Инфоурок Информатика Другие методич. материалыОпорный конспект урока по теме «Кодирование информации»

Опорный конспект урока по теме «Кодирование информации»

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Thumbs.db ~$дирование информации.docx ~$Презентация1.pptx Кодирование информации.docx Презентация1.pptx Митасова.docx ‚ ¦­®!.txt

Выбранный для просмотра документ Кодирование информации.docx

 

 

 

 


Кодирование информации

Опорный конспект урока информатики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок разработан учителем информатики

ГОУ СОШ «Школа здоровья » № 440

Митасовой Т.С.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок  «Кодирование информации»  проводился в рамках изучения в пятом классе  темы «Человек и информация».

Тип урока: изучения нового материала

Цели:

·     Образовательная

ü  Показать учащимся многообразие кодов

ü Отметить роль кодирования

ü Сформировать систему знаний  по теме  и основные понятия «код», «кодирование» , «декодирование»

ü Выработать умение пользоваться  таблицей

ü Показать работу с таблицей в текстовом редакторе

·     Развивающая

ü Развивать внимание, наблюдательность, воображение, 

ü Вырабатывать умение логически мыслить, сравнивать, соотносить.

·     Воспитательная

ü Воспитывать умение работать в коллективе

 

I этап. Организационный момент.

Приветствие, учащиеся занимают рабочие места, каждый получает карточку с заданиями для урока.

II этап. Повторение .

Проверка домашнего задания, актуализация знаний по ранее пройденным темам(используется компьютерная презентация). Тема «Информация» – слайд № 2, «Передача информации» - слайд № 3.

III этап. Объяснение нового материала (используется компьютерная презентация).

Для того, чтобы произошла передача информации от источника к приемнику, необходимо, чтобы приемник мог не только получить информацию, но и понять, расшифровать ее.

Передача информации происходит с помощью знаков самой разной природы. Сигнал может быть световым,  звуковым, в виде жеста, движения, условного знака. Одинаковые, на первый знак, сигналы могут носить разную информационную нагрузку.  Например, звонок будильника – пора вставать, звонок в дверь – кто-то пришел,  школьный звонок  - начало или конец урока.

Для того, чтобы не путаться, необходимо договариваться,  как понимать те или иные знаки или сигналы, т.е. разработать код. Любая информация всегда храниться в виде кодов. Когда ма пишем в тетради, мы кодируем информацию с помощью специальных знаков, символов. Эти символы всем знакомы, они называются буквами. И система кодирования всем известна, она называется азбукой.  Жители других стран имеют свою систему кодирования, у них своя азбука. Существует еще более сложный способ кодирования информации, когда каждый символ заменяет слово – иероглиф.

Можно кодировать и звуки. С одной из таких систем кодирования вы тоже хорошо знакомы: мелодию можно записать с помощью нот. Это не единственная система кодирования музыки. В древние времена на Руси музыку записывали с помощью так называемых крюков – это особая форма записи.

Хранить можно на только текстовую и звуковую информацию. Если посмотреть на рисунок с помощью увеличительного стекала, то видно, что он состоит из точек. Это так называемый  - растр.

С целью засекречивания информации применяется ее кодирование, с незапамятных времен появились коды в виде криптограмм (по гречески – тайнопись).

Самый известный код связан с именем изобретателя телеграфного аппарата Самюеля Морзе и известен как азбука Морзе. Каждой букве или цифре ставится в соответствие последовательность кратковременных(точка) и длительных(тире) звуковых сигналов.

Кодирование информации – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения.

Код-система знаков для представления информации.

Декодирование  – процесс обратный кодированию.

Способ кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется: сокращение записи, шифровка(засекречивание) информации, удобство обработки и т.п.

Существуют три основных вида кодирования текста:

ü   Графический –с помощью специальных рисунков.

ü   Числовой –с помощью чисел

ü   Символьный – с помощью символов тогоже алфавита, что и исходный текст.

Полный набор символов, используемых для кодирования текста называют алфавитом или азбукой.

IV этап. Применение изученного.

Учащиеся переходят к работе на компьютере, загружают файл с заданием и выполняют его. Предварительно, можно объяснить ход выполнения задания используя презентацию.

1.     Дана простейшая кодовая таблица

 А-1

Б-2

В-3

Г-4

Д-5

Е-6

Ж-7

З-8

И-9

Й-10

К-11

Л-12

М-13

Н-14

О-15

П-16

Р-17

С-18

Е-19

У-20

Ф-21

Х-22

Ц-23

Ч-24

Ш-25

Щ-26

Ъ-27

Ы-28

Ь-29

Э-30

Ю-31

Я-32

ПРОБЕЛ-33

ТОЧКА-34

ЗАПЯТАЯ-35

Расшифруй фразу

13 28 33 9 20 24 1 6 13 33 9 14 21 15 17 13 1 19 9 11 20 34

Впиши полученную фразу:

 

2.     Известно, что кто-то расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после нее, декодируй сообщение

ФТМЬЩБМ ИБВЬМ

ФГЙЕЖМ ИБРПНОЙМ

ТЕЖМБМ РПОАМ

 

3.     Продолжи предложения

Чтобы рубить дрова, нужен 14,2,3,2,7

А чтобы полить огород 10,4,5,1,6

Рыбаки сделали во льду 3,7,2,7,8,9,11 и стали ловить рыбу

Самое колючее животное в лесу 12,13

Разгадай код и прочитай пословицу

1,2,3,4,5,1,6  7,8,9,10,11  9,4,7,13,12,4

 

Учащиеся вставляют расшифрованные фразы, поднимают руку. Для тех кто выполнил компьютерный практикум предлагается задания 18.1-18.3 на стр 22 рабочей тетради.

V этап. Разминка для глаз.

Выполняется с помощью презентации

VI этап. Подведение итогов

Проверка выполнения практического задания проводится с помощью проектора.

Обобщение и актуализация ранее полученной информации.

 

Должны знать

Основные понятия:

ü Код

ü Кодирование

ü Декодирование

ü Типы кодирования

Должны уметь

ü Кодировать информацию

ü Декодировать информацию

ü Вносить информацию в компьютер

Оценивание учащихся, домашнее задание.

Стр.24 п.1.6, рт стр. 18 №№ 15,16,17.

 Использованная литература:

1.     Учебник Информатика, 5, авт. Босова Л.Л.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Опорный конспект урока по теме «Кодирование информации»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Флорист

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Презентация1.pptx

Скачать материал "Опорный конспект урока по теме «Кодирование информации»"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Кодирование информацииПрезентация выполнена
учителем информатики
ГОУ СОШ «Шко...

    1 слайд

    Кодирование информации
    Презентация выполнена
    учителем информатики
    ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 440
    г. Москвы
    Митасовой Т.С.

  • Зрительная 
Слуховая
Обонятельная
Осязательная


Текстовая
Числовая
Графич...

    2 слайд




    Зрительная
    Слуховая
    Обонятельная
    Осязательная



    Текстовая
    Числовая
    Графическая
    Звуковая
    Информация
    Новости, знания,
    сведения, сообщения
    Способ
    восприятия
    Форма представления

  • Объект, передающий информацию?
Объект, получающийинформацию?
Что сое...

    3 слайд










    Объект, передающий информацию?
    Объект, получающий
    информацию?
    Что соединяет источник и приемник?
    Источник информации

    Приемник информации

    Канал связи
    Передача информации

  • Кодирование информации                   Для того, чтобы произошла передача...

    4 слайд

    Кодирование информации
    Для того, чтобы произошла передача от
    источника к приемнику, приемник должен
    не только получить ее, но и расшифровать.
    Сигнал может быть: световым, звуковым, в виде жеста, условного знака, движения.
    Но одинаковые сигналы могут носить различную смысловую нагрузку.
    Например, звонок в дверь, звонок будильника , школьный звонок
    !!!

  • Любая информация всегда храниться в виде кодов.Код- система условных знаков д...

    5 слайд

    Любая информация всегда храниться в виде кодов.
    Код- система условных знаков для представления информации.

    Кодирование - перевод информации в форму удобную для передачи и хранения.

  • Текстовая информация
Символы: Система кодирования: Или        буквыа...

    6 слайд





    Текстовая информация

    Символы:

    Система кодирования:



    Или
    буквы
    алфавит
    А, Б, В
    N,R,Q

  • Числовая информация 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 I II III IV V VI VII VIII iX X

    7 слайд

    Числовая информация
    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
    I II III IV V VI VII VIII iX X

  • Звуковая информацияГрафическая информация

    8 слайд

    Звуковая информация
    Графическая информация

  • Способ кодирования зависит от цели кодирования:Сокращение записи
Переход к бо...

    9 слайд

    Способ кодирования зависит от цели кодирования:
    Сокращение записи
    Переход к более удобной форме представления
    Шифровка (засекречивание информации)
    Декодирование – обратный процесс
    преобразования
    информации
    (расшифровка)

  • Существует три основных способа кодирования текстовой информацииГрафический...

    10 слайд

    Существует три основных способа кодирования текстовой информации
    Графический - с помощью специальных рисунков или значков
    Числовой – с помощью чисел
    Символьный – с помощью знаков того же алфавита, что и исходный текст

  • Задание 1.Дана простейшая кодовая таблица
Расшифруй фразу:
13 28 33...

    11 слайд

    Задание 1.
    Дана простейшая кодовая таблица










    Расшифруй фразу:
    13 28 33 9 20 24 1 6 13 33 9 14 21 15 17 13 1 19 9 11 20 34

  • Задание 2         Известно, что кто-то расположил все буквы алфавита по кругу...

    12 слайд

    Задание 2
    Известно, что кто-то расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после нее, декодируй сообщение

    ФТМЬЩБМ ИБВЬМ
    ФГЙЕЖМ ИБРПНОЙМ
    ТЕЖМБМ РПОАМ

  • Задание 3.Продолжи предложения
Чтобы рубить дрова, нужен 14,2,3,2,7
А чтобы п...

    13 слайд

    Задание 3.
    Продолжи предложения
    Чтобы рубить дрова, нужен 14,2,3,2,7
    А чтобы полить огород 10,4,5,1,6
    Рыбаки сделали во льду 3,7,2,7,8,9,11 и стали ловить
    рыбу
    Самое колючее животное в лесу 12,13
    Разгадай код и прочитай пословицу
    1,2,3,4,5,1,6 7,8,9,10,11 9,4,7,13,12,4

  • Физкультминутка ШИФРОВАЛЩИКЬШИФРОВАЛЬЩИК

    14 слайд

    Физкультминутка
    Ш
    И
    Ф
    Р
    О
    В
    А
    Л
    Щ
    И
    К
    Ь
    ШИФРОВАЛЬЩИК

  • Ответы на заданияМы изучаем информатику
Услышал забыл, увидел запомнил, сдела...

    15 слайд

    Ответы на задания
    Мы изучаем информатику
    Услышал забыл, увидел запомнил, сделал понял
    Копейка рубль бережет

  • Домашнее задание:Страница 24, п. 1.6, РТ стр. 18 №№ 15, 16, 17Урок оконченМол...

    16 слайд

    Домашнее задание:
    Страница 24, п. 1.6, РТ стр. 18 №№ 15, 16, 17
    Урок окончен
    Молодцы!

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Митасова.docx

 Сопроводительное письмо  к материалу файла Митасова.zip

1.     Автор:  Митасова Татьяна Сергеевна

2.      Должность: учитель информатики

3.     Квалификационная категория: I

4.     Место работы: ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 440 г. Москвы

5.     E-mail: mitasova.t@ya.ru

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Опорный конспект урока по теме «Кодирование информации»"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ ‚ ¦­®!.txt

Данный материал был скачан с сайта www.metod-kopilka.ru

============================================================

 

!!!!!!!!Орфография и форматирование автора материала!!!!!!!!!!

 

========================================

Образовательно-информационный ресурс для учителей информатики,

учащихся и всех-всех, кто интересуется ИТ:

http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

 

Организационные, методические и нормативные документы,

лабораторно-практические работы (комплекс занятий по MS Word, MS Excel,

MS Access, MS PowerPaint, Paint, Move Maker и др. прикладным программам),

лекции,конспекты, дидактический материал, занимательная информатика,

экзамен, проектная деятельность, презентации.

Все в свободном доступе! Без регистрации!

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Опорный конспект урока по теме «Кодирование информации»"

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока: изучения нового материалаЦели: Образовательная Показать учащимся многообразие кодов Отметить роль кодирования Сформировать систему знаний по теме и основные понятия «код», «кодирование», «декодирование» Выработать умение пользоваться таблицей Показать работу с таблицей в текстовом редакторе Развивающая Развивать внимание, наблюдательность, воображение, Вырабатывать умение логически мыслить, сравнивать, соотносить. Воспитательная Воспитывать умение работать в коллективе I этап. Организационный момент. Приветствие, учащиеся занимают рабочие места, каждый получает карточку с заданиями для урока.II этап. Повторение . Проверка домашнего задания, актуализация знаний по ранее пройденным темам(используется компьютерная презентация). Тема «Информация» – слайд № 2, «Передача информации» - слайд № 3.III этап. Объяснение нового материала (используется компьютерная презентация). Для того, чтобы произошла передача информации от источника к приемнику, необходимо, чтобы приемник мог не только получить информацию, но и понять, расшифровать ее. Передача информации происходит с помощью знаков самой разной природы. Сигнал может быть световым, звуковым, в виде жеста, движения, условного знака. Одинаковые, на первый знак, сигналы могут носить разную информационную нагрузку. Например, звонок будильника – пора вставать, звонок в дверь – кто-то пришел, школьный звонок - начало или конец урока. Для того, чтобы не путаться, необходимо договариваться, как понимать те или иные знаки или сигналы, т.е. разработать код. Любая информация всегда храниться в виде кодов. Когда ма пишем в тетради, мы кодируем информацию с помощью специальных знаков, символов. Эти символы всем знакомы, они называются буквами. И система кодирования всем известна, она называется азбукой. Жители других стран имеют свою систему кодирования, у них своя азбука. Существует еще более сложный способ кодирования информации, когда каждый символ заменяет слово – иероглиф. Можно кодировать и звуки. С одной из таких систем кодирования вы тоже хорошо знакомы: мелодию можно записать с помощью нот. Это не единственная система кодирования музыки. В древние времена на Руси музыку записывали с помощью так называемых крюков – это особая форма записи. Хранить можно на только текстовую и звуковую информацию. Если посмотреть на рисунок с помощью увеличительного стекала, то видно, что он состоит из точек. Это так называемый - растр. С целью засекречивания информации применяется ее кодирование, с незапамятных времен появились коды в виде криптограмм (по гречески – тайнопись). Самый известный код связан с именем изобретателя телеграфного аппарата Самюеля Морзе и известен как азбука Морзе. Каждой букве или цифре ставится в соответствие последовательность кратковременных(точка) и длительных(тире) звуковых сигналов.Кодирование информации – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения.Код-система знаков для представления информации.Декодирование – процесс обратный кодированию. Способ кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется: сокращение записи, шифровка(засекречивание) информации, удобство обработки и т.п. Существуют три основных вида кодирования текста: Графический –с помощью специальных рисунков. Числовой –с помощью чисел Символьный – с помощью символов тогоже алфавита, что и исходный текст. Полный набор символов, используемых для кодирования текста называют алфавитом или азбукой.IV этап. Применение изученного. Учащиеся переходят к работе на компьютере, загружают файл с заданием и выполняют его. Предварительно, можно объяснить ход выполнения задания используя презентацию. Дана простейшая кодовая таблица А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 Е-6 Ж-7 З-8 И-9 Й-10 К-11 Л-12 М-13 Н-14 О-15 П-16 Р-17 С-18 Е-19 У-20 Ф-21 Х-22 Ц-23 Ч-24 Ш-25 Щ-26 Ъ-27 Ы-28 Ь-29 Э-30 Ю-31 Я-32 ПРОБЕЛ-33 ТОЧКА-34 ЗАПЯТАЯ-35 Расшифруй фразу 13 28 33 9 20 24 1 6 13 33 9 14 21 15 17 13 1 19 9 11 20 34 Впиши полученную фразу: Известно, что кто-то расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после нее, декодируй сообщение ФТМЬЩБМ ИБВЬМ ФГЙЕЖМ ИБРПНОЙМ ТЕЖМБМ РПОАМ Продолжи предложения Чтобы рубить дрова, нужен 14,2,3,2,7 А чтобы полить огород 10,4,5,1,6 Рыбаки сделали во льду 3,7,2,7,8,9,11 и стали ловить рыбу Самое колючее животное в лесу 12,13 Разгадай код и прочитай пословицу 1,2,3,4,5,1,6 7,8,9,10,11 9,4,7,13,12,4 Учащиеся вставляют расшифрованные фразы, поднимают руку. Для тех кто выполнил компьютерный практикум предлагается задания 18.1-18.3 на стр 22 рабочей тетради. V этап. Разминка для глаз. Выполняется с помощью презентацииVI этап. Подведение итогов Проверка выполнения практического задания проводится с помощью проектора. Обобщение и актуализация ранее полученной информации. Должны знатьОсновные понятия: Код Кодирование Декодирование Типы кодирования Должны уметь Кодировать информацию Декодировать информацию Вносить информацию в компьютер Оценивание учащихся, домашнее задание. Стр.24 п.1.6, рт стр. 18 №№ 15,16,17. Использованная литература: Учебник Информатика, 5, авт. Босова Л.Л. Дополнительно: Демонстрационный материал к уроку по «Кодирование информации» (16 слайдов) Слайд 9 Слайд 11

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 944 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.08.2020 558
    • ZIP 597.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Расева Светлана Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Расева Светлана Ивановна
    Расева Светлана Ивановна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 94257
    • Всего материалов: 244

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 109 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 577 человек

Курс профессиональной переподготовки

Информационные технологии в профессиональной деятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель информационных технологий

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 191 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 971 человек

Курс профессиональной переподготовки

Информационные системы и технологии: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель информационных систем и технологий

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Финансовый риск-менеджмент

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Мастерство PowerPoint: систематизация, интерактивность и эффективность

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1707 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 161 человек

Мини-курс

Психологическая помощь и развитие детей: современные вызовы и решения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе