Главная / Информатика / Конспект урока «В мире кодов» 5 класс

Конспект урока «В мире кодов» 5 класс

Скачать материал

Название документа в мире кодов.ppt

В мире кодов Урок информатики в 5 классе Сатиной Светланы Владимировны МОУ «...
Москва, 2006 г.
В мире кодов
Коды и кодирование Код – это система условных знаков для представления информ...
12 – число, записанное арабскими цифрами – число, записанное римскими цифрам...
КНИГА – русский язык BOOK – английский язык BUCH – немецкий язык LIVRE – фран...
Азбука Брайля
Штрих-коды
Почтовые индексы 143511 – Волоколамск 396790 – Богучар 628400 – Сургут 356420 -
Двоичное кодирование 1000 0001 0101 1010 0010 0100 0101 1010 0101 1010 0010 0...
1) Замена буквы её порядковым номером в алфавите: А  1, Б  2, В  3, …, Я ...
Декодирование –процесс обратный кодированию. Восстановление информации по изв...
Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из каждого дан...
Инструктаж по технике безопасности: Не трогайте питающие провода и разъемы со...
 Backspace Delete
Зашифрованы слова. Чтобы узнать зашифрованное слово, вам надо оставить тольк...
С какими кодами вы сталкиваетесь в повседневной жизни? Какие коды вы использу...
Москва, 2006 г.
* Домашнее задание: §1.6 учить Р.т. №14, 15 (стр. 17,18).
1 из 25

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 В мире кодов Урок информатики в 5 классе Сатиной Светланы Владимировны МОУ «СОШ
Описание слайда:

В мире кодов Урок информатики в 5 классе Сатиной Светланы Владимировны МОУ «СОШ №6» Москва, 2006 г.

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Москва, 2006 г.
Описание слайда:

Москва, 2006 г.

№ слайда 4 В мире кодов
Описание слайда:

В мире кодов

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 Коды и кодирование Код – это система условных знаков для представления информаци
Описание слайда:

Коды и кодирование Код – это система условных знаков для представления информации. Кодирование –это представление информации с помощью некоторого кода.

№ слайда 7 12 – число, записанное арабскими цифрами – число, записанное римскими цифрами –
Описание слайда:

12 – число, записанное арабскими цифрами – число, записанное римскими цифрами – число, записанное вавилонской клинописью

№ слайда 8 КНИГА – русский язык BOOK – английский язык BUCH – немецкий язык LIVRE – француз
Описание слайда:

КНИГА – русский язык BOOK – английский язык BUCH – немецкий язык LIVRE – французский язык

№ слайда 9 Азбука Брайля
Описание слайда:

Азбука Брайля

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11 Штрих-коды
Описание слайда:

Штрих-коды

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13 Почтовые индексы 143511 – Волоколамск 396790 – Богучар 628400 – Сургут 356420 -
Описание слайда:

Почтовые индексы 143511 – Волоколамск 396790 – Богучар 628400 – Сургут 356420 -

№ слайда 14 Двоичное кодирование 1000 0001 0101 1010 0010 0100 0101 1010 0101 1010 0010 0100
Описание слайда:

Двоичное кодирование 1000 0001 0101 1010 0010 0100 0101 1010 0101 1010 0010 0100 0101 1010 1000 0001 1100 0000 1100 0001 1100 0010 1111 1110 1 0 1 1

№ слайда 15 1) Замена буквы её порядковым номером в алфавите: А  1, Б  2, В  3, …, Я  33
Описание слайда:

1) Замена буквы её порядковым номером в алфавите: А  1, Б  2, В  3, …, Я  33 ЗАГАДКА Способы кодирования 9 1 4 1 5 12 1 14 16 19 12 3 1 м о с к в а

№ слайда 16 Декодирование –процесс обратный кодированию. Восстановление информации по извест
Описание слайда:

Декодирование –процесс обратный кодированию. Восстановление информации по известному коду. Москва, 2006 г.

№ слайда 17 Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из каждого данног
Описание слайда:

Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из каждого данного слова: а) колос, мебель, таракан; б) молоко, нерест, таракан; в) кора, лото, боксер; г) баран, рана, банщик; д) монета; лошадь, корова.

№ слайда 18 Инструктаж по технике безопасности: Не трогайте питающие провода и разъемы соеди
Описание слайда:

Инструктаж по технике безопасности: Не трогайте питающие провода и разъемы соединительных кабелей. Не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора. Не размещайте на рабочем месте посторонние предметы. Не пытайтесь самостоятельно устранить неисправности аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе компьютера немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.

№ слайда 19  Backspace Delete
Описание слайда:

Backspace Delete

№ слайда 20 Зашифрованы слова. Чтобы узнать зашифрованное слово, вам надо оставить только в
Описание слайда:

Зашифрованы слова. Чтобы узнать зашифрованное слово, вам надо оставить только вторые слоги из каждого данного слова, а первый или последний удалить а) соловей, потолок; б) змея, рама; в) пуговица, молоток, лава; г) укор, бузина, тина; д)поворот, пороша, канава.

№ слайда 21 С какими кодами вы сталкиваетесь в повседневной жизни? Какие коды вы используете
Описание слайда:

С какими кодами вы сталкиваетесь в повседневной жизни? Какие коды вы используете на уроке математики, русского языка?

№ слайда 22
Описание слайда:

№ слайда 23 Москва, 2006 г.
Описание слайда:

Москва, 2006 г.

№ слайда 24
Описание слайда:

№ слайда 25 * Домашнее задание: §1.6 учить Р.т. №14, 15 (стр. 17,18).
Описание слайда:

* Домашнее задание: §1.6 учить Р.т. №14, 15 (стр. 17,18).

Название документа карточка.doc

Фамилия Имя______________________










1)ЗАГАДКА







2) 14 16 19 12 3 1


3. Зная, что каждому числу соответствует буква алфавита с таким же по­рядковым номером, расшифруйте следующие сообщения:

12-21-12-21-26-12-1 12-21-12-21-26-16-15-12-21 19-26-10-13-1 12-1-17-32-26-16-15.




___________________________________________________________________________





Название документа практическое занятие в мире кодов.doc

Зашифрованные слова.


Чтобы узнать зашифрованное слово, вам надо оставить только вторые слоги из каждого данного слова, а первый или последний удалить.


а) соловей, потолок;

б) змея, рама;

в) пуговица, молоток, лава;

г) укор, бузина, тина;

д) поворот, пороша, канава


Конспект урока «В мире кодов» 5 класс

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Информатика
Описание:

Цели урока:

Обучающая:

  • Показать учащимся многообразие окружающих человека кодов;
  • Отметить роль кодирования информации, научиться кодировать и декодировать информацию.

Развивающая:

  • Развитие интереса учащихся к предмету «Информатика»
  • На примере выполнения задания на ЭВМ формировать умение логически мыслить

Воспитывающая:

  • Воспитывать культуру общения, усидчивость
  • Воспитание чувства коллективизма, умения выслушивать других

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные понятия: код, кодирование информации, декодирование информации

Средства обучения: мультимедийная установка, компьютеры. Приложения: MS Word, Презентация, Рабочие листы для учащихся, будильник.

Форма проведения урока:

Структура урока

Основные методы обучения

Формы организации познавательной деятельности

Проверка теоретических знаний учащихся:
-информация
-виды информации

частично-поисковый, словесный

Фронтальная

Постановка целей урока и мотивация учебной деятельности учащихся

частично-поисковый, словесный

Фронтальная

Проверка умений учащихся применять полученные знания на практике.

Практический
Наглядный

Индивидуальная

Подведение итогов урока

Словесный

Фронтальная

Ход урока

№ п/п

Вид работы

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организация начала урока

1

Приветствует учащихся. Проверяет отсутствующих.

Приветствуют учителя.

2

Проверка знаний учащихся

4

Учитель проводит опрос:
Что такое информация?

 

 

 

 

 

Демонстрирует слайд 1
А это изображение является информацией?
А какой же вид информации представлен на экране.
Учитель включает будильник.
Учитель: как вы думаете, а что хотел нам сказать будильник этим звонком.

Учитель: мы с вами расшифровали слово, по звуку вспомнили, о чем нам может говорить будильник. Так как вы думаете, чем же мы будем с вами заниматься?

 

Учащиеся отвечают на вопросы. Информация- это сведение об окружающем нас мире. Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.
По форме представления информации различают числовую, текстовую, звуковую,
графическую и видеоинформацию.

Ученик : графическая информация.
Дети разгадывают ребус.

 

Ученик: Звуковая информация. Перемена, начало урока, утром пробуждение

 

Ученик: Кодировать или шифровать информацию….

3

Постановка учебной задачи

1

Тема нашего урока - кодирование информации. Чем же мы с вами будем заниматься на уроке?

Демонстрируется 2 и 3 слайд.
Кроме кодирования мы еще научимся, и декодировать информацию.
На столе перед вами рабочий лист, который вы заполняете по ходу урока.

Рассмотрим многообразие окружающих нас кодов и научимся сами кодировать информацию.

 

 

Учащиеся проверяют наличие листа

4

Решение учебной задачи

9

Рассказ учителя сопровождается соответствующей презентацией
(слайды 5-13)

 

Слушают учителя,
отвечают на вопросы.

 

Код — это система условных знаков для представле­ния информации.
Кодирование — это представление информации с по­мощью некоторого кода.
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так, для общения в нашей стране используется код — русский язык. Код исполь­зуется для оценки знаний в школе (число «5» — код от­личных знаний, «4» — код хороших знаний, «3» — удов­летворительных, «2» — плохих).

На экране слайд 8. Ребята, а кто знает, что изображено на этом слайде? (После того как учащиеся выскажут свои мнения, учитель объясняет).
В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых. «Буквы» этого кода выдавли­ваются на листе плотной бумаги. Одна буква занимает два столбика, в каждом из которых могут быть выдавле­ны три точки. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать.

По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.
Всем хорошо известны следующие дорожные знаки (слайд 9)
А что же мы кодируем с помощью этих знаков?

Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт. Его следует писать на конвер­те в специально отведённом для этого месте. По коду мож­но узнать, куда отправлять письмо. Например, код города Москвы и коды всех населённых пунктов Московской об­ласти начинаются с цифры 1.
А индекс какого населенно пункта приведен последним? (Слайд 12)
В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уни­кальная цепочка из восьми 0 и 1. Например, буква «Q» имеет двоичный код 01010001, а цифра «7» — 00110111

5

Закрепление материала

7

Демонстрируется 15 слайд.
Учитель: закодируем слово загадка.
Учитель: а теперь по исходному коду давайте узнаем, что же скрыто за следующими цифрами.
14 16 19 12 3 1

Учащиеся заполняет таблицу в карточке.

 

2-2-1-9.jpg

 

 

 

Учитель: что же мы с вами сделали? Декодировали информацию. Попробуйте сами сформулировать определение декодированию.
(Слайд 15)

 

 

Задание выполняется в карточке, после выполнения учащиеся сдают карточку.

1. Зная, что каждому числу соответствует буква алфавита с таким же по­рядковым номером, расшифруйте следующие сообщения:
12-21-12-21-26-12-1 12-21-12-21-26-16-15-12-21 19-26-10-13-1 12-1-17-32-26-16-15.
(Ответ: кукушку кукушонку сшила капюшон)

Устно: (Слайд 16)

4 .Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из каждого данного слова:
а) колос, мебель, таракан;
б) молоко, нерест, таракан;
в) кора, лото, боксер;
г) баран, рана, банщик;
д)монета; лошадь, корова

Ученик: по исходному коду восстановили информацию
Ученик: Декодирование – процесс обратный кодированию. Восстановление информации по известному коду.

 

 

 

Самостоятельно выполняют задания в карточке

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

6

Физминутка

1

Учитель: сейчас мы проведем физминутку. Я даю вам звуковую информацию, а вы ее кодируете с помощью жестов и движений.

показать движениями:
сердце
птицу
динозавра
лук

мы руками поведем, будто по морю плывем,
раз, два три, четыре, пять и к компьютерам плывем.

Учащиеся движениями «показывают» слова

 

 

 

 

 

 

Идут к компьютерам

7

Инструктаж по технике безопасности

1

Слайд 18.
учитель спрашивает у учащихся о ТБ в кабинете информатике и на рабочем месте, одновременно высвечивается слайд и, если учащиеся назвали не все правила, то учитель акцентирует на этом внимание

Отвечают на вопросы учителя.

8

Практическое занятие

7

Ребята вам необходимо выполнить следующее задание: Зашифрованы слова. Чтобы узнать зашифрованное слово, вам надо оставить только вторые слоги из каждого данного слова, а первый или последний удалить.
учитель акцентирует внимание учащихся на слайд 18,
Вспомните, какая клавиша удаляет текст, написанный с лева? (Backspace)
А какая клавиша удаляет текст, написанный справа? (delete).
Открыт документ со следующим заданием.
а) соловей, потолок;
б) змея, рама;
в) пуговица, молоток, лава;
г) укор, бузина, тина;
д)поворот, пороша, канава

Во время выполнения задания, учитель помогает учащимся, так как еще не у всех достаточно навыка с работой на клавиатуре. Если есть учащийся, который достаточно быстро выполнил задание, то учитель назначает его своим помощником, и он тоже помогает одноклассникам.
После выполнения задания, ребята называют слова, которые у них получились, а на экране высвечиваются правильные ответы. (Слайд 19)

Слушают учителя, находят на клавиатуре клавиши (delete).
(Backspace)

 

 

 

 

 

 

Выполняют практическое задание

 

9-10

Подведение итогов. Домашнее задание.

6

учитель задает вопросы учащимся (Слайды 20-23)

 

В первую очередь опрашивает тех учеников, кто весь урок «работал на оценку».

выставляет оценки за урок. Объясняет домашнее задание. Слайд 24

 

Учащиеся садятся за парты.

 

Отвечают на вопросы учителя

11

Рефлексия

1

Сегодня на уроке вы все хорошо работали. Молодцы! Получили новые знания? Вы узнали больше об информации, теперь я хочу получить от вас информацию: было ли вам интересно, хорошо ли вы усвоили урок. Закодируйте свой ответ с помощью нуля и единицы, как это принято в информатике. Если да, то оставьте карточку с цифрой «1», если нет, то «0»

Учащиеся, отвечая на вопросы учителя высказывают свое мнение об уроке, высказывают свои пожелания. Оставляют карточки с соответствующей цифрой.

 

Используемые источники:
1. Босова Л. Л. «Информатика-5»,М: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
2. Босова Л.Л. Босова А.Л. «Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие», М: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
3. http://aida.ucoz.ru/load/



dop.pngДополнительно:

Демонстрационный материал к уроку презентация на тему: «В мире кодов»

Слайд 1
y1.jpg




Слайд 11
y11.jpg




Слайд 24
y24.jpg


Здесь представлен лишь скриншот презентации. Полный вариант содержит 25 слайдов.

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал
Автор Сатина Светлана Владимировна
Дата добавления 11.08.2009
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 5414
Номер материала 336
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓