Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Столичный учебный центр 8-800-7777-300 (звонок бесплатный)
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 038767 от 26 сентября 2017 г.
Дистанционные курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации
Курсы профессиональной переподготовки
112 курсов по цене от 3 540 руб.
Смотреть
Курсы повышения квалификации
268 курсов по цене от 840 руб.
Смотреть
Главная / Информатика / Конспект урока «Представление числовой и текстовой информации» 7 класс

Конспект урока «Представление числовой и текстовой информации» 7 класс

  • Доступно для всех учеников
    1-11 классов и дошкольников

  • Рекордно низкий оргвзнос

    30Р

16 олимпиад

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Подать заявку

Название документа Заявка.doc

ФИО полностью

Пикулева Екатерина Владимировна


Должность


Учитель информатики

Квалификациионная категория


Первая

Место работы (образовательное учреждение)

МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов «Дневной пансион-84»

Республика/край, город/поселение


Самара

Контактный для пользователей e-mail


kapiku@mail.ru

Адрес сайта личного или сайта ОУ (если есть)


dp84.ru

Тема урока


Представление числовой и текстовой информации

Предмет


Информатика

Класс/группа


7 класс

Использованные источники и литература


  • Учебник Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ, Питер, 2009

  • Электронный учебник по Информатике и Программированию http://kuzelenkov.narod.ru

  • А.А. Малева, В.В. Малев

Практикум по методике преподавания информатики

  • Андреева Е.В., Фалина И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика: Учебное пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 г.

hello_html_567414c4.png

Название документа Презентация к уроку.ppt

Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво — и в...
Представление числовой и текстовой информации Актуализация знаний прошлого ур...
образовательная: познакомить с понятием мощности алфавита и историей кодиров...
Представление числовой и текстовой информации Что такое информация? Какие вид...
Представление числовой и текстовой информации Формы представления информации:...
Далее Представление числовой и текстовой информации Алфавит - конечный набор...
Далее Представление числовой и текстовой информации Код – набор символов для...
Далее Представление числовой и текстовой информации Самюэль Морзе и кодовая т...
Далее Представление числовой и текстовой информации Готфрид Вильгельм Лейбниц.
Далее Представление числовой и текстовой информации Джордж Буль Чарльз Сандер...
Представление числовой и текстовой информации Чтобы определить объем информац...
Представление числовой и текстовой информации Перевести число 86 из десятично...
Представление числовой и текстовой информации 1. Укажите правильный порядок в...
‹‹
1 из 13
››

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво — и в
Описание слайда:

Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво — и в полном соответствии с его взглядами. Представление числовой и текстовой информации Гилберт Честертон

№ слайда 2 Представление числовой и текстовой информации Актуализация знаний прошлого ур
Описание слайда:

Представление числовой и текстовой информации Актуализация знаний прошлого урока Цели урока Изучение нового материала Решение задач Домашнее задание

№ слайда 3 образовательная: познакомить с понятием мощности алфавита и историей кодиров
Описание слайда:

образовательная: познакомить с понятием мощности алфавита и историей кодирования информации, актуализировать прежние знания по темам «Единицы измерения информации» и «Двоичная система счисления»; воспитательная: формирование  самостоятельности и ответственности при изучении нового материала, воспитание информационной культуры у учащихся; развивающая: развить умение определять и анализировать объем информации. Представление числовой и текстовой информации

№ слайда 4 Представление числовой и текстовой информации Что такое информация? Какие вид
Описание слайда:

Представление числовой и текстовой информации Что такое информация? Какие виды информации вы знаете? Способы получения информации? Свойства информации? Формы представления? Далее

№ слайда 5 Представление числовой и текстовой информации Формы представления информации:
Описание слайда:

Представление числовой и текстовой информации Формы представления информации: знаковая письменная: символьная графическая табличная в виде жестов или сигналов устная словесная

№ слайда 6 Далее Представление числовой и текстовой информации Алфавит - конечный набор
Описание слайда:

Далее Представление числовой и текстовой информации Алфавит - конечный набор знаков любой природы, из которых формируется сообщение. Мощность алфавита — количество символов алфавита. Языки формальные естественные

№ слайда 7 Далее Представление числовой и текстовой информации Код – набор символов для
Описание слайда:

Далее Представление числовой и текстовой информации Код – набор символов для представления информации. Кодирование – процесс представления информации в виде кода. Для преобразования информации в двоичные коды и обратно в компьютере должно быть организовано 2 процесса: кодирование декодирование

№ слайда 8 Далее Представление числовой и текстовой информации Самюэль Морзе и кодовая т
Описание слайда:

Далее Представление числовой и текстовой информации Самюэль Морзе и кодовая таблица его азбуки

№ слайда 9 Далее Представление числовой и текстовой информации Готфрид Вильгельм Лейбниц.
Описание слайда:

Далее Представление числовой и текстовой информации Готфрид Вильгельм Лейбниц.

№ слайда 10 Далее Представление числовой и текстовой информации Джордж Буль Чарльз Сандер
Описание слайда:

Далее Представление числовой и текстовой информации Джордж Буль Чарльз Сандерс Пирс

№ слайда 11 Представление числовой и текстовой информации Чтобы определить объем информац
Описание слайда:

Представление числовой и текстовой информации Чтобы определить объем информации в сообщении при алфавитном подходе, нужно последовательно решить задачи: Определить количество информации (i) в одном символе по формуле 2i = N, где N — мощность алфавита Определить количество символов в сообщении (m) Вычислить объем информации по формуле: V = i * m.

№ слайда 12 Представление числовой и текстовой информации Перевести число 86 из десятично
Описание слайда:

Представление числовой и текстовой информации Перевести число 86 из десятичной системы счисления в двоичную. Перевести число 01001110 из двоичной системы счисления в десятичную. Каков информационный объем текстового сообщения, закодированного по двоичной системе и содержащего 376 символов? Каков информационный объем текстового сообщения, закодированного по десятичной системе и содержащего 100 символов? Каков информационный объем текстового сообщения, закодированного по восьмеричной системе и содержащего 25 символов?

№ слайда 13 Представление числовой и текстовой информации 1. Укажите правильный порядок в
Описание слайда:

Представление числовой и текстовой информации 1. Укажите правильный порядок возрастания единиц измерения объема информации:   А) бит, байт, гигабайт, килобайт; Б) байт, мегабайт, килобайт, гигабайт; В) бит, терабайт, петабайт, мегабайт; Г) байт, мегабайт, бит, терабайт.   2. На странице содержится 30 строк по 60 символов в каждой. Определить информационный объем страницы в битах и байтах. Объем информации, содержащейся в одном символе, равен одному байту.

Название документа Урок.doc

План-конспект урока

Тема: «Представление числовой и текстовой информации»


Предмет: информатика, 7 класс

по учебнику Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ, Питер, 2009

Цели урока:

  1. Обучающая: познакомить с понятием мощности алфавита и историей кодирования информации, актуализировать прежние знания по темам «Единицы измерения информации» и «Двоичная система счисления»;

  2. Воспитательная: формирование  самостоятельности и ответственности при изучении нового материала, воспитание информационной культуры у учащихся;

  3. Развивающая: развить умение определять и анализировать объем информации.

Программно – дидактическое обеспечение урока: ПК, проектор, экран.

Тип урока: комбинированный урок, лекция +решение познавательных задач.


Ход урока:

Слайд 1

hello_html_m28b6b13f.jpg

  1. Орг. момент:


    1. Приветствие.

    2. Проверка присутствующих.

    3. Сообщение темы урока.


Слайд 2

hello_html_m339a4dd2.jpg


  1. Актуализация знаний предыдущего урока:

    1. Что такое информация?

    2. Какие виды информации вы знаете?

    3. Способы получения информации?

    4. Свойства информации?

    5. Формы представления информации?


hello_html_67153248.jpgСлайд 4















Вспомним способы восприятия и формы представления информации.


hello_html_m3ff50134.jpgСлайд 5










  1. Изучение нового материала:

(Курсивом выделена информация, предназначенная для записи в тетрадь)


Независимо от формы представления и способа передачи информация всегда передается с помощью какого-либо языка. Существует язык математики, физики, химии, язык глухонемых, в мире насчитывается около 10 000 разных языков и диалектов.


Основу любого языка составляет алфавит - конечный набор знаков любой природы, из которых формируется сообщение.


Мощность алфавита — количество символов алфавита.

hello_html_10756116.jpg

Слайд 6













Яhello_html_ma438a11.gifhello_html_m196f45c9.gifзыки

формальные естественные


С появлением языка, а затем и знаковых систем расширились возможности общения между людьми. Каждый народ имеет свой язык, состоящий из набора символов, кроме того существуют различные формальные языки. Представление информации с помощью какого-либо языка часто называют кодированием.

hello_html_185baf82.jpg

Слайд 7










Код – набор символов для представления информации.

Кодирование – процесс представления информации в виде кода.


Водитель передает сигнал с помощью гудка, кодом является наличие или отсутствие гудка. Светофор передает сигнал с помощью цвета, код определяю цвета – красный, желтый, зеленый. В основу естественного языка, на котором общаются люди, тоже положен код, только в этом случае он называется алфавитным. При разговоре этот код передается звуками, при письме – буквами.


По мере развития техники появлялись различные способы кодирования информации. Во второй половине XIX века американский изобретатель Самюэль Морзе изобрел удивительный код, который служит человечеству до сих пор. Кодом служат три сигнала: длинный (тире), короткий (точка) и отсутствие сигнала (пауза) для разделения букв.

hello_html_m477386b8.jpg

Слайд 8













Люди всегда искали способы быстрой передачи информации – для этого посылали гонцов, использовали почтовых голубей, у народов существовали разные способы оповещения о надвигающейся опасности: барабанный бой, дым костров, флаги и т.д. Однако использование всего этого требовало предварительной договоренности о понимании принимаемого сообщения.

Знаменитый ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц еще в XVII веке предложил уникальную и простую систему представления чисел, с помощью 0 и 1. Он занялся исследованием математических законов применительно к двоичной системе счисления. Лейбницу первому пришла мысль использовать двоичную систему в вычислительном устройстве.


Слайд 9





hello_html_6c38cbd.jpg












В 1816 году английский математик Джордж Буль подхватил идею Лейбница и создал универсальный логический язык, с помощью которого предложил кодировать высказывания, а затем оперировать с ними как с числами.


В 1867 году американский ученый Чарльз Сандерс Пирс применил законы математической логики для описания электрических переключательных схем.

hello_html_2f4d59ca.jpg

Слайд 10













Достижения всех ученых и изобретателей, вносивших свой вклад в развитие двоичной логики и информатики на протяжении многих лет, нашли воплощение только в середине XX века, когда была создана первая цифровая вычислительная машина.


В основе современного компьютера лежат законы математики и логики двоичной системы счисления.


С помощью двух цифр 0 и 1 можно закодировать любое сообщение: есть сигнал – 1, нет сигнала – 0. Двоичный алфавит содержит 2 символа, его мощность равна двум.

Символы двоичного кода принято называть двоичными цифрами или битами. Бит является минимальной единицей измерения объема информации.


Бит – наименьшая единица измерения объема информации.


Более крупной единицей измерения объема является 1 байт, состоящий из 8 бит. Также принято использовать следующие единицы измерения объема информации:

1 Кбайт (один килобайт) = 210 байт = 1024 байта;
1 Мбайт (один мегабайт) = 210 Кбайт = 1024 Кбайта;
1 Гбайт (один гигабайт) = 210 Мбайт = 1024 Мбайта.
В последнее время в связи с увеличением объёмов обрабатываемой информации входят в употребление такие производные единицы, как:
1 Терабайт (Тб) = 1024 Гбайта = 240 байта,
1 Петабайт (Пб) = 1024 Тбайта = 250 байта.


Для преобразования информации в двоичные коды и обратно в компьютере должно быть организовано 2 процесса:

  • кодирование – преобразование информации в машинную форму, т.е. в двоичный код.

  • декодирование – преобразование двоичного кода в форму, понятную человеку.

Чтобы определить объем информации в сообщении при алфавитном подходе, нужно последовательно решить задачи:

  1. Определить количество информации (i) в одном символе по формуле 2i = N, где N — мощность алфавита

  2. Определить количество символов в сообщении (m)

  3. Вычислить объем информации по формуле: V = i * m.

Слайд 11

hello_html_448102be.jpg

Например, если текстовое сообщение, закодированное по двоичной системе, содержит 100 символов, то его информационный объем составляет 100 бит.

Перевод из десятичной системы счисления в двоичную:

Допустим, дано двоичное число 110001. Для перевода в десятичное просто запишите его справа налево как сумму по разрядам следующим образом:

hello_html_47079156.png









hello_html_596ebad0.png


  1. Решение задач, закрепление пройденного материала.

hello_html_e1012df.jpg

Слайд 12














  1. Перевести число 86 из десятичной системы счисления в двоичную.

  2. Перевести число 01001110 из двоичной системы счисления в десятичную.

  3. Каков информационный объем текстового сообщения, закодированного по двоичной системе и содержащего 376 символов?

  4. Каков информационный объем текстового сообщения, закодированного по десятичной системе и содержащего 100 символов?

  5. Каков информационный объем текстового сообщения, закодированного по восьмеричной системе и содержащего 25 символов?


  1. Домашнее задание.


Слайд 13

hello_html_m9f7a6ab.jpg

    1. Укажите правильный порядок возрастания единиц измерения объема информации:



А) бит, байт, гигабайт, килобайт;

Б) байт, мегабайт, килобайт, гигабайт;

В) бит, терабайт, петабайт, мегабайт;

Г) байт, мегабайт, бит, терабайт.


    1. На странице содержится 30 строк по 60 символов в каждой. Информация представлена в двоичном коде. Определить информационный объем страницы в битах и байтах.

  • Информатика
Описание:

Цели урока:

  • Обучающая: познакомить с понятием мощности алфавита и историей кодирования информации, актуализировать прежние знания по темам «Единицы измерения информации» и «Двоичная система счисления»;
  • Воспитательная: формирование  самостоятельности и ответственности при изучении нового материала, воспитание информационной культуры у учащихся;
  • Развивающая: развить умение определять и анализировать объем информации.

Программно – дидактическое обеспечение урока: ПК, проектор, экран.
Тип урока: комбинированный урок, лекция +решение познавательных задач.

Ход урока:

Слайд 1

  • Орг. момент:
    • Приветствие.
    •  Проверка присутствующих.
    • Сообщение темы урока.

 

Слайд 2

  • Актуализация знаний предыдущего урока:
    • Что такое информация?
    • Какие виды информации вы знаете?
    • Способы получения информации?
    • Свойства информации?
    • Формы представления информации?

 

Слайд 4

Вспомним способы восприятия и формы представления информации.

Слайд 5

Изучение нового материала:

(Курсивом выделена информация, предназначенная для записи в тетрадь)

Независимо от формы представления и способа передачи информация всегда передается с помощью какого-либо языка. Существует язык математики, физики, химии, язык глухонемых, в мире насчитывается около 10 000 разных языков и диалектов.

Основу любого языка составляет алфавит -  конечный набор знаков любой природы, из которых формируется сообщение.

Мощность алфавита — количество символов алфавита.

Слайд 6

С появлением языка, а затем и знаковых систем расширились возможности общения между людьми. Каждый народ имеет свой язык, состоящий из набора символов, кроме того существуют различные формальные языки. Представление информации с помощью какого-либо языка часто называют кодированием.

Слайд 7

Код – набор символов для представления информации.
Кодирование – процесс представления информации в виде кода.

Водитель передает сигнал с помощью гудка, кодом является наличие или отсутствие гудка. Светофор передает сигнал с помощью цвета, код определяю цвета – красный, желтый, зеленый. В основу естественного языка, на котором общаются люди,  тоже положен код, только в этом случае он называется алфавитным. При разговоре этот код передается звуками, при письме – буквами.

По мере развития техники появлялись различные способы кодирования информации. Во второй половине XIX века американский изобретатель Самюэль Морзе изобрел удивительный код, который служит человечеству до сих пор. Кодом служат три сигнала: длинный (тире), короткий (точка) и отсутствие сигнала (пауза) для разделения букв.

Слайд 8

Люди всегда искали способы быстрой передачи информации – для этого посылали гонцов, использовали почтовых голубей, у народов существовали разные способы оповещения о надвигающейся опасности: барабанный бой, дым костров, флаги и т.д. Однако использование всего этого требовало предварительной договоренности о понимании принимаемого сообщения.
Знаменитый ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц еще в XVII веке предложил уникальную и простую систему представления чисел, с помощью 0 и 1. Он занялся исследованием математических законов применительно к двоичной системе счисления. Лейбницу первому пришла мысль использовать двоичную систему в вычислительном устройстве.

Слайд 9

В 1816 году английский математик Джордж Буль подхватил идею Лейбница и создал универсальный логический язык, с помощью которого предложил кодировать высказывания, а затем оперировать с ними как с числами.

В 1867 году американский ученый Чарльз Сандерс Пирс применил законы математической логики для описания электрических переключательных схем.

Слайд 10

Достижения всех ученых и изобретателей, вносивших свой вклад в развитие двоичной логики и информатики  на протяжении многих лет, нашли воплощение только в середине XX века, когда была создана первая цифровая вычислительная машина.

В основе современного компьютера лежат законы математики и логики двоичной системы счисления.

С помощью двух цифр 0 и 1 можно закодировать любое сообщение: есть сигнал – 1, нет сигнала – 0. Двоичный алфавит содержит 2 символа, его мощность равна двум.

Символы двоичного кода принято называть двоичными цифрами или битами. Бит является минимальной единицей измерения объема информации.

Бит – наименьшая единица измерения объема информации.

Более крупной единицей измерения объема является 1 байт, состоящий из 8 бит. Также принято использовать следующие единицы измерения объема информации:
1 Кбайт (один килобайт) = 210 байт = 1024 байта;
1 Мбайт (один мегабайт) = 210 Кбайт = 1024 Кбайта;
1 Гбайт (один гигабайт) = 210 Мбайт = 1024 Мбайта.
В последнее время в связи с увеличением объёмов обрабатываемой информации входят в употребление такие производные единицы, как:
1 Терабайт (Тб) = 1024 Гбайта = 240 байта,
1 Петабайт (Пб) = 1024 Тбайта = 250 байта.

Для преобразования информации в двоичные коды и обратно в компьютере должно быть организовано 2 процесса:

  • кодирование – преобразование информации в машинную форму, т.е. в двоичный код.
  • декодирование – преобразование двоичного кода в форму, понятную человеку.

Чтобы определить объем информации в сообщении при алфавитном подходе, нужно последовательно решить задачи:

  • Определить количество информации (i) в одном символе по формуле 2i = N, где N — мощность алфавита
  • Определить количество символов в сообщении (m)
  • Вычислить объем информации по формуле: V = i * m.

Слайд 11

Например, если текстовое сообщение, закодированное по двоичной системе, содержит 100 символов, то его информационный объем составляет 100 бит.

Перевод из десятичной системы счисления в двоичную:
Допустим, дано двоичное число 110001. Для перевода в десятичное просто запишите его справа налево как сумму по разрядам следующим образом:

  • Решение задач, закрепление пройденного материала.

Слайд 12

  • Перевести  число 86 из десятичной системы счисления в двоичную.
  • Перевести число 01001110 из двоичной системы счисления в десятичную.
  • Каков информационный объем текстового сообщения, закодированного по двоичной системе и содержащего 376 символов?
  • Каков информационный объем текстового сообщения, закодированного по десятичной системе и содержащего 100 символов?
  • Каков информационный объем текстового сообщения, закодированного по восьмеричной системе и содержащего 25 символов?
  • Домашнее задание.

Слайд 13

    • Укажите правильный порядок возрастания единиц измерения объема информации:

А) бит, байт, гигабайт, килобайт;
Б) байт, мегабайт, килобайт, гигабайт;
В) бит, терабайт, петабайт, мегабайт;
Г) байт, мегабайт, бит, терабайт.

    • На странице содержится 30 строк по 60 символов в каждой. Информация представлена в двоичном коде. Определить информационный объем страницы в битах и байтах.

Использованная литература

  • Учебник Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ, Питер, 2009
  • Электронный учебник по Информатике и Программированию http://kuzelenkov.narod.ru
  • А.А. Малева, В.В. Малев Практикум по методике преподавания информатики
  • Андреева Е.В., Фалина И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика: Учебное пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 г.


dop.pngДополнительно:

Демонстрационный материал к уроку «Представление числовой и текстовой информации» (7 класс) (13 слайдов)

Слайд 1
pik1.jpg


Слайд 2
pik2.jpg
Скачать материал
Автор Пикулева Екатерина Владимировна
Дата добавления 02.12.2010
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 7660
Номер материала 335
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы