Главная / Информатика / Оценка продуктивности деятельности учителя

Оценка продуктивности деятельности учителя

Скачать материал

Название документа Оценка продуктивности деятельности учителя.doc

Оценка продуктивности деятельности учителя



Аттестация учителей информатики
Процедура аттестации

Целью аттестации является выявление уровня профессионализма учителя и определение соответствующего ему квалификационного разряда.
Процедура аттестации проводится в соответствии с регламентом и положением по аттестации муниципального уровня.
Наиболее объективной является оценка профессиональной подготовленности учителя по двум показателям:

  • Оценка уровня профессиональной подготовленности,

  • Оценка продуктивности деятельности.

Оценка продуктивности деятельности
Для оценки продуктивности деятельности учителя информатики могут использоваться следующие показатели.


№ п/п

Показатели

Оценка,
баллы

2

3

4

5

II квалификационная категория

1

Руководство основными законодательными и нор­мативными документами по вопросам образования и защиты прав ребенка

1.1

Учитель не имеет нормативных документов

2

 

 

 

1.2

Учитель имеет нормативные документы, но использует их положения частично

 

3

 

 

1.3

Учитель имеет нормативные документы и полностью использует положения одного документа, а остальные — частично

 

 

4

 

1.4

Учитель имеет нормативные документы и системно использует их в работе

 

 

 

5

2

Представление о содержании и структуре Базисного учебного плана

2.1

Учитель не знаком с Базисным учебным планом

2

 

 

 

2.2

Учитель имеет представление о структуре Базисного учебного плана

 

3

 

 

2.3

Учитель имеет представление о содержании и структуре Базисного учебного плана

 

 

4

 

2.4

Учитель имеет представление о содержании, структуре Базисного учебного плана, месте предмета «Информатика» в нем

 

 

 

5

3

Использование положений современной теории воспитания и методики преподавания информатики

3.1

Учитель не знает традиционных теорий воспитания и методик обучения информатике

2

 

 

 

3.2

Учитель имеет представление об одной теории воспитания и одной методике обучения информатике;

 

3

 

 

3.3

Учитель имеет полное представление о двух теориях воспитания и одной методике обучения информатике

 

 

4

 

3.4

Учитель имеет системное представление о теориях воспитания и современных методиках обучения информатике

 

 

 

5

4

Знание современных концепций  компьютерного образования школьников

4.1

Учитель не знает ни одной концепции компьютерного образования школьников

2

 

 

 

4.2

Учитель знает одну концепцию компьютерного образования школьников

 

3

 

 

4.3

Учитель знает две концепции компьютерного образования школьников

 

 

4

 

4.4

Учитель знает более двух концепций компьютерного образования школьников

 

 

 

5

5

Использование понятийного аппарата и терминологии предмета

5.1

Учитель не владеет знаниями, составляющими основу курса «Информатика», не может назвать основные классификационные группы понятийного аппарата курса

2

 

 

 

5.2

Учитель владеет знаниями, составляющими основу курса «Информатика», может назвать некоторые основные классификационные группы понятийного аппарата курса

 

3

 

 

5.3

Учитель владеет знаниями, составляющими основу курса «Информатика», может назвать большинство основных классификационных групп понятийного аппарата курса

 

 

4

 

5.4

Учитель владеет знаниями, составляющими основу курса «Информатика», и может назвать все классификационные группы понятийного аппарата курса

 

 

 

5

6

Реализация содержания курса «Информатика»

6.1

Учитель работает не по программе

2

 

 

 

6.2

Учитель реализует 60 % программы

 

3

 

 

6.3

Учитель реализует 80 % программы

 

 

4

 

6.4

Учитель реализует 100 % программы

 

 

 

5

7

Различение целей и задач компьютерного обучения с выявлением их контекстных отличий в программах курсов «Информатика»

7.1

Учитель не различает целей, задач курса и не видит их контекстных отличий

2

 

 

 

7.2

Учитель различает цели, задачи курса, но не видит их контекстных отличий

 

3

 

 

7.3

Учитель различает цели, задачи курса и видит их отдельные контекстные отличия

 

 

4

 

7.4

Учитель различает цели, задачи курса и видит все их контекстные отличия

 

 

 

5

8

Владение различными видами планирования про­цесса обучения информатике

8.1

Учитель не владеет умениями календарно-тематического и поурочного планирования

2

 

 

 

8.2

Учитель осуществляет календарно-тематическое и поурочное планирование, реализуя на 50 % цели и задачи курса информатики

 

3

 

 

8.3

Учитель осуществляет календарно-тематическое и поурочное планирование, реализуя на 80 % цели и задачи курса информатики

 

 

4

 

8.4

Учитель осуществляет календарно-тематическое и поурочное планирование, реализуя на 100 % цели и задачи курса информатики

 

 

 

5

9

Моделирование структуры различных типов уро­ков информатики

9.1

Учитель не владеет умением моделирования уроков

2

 

 

 

9.2

Учитель моделирует структуры некоторых типов уроков объяснительно-иллюстративного обучения информатике

 

3

 

 

9.3

Учитель моделирует структуры всех типов уроков объяснительно-иллюстративного обучения информатике

 

 

4

 

9.4

Учитель моделирует структуры всех типов уроков объяснительно-иллюстративного и проблемного обучения информатике

 

 

 

5

10

Методы обучения информатике

10.1

Учитель не знает методов обучения информатике

2

 

 

 

10.2

Учитель знает некоторые методы объяснительно-иллюстративного обучения

 

3

 

 

10.3

Учитель знает все методы объяснительно-иллюстративного обучения

 

 

4

 

10.4

Учитель знает все методы объяснительно-иллюстративного и проблемного обучения

 

 

 

5

11

Реализация методов обучения информатике на практике

11.1

Учитель владеет некоторыми методами объяснительно-иллюстративного обучения

2

 

 

 

11.2

Учитель владеет всеми методами объяснительно-иллюстративного обучения

 

3

 

 

11,3

Учитель владеет методами объяснительно-иллюстративного и развивающего обучения

 

 

4

 

11.4

Учитель владеет методами объяснительно-иллюстративного, развивающего и проблемного обучения

 

 

 

5

12

Использование средств обучения информатике

12.1

Учитель не использует наглядные средства обучения информатике

2

 

 

 

12.2

Учитель использует только учебные таблицы и плакаты по информатике

 

3

 

 

12.3

Учитель использует учебные таблицы и модели на уроках информатики

 

 

4

 

12.4

Учитель использует весь арсенал средств обучения информатике

 

 

 

5

13

Разнообразие форм организации учебной деятельности

13.1

Учитель использует только традиционную форму урока

2

 

 

 

13.2

Учитель использует традиционную форму урока и еще одну из форм (урок-диспут, урок-викторина, проблемный урок и т. д.)

 

3

 

 

13.3

Учитель использует традиционную форму урока и еще две формы урока

 

 

4

 

13.4

Учитель использует традиционную форму урока и еще три формы урока

 

 

 

5

14

Использование различных подходов к проведению работы на компьютере

14.1

Учитель не владеет методикой проведения уроков работы на компьютере

2

 

 

 

14.2

Учитель владеет только методикой проведения уроков выполнения контрольных работ на компьютере

 

3

 

 

14.3

Учитель частично владеет методикой проведения уроков выполнения работ на компьютере контролирующего и обучающе-контролирующего типов

 

 

4

 

14.4

Учитель владеет методикой проведения уроков выполнения работ на компьютере контролирующего и обучающе-контролирующего типов

 

 

 

5

15

Использование различных видов и форм оценки знаний и умений работы на компьютере

15.1

Учитель использует в работе только периодический контроль за выполнением работ на компьютере

2

 

 

 

15.2

Учитель бессистемно использует в работе текущий контроль знаний, осуществляемый в процессе устного опроса, и периодический контроль за выполнением работ на компьютере

 

3

 

 

15.3

Учитель систематически использует в работе текущий контроль знаний, осуществляемый в процессе устного опроса, и периодический контроль за выполнением работ на компьютере

 

 

4

 

15.4

Учитель систематически использует в работе текущий контроль знаний, осуществляемый в процессе устного опроса, периодический контроль за выполнением работ на компьютере и итоговый контроль знаний в конце обучения

 

 

 

5

16

Применение в работе личностно ориентированного подхода к учащимся

16.1

У учителя отсутствует личностно ориентированный подход к учащимся

2

 

 

 

16.2

Учитель использует в работе некоторые отдельные положения личностно ориентированного подхода к учащимся

 

3

 

 

16.3

Учитель в большей мере реализует личностно ориентированный подход к учащимся

 

 

4

 

16.4

Учитель системно реализуется личностно ориентированный подход к учащимся

 

 

 

5

17

Использование оборудования кабинета информатики

17.1

Учитель не имеет необходимого оборудования

2

 

 

 

17.2

Учитель имеет только морально устаревшие модели компьютеров

 

3

 

 

17.3

Кабинет не полностью укомплектован необходимым учебным оборудованием

 

 

4

 

17.4

Кабинет полностью укомплектован необходимым учебным оборудованием

 

 

 

5

18

Организация внеклассной работы по информатике

18.1

Учитель не ведет внеклассную работу по информатике

2

 

 

 

18.2

Учитель проводит отдельные внеклассные мероприятия в течение года или ведет кружковую работу

 

3

 

 

18.3

Учитель ведет кружковую работу и проводит отдельные внеклассные мероприятия в течение года

 

 

4

 

18.4

Учитель систематически проводит кружковую работу и другие внеклассные мероприятия

 

 

 

5

19

Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

19.1

Учитель не учитывает возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

2

 

 

 

19.2

Учитель учитывает возрастные, но не учиты­вает индивидуальные особенности учащихся

 

3

 

 

19.3

Учитель частично учитывает возрастные особенности и осуществляет индивидуаль­ный подход

 

 

4

 

19.4

Учитель учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся

 

 

 

5

20

Освоение техники общения

20.1

Учитель не владеет техникой общения

2

 

 

 

20.2

Учитель частично владеет техникой общения

 

3

 

 

20.3

Учитель достаточно полно владеет техникой общения

 

 

4

 

20.4

Учитель в совершенстве владеет техникой общения

 

 

 

5

21

Использование в работе психолого-педагогической, методической и специальной литературы

21.1

Учитель не использует в работе современную психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу

2

 

 

 

21.2

Учитель частично использует в работе психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу какого-либо одного направления

 

3

 

 

21.3

Учитель полно использует в работе психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу какого-либо одного направления

 

 

4

 

21.4

Учитель системно использует в работе психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу различных направлений

 

 

 

5

22

Выполнение учителем своих функциональных обязанностей

22.1

Учитель не выполняет своих функциональных обязанностей

2

 

 

 

22.2

Учитель выполняет свои функциональные обязанности на 60 %

 

3

 

 

22.3

Учитель выполняет свои функциональные обязанности на 80 %

 

 

4

 

22.4

Учитель выполняет свои функциональные обязанности на 100 %

 

 

 

5

I квалификационная категория
Для аттестуемых на первую квалификационную категорию, кроме показателей продуктивности, указанных в пп. 1-22, предусматриваются следующие:

23

Владение теоретическими основами предмета «Информатика»

23.1

Учитель не владеет понятийным аппаратом предмета, методами и способами отображения информации

2

 

 

 

23.2

Учитель владеет понятийным аппаратом предмета, методами и способами отображения информации на 60 %

 

3

 

 

23.3

Учитель владеет понятийным аппаратом предмета, методами и способами отображения информации на 80 %

 

 

4

 

23.4

Учитель владеет понятийным аппаратом предмета, методами и способами отображения информации на 100 %

 

 

 

5

24

Применение современных подходов к организации учебно-образовательного процесса

24.1

Учитель не применяет современные подходы к организации учебно-образовательного процесса

2

 

 

 

24.2

Учитель применяет отдельные современные подходы к организации учебно-образовательного процесса

 

3

 

 

24.3

Учитель применяет многие современные подходы к организации учебно-образовательного процесса

 

 

4

 

24.4

Учитель системно применяет современные подходы к организации учебно-образовательного процесса

 

 

 

5

25

Применение современных средств обучения на уроках информатики

25.1

Учитель не применяет современные средства обучения

2

 

 

 

25.2

Учитель применяет отдельные современные средства обучения

 

3

 

 

25.3

Учитель применяет большинство современ­ных средств обучения

 

 

4

 

25.4

Учитель комплексно применяет современные средства обучения

 

 

 

5

26

Использование принципов адаптивной образова­тельной системы на уроках информатики

26.1

Учитель не использует принципы адаптив­ной образовательной системы

2

 

 

 

26.2

Учитель использует принципы адаптивной образовательной системы на 60%

 

3

 

 

26.3

Учитель использует принципы адаптивной образовательной системы на 80%

 

 

4

 

26.4

Учитель использует принципы адаптивной образовательной системы на 100 %

 

 

 

5

27

Диагностирование и мониторинг уровня сформиро-ванности знаний и умений работы на компьютере

27.1

Учитель не владеет диагностикой и мониторингом уровня сформированности знаний и умений работы на компьютере

2

 

 

 

27.2

Учитель владеет диагностикой и мониторингом уровня сформированности знаний и умений работы на компьютере на 60 %

 

3

 

 

27.3

Учитель владеет диагностикой и мониторингом уровня сформированности знаний и умений работы на компьютере на 80 %

 

 

4

 

27.4

Учитель владеет диагностикой и мониторингом уровня сформированности знаний и умений работы на компьютере на 100 %

 

 

 

5

28

Представление об основных компонентах содержания Базового компьютерного образования школьников

28.1

Учитель не имеет представлений об основных компонентах содержания Базового компьютерного образования школьников

2

 

 

 

28.2

Учитель имеет представление об основных компонентах содержания Базового компьютерного образования школьников на 60 %

 

3

 

 

28.3

Учитель имеет представление об основных компонентах содержания Базового компьютерного образования школьников на 80 %

 

 

4

 

28.4

Учитель имеет представление об основных компонентах содержания Базового компьютерного образования школьников на 100 %

 

 

 

5

Высшая квалификационная категория
Для аттестуемых на высшую квалификационную категорию, кроме показателей продуктивности, указанных в пп. 1-28, предусматриваются следующие:

29

Представление об основных направлениях развития психолого-педагогической и методической наук

29.1

Учитель не имеет представления об основных тенденциях развития психолого-педагогической и методической наук

2

 

 

 

29.2

Учитель имеет некоторое представление об основных тенденциях развития психолого-педагогической и методической наук

 

3

 

 

29.3

Учитель имеет полное представление об основных тенденциях развития психолого-педагогической и методической наук

 

 

4

 

29.4

Учитель имеет системное представление об основных тенденциях развития психолого-педагогической и методической наук

 

 

 

5

30

Знакомство с новейшими достижениями в преподаваемой области знаний

30.1

Учитель не знаком с новейшими достижениями

2

 

 

 

30.2

Учитель знает отдельные новейшие достижения

 

3

 

 

30.3

Учитель знает основные новейшие достижения

 

 

4

 

30.4

Учитель имеет системное представление о новейших достижениях

 

 

 

5

31

Моделирование педагогического процесса как целостного процесса

31.1

Учитель не владеет моделированием педагогического процесса как целостного процесса

2

 

 

 

31.2

Учитель моделирует отдельные части педагогического процесса как целостного процесса

 

3

 

 

31.3

Учитель моделирует основные части педагогического процесса как целостного процесса

 

 

4

 

31.4

Учитель системно моделирует все части педагогического процесса как целостного процесса

 

 

 

5

32

Представление о сущности современных образовательных технологий

32.1

Учитель не имеет представления о сущности современных образовательных технологий

2

 

 

 

32.2

Учитель имеет представление о сущности одной из современных образовательных технологий

 

3

 

 

32.3

Учитель имеет представление о сущности двух современных образовательных технологий

 

 

4

 

32.4

Учитель имеет системное представление о сущности многих современных образовательных технологий

 

 

 

5

33

Знакомство с мировым, отечественным, региональным педагогическим опытом преподавания информатики

33.1

Учитель не знаком с мировым, отечественным, региональным педагогическим опытом

2

 

 

 

33.2

Учитель знаком с мировым, отечественным, региональным педагогическим опытом частично

 

3

 

 

33.3

Учитель знаком с мировым, отечественным, региональным педагогическим опытом в полной мере

 

 

4

 

33.4

Учитель имеет системное знание о мировом, отечественном, региональном педагогическом опыте

 

 

 

5

34

Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей на уроках информатики

34.1

Учитель не осуществляет межпредметные и внутрипредметные связи на уроках информатики

2

 

 

 

34.2

Учитель осуществляет межпредметные и «внутрипредметные связи информатики с одним из предметов школьного учебного плана

 

3

 

 

34.3

Учитель осуществляет межпредметные и внутрипредметные связи информатики с двумя-тремя предметами школьного учебного плана

 

 

4

 

34.4

Учитель осуществляет межпредметные и внутрипредметные связи информатики с четырьмя-пятью предметами школьного учебного плана

 

 

 

5

35

Ознакомление со школьными учебниками «Информатика»

35.1

Учитель знаком с содержанием и концепцией только одного школьного учебника

2

 

 

 

35.2

Учитель знаком с содержанием и концепцией двух школьных учебников

 

3

 

 

35.3

Учитель знаком с содержанием и концепцией трех школьных учебников

 

 

4

 

35.4

Учитель знаком с содержанием и концепцией более трех существующих школьных учебников

 

 

 

5

На II квалификационную категорию может претендовать аттестуемый, набравший не менее 72 баллов (65%) из 110 возможных.
На I квалификационную категорию может претендовать аттестуемый, набравший не менее 105 баллов (75%) из 140 возможных.
На высшую квалификационную категорию может претендовать аттестуемый, набравший не менее 149 баллов (85%) из 175 возможных.
По пособию «Аттестация учителей технологии, черчения и информатики. Методические рекомендации» В.В. Кальней, Д.А. Матохин и др. М: Айрис-пресс, 2005



Оценка продуктивности деятельности учителя Скачать материал
  • Информатика
Описание:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Обоснование актуальности курса:

Возрастающая интенсивность информационных потоков и повышение требований оперативности реагирования на поступающую информацию диктуют новые подходы к организации управления документооборотом в организациях любого уровня.
В современном обществе решение возникающих проблем организации делопроизводства возможно только за счет активного использования новых информационных технологий на базе персональных компьютеров и компьютерных сетей.
Любой сотрудник, работающий в системе делопроизводства, должен овладеть необходимым программным инструментарием для обработки документов на компьютере. От его знаний и умения работать на компьютере будет во многом зависеть его карьера и успех в деловом мире.
Какую бы мы организацию не рассмотрели, всегда можно выделить нечто общее, что объединяет их, независимо от уровня, ранга и назначения. Этим общим является деятельность, связанная с обработкой документов, так как любое управленческое решение, должно быть зафиксировано в документах и доведено до соответствующих исполнителей. Следует отметить, что почти все работники сферы управления сталкиваются в своей деятельности с компьютерами, но далеко не все имеют представление о широчайших возможностях использования компьютерных технологий для рациональной и эффективной организации работы с документами.
Элективный курс «Компьютерное делопроизводство» необходим тем, кто хочет работать секретарем или секретарем-референтом, но плохо представляет себе эту область деятельности; он будет полезен будущим студентам, чья дальнейшая деятельность будет протекать в офисе: менеджерам, экономистам, административным работникам, специалистам, юристам.

Место данного курса в образовательном процессе

Данный элективный предмет входит в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной школы и предполагает повышение уровня образования за счет углубленного изучения материала по информационным технологиям, изучаемым в общеобразовательной школе.
Основное отличие предлагаемого учебного курса заключается в том, что он является интегрированным и позволяет получить всю информацию, необходимую для успешного ведения современного компьютерного делопроизводства, то есть обеспечить учащемуся:

  1. знание теории основ делопроизводства;
  2. умение подготовить на компьютере документы, отвечающие современным требованиям и установленным нормативным актам;
  3. умение оперативно работать с информацией;
  4. умение организовать свое рабочее место и деятельность в соответствии с требованиями современного делопроизводства;
  5. знание технологии работы в офисе с программными продуктами MS Word, MS Excel, MS Access, MS PowerPoint, MS Outlook.

Цели курса:

  1. формирование информационной культуры как совокупности знаний, умений и навыков, информационного мировоззрения, необходимых для самообразования и для подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности;
  2. овладение навыками компьютерной обработки деловой информации с помощью профессиональных систем, получивших в настоящее время наибольшее распространение в этой области деятельности
  3. изучение систем обработки текстовой информации, способов компьютерной обработки деловой информации, основ делопроизводства, методов организации делопроизводства, стандартов деловых документов.

Задачи курса:

  1. дать представление о современных подходах к организации делопроизводства;
  2. познакомить с различного рода документами и с тем, где и когда тот или иной документ надо использовать;
  3. научить оформлять документы в соответствии с существующими правилами;
  4. освоить наиболее распространенные программные продукты общего назначения, используемые для обеспечения компьютерного документооборота;
  5. освоить современные способы пересылки информации и оперативного реагирования на сообщения
  6. заложить основы умений и навыков, востребованных на рынке труда.

Методы обучения:

Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию документов. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняются с помощью компьютера и необходимых программных средств. Наряду с индивидуальной, организуется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в проектных формах работы.
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Программа курса обеспечивается учебным пособием для учеников, методическими рекомендациями для учителя, а также компьютерами, компьютерными программами, ГОСТами, обозначенными в программе курса. В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники, а также разделы «Справка» в изучаемых компьютерных программах.


Формы организации учебных занятий:

Занятия имеют две части: лекционную и практическую. Важной составляющей каждого урока является творческая самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа учащихся. Основной тип занятий — комбинированный. Основная цель практического раздела программы — формирование у учащихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков по созданию деловых бумаг.
При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Единицей учебного процесса является блок уроков. Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно. С учетом регулярного повторения ранее изученных тем темп изучения отдельных разделов блока определяется субъективными и объективными факторами.
В ходе обучения учащимся периодически предлагаются контрольные работы на проверку освоения изученного материала. Выполнение контрольных работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысление материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  1. требования безопасности труда на рабочем месте;
  2. основные правила и инструкции по безопасности, комплекс физических упражнений для предупреждения переутомляемости.
  3. устройство клавиатуры, назначение управляющих клавиш и правила работы с ними при слепом десятипальцевом методе;
  4. правила посадки при печати, исходную позицию пальцев;
  5. распространенные сокращения слов и правила их применения;
  6. классификацию видов документации;
  7. правила оформления: писем, докладных записок, объяснительных записок, служебных справок, приказов, протоколов и выписок из протокола, заявлений, автобиографий, резюме, распоряжений, актов;
  8. способы графления таблиц и правила их заполнения.
  9. понятие "реквизит документа", состав и назначение реквизитов служебных документов;
  10. виды программных продуктов для организации работы офиса.
  11. правила организации документооборота;
  12. правила регистрации, индексации документов;
  13. виды и назначение номенклатуры дел;
  14. правила телефонного общения.
  15. назначение электронных таблиц;
  16. элементы ЭТ (строка, столбец, ячейка, лист, книга) и их характеристики;
  17. типы данных и форматы их представления;
  18. понятие абсолютной и относительной ссылки;
  19. правила представления числовой информации графическими средствами табличных процессоров;
  20. понятие, назначение, виды баз данных;
  21. понятие, назначение системы управления базами данных (СУБД);
  22. функциональные возможности СУБД;
  23. назначение мастера и конструктора;
  24. назначение запроса, фильтра;
  25. виды компьютерных сетей;
  26. понятие сервер, ссылка, электронный адрес, электронная почта;
  27. структуру и приемы работы в браузерах;
  28. способы и средства работы с файлами (программа Проводник, меню, мышь);
  29. действия, выполняемые над файлами и папками, алгоритмы этих действий;
  30. характеристики файлов;
  31. приемы работы со стандартными программами;
  32. понятие текста его основных элементов и их характеристики (символ, абзац);
  33. назначение и основные возможности текстового процессора;
  34. структуру интерфейса текстового процессора и назначение его элементов;
  35. суть операций вставки, замены, удаления, копирования, перемещения объектов
  36. средства и способы редактирования и форматирования ТД;
  37. понятие и технологию внедрения объектов (рисунков, диаграмм);
  38. методы быстрого создания документов средствами автоматизации (сканирование, слияние);
  39. виды программных продуктов для организации сканирования документов;
  40. общую характеристику средств оргтехники, их назначение;
  41. требования к размещению средств оргтехники в помещении офиса;
  42. назначение и сервисные возможности факсимильной, телефонной, телетайпной и пейджинговой связи.
  43. способы антивирусной защиты.

Учащиеся должны уметь:

  1. пользоваться электроприборами, первичными средствами пожаротушения.
  2. принимать правильную рабочую посадку за клавиатурой, постановку рук;
  3. организовывать рабочее место и соблюдать условия труда.
  4. заполнять и оформлять реквизиты всех видов;
  5. составлять и оформлять служебные документы;
  6. оформлять личные документы в соответствии с требованиями;
  7. выполнять построение сложных таблиц;
  8. использовать справочную систему для выяснения вопросов;
  9. осуществлять создание, копирование, перемещение, удаление, переименование файлов и папок;
  10. вести работу в стандартных программах Windows;
  11. настроить работу клавиатуры, мышки, принтера;
  12. создавать, сохранять, открывать документы различных форматов;
  13. производить оформление документов: оформлять перечисления (списки) в тексте, оформлять текст в виде нескольких колонок, оформлять границы и заливки в тексте, вставлять оглавление;
  14. оформлять страницы документа для печати: размеры и расположение полей, нумерацию страниц, колонтитулы;
  15. разрабатывать формы документов как шаблоны;
  16. внедрять графические элементы в текст;
  17. организовать работу с редактором формул;
  18. производить настройку параметров программы;
  19. работать с таблицами.
  20. работать со сканером и программами, поддерживающими их работу;
  21. пользоваться приемами автоматизации при заполнении таблиц Microsoft Excel;
  22. составлять формулы для вычислений в таблице, используя стандартные функции;
  23. производить редактирование готовых табличных документов;
  24. представлять данные в виде разнотипных диаграмм, проводить их редактирование и форматирование;
  25. организовать средствами поиск, сортировку, межтабличные связи.
  26. создавать структуру однотабличной базы данных средствами мастера и конструктора;
  27. вводить и редактировать данные средствами СУБД;
  28. формировать фильтр для отбора нужных данных;
  29. осуществлять сортировку данных;
  30. создавать отчет средствами СУБД для вывода данных;
  31. создавать БД из двух взаимосвязанных таблиц;
  32. осуществлять обмен информацией по электронной почте;
  33. организовать поиск информации в сети Интернет.

 

Навыки, приобретенные в этом курсе, могут рассматриваться как один из промежуточных этапов профессионального взаимодействия в любой сфере деятельности, в том числе и выбранной профессиональной. Знание форм и методов оформления, структуры и назначения основных видов деловых документов, умение правильно их составлять и оформлять с помощью компьютера позволит учащимся в будущем быстрее адаптироваться в условиях реальной деловой деятельности.

Учебно-методический комплект

Программа курса обеспечивается:

  1. учебным пособием для учеников: «Компьютерное делопроизводство» Н. Макарова, Г. Николайчук, Ю. Титова (Изд. Питер 2002-2004г.);
  2. курсом лекций по основам компьютерного делопроизводства, составленных учителем;
  3. пакетом программ MS Office;
  4. практическим компьютерным курсом по информационным технологиям на CD-дисках (Кирилл и Мефодий);
  5. Internet материалами по компьютерному делопроизводству;
  6. комплектом заданий по практической части курса;
  7. комплектом обучающих презентаций и опорными конспектами.

Способы оценивания уровня достижений учащихся:

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные документы), а также их личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные аналитические данные, в том числе и рейтинги.
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учениками минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя.
Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей конечного образовательного продукта.
Для контроля знаний используется рейтинговая система. Усвоение теоретической части проверяется с помощью тестов. Каждое практическое занятие оценивается определенным количеством баллов.

Итоговая оценка выставляется по сумме баллов за все тесты и практические занятия по следующей схеме:
«2» — менее 40% от общей суммы баллов;
«3» — от 40 до 59% от общей суммы баллов;
«4» — от 60 до 74% от общей суммы баллов;
«5» — от 75 до 100% от общей суммы баллов.
При успешном окончании курса выдается грамота.

Эффективное поведение делопроизводителя имитируется в деловой игре, которая используется для решения задачи усвоения и закрепления изученного материала, развития творческих способностей, а также дает возможность учащимся применить изученное в созданной учебной ситуации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя

  1. Андреева В. И. Делопроизводство: Практическое пособия с образцами документов, 6-е изд.,испр. и доп. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.
  2. Андреева В. И. Образцы документов по делопроизводству. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.
  3. Макарова Н. В., Николайчук Г. С, Титова Ю. Ф. Компьютерное делопроизводство: учебный курс. — СПб.: Питер, 2003
  4. http://dogovorlibrary.by.ru/index.htm - коллекция типовых договоров, образцов заявлений, исков, бланков
  5. www.directum.ru/339256.shtml - электронное делопроизводство и канцелярия
  6. www.directum.ru/340614.shtml - ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело.Термины и определения.
  7. www.dis.ru/slovar/deloproizvodstvo- словарь по разделу «Делопроизводство»
  8. www.hrm.ru/db/hrm/94BA941BD8FB5A55C32569BC005C96AA/category.html- статьи по делопроизводству
  9. www.iparegistr.com/sekretdelo.php - журнал «Секретарское дело»
  10. www.microsoft.com/rus/government/docflow - эл.документооборот и делопроизводство.
  11. www.mifi.ru/buchuchet-workmaking-lesson-l .htm - оформление служебных писем
  12. www.opb.ru/deloproizvodstvo.html - делопроизводство в организации
  13. www.siora.ru/regulation/87.asp - образцы должностных инструкций
  14. www.tomsk.fio.ru/works/groupl0/lasarenko/Norm_doc/ttgdt/Rekomend/P630-97.htm унифицированная система организационно-распорядительной документации, требования к оформлению документов

Для учащихся

  1. Л.М.Вялова. Основы делопроизводства. Серия «Профессиональная подготовка школьников». Москва, 2000.
  2. Авторское электронное учебное пособие.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН


п./п.

Предметы

Класс обучения

Всего часов за курс обучения

10

11

1.

Машинопись

12

9

21

2.

Делопроизводство

13

15

28

3.

Культура делового общения

 

2

2

4.

Компьютерные технологии.

30

42

72

5.

Организационно-техническое обеспечение офиса

3

 

 

 

ИТОГО:

58

68

126

 

Практика (выполнение заданий для нужд школы)

10

 

10

 

ВСЕГО

68

68

136





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс


п./п.

Раздел, тема

Количество часов

Раздел

Тема

I

Машинопись

12

1

Организация труда секретаря

2

1.1

Правила техники безопасности

 

1

1.2

Оборудование рабочего места

 

1

2

Изучение клавиатуры

10

2.1

Понятие о слепом «десятипальцовом» методе.

 

1

2.2

Схема клавиатуры

 

1

2.3

Программы-тренажеры

 

8

II

Делопроизводство

13

1

Введение

2

1.1

История развития делопроизводства и секретарской службы

 

1

1.2

Организация труда персонала

 

1

2

Служебные документы

11

2.1

Состав реквизитов документов

 

1

2.2

Бланк документов

 

1

2.3

Правила оформления реквизитов документов

 

1

2.4

Виды служебных документов и их назначение

 

1

2.5

Составление и оформление служебных писем

 

1

2.6

Приказ и выписка из него

 

1

2.7

Докладная записка и справка

 

1

2.8

Протокол и выписка из него

 

1

2.9

Акт

 

1

2.10

Заявление

 

1

2.11

Резюме

 

1

III

Компьютерные технологии

32

1

Программные продукты и основные характеристики

2

1.1

Основные понятия программного обеспечения

 

1

1.2

Виды программных продуктов для организации работы офиса

 

1

2

Системное программное обеспечение

9

2.1

Понятие и назначение ОС

 

1

2.2

Файловая структура. Файлы, папки

 

1

2.3

Средства работы с файлами. Программа «Проводник», «Мой компьютер»

 

1

2.4

Действия выполняемые над файлами (копирование, перемещение, удаление, переименование)

 

1

2.5

Стандартные программы WINDOWS

 

2

2.6

Правила установки прикладных программ на жесткий диск

 

1

2.7

Панель управления

 

1

2.8

Устранение неполадок, тестирование, обслуживание, жесткого диска. Служебные программы.

 

1

3

Текстовый процессор

20

3.1

Основные правила создания текстового документа

 

1

3.2

Средства и способы редактирования текста

 

2

3.3

Средства и способы форматирования текста

 

3

3.4

Создание таблиц средствами ТП

 

4

3.5

Создание колонтитулов и элементов оформления

 

2

3.6

Макетирование

 

2

3.7

Создание графических объектов средствами ТП

 

2

3.8

Технология внедрения и связывания объектов OLE

 

2

3.9

Создание и хранение бланков

 

1

3.10

Настройка пользовательского интерфейса

 

1

4

Автоматизация работы в офисе

1

IV

Организационно-техническое
обеспечение офиса

3

1

Общая характеристика средств оргтехники, их назначение

1

2

Технические средства офиса

2

2.1

Средства составления оригинала текстового документа. Средства копирования и оперативного размножения. Классификация средств

 

1

2.2

Назначение и сервисные возможности факсимильной, телефонной, телетайпной, пейджинговой связей

 

1

 

Практика

10

 

Итого за год

68 часов



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
11 класс


п./п.

Раздел, тема

Количество часов

Раздел

Тема

I

Машинопись

9

1

Изучение клавиатуры

5

1.1

Программы-тренажеры

 

5

2

Оформление организационно-распорядительной документации

4

2.1

Виды организационно – распорядительной документации. Правила оформления. Повторение, закрепление

 

4

II

Делопроизводство

15

1

Служебные документы

12

1.1

Виды служебных документов. Повторение, закрепление

 

2

1.2

Составление и оформление служебных документов. Повторение, закрепление

 

8

1.3

Организация документооборота.

 

1

1.4

Правила регистрации, индексации документов

 

1

2

Номенклатура дел

1

2.1

Виды и назначения номенклатуры дел

 

1

3

Бездокументное обслуживание

2

3.1

Деловые качества секретаря (работника офиса)

 

1

3.2

Правила телефонного общения

 

1

III

Культура делового общения

2

1

Этика делового общения
Деловая игра

2

IV

Компьютерные технологии

42

1

Работа с числовой информацией

20

1.1

Табличный способ организации обработки данных. Электронная таблица

 

1

1.2

Этапы создания табличного документа

 

1

1.3

Формулы и функции в табличном процессоре

 

6

1.4

Абсолютные и относительные ссылки

 

2

1.5

Диаграммы. Редактирование, форматирование диаграмм

 

2

1.6

Поиск, сортировка, межтабличные связи

 

2

1.7

Использование ЭТ как формы для ведения отчетности

 

2

1.8

Статическая обработка данных

 

4

2

Хранение и обработка данных

10

2.1

Базы данных. Назначение базы данных.

 

1

2.2

Этапы работы с базами данных

 

1

2.3

Ввод и редактирование данных в таблицах

 

1

2.4

Создание БД с применением «Мастера»

 

1

2.5

Создание БД в режиме «Конструктор»

 

1

2.6

Создание форм. Редактирование формы

 

1

2.7

Создание и редактирование отчетов

 

1

2.8

Обработка данных поиск, запрос, фильтрация

 

1

2.9

Отработка практических навыков по созданию БД

 

2

3

Создание презентаций в среде PowerPoint

6

3.1

Создание презентаций при помощи шаблонов оформления и Мастера автосодержания

 

2

3.2

Создание интерактивных обучающих презентаций.

 

2

3.3

Настройка режимов демонстрации.

 

2

4

Электронный офис

3

4.1

Знакомство с интерфейсом среды Outlook

3

5

Сетевые технологии

3

5.1

Технология работы в сети.

1

Интернет. Сервис в сети Интернет

1

Деловая игра

1

Итого за год

68часов

Автор
Дата добавления 13.06.2010
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 2042
Номер материала 131

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓
Похожие материалы