Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии», приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС.
Главная / Информатика / Алгебра логики. Формы мышления 10 класс

Алгебра логики. Формы мышления 10 класс

Скачать материал

Название документа Об авторе и материале.doc

Урок изучения нового материала по теме
«Алгебра логики. Формы мышления»

УМК Угринович Н. Д. 10 класс


В архиве: разработка урока,

презентация к уроку,

доклад учащегося о Г. Лейбнице,

презентация к докладу о Лейбнице,

мини-игра «Кто хочет стать отличником по логике» (презентация)



  • ФИО полностью, Ломакин Александр Владимирович

  • должность, учитель физики, математики и информатики

  • квалификационная категория, первая

  • место работы, МОУ «Ладомировская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»

  • Республика/край, город/поселение Белгородская область, Ровеньский район, село Ладомировка, ул Центральная, 5

  • контактный для пользователей e-mail, ladlav@yandex.ru

  • адрес сайта личного или сайта ОУ (если есть) школьный сайт http://www.ladomirovka.narod.ru, сайт учителя http://www.ladlav.narod.ru

  • тема урока, Формы мышления. Алгебра логики.

  • предмет, информатика и ИКТ

  • класс/группа, 10

  • использованные источники и литература 1) Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович . – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 511 с.: ил.
    2) Голованов Я. Этюды об ученых. Изд. 2-е, доп. М.: Молодая гвардия, 1976. – 416 с.: ил
    .

  • ключевые слова или опорные понятия через запятую, алгебра логики, логика, логические операции, высказывания, формы мышления


Название документа Презентация к уроку.ppt

Тема урока: «Алгебра логики» Цели урока: изучить предмет алгебры логики, осно...
Найдите ответы на вопросы: Что изучает логика? Кто является основателем логик...
Алгебра логики Раздел логики, система алгебраических методов решения логическ...
Основоположники алгебры логики Готфрид Лейбниц Джордж Буль
Джордж Буль (1815 - 1864) Джордж Буль - математик-самоучка. Материальное поло...
Значение алгебры логики Теория автоматики Лингвистика Вычислительная математика
Предмет алгебры логики -высказывание, т. е. утверждение, о котором можно сказ...
Работа с учебником: 1 группа – ответить на вопросы в конце п.3.1 2 группа – с...
Высказывания Простые Сложные (атомарные) (молекулярные) «Процессор – устройст...
Высказывания Истинные Ложные А=1 В=0 А=«Оперативная память хранится в микросх...
Базовые (булевские) логические операции Логическая функция	Обозначение	Выполн...
Базовые (булевские) логические операции Логическая функция	Обозначение	Выполн...
Задание-пароль Ответьте на поставленные вопросы и из каждого слова-ответа воз...
Запишите высказывания на языке алгебры логики: «Этот день солнечный и теплый»...
Определите истинность (ложность) высказываний: А =«7*8=48 или Земля - планета...
Домашнее задание: П. 3.1, 3.2, выучить определения, обозначения и таблицы ист...
Синквейн 1 строка - 1 существительное 2 строка - 2 прилагательных 3 строка - ...
1 из 18

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Тема урока: «Алгебра логики» Цели урока: изучить предмет алгебры логики, основны
Описание слайда:

Тема урока: «Алгебра логики» Цели урока: изучить предмет алгебры логики, основные понятия алгебры логики, базовые логические операции; научиться переводить высказывания на язык алгебры логики, определять истинность (ложность) высказываний

№ слайда 2 Найдите ответы на вопросы: Что изучает логика? Кто является основателем логики?
Описание слайда:

Найдите ответы на вопросы: Что изучает логика? Кто является основателем логики? Из каких разделов состоит логика? Работа по учебнику

№ слайда 3 Алгебра логики Раздел логики, система алгебраических методов решения логических
Описание слайда:

Алгебра логики Раздел логики, система алгебраических методов решения логических задач и совокупность таких задач. (Энциклопедический словарь) Раздел логики, изучающий строение сложных логических высказываний и способы установления их истинности с помощью алгебраических методов. (Учебник информатики)

№ слайда 4 Основоположники алгебры логики Готфрид Лейбниц Джордж Буль
Описание слайда:

Основоположники алгебры логики Готфрид Лейбниц Джордж Буль

№ слайда 5 Джордж Буль (1815 - 1864) Джордж Буль - математик-самоучка. Материальное положен
Описание слайда:

Джордж Буль (1815 - 1864) Джордж Буль - математик-самоучка. Материальное положение родителей позволило ему окончить только начальную школу для бедняков.   Спустя какое-то время Буль, сменив несколько профессий, открыл маленькую школу, где сам преподавал. Он много времени уделял самообразованию и вскоре увлекся идеями символической логики. В 1854 году появился главный его труд "Исследования законов мышления, на которых основаны математические теории логики и вероятностей".   Через некоторое время стало понятно, что система Буля хорошо подходит для описания электрических переключательных схем: ток в цепи может либо протекать, либо отсутствовать, подобно тому, как утверждение может быть истинным, либо ложным. Уже в XX веке, вместе с двоичной системой счисления, созданный Булем математический аппарат лег в основу разработки цифрового электронного компьютера.

№ слайда 6 Значение алгебры логики Теория автоматики Лингвистика Вычислительная математика
Описание слайда:

Значение алгебры логики Теория автоматики Лингвистика Вычислительная математика

№ слайда 7 Предмет алгебры логики -высказывание, т. е. утверждение, о котором можно сказать
Описание слайда:

Предмет алгебры логики -высказывание, т. е. утверждение, о котором можно сказать, истинно оно или ложно. Отличие алгебры логики и алгебры: в формулах алгебры логики переменные являются логическими и принимают два значения: истина (1), ложь (0)

№ слайда 8 Работа с учебником: 1 группа – ответить на вопросы в конце п.3.1 2 группа – сост
Описание слайда:

Работа с учебником: 1 группа – ответить на вопросы в конце п.3.1 2 группа – составить 5-6 вопросов к п. 3.1 3 группа - составить краткий конспект п. 3.1

№ слайда 9 Высказывания Простые Сложные (атомарные) (молекулярные) «Процессор – устройство,
Описание слайда:

Высказывания Простые Сложные (атомарные) (молекулярные) «Процессор – устройство, обрабатывающее информацию» «Процессор – устройство, обрабатывающее информацию и состоит из АЛУ и УУ»

№ слайда 10 Высказывания Истинные Ложные А=1 В=0 А=«Оперативная память хранится в микросхема
Описание слайда:

Высказывания Истинные Ложные А=1 В=0 А=«Оперативная память хранится в микросхемах» В=«Сканер – устройство для печати»

№ слайда 11 Базовые (булевские) логические операции Логическая функция	Обозначение	Выполняем
Описание слайда:

Базовые (булевские) логические операции Логическая функция Обозначение Выполняемые действия Таблица истинности Логическое отрицание (инверсия) Логическое умножение (конъюнкция) Логическое сложение (дизъюнкция)

№ слайда 12 Базовые (булевские) логические операции Логическая функция	Обозначение	Выполняем
Описание слайда:

Базовые (булевские) логические операции Логическая функция Обозначение Выполняемые действия Таблица истинности Логическое отрицание (инверсия) ¯, ¬, НЕ, NOT Изменяет значе-ние выражения на противополо-жное А ¬ А 0 1 1 0 Логическое умножение (конъюнкция) ·, ^, И, AND, & Связывает 2 логи-ческих выражения и возвращает истина, если оба выражения истинны, ложь – в остальных случаях А В А ^В 1 1 1 1 0 0 0 1 0 0 0 0 Логическое сложение (дизъюнкция) +, V, ИЛИ, OR Связывает 2 логи-ческих выражения и возвращает ложь, если оба выраже-ния ложны, истина – в остальных случаях А В А V В 1 1 1 1 0 1 0 1 1 0 0 0

№ слайда 13 Задание-пароль Ответьте на поставленные вопросы и из каждого слова-ответа возьми
Описание слайда:

Задание-пароль Ответьте на поставленные вопросы и из каждого слова-ответа возьмите указанные мною буквы, из них составьте слово-пароль. 1) … выделяет существенные признаки объекта, которые отличают его от других объектов. (Из ответа возьмите первую букву) 2) Высказывание, которое не соответствует реальной действительности (Из ответа возьмите первую букву) 3) К какой форме мышления относится предложение: «Если соблюдать ТБ при работе с дисками, то они прослужат более ста лет» (Из ответа возьмите пятую букву) 4) Инверсия – это логическое … (Из ответа возьмите вторую букву) 5) Как еще называется простое высказывание? (Из ответа возьмите пятую букву)

№ слайда 14 Запишите высказывания на языке алгебры логики: «Этот день солнечный и теплый» «И
Описание слайда:

Запишите высказывания на языке алгебры логики: «Этот день солнечный и теплый» «Информацию с одного компьютера на другой можно переносить дискетой или диском или флешкой» Эта ночь холодная и незвездная А и В А или В или С А и не В

№ слайда 15 Определите истинность (ложность) высказываний: А =«7*8=48 или Земля - планета» В
Описание слайда:

Определите истинность (ложность) высказываний: А =«7*8=48 или Земля - планета» В =«Существительное – часть речи и всегда является подлежащим» С=«Данное число четное, или число, большее его на единицу, четное» Д=«Буква а – первая буква в слове аист или в слове сова»

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17 Домашнее задание: П. 3.1, 3.2, выучить определения, обозначения и таблицы истинн
Описание слайда:

Домашнее задание: П. 3.1, 3.2, выучить определения, обозначения и таблицы истинности логических операций.

№ слайда 18 Синквейн 1 строка - 1 существительное 2 строка - 2 прилагательных 3 строка - 3 г
Описание слайда:

Синквейн 1 строка - 1 существительное 2 строка - 2 прилагательных 3 строка - 3 глагола 4 строка - словосочетание 5 строка - резюме (краткий вывод)

Название документа Разработка урока.doc

Тема урока: «Алгебра логики. Формы мышления».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • организовать деятельность учащихся по изучению понятий: логика, алгебра логики, понятие, высказывание, умозаключение, инверсия, конъюнкция, дизъюнкция; фактов: обозначения и таблиц истинности логических операций, обозначения высказываний;

  • способствовать формированию умений переводить высказывания на язык алгебры логики, определять истинность (ложность) высказываний;

  • создать условия для развития мышления, внимания, памяти, коммуникативных навыков, умений работать с учебником (выделять главное, структурировать информацию), умений анализировать ответ одноклассника, навыков работы на ПК;

  • способствовать развитию познавательного интереса

  • воспитывать культуру общения, взаимопомощь учащихся

Оборудование: интерактивная доска (или мультимедийный проектор), компьютерный класс с установленным СБППО (пакет лицензионного ПО);

доклад + презентация о Г. Лейбнице (на учительском компьютере), презентация к уроку, презентация «Кто хочет стать отличником по логике» (на каждом компьютере учащихся)


Ход урока:

  1. Организационный этап.

  2. Этап изучения нового материала.

Сообщение учителем темы и цели урока. (Слайд 1 - Тема урока)

1) Изучение предмета логики и алгебры логики (фронтальная работа с учебником) Слайд 2

- Найдите в учебнике определение логики.

- Кто является создателем логики? (Аристотель)

- Из каких разделов состоит логика? (Алгебра логики, математическая логика, формальная логика)

Мы с вами будем изучать только алгебру логики. Внимание на доску: определение алгебры логики запишите в тетрадь. (Слайд 3)

Основоположниками алгебры логики являются Готфрид Лейбниц и Джордж Буль, поэтому алгебру логики еще называют булевской. (Слайд 4)


Ребята подготовили небольшие сообщения о Лейбнице и Джордже Буле.

(Слайд 5 + презентация и доклад учащегося о Г. Лейбнице)


Алгебра логики имеет большое практическое значение в теории автоматов, лингвистике, вычислительной математике. (Слайд 6)

Предмет алгебры логики - высказывание, т. е. утверждение, о котором можно сказать, истинно оно или ложно. Алгебра логики строится по тем же принципам, что и обычная алгебра. (Слайд 7)

Отличие алгебры логики и алгебры: в формулах алгебры логики переменные являются логическими и принимают два значения: истина (1), ложь (0).


2) Изучение форм мышления.

Как уже мы с вами выяснили, логика изучает формы и способы мышления. Сейчас мы с вами выясним, какие существуют формы мышления.

(Слайд 8) (групповая работа с учебником 10-12 мин)

1 группа: быстро, внимательно прочитать текст учебника на с. 122-124

Ответить на вопросы в конце параграфа.

2 группа: прочитайте текст, составьте 5-6 вопросов к нему

3 группа - составьте краткий конспект параграфа.


Отчет групп по проделанной работе:

3 группа представляет краткий конспект параграфа.

1 группа отвечает по вопросам в конце параграфа.

2 группа: учащиеся задают вопросы, отвечают товарищи


3) Изучение видов высказываний (объяснение учителя)

Высказывания бывают простые (атомарные) и сложные (молекулярные). (Слайд 9)

Например, «процессор – устройство, обрабатывающее информацию» - простое; «процессор – устройство, обрабатывающее информацию и состоящее из АЛУ и УУ» - сложное.

Высказывания в алгебре логики обозначаются большими латинскими буквами: А, В, С и т. д.

Высказывания могут быть истинными и ложными. (Слайд 10) Высказывание истинно, если отражает истинное положение дел. Например, «Принтер – устройство для печати». Истинное высказывание обозначается 1.

Примеры ложных высказываний: «Pentium Ш – сейчас самый мощный процессор». Ложное высказывание обозначается 0.


4) Изучение базовых логических операций.

Сложные высказывания образуются из простых с помощью логических операций: инверсии, конъюнкции, дизъюнкции. (Слайд 11 – 12))

(Фронтальная работа с учебником, заполнение таблицы по группам)

Базовые логические операции (булевские)

Логическая
операция

Определение

Обозначение

Таблица истинности

Инверсия
(логическое отрицание)



¬, ¯, НЕ, NOT


Конъюнкция
(логическое умножение)


·, И, AND, &, ^


Дизъюнкция
(логическое сложение)


+, ИЛИ, OR, V


(учащиеся записывают свои ответы на интерактивной доске, при ее отсутствии – на меловой доске)


3. Этап проверки восприятия, осмысления и первичного запоминания материала.

Учащиеся выполняют самостоятельно задание – пароль. (Слайд 13)

Ответьте на поставленные вопросы и из каждого слова-ответа возьмите указанные мною буквы, из них составьте слово-пароль.

1) … выделяет существенные признаки объекта, которые отличают его от других объектов. (Из ответа возьмите первую букву)

2) Высказывание, которое не соответствует реальной действительности (Из ответа возьмите первую букву)

3) К какой форме мышления относится предложение: «Если соблюдать ТБ при работе с дисками, то они прослужат более ста лет» (Из ответа возьмите пятую букву)

4) Инверсия – это логическое … (Из ответа возьмите вторую букву)

5) Как еще называется простое высказывание? (Из ответа возьмите пятую букву)

Ответы: 1) понятие, 2) ложное, 3) умозаключение, 4) отрицание, 5) атомарное. Пароль – ПЛАТА.

    1. Этап закрепления изученного материала.

А) Устные упражнения: (Слайд 14)

Запишите на языке алгебры логики: «Этот день солнечный и теплый», «Информацию с одного компьютера на другой можно переносить диском или флешкой»

Б) Определите истинность (ложность) высказываний: (слайд 15)

«7*8=48 или Земля – планета» (1)

«Существительное – часть речи и всегда является подлежащим» (0)

В) Самостоятельная работа (Игра «Кто хочет стать отличником по логике?» (Слайд 16 + презентация «Кто хочет стать отличником по логике»


5. Этап информации о домашнем задании (Слайд 17)

П. 3.1-3.2, выучить определения, обозначения и таблицы истинности логических операций


6. Подведение итогов урока.

Словесная цепочка.


7. Рефлексия в форме синквейн. (Слайд 18)

Составьте пятистишие (синквейн):

1 строка – существительное

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – словосочетание

5 строка – резюме (краткий вывод)

(учащиеся записывают получившиеся пятистишия на интерактивной доске, при ее отсутствии – на меловой доске)


Список использованной литературы:

1. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович . – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 511 с.: ил.

4


Название документа Стать миллионером по логике.ppt

Игра состоит из 5 вопросов. Для каждого вопроса есть четыре варианта ответа,...
Сколько простых высказываний содержится в данном сложном: «Прозрачный лес од...
Сколько предложений являются высказываниями? «Число 6 – четное» «Внимание!» «...
А=«Лазерные принтеры бесшумны и обеспечивают наилучшее качество печати» В = «...
Запишите высказывание на языке алгебры логики: «Меркурий – планета Солнечной ...
В каком из приведенных ниже высказываний результатом будет ложь (0)? А) 1 ИЛ...
Оценка 5 Выход из игры
… и Вы покидаете игру! Правильный ответ: В) 0 И 1 = 0
К сожалению, вы проиграли и покидаете игру. До встречи! Правильный ответ: С) ...
Оба высказывания истинны! Оценка 2
Ответ неправильный! Оценка 1 Высказываний 2: «Число 6 – четное», «Некоторые р...
К великому сожалению, вы проиграли. Может, повезет в следующий раз. До встречи.
1 из 13

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Игра состоит из 5 вопросов. Для каждого вопроса есть четыре варианта ответа, не
Описание слайда:

Игра состоит из 5 вопросов. Для каждого вопроса есть четыре варианта ответа, необходимо выбрать правильный. Вы готовы?

№ слайда 3 Сколько простых высказываний содержится в данном сложном: «Прозрачный лес один
Описание слайда:

Сколько простых высказываний содержится в данном сложном: «Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит» А) 1 Б) 2 С) 3 Д) 4

№ слайда 4 Сколько предложений являются высказываниями? «Число 6 – четное» «Внимание!» «Нек
Описание слайда:

Сколько предложений являются высказываниями? «Число 6 – четное» «Внимание!» «Некоторые рыбы – хищники» «Вы любите читать?» А) 1 Б) 2 С) 3 Д) 4

№ слайда 5 А=«Лазерные принтеры бесшумны и обеспечивают наилучшее качество печати» В = «7*7
Описание слайда:

А=«Лазерные принтеры бесшумны и обеспечивают наилучшее качество печати» В = «7*7=47 или 7*8 =56» Какие из этих высказываний истинны? А) А В) В С) А и В Д) А и В ложны

№ слайда 6 Запишите высказывание на языке алгебры логики: «Меркурий – планета Солнечной сис
Описание слайда:

Запишите высказывание на языке алгебры логики: «Меркурий – планета Солнечной системы и не имеет спутников» А) А В) А и В С) А и ¬В Д) ¬В

№ слайда 7 В каком из приведенных ниже высказываний результатом будет ложь (0)? А) 1 ИЛИ 0
Описание слайда:

В каком из приведенных ниже высказываний результатом будет ложь (0)? А) 1 ИЛИ 0 В) 0 И 1 С) 1 И 1 Д) (1 ИЛИ 0) И 1

№ слайда 8 Оценка 5 Выход из игры
Описание слайда:

Оценка 5 Выход из игры

№ слайда 9 … и Вы покидаете игру! Правильный ответ: В) 0 И 1 = 0
Описание слайда:

… и Вы покидаете игру! Правильный ответ: В) 0 И 1 = 0

№ слайда 10 К сожалению, вы проиграли и покидаете игру. До встречи! Правильный ответ: С) А и
Описание слайда:

К сожалению, вы проиграли и покидаете игру. До встречи! Правильный ответ: С) А и ¬В

№ слайда 11 Оба высказывания истинны! Оценка 2
Описание слайда:

Оба высказывания истинны! Оценка 2

№ слайда 12 Ответ неправильный! Оценка 1 Высказываний 2: «Число 6 – четное», «Некоторые рыбы
Описание слайда:

Ответ неправильный! Оценка 1 Высказываний 2: «Число 6 – четное», «Некоторые рыбы хищники» Высказывание не может быть в повелительной или вопросительной форме.

№ слайда 13 К великому сожалению, вы проиграли. Может, повезет в следующий раз. До встречи.
Описание слайда:

К великому сожалению, вы проиграли. Может, повезет в следующий раз. До встречи.

Алгебра логики. Формы мышления 10 класс
Скачать материал
  • Информатика
Описание:

Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:

  • организовать деятельность учащихся по изучению понятий: логика, алгебра логики, понятие, высказывание, умозаключение, инверсия, конъюнкция, дизъюнкция; фактов: обозначения и таблиц истинности логических операций, обозначения высказываний;
  • способствовать формированию умений переводить высказывания на язык алгебры логики, определять истинность (ложность) высказываний;
  • создать условия для развития мышления, внимания, памяти, коммуникативных навыков, умений работать с учебником (выделять главное, структурировать информацию), умений анализировать ответ одноклассника, навыков работы на ПК;
  • способствовать развитию познавательного интереса
  • воспитывать культуру общения, взаимопомощь учащихся

Оборудование: интерактивная доска (или мультимедийный проектор), компьютерный класс с установленным СБППО (пакет лицензионного ПО);
доклад + презентация о Г. Лейбнице (на учительском компьютере), презентация к уроку, презентация «Кто хочет стать отличником по логике» (на каждом компьютере учащихся)

Ход урока:

  1. Организационный этап.
  2. Этап изучения нового материала.

Сообщение учителем темы и цели урока. (Слайд 1 - Тема урока)
1) Изучение предмета логики и алгебры логики (фронтальная работа с учебником) Слайд 2
- Найдите в учебнике определение логики.
- Кто является создателем логики? (Аристотель)
- Из каких разделов состоит логика? (Алгебра логики, математическая логика, формальная логика)
Мы с вами будем изучать только алгебру логики. Внимание на доску: определение алгебры логики запишите в тетрадь. (Слайд 3)
Основоположниками алгебры логики являются Готфрид Лейбниц и Джордж Буль, поэтому алгебру логики еще называют булевской. (Слайд 4)

Ребята подготовили небольшие сообщения о Лейбнице и Джордже Буле.
(Слайд 5 + презентация и доклад учащегося о Г. Лейбнице)

Алгебра логики имеет большое практическое значение в теории автоматов, лингвистике, вычислительной математике. (Слайд 6)
Предмет алгебры логики - высказывание, т. е. утверждение, о котором можно сказать, истинно оно или ложно. Алгебра логики строится по тем же принципам, что и обычная алгебра. (Слайд 7)
Отличие алгебры логики и алгебры: в формулах алгебры логики переменные являются логическими и  принимают два значения: истина (1), ложь (0).

2) Изучение форм мышления.
Как уже мы с вами выяснили, логика изучает формы и способы мышления. Сейчас мы с вами выясним, какие существуют формы мышления.
(Слайд 8) (групповая работа с учебником 10-12 мин)
1 группа: быстро, внимательно прочитать текст учебника на с. 122-124
Ответить на вопросы в конце параграфа.
2 группа: прочитайте текст, составьте 5-6 вопросов к нему
3 группа - составьте краткий конспект параграфа.

Отчет групп по проделанной работе:
3 группа представляет краткий конспект параграфа.
1 группа отвечает по вопросам в конце параграфа.
2 группа: учащиеся задают вопросы, отвечают товарищи

3) Изучение видов высказываний (объяснение учителя)
Высказывания бывают простые (атомарные) и сложные (молекулярные). (Слайд 9)
Например, «процессор – устройство, обрабатывающее информацию» - простое; «процессор – устройство, обрабатывающее информацию и состоящее из АЛУ и УУ» - сложное.
Высказывания в алгебре логики обозначаются большими латинскими буквами: А, В, С и т. д.
Высказывания могут быть истинными и ложными. (Слайд 10) Высказывание истинно, если отражает истинное положение дел. Например, «Принтер – устройство для печати». Истинное высказывание обозначается 1.
Примеры ложных высказываний: «Pentium Ш – сейчас самый мощный процессор». Ложное высказывание обозначается 0.

4) Изучение базовых логических операций.
Сложные высказывания образуются из простых с помощью логических операций: инверсии, конъюнкции, дизъюнкции. (Слайд 11 – 12))
(Фронтальная работа с учебником, заполнение таблицы по группам)
Базовые логические операции (булевские)

Логическая
операция

Определение

Обозначение

Таблица истинности

Инверсия
(логическое отрицание)

 

¬, ¯, НЕ, NOT

 

Конъюнкция
(логическое умножение)

 

·, И, AND, &, ^

 

Дизъюнкция
(логическое сложение)

 

+, ИЛИ, OR, V

 

(учащиеся записывают свои ответы на интерактивной доске, при ее отсутствии – на меловой доске)

3. Этап проверки восприятия, осмысления и первичного запоминания материала.
Учащиеся выполняют самостоятельно задание – пароль. (Слайд 13)
Ответьте на поставленные вопросы и из каждого слова-ответа возьмите указанные мною буквы, из них составьте слово-пароль.
1) … выделяет существенные признаки объекта, которые отличают его от других объектов. (Из ответа возьмите первую букву)
2) Высказывание, которое не соответствует реальной действительности (Из ответа возьмите первую букву)
3) К какой форме мышления относится предложение: «Если соблюдать ТБ при работе с дисками, то они прослужат более ста лет» (Из ответа возьмите пятую букву)
4) Инверсия – это логическое … (Из ответа возьмите вторую букву)
5) Как еще называется простое высказывание? (Из ответа возьмите пятую букву)
Ответы: 1) понятие, 2) ложное, 3) умозаключение, 4) отрицание, 5) атомарное. Пароль – ПЛАТА.
 

Этап закрепления изученного материала.

А) Устные упражнения:  (Слайд 14)
Запишите на языке алгебры логики: «Этот день солнечный и теплый», «Информацию с одного компьютера на другой можно переносить диском или флешкой»
Б) Определите истинность (ложность) высказываний: (слайд 15)
«7*8=48 или Земля – планета» (1)
«Существительное – часть речи и всегда является подлежащим»  (0)
В) Самостоятельная работа (Игра «Кто хочет стать отличником по логике?»  (Слайд 16 + презентация «Кто хочет стать отличником по логике»

Этап информации о домашнем задании (Слайд 17) П. 3.1-3.2, выучить определения, обозначения и таблицы истинности логических операций Подведение итогов урока. Словесная цепочка.

7. Рефлексия в форме синквейн. (Слайд 18)
Составьте пятистишие (синквейн):
1 строка – существительное
2 строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка – словосочетание
5 строка – резюме (краткий вывод)
(учащиеся записывают получившиеся пятистишия на интерактивной доске, при ее отсутствии – на меловой доске)

Список использованной литературы:

1. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович . – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 511 с.: ил.



dop.pngДополнительно:

Демонстрационный материал к уроку «Алгебра логики. Формы мышления» (18 слайдов)

Слайд 1
lom1.png


Слайд 6
lom6.png



Демонстрационный материал к мини-игре в рамках урока «Кто хочет стать отличником по логике» (13 слайдов)

Слайд 1
lom01.png


dop.pngДополнительно: Архив ZIP, объемом 2.2 Mб (2-2-10-10.zip)

  1. Конспект урока (.doc)
  2. Презентация к уроку «Алгебра логики. Формы мышления» (.ppt)
  3. Демонстрационный материал к мини-игре в рамках урока «Кто хочет стать отличником по логике» (.ppt)
  4. Доклад «Готфрид Вильгельм Лейбниц»


Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Ломакин Александр Владимирович
Дата добавления 03.02.2011
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 6496
Номер материала 671
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓