самостоятельная работа. Оборудование: проектор, карточки с заданиями. Формы работы: коллективная, индивидуальная. Продолжительность урока: 45 мин. Цели урока: Образовательные: научиться строить логические схемы для логических функций с помощью основных базовых логических элементов; научиться выписывать соответствующую логическую функцию из логической схемы. Воспитательные: привитие навыков самостоятельности в работе, воспитание аккуратности, дисциплинированности. Развивающие: развитие внимания, мышления, памяти учащихся. Ход урока: 1. Организационный момент (1 мин). 2. Проверка пройденного материала (5 мин). Фронтальный опрос. Перечислите основные логические операции. Что такое логическое умножение? Что такое логическое сложение? Что такое инверсия? Что такое таблица истинности? Что такое сумматор? Что такое полусумматор? 3. Изучение нового материала (20 мин). Дискретный преобразователь, который после обработки входных двоичных сигналов выдает на выходе сигнал, являющийся значением одной из логических операций, называется логическим элементом. Поскольку любая логическая операция может быть представлена в виде комбинаций трех основных, любые устройства компьютера, производящие обработку или хранение информации, могут быть собраны из базовых логических элементов, как из «кирпичиков». Логические элементы компьютера оперируют сигналами, представляющими собой электрические импульсы. Есть импульс – логический смысл сигнала – 1, нет импульса – 0. На входы логического элемента поступают сигналы-значения аргументов, на выходе появляется сигнал-значение функции. Преобразование сигнала логическим элементом задается таблицей состояния, которая фактически является таблицей истинности, соответствующей логической функции. На доске приведены условные обозначения (схемы) базовых логических элементов, реализующих логическое умножение (конъюнктор), логическое сложение (дизъюнктор) и отрицание (инвертор). Логический элемент «И»: Логический элемент «ИЛИ»: Логический элемент «НЕ»: Устройства компьютера (сумматоры в процессоре, ячейки памяти в оперативной памяти и др.) строятся на основе базовых логических элементов. Пример 1. По заданной логической функции построить логическую схему. Наше построение схемы, мы начнем с логической операции, которая должна выполнятся последней. В нашем случае такой операцией является логическое сложение, следовательно, на выходе логической схемы должен быть дизъюнктор. На него сигналы будут подаваться с двух конъюнкторов, на которые в свою очередь подаются один входной сигнал нормальный и один инвертированный (с инверторов). Пример 2. Выписать из логической схемы соответствующую ей логическую формулу: А В F 0 0 1 0 1 0 1 0 1 1 1 1 Решение: 4. Закрепление нового материала (15 мин). Для закрепления материала учащимся раздаются карточки на два варианта для самостоятельной работы. Вариант 1. 1. По заданной логической функции построить логическую схему и таблицу истинности. Решение: 2. Выписать из логической схемы соответствующую ей логическую формулу: А В F 0 0 1 0 1 0 1 0 1 1 1 0 Решение: Вариант 2. 1. По заданной логической функции построить логическую схему и таблицу истинности. Решение: 2. Выписать из логической схемы соответствующую ей логическую формулу: А В F 0 0 0 0 1 0 1 0 1 1 1 0 Решение: 5. Постановка домашнего задания. (3 мин). По заданной логической функции построить логическую схему и таблицу истинности. 6. Подведение итогов урока. (1 мин). Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Оценка работы класса и отдельных учащихся, аргументация выставления отметок, замечания по уроку. Литература, эор: Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов, Н. Д. Угринович – 2007г.; Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова – 2007г.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 185 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.08.2020 2650
    • ZIP 88.2 кбайт
    • 155 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Якубова Регина Вагизовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Якубова Регина Вагизовна
    Якубова Регина Вагизовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 87484
    • Всего материалов: 235

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс повышения квалификации

Теоретические и методологические основы преподавания информатики с учётом требований ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 152 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 719 человек

Мини-курс

Стратегии брендинга и лояльности потребителей: изучение современных тенденций и подходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эволюция и современное состояние искусства

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе