Инфоурок Информатика Другие методич. материалыПеревод чисел в позиционных системах счисления 6 класс

Перевод чисел в позиционных системах счисления 6 класс

Скачать материал

Перевод чисел в позиционных системах счисления 6 класс

Цель урока:

Познакомить учащихся с правилом перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления и наоборот.
Развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;
Прививать интерес к предмету;
Воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения.
Оборудование. Интерактивная доска, карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята!
Сегодня мы повторим наши знания и дополним их новыми.  Тема нашего урока  -. Перевод чисел в позиционных системах счисления

  1. Проверка домашнего задания. Повторение пройденной темы.

Работа в группах.
Задание найти свою пару. В одной карточке термины, а в другой их определения.  Нужно правильно найти соответствие между разными карточками.
система счисления
совокупность символов (цифр) и правил их использования для представления чисел 
непозиционные системы счисления
В системе значение цифры не зависит от ее положения в числе. Например, в числе ХХХ цифра Х встречается трижды, а в каждом случае обозначает одну и туже  величину 10, а в сумме ХХХ это 30.
Позиционные  системы счисления
Количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе. Позиция цифры называется РАЗРЯДОМ. Размер числа возрастает справа налево.
Основание
равно количеству используемых цифр в позиционной системе счисления
Алфавит
это множество используемых цифр в данной системе.
Решение кроссворда на доске

кроссворд

 По горизонтали:

    1. Название системы счисления, в которой вклад каждой цифры в величину числа зависит от ее положения  в последовательности цифр, изображающей число.
    2. Единица измерения информации.
    3. Символы, при помощи которых записывается число.

По вертикали:

    1. Знаменатель геометрической прогрессии, члены которой образуют базис позиционной системы счисления.
    2. Совокупность различных цифр, используемых а позиционной системе счисления для записи чисел.

 

  1. Новая тема

Прежде чем мы начнем урок, послушайте стихотворение
Сколько лет девочке
Ей было 1100 лет.
Она в 101 класс ходила.
В портфеле по 100 книг носила.
Все это правда, а не бред.
Когда пыля десятком ног.
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий,
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И 10 загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И 10 темно-синих глаз
Оглядывали мир привычно.
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

Ответить на эти вопросы мы сможем ответить в конце урока.
Как мы знаем, бывают два вида системы счисления позиционные и непозиционные.
Сейчас мы считаем с помощью 10 цифр. Информация в ПК представлена в виде цифровых кодов с помощью двух цифр нуля и единицы, которые легко различает компьютер.
Сегодня мы познакомимся с переводом десятичной системы в двоичную и наоборот.
Система счисления с которой мы привыкли работать это десятичная . она состоит из 10 цифр это – 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.
С помощью этих цифр мы составляем любое число.
Смотрите мы считаем от 0 до 9 как только цифра заканчивается, последнее число заменяем на 0, перед ней пишем один и получаем 10. И дальше 11,12,13…….19 заменяем 9 на  0, а к 1 прибавляем 1 и получаем 20.
По аналогии с десятичной системой в двоичной у нас будут только 2 цифры 0 и1, но будьте внимательны, если мы начнем считать в двоичной системе, то мы сделаем следующее. Вот у нас цифры в 10ичной системе. 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.
Таким образом, у нас формируется числа в двоичной системе счисления. Как видите если нам нужно найти например число 139 в двоичной системе, сколько цифр  нам бы понадобилось?  существуют специальные правила перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления. Сейчас мы с ними познакомимся. Итак, нам нужно 53(10) перевести в двоичную систему счисления. Для этого мы число 53 делим на 2 до тех пор пока число, т.е. частное  не станет меньше  двух.
Начиная с последнего числа мы выписываем остатки в обратном порядке и получим число 110101(2) =53(10). проверим правильно ли мы сделали перевод и заодно научимся переводить из двоичной системы счисления в десятичную. Для этого нам нужно с крайней правой цифры пронумеровать их в обратном порядке. Так вот эти цифры показывают степень числа 2, на которую мы будем умножать цифры.
Мы сделали с вами преобразование. Но существует наиболее простой способ перевода чисел с одной системы счисления в другую это калькулятор.
Демонстрация  работы на калькуляторе.

  1. Упражнения для закрепления
    1. Перевести число 45 из десятичной системы счисления в двоичную.
      Перевести число 1101 из двоичной системы счисления в десятичную
      Перевести число 23 из десятичной системы счисления в двоичную.
      Перевести число 1100001 из двоичной системы счисления в десятичную
    2. Нахождение ответа  на задачу
    3. Отгадайте русскую  пословицу.

Здесь зашифрована известная русская поговорка
Прочитайте ее, двигаясь с помощью двоичных цифр
в определенной последовательности.

шифровка

    1. Задание «Верно ли высказывание»
    2. Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами.
    3. Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления.
    4. В двоичной системе счисления 11 + 1 = 12.
    5. Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга алфавитами.
    6. Римская система счисления – это позиционная система счисления.
    7.  В двоичной системе счисления: один + один = один ноль.
    8. Переведите число своего дня рождения в двоичную систему счисления.

 

  1.  Рефлексия

Что нового мы узнали.

    1. сегодня я узнал…
    2. было интересно…
    3. было трудно…
    4. я выполнял задания…
    5. теперь я могу…
    6. я научился…
    7. у меня получилось …

 Оценивание.

  1.  Домашнее задание

§4 читать  задание в тетрадях  №3 §4

 

Использованные источники и литература

  1. учебник 6 кл для 12летней школы
  2. методическое руководство 6 кл для 12летней школы.
  3. А.Н.Стариков «Необыкновенная девочка»

 

11.03.2011

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Перевод чисел в позиционных системах счисления 6 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор по маркетингу

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока: Познакомить учащихся с правилом перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления и наоборот. Развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности; Прививать интерес к предмету; Воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения.Оборудование. Интерактивная доска, карточки. Ход урока Организационный момент Здравствуйте ребята! Сегодня мы повторим наши знания и дополним их новыми. Тема нашего урока -. Перевод чисел в позиционных системах счисления Проверка домашнего задания. Повторение пройденной темы. Работа в группах. Задание найти свою пару. В одной карточке термины, а в другой их определения. Нужно правильно найти соответствие между разными карточками. система счисления совокупность символов (цифр) и правил их использования для представления чисел непозиционные системы счисления В системе значение цифры не зависит от ее положения в числе. Например, в числе ХХХ цифра Х встречается трижды, а в каждом случае обозначает одну и туже величину 10, а в сумме ХХХ это 30. Позиционные системы счисления Количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе. Позиция цифры называется РАЗРЯДОМ. Размер числа возрастает справа налево. Основание равно количеству используемых цифр в позиционной системе счисления Алфавит это множество используемых цифр в данной системе.Решение кроссворда на доске По горизонтали: Название системы счисления, в которой вклад каждой цифры в величину числа зависит от ее положения в последовательности цифр, изображающей число. Единица измерения информации. Символы, при помощи которых записывается число. По вертикали: Знаменатель геометрической прогрессии, члены которой образуют базис позиционной системы счисления. Совокупность различных цифр, используемых а позиционной системе счисления для записи чисел. Новая тема Прежде чем мы начнем урок, послушайте стихотворение Сколько лет девочке Ей было 1100 лет. Она в 101 класс ходила. В портфеле по 100 книг носила. Все это правда, а не бред. Когда пыля десятком ног. Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато стоногий, Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, И 10 загорелых рук Портфель и поводок держали. И 10 темно-синих глаз Оглядывали мир привычно. Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ. Ответить на эти вопросы мы сможем ответить в конце урока. Как мы знаем, бывают два вида системы счисления позиционные и непозиционные. Сейчас мы считаем с помощью 10 цифр. Информация в ПК представлена в виде цифровых кодов с помощью двух цифр нуля и единицы, которые легко различает компьютер. Сегодня мы познакомимся с переводом десятичной системы в двоичную и наоборот. Система счисления с которой мы привыкли работать это десятичная . она состоит из 10 цифр это – 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. С помощью этих цифр мы составляем любое число. Смотрите мы считаем от 0 до 9 как только цифра заканчивается, последнее число заменяем на 0, перед ней пишем один и получаем 10. И дальше 11,12,13…….19 заменяем 9 на 0, а к 1 прибавляем 1 и получаем 20. По аналогии с десятичной системой в двоичной у нас будут только 2 цифры 0 и1, но будьте внимательны, если мы начнем считать в двоичной системе, то мы сделаем следующее. Вот у нас цифры в 10ичной системе. 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Таким образом, у нас формируется числа в двоичной системе счисления. Как видите если нам нужно найти например число 139 в двоичной системе, сколько цифр нам бы понадобилось? существуют специальные правила перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления. Сейчас мы с ними познакомимся. Итак, нам нужно 53(10) перевести в двоичную систему счисления. Для этого мы число 53 делим на 2 до тех пор пока число, т.е. частное не станет меньше двух. Начиная с последнего числа мы выписываем остатки в обратном порядке и получим число 110101(2) =53(10). проверим правильно ли мы сделали перевод и заодно научимся переводить из двоичной системы счисления в десятичную. Для этого нам нужно с крайней правой цифры пронумеровать их в обратном порядке. Так вот эти цифры показывают степень числа 2, на которую мы будем умножать цифры. Мы сделали с вами преобразование. Но существует наиболее простой способ перевода чисел с одной системы счисления в другую это калькулятор. Демонстрация работы на калькуляторе. Упражнения для закрепления Перевести число 45 из десятичной системы счисления в двоичную. Перевести число 1101 из двоичной системы счисления в десятичную Перевести число 23 из десятичной системы счисления в двоичную. Перевести число 1100001 из двоичной системы счисления в десятичнуюНахождение ответа на задачу Отгадайте русскую пословицу. Здесь зашифрована известная русская поговорка Прочитайте ее, двигаясь с помощью двоичных цифр в определенной последовательности. Задание «Верно ли высказывание» Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами. Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления. В двоичной системе счисления 11 + 1 = 12. Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга алфавитами. Римская система счисления – это позиционная система счисления. В двоичной системе счисления: один + один = один ноль. Переведите число своего дня рождения в двоичную систему счисления. Рефлексия Что нового мы узнали. сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… теперь я могу… я научился… у меня получилось … Оценивание. Домашнее задание §4 читать задание в тетрадях №3 §4 Использованные источники и литература учебник 6 кл для 12летней школы методическое руководство 6 кл для 12летней школы. А.Н.Стариков «Необыкновенная девочка» 11.03.2011

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 063 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.07.2020 543
    • DOCX 67.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Леонова Елена Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Леонова Елена Ивановна
    Леонова Елена Ивановна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 87130
    • Всего материалов: 224

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 687 человек из 79 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 799 человек

Курс повышения квалификации

Использование нейросетей в учебной и научной работе: ChatGPT, DALL-E 2, Midjourney

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 610 человек из 77 регионов
  • Этот курс уже прошли 945 человек

Курс профессиональной переподготовки

Создание и обеспечение электронного архива с использованием информационно-коммуникационных технологий

Специалист по формированию электронного архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Мини-курс

Театральная педагогика: творческое развитие и воспитание

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Преодоление депрессии: путь к психологическому благополучию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 80 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Эффективное управление запасами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе