Рабочая
программа по информатике для 3 – 8 классов
Лепехиной
Надежды Павловны, учителя высшей категории,
МОУ
«СОШ п.Учебный Ершовского района Саратовской области».
I.
Пояснительная записка.
Программа
по Информатике и ИКТ составлена на основе авторских программ Босовой Л.Л.,
Макаровой Н.В., Матвеевой Н.В., Угриновича Н.Д. и с учётом требований к знаниям
и умениям учащихся, необходимых для эффективного усвоения материала на базовом
уровне.
Программа
рассчитана на 204 часов, что составляет по 34 часов (1 час в неделю) на протяжении
6 – лет обучения в 3,4,5,7,8 классах.
Программой
предусмотрено проведение:
|
3
класс
|
4
класс
|
5
класс
|
6
класс
|
7
класс
|
8
класс
|
самостоятельные
работы
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
контрольные
работы
|
2
|
2
|
4
|
3
|
2
|
2
|
итоговые
контрольные работы
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Преподавание
курса ориентированно на использование следующих УМК:
- УМК
курса «Информатика», автор Матвеева Н.В.
- УМК
курса «Информатика », автор Босова Л.Л.
- УМК
курса «Информатика», автор Угринович Н.Д.Промежуточная аттестация по
программе проводится в форме контрольных работ.
Контрольные
работы завешаю изучение следующих разделов:
|
Тема контрольной работы
|
Разделы курса
|
3 класс
|
Носители
информации. Сбор, хранение и обработка информации.
|
1.Знакомство с
информатикой.
2. Действия с
информацией.
|
Объект.
Отношения между объектами. Документ. Файл. Таблица. Электронная таблица.
|
1. Объект и его
характеристика.
2. Информационный
объект и компьютер.
|
4 класс
|
Понятие,
суждение,умозаключение.
|
1. Понятие, суждение.
2. Умозаключение
|
Модель
и моделирование. Информационное управление.
|
1. Информационное
управление.
2
Моделирование .Алгоритмы
|
5
класс
|
Информация.
Представление информации
|
1. Объект и его
характеристика.
2. Информационный
объект и компьютер.
|
Компьютер
как универсальное устройство обработки информации
|
Компьютер
как универсальное устройство обработки информации
|
Обработка
информации
|
1.
Обработка графической информации
2.
Мультимедийные технологии
|
Обработка
текстовой информации
|
Обработка
текстовой информации
|
6
класс
|
Информация.
Представление информации
|
1.
Информационная деятельность человека
2.
Представление информации
|
Моделирование.
Обработка информации
|
1.
Обработка числовой информации
2.
Формализация и моделирование
|
Алгоритмы
и исполнители
|
Алгоритмы
и исполнители
|
7
класс
|
Компьютер
и программное обеспечение
|
1.Устройство
компьютера
2.Данные
и программы
3.Графический
интерфейс операционных систем и приложений
4.Компьютерные вирусы
и антивирусные программы
|
Технология
обработки графической информации
|
1.Растровая
и векторная графика
2.Интерфейс
графических редакторов
3.Системы
компьютерного черчения
4.Компьютерные
презентации
5.
Формализация и моделирование
|
8 класс
|
Устройства ввода информации.Устройства
вывода информации.
|
1.Устройства ввода информации.
2.Устройства вывода информации.
|
Представление числовой информации с
помощью систем счисления
|
1.Представление
числовой информации с помощью систем счисления
|
Основное
содержание авторских программ полностью нашло отражение в данной программе.
В
программу внесён раздел «Основы логики». В рамках этого раздела в большей
степени часы отводятся на решение логических задач.
В
7 классе разделы курса «Растровая и векторная графика», «Интерфейс графических
редакторов», «Системы компьютерного черчения», «Компьютерные презентации»
рассматриваются в едином ключе. Решение задач с помощью компьютера
предусмотрено в разделе «Формализация и моделирование».
Изучение раздела «Компьютер и
программное обеспечение» дополнено по сравнению с авторскими программами темами
«Компьютерные вирусы и антивирусные программы» т.к. у большинства учащихся дома
есть компьютеры, и есть подключение к сети Интернет, следовательно, эти темы
представляют практический интерес.
Раздел
«Мультимедийные технологии» предложена для изучения учащимися в 5 классе с
целью ознакомления с основными приёмами создания презентаций. Данные знания
можно использовать для создания мультимедийных презентаций и по другим
предметам школьного курса, т.к. сам предмет информатика и ИКТ имеет большую
прикладную направленность.
Раздел
«Алгоритмы и исполнители» рассматривается полностью с использованием
исполнителей. Знакомство с основными алгоритмическими структурами происходит
на основе действий с исполнителем. Программой предусмотрено проведение
непродолжительных практических работ, направленных на отработку отдельных
технологических приёмов.
Система
заданий курса ориентированна не столько на передачу «готовых знаний», сколько
на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только
практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску
информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с
терминологическим словарём способствуют этому. Для учащихся данной возрастной
категории важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно
организовывать свою познавательную деятельность, использовать элементы
причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять
сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии
для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это
является основой для целеполагания. Реализация календарно-тематического плана
обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках
информационно-коммуникационной деятельности.
Примерное распределение часов по темам
курса «Информатика и ИКТ»
№ п/п
|
Название темы
|
Количество часов
|
всего
|
3,4,5,7,8
классы
|
3 класс
(1
ч. в нед.)
|
4 класс
(1
ч. в нед.)
|
5 класс
(1
ч. в нед.)
|
6 класс
(1
ч. в нед.)
|
7 класс
(1 ч. в нед.)
|
8 класс
(1 ч. в нед.)
|
1.
|
Информация и информационные процессы
Информатика.
Информация. Действия с информацией. Восприятие, запоминание и преобразование
сигналов живыми организмами.
|
16
|
5
|
5
|
3
|
|
|
3
|
2.
|
Информационная
деятельность человека
Предыстория
информатики. Основные этапы развития вычислительной техники. Роль информации
в жизни общества. Исторические аспекты хранения, преобразования и передачи
информации. Научные открытия и средства передачи информации. Информационная
этика.
|
8
|
4
|
|
1
|
3
|
1
|
|
3.
|
Представление
информации
Язык как способ
представления информации. Кодирование информации. Системы счисления. Перевод
чисел из одной системы счисления в другую и наоборот. Двоичное кодирование
текстовой и графической информации. Единицы измерения информации.
|
20
|
5
|
|
2
|
4
|
|
9
|
4.
|
Основы
логики
Понятие как
форма мышления. Содержание и объем понятия. Отношения тождества, пересечения
и подчинения. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как
форма мышления. Преобразование информации по заданным правилам.
Преобразование информации путем рассуждений.
|
25
|
8
|
8
|
3
|
6
|
|
|
5.
|
Компьютер
как универсальное устройство обработки информации
Назначение
основных устройств компьютера. Назначение, основные характеристики и виды
памяти. Устройства ввода/вывода информации. Правила работы за компьютером.
Назначение объектов компьютерного Рабочего стола. Главное меню. Освоение
приемов работы с мышью. Файл, основные операции с файлами. Программное
обеспечение компьютера. Назначение операционной системы. Антивирусная защита
дисков. Создание архивных файлов.
|
42
|
8
|
|
5
|
|
18
|
11
|
6.
|
Алгоритмы
и исполнители
Понятие
алгоритма. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Исполнители.
Характеристики исполнителей. Основные алгоритмические конструкции. Понятие
основного и вспомогательного алгоритмов. Вызов вспомогательного алгоритма.
|
11
|
|
5
|
|
6
|
|
|
7.
|
Обработка
графической информации
Графический
редактор: назначение и основные функции. Растровая и векторная графика.
Инструменты графического редактора. Создание и редактирование рисунка в среде
графического редактора.
|
16
|
|
|
4
|
|
12
|
|
8.
|
Обработка
текстовой информации
Текстовый
редактор (процессор): назначение и основные функции. Создание и
редактирование текстового документа. Работа с фрагментами текста.
Форматирование текстового документа. Вставка таблиц, рисунков и графических
объектов в текстовый документ. Печать документа.
|
20
|
|
8
|
8
|
|
|
4
|
9.
|
Формализация
и моделирование
Понятие модели.
Примеры материальных и нематериальных моделей. Виды классификации моделей.
Этапы решения задачи на компьютере.
|
12
|
|
4
|
|
8
|
|
|
10.
|
Обработка
числовой информации
Табличный
процессор: назначение и основные функции. Данные электронной таблицы.
Действия над объектами электронной таблицы. Правила записи формул и функций.
Копирование формул. Представление данных в виде диаграмм в среде табличного
документа.
|
6
|
|
|
|
3
|
|
3
|
11.
|
Коммуникационные
технологии
Возможности
Интернета. Поиск информации в сети Интернет.
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
12.
|
Мультимедийные
технологии
Компьютерные
презентации. Дизайн презентации и макет слайдов. Использование простых
анимационных графических объектов.
|
6
|
|
|
4
|
|
2
|
|
|
Итоговая
контрольная работа
|
12
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
|
Резерв:
|
12
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
|
Итого:
|
204
|
34
|
34
|
34
|
34
|
34
|
34
|
В таблице
представлены часы с учетом времени на тематические контрольные работы.
III.
Содержание тем учебного курса
3 класс
Общее
количество часов: 30. Резерв
учебного времени: 2.
Итоговая
контрольная работа: 2
Информация и информационные процессы – 5 (час)
Человек и информация. Что мы знаем
о компьютере. Искусственные и естественные источники информации. Носители
информации. Источник и приёмники информации.
Практические работы.
Информационная деятельность человека – 4 (час)
Немного истории о действиях с
информацией. Сбор информации. Обработка
информации. Хранение информации.
Практические работы.
Контрольная работа №1 по теме: «Носители информации. Сбор,
хранение и обработка информации.» - 1ч.
Представление информации – 5 (час)
Представление информации. Декодирование
информации. Кодирование информации.
Самостоятельная работа.
Основы логики – 8 (час)
Объект. Имя объекта. Свойства
объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные свойства и принятие
решений. Отношение между объектами. Действие объекта. Элементный состав
объекта.
Практические
работы.
Компьютер как универсальное устройство
обработки информации – 8 (час)
Информационный
объект и смысл. Документ как информационный объект. Электронный документ и
файл. Текст и текстовый редактор. Изображение и графический редактор. Таблица и
электронные таблицы. Число и программный калькулятор. Схема и карта. Практические работы.
Самостоятельная работа.
Контрольная работа №2 по теме: «Документ. Файл. Таблица. Электронная
таблица» - 1ч.
4 класс
Общее
количество часов: 30. Резерв
учебного времени: 2.
Итоговая
контрольная работа: 2
Информация и информационные процессы – 5 (час)
Человек и информация. Компьютер. Объект и
его свойств. Отношения между объектами. Действия с информацией.
Практические работы.
Понятия и суждения. – 8 (час)
Понятия. Деление и обобщение понятий. Отношения
между понятиями. Умозаключение. Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Совместимые
и несовместимые понятия.
Практические работы.
Контрольная работа №1
Модель и моделирование– 4 (час)
Модель
объекта. Модель отношения между понятиями.
Самостоятельная работа.
Управление
компьютером – 8 (час)
Цели и основы управления. Управление
компьютером. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление собой
и другими людьми
Практические
работы.
Алгоритмы и исполнители - 5
(час)
Понятие
алгоритма Исполнитель алгоритма. Алгоритм и компьютерная программа
Практические работы.
Самостоятельная работа.
Контрольная работа №2
5 класс
Общее
количество часов: 30. Резерв
учебного времени: 2.
Итоговая
контрольная работа: 2
Информация и информационные процессы – 3 (час)
Информация.
Информатика. Действия с информацией. Восприятие, запоминание и преобразование
сигналов живыми организмами. Источники и приемники информации.
Самостоятельная работа.
Информационная деятельность человека – 1 (час)
Предыстория
информатики. Роль информации в жизни общества.
Представление информации – 2 (час)
Язык
как способ представления информации. Кодирование информации. Двоичное
кодирование текстовой и графической информации. Единицы измерения информации.
Практические работы.
Контрольная работа №1 по теме: «Информация. Представление
информации» - 1ч.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 5
(час)
Назначение
основных устройств компьютера. Назначение, основные характеристики и виды
памяти. Устройства ввода/вывода информации. Правила работы за компьютером.
Назначение объектов компьютерного Рабочего стола. Главное меню. Освоение
приемов работы с мышью. Файл, основные операции с файлами. Программное
обеспечение компьютера. Назначение операционной системы. Антивирусная защита
дисков. Создание архивных файлов.
Практические работы.
Контрольная работа №2 по теме: «Компьютер как универсальное
устройство обработки информации» - 1ч.
Основы логики – 3 (час)
Преобразование
информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений.
Практические работы.
Самостоятельная работа.
Обработка графической информации – 4 (час)
Графический
редактор: назначение и основные функции. Растровая и векторная графика.
Инструменты графического редактора. Создание и редактирование рисунка в среде
графического редактора.
Практические работы.
Мультимедийные технологии – 4 (час)
Компьютерные
презентации. Дизайн презентации и макет слайдов. Использование простых
анимационных графических объектов.
Практические работы.
Контрольная работа №3 по теме: «Обработка информации» - 1ч.
Обработка текстовой информации – 8 (час)
Текстовый
редактор (процессор): назначение и основные функции. Создание и редактирование
текстового документа. Работа с фрагментами текста. Форматирование текстового
документа. Вставка таблиц, рисунков и графических объектов в текстовый
документ. Печать документа.
Практические работы
Контрольная работа №4 по теме: «Обработка текстовой информации» -
1ч.
6 класс
Общее
количество часов: 30. Резерв
учебного времени: 2.
Итоговая
контрольная работа: 2.
Информационная
деятельность человека – 3 (час)
Исторические
аспекты хранения, преобразования и передачи информации. Научные открытия и
средства передачи информации. Основные этапы развития вычислительной техники.
Информационная этика.
Самостоятельная
работа.
Представление
информации – 4 (час)
Системы
счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и наоборот. Практические
работы.
Контрольная
работа №1 по теме: «Информация. Представление информации» - 1ч.
Основы
логики – 6 (час)
Понятие
как форма мышления. Содержание и объем понятия. Отношения тождества,
пересечения и подчинения. Классификация. Суждение как форма мышления.
Умозаключение как форма мышления.
Практические
работы.
Самостоятельная
работа.
Формализация
и моделирование – 8 (час)
Понятие
модели. Примеры материальных и нематериальных моделей. Виды классификации
моделей. Этапы решения задачи на компьютере.
Практические
работы.
Обработка
числовой информации – 3 (час)
Табличный
процессор: назначение и основные функции. Данные электронной таблицы. Действия
над объектами электронной таблицы.
Практические
работы.
Контрольная
работа №2 по теме: «Моделирование. Обработка информации» - 1ч.
Алгоритмы
и исполнители – 6 (час)
Понятие
алгоритма. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Исполнители.
Характеристики исполнителей. Основные алгоритмические конструкции. Понятие
основного и вспомогательного алгоритмов. Вызов вспомогательного алгоритма.
Практические
работы.
Контрольная
работа №3 по теме: «Алгоритмы и исполнители» - 1ч
7 класс
Общее
количество часов: 30. Резерв
учебного времени: 2.
Итоговая
контрольная работа: 2.
История
развития вычисленной техники
– 1 (час)
История
развития вычисленной техники.
Практические
работы.
Устройство
компьютера – 4 (час)
Центральное устройство компьютера –
процессор. Устройство ввода информации. Типы персональных компьютеров. Оперативная
и долговременная память. Устройство вывода информации.
Практические работы.
Данные
и программы - 1 (час)
Данные и
программы.
Практические работы.
Файлы и
файловая система – 3 (час)
Файл. Архивация файлов и дефрагментация
дисков. Файловая система. Практические работы.
Программное обеспечение компьютера – 3
(час)
Системное программное обеспечение.
Прикладное программное обеспечение. Лицензионные, условно бесплатные и
свободно распространяемые программы.
Практические
работы.
Графический интерфейс операционных систем
и предложений – 4(час)
Контекстные меню объектов. Рабочий стол
операционной системы. Окна. Диалоговые панели. Представление файлов системы с
помощью графического интерфейса.
Практические
работы.
Компьютерные вирусы и антивирусные
программы - 1 (час)
Компьютерные вирусы и антивирусные
программы.
Практические
работы.
Контрольная
работа №1 по теме:«Компьютер и программное
обеспечение» - 1ч.
Растровая и векторная графика - 1 (час)
Растровая и векторная графика
Практические
работы.
Растровые и векторные графические
редакторы- 2 (час)
Растровые графические редакторы.
Сохранение графических файлов в различных форматах. Векторные графические
редакторы.
Практические
работы.
Интерфейс с графическим редактором – 3 (час)
Область рисования. Инструменты рисования и
графические примитивы. Редактирование рисунка. Геометрические преобразования.
Текстовые инструменты. Палитра цветов.
Практические
работы.
Самостоятельные работы
Системы компьютерного черчения - 2 (час)
Построение основных чертежных объектов.
Система компьютерного черчения КОМПАС.
Практические
работы.
Компьютерные презентации - 2 (час)
Мультимедийные интерактивные презентации.
Демонстрация презентации. Использование анимации и звука в презентации. Дизайн
презентации и макеты слайдов.
Практические
работы.
Самостоятельные работы
Коммуникационные технологии -
3 (час)
Возможности Интернета. Поиск
информации в сети Интернет.
Практические
работы.
Контрольная
работа №2 по теме: «Технология обработки графической
информации» - 1ч.
8 класс
Общее
количество часов: 30. Резерв
учебного времени: 2.
Итоговая
контрольная работа: 2
Информация и информационные процессы – 3 (час)
Информация
в неживой природе. Информация в живой природе. Человек и информация. Информационные
процессы в технике.
Самостоятельная работа.
Представление информации– 9 (час)
Предыстория
информатики. Роль информации в жизни общества.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11
(час)
Назначение
основных устройств компьютера. Назначение, основные характеристики и виды
памяти. Устройства ввода/вывода информации. Правила работы за компьютером.
Назначение объектов компьютерного Рабочего стола. Главное меню. Освоение
приемов работы с мышью. Файл, основные операции с файлами. Программное
обеспечение компьютера. Назначение операционной системы. Антивирусная защита
дисков. Создание архивных файлов.
Практические работы.
Контрольная работа №1
Обработка текстовой информации – 4 (час)
Преобразование
информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений.
Практические работы.
Самостоятельная работа.
Обработка числовой информации – 3 (час)
Графический
редактор: назначение и основные функции. Растровая и векторная графика.
Инструменты графического редактора. Создание и редактирование рисунка в среде
графического редактора.
Практические работы.
Практические работы.
Контрольная работа №2
IV. Требования к уровню подготовки
обучающихся образовательных учреждений по информатике ИКТ
Информация и информационные процессы
Учащиеся
должны
знать:
- понятие
информации;
- связь
между информацией и знаниями человека;
- что
такое информационные процессы;
уметь:
- различать
виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам
представления на материальных носителях
- приводить
примеры информации и информационных процессов из области человеческой
деятельности, живой природы и техники;
- определять
в конкретном процессе передачи информации источник, приемник и канал;
- приводить
примеры информативных и неинформативных сообщений
Информационная
деятельность человека
Учащиеся
должны
знать:
- основные
области деятельности человека;
- роль
информации в научно-техническом прогрессе и развитии общества;
- основные
этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого
общества;
- основные
этапы развития компьютерной техники и программного обеспечения
Представление
информации
Учащиеся
должны
знать:
- что такое
естественные и формальные языки;
- единицы
измерения информации (бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт, Тбайт);
- способы
кодирования информации;
- что
такое системы счисления;
- особенности
позиционной и непозиционной систем счисления;
- принцип
записи чисел в позиционных системах счисления
уметь:
- кодировать
и декодировать простейшее сообщение;
- уметь
решать простейшие задачи;
- переводить
целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно
Компьютер
как универсальное устройство обработки информации
Учащиеся
должны
знать:
- правила
техники безопасности и правила работы на компьютере;
- состав
основных устройств компьютера, их назначение и информационное
взаимодействие;
- основные
характеристики компьютера в целом и его узлов;
- типы
и свойства устройств внешней и внутренней памяти;
- типы
и назначение устройств ввода – вывода информации;
- назначение
программного обеспечения и его состав;
- принципы
организации информации на внешних носителях (файл, папка, файловая
структура)
уметь:
- включать
и выключать компьютер;
- пользоваться
клавиатурой и устройством позиционирования («мышь»);
- ориентироваться
в среде операционной системы (пользоваться меню, обращаться за справкой,
работать с окнами);
- определять
директорию объекта (файл, папка, диск) в среде операционной систем;
- выполнять
основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование,
перемещение, удаление, переименование и поиск;
- использовать
антивирусные программы;
- использовать
программы-архиваторы (добавлять в архив объект, извлекать объект из
архива)
Алгоритмы
и исполнители
Учащиеся
должны
знать:
- что
такое алгоритм;
- понятие
исполнителя, характеристики исполнителя (среда, система команд);
- правила
записи алгоритмов на алгоритмическом языке;
- основные
команды исполнителей Робот и Чертежник;
- назначение,
правила записи, механизм вызова и исполнения вспомогательных алгоритмов;
- правила
записи и исполнения циклических алгоритмов;
- правила
записи и исполнения алгоритмов с ветвлением;
уметь:
- приводить
примеры формальных и неформальных исполнителей;
- исполнять
алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке, в том числе содержащие
вызовы вспомогательных алгоритмов, циклы, ветвления;
- составлять
алгоритмы решения несложных задач управления Роботом;
- составлять
алгоритмы решения несложных задач управления Чертежником;
- тестировать
алгоритм, находить и исправлять типовые ошибки
Обработка
графической информации
Учащиеся
должны
знать:
- правила
создания рисунка с помощью встроенного графического редактора;
- выделенный
фрагмент, буфер обмена, команды: Копировать, Вставить, Вырезать;
- что
такое кривая и как её нарисовать в графическом редакторе;
- как в
графическом редакторе нарисовать прямоугольник и квадрат, окружность и
эллипс;
- как
нарисовать окружности, соприкасающиеся в одной точке;
- как
нарисовать многоугольник и скругленный прямоугольник
уметь:
- создавать рисунки с помощью встроенного
графического редактора;
- запускать графический редактор; выбирать
инструменты, цвет из палитры (основной и фоновый); завершать работу с
программой;
- правильно настраивать выбранные инструменты:
устанавливать толщину линии, размер и форму кисти, карандаша, резинки;
- наносить
изображения инструментами, редактировать рисунок с помощью ластика и
команды Отменить; знать назначение команды Отменить;
- создавать
и сохранять на жёстком диске рисунок;
- открывать
рисунок, чтобы просмотреть или изменить его;
- изменять
масштаб рисунка;
- выделять
фрагмент, перемещать его по рисунку, сжимать или растягивать выделенный
фрагмент;
- рисовать
вертикальные, горизонтальные, наклонные линии разной толщины;
- вписывать
эллипс и окружность в прямоугольник и квадрат
Обработка
текстовой информации
Учащиеся
должны
знать:
- правила
редактирования и форматирования текста. Панель форматирования, вид шрифта,
размер, начертание (прямое, полужирное, курсив), цвет шрифта, варианты
подчёркивания символов; Абзац, способ выравнивания строк (по левому краю,
по правому, по центру, по ширине).
- основные
правила оформления заголовков, способы расположения заголовков в тексте,
технология оформления заголовка;
- технологию
изменения размеров иллюстраций;
- технологию
вставки таблицы, изменения ее внешнего вида
уметь:
- запускать текстовый процессор;
- редактировать и форматировать текстовый файл;
- оформлять заголовок и создавать титульный лист;
- устанавливать размер объекта и его местоположение
на листе;
- вставлять в текстовый документ таблицы при помощи
опций "Добавить таблицу" и "Нарисовать таблицу",
изменять границы;
- вводить текст в таблицу и форматировать его,
изменяя расположение и шрифт;
- выделять строки и ячейки, добавлять строки,
удалять строки и ячейки, разбивать и объединять ячейки, выравнивать высоту
и ширину ячеек;
- вставлять иллюстрацию в текст;
- создавать текст на основе гиперссылок.
Формализация
и моделирование
Учащиеся
должны
знать:
- что
такое модель;
- основные
свойства информационных моделей;
- понятие
хорошо и плохо поставленной задачи;
- этапы
решения задачи с помощью компьютера;
- принципы
построения модели;
- правила
построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- правила
построения диаграмм
уметь:
- указывать
признаки объектов окружающей действительности;
- различать
модели и приводить их примеры;
- приводить
примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
- уметь
применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков,
табличных моделей, схем и графов;
- уметь
применять инструменты простейших графических редакторов для создания и
редактирования образных информационных моделей;
- выбирать
тип диаграмм в зависимости от целей ее создания;
- уметь
выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде
электронных таблиц;
- уметь
создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные,
областные и другие диаграммы, строить графики функций;
- уметь
создавать для поддержки своих выступлений мультимедийные презентации,
содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели
рассматриваемого объекта.
Обработка
числовой информации
Учащиеся
должны
знать:
основные функции и назначение ЭТ;
основные информационные единицы ЭТ: ячейки, строки, столбцы, блоки
и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в ЭТ;
как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые
при записи формул в ЭТ;
графические возможности табличного процессора;
уметь:
открывать готовую ЭТ;
менять режимы отображения информации в ЭТ;
перемещать табличный курсор, редактировать содержимое ячеек ЭТ;
выполнять основные операции с фрагментами ЭТ: копирование, вставка,
сортировка;
получать диаграммы и графики;
проводить вычисления по готовой ЭТ;
создавать ЭТ для несложных табличных расчетов
Коммуникационные
технологии
Учащиеся
должны
знать:
что такое компьютерная сеть, различие между локальной и глобальной
сетями;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю
«Всемирная паутина»;
принцип работы электронной почты
уметь:
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться
за справкой, работать с окнами;
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети
школьного компьютерного класса;
работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать,
осуществлять поиск);
получать информацию с Web-страницы,
адрес которой известен;
пользоваться услугами электронной почты
Мультимедийные
технологии
Учащиеся
должны
знать:
области применения презентаций;
как осуществить вставку и дублирование слайдов;
перемещение, копирование и удаление метки-заполнителя.
изменение размеров, повороты и свободное вращение, форматирование
текста.
способы заливки;
как вставить рисунки из коллекции ClipArt
и из файлов;
как выделить объект, сгруппировать и разгруппировать;
как изменить порядок объектов.
уметь:
создавать, сохранять и открывать презентацию;
вставлять, дублировать и удалять слайды;
вводить текст на слайд, форматировать и редактировать его;
вставлять и редактировать графические объекты, видеоизображение и
звук;
выводить слайды на печать.
V.
Перечень учебно-методического обеспечения
I. Учебно-методические
пособия
- УМК курса
«Информатика», автор Матвеева Н.В. Учебник для третьего класса - 4-е
изд., испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- УМК курса
«Информатика», автор Матвеева Н.В. Учебник для четвертого класса - 4-е
изд., испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- УМК курса
«Информатика », автор Босова Л.Л. : Учебник для 5 класса – 4-е изд.,
испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- УМК курса
«Информатика », автор Л.Л.Босова.: Учебник для 6 класса – 4-е изд.,
испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- УМК курса
«Информатика», автор Угринович Н.Д. : Учебник для 7 класса – 4-е изд.,
испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- УМК курса
«Информатика», автор Угринович Н.Д. : Учебник для 8 класса – 4-е изд.,
испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
II.
Оборудование и приборы
1. Компьютеры
2. Мультимедийный проектор
3. Электронные блоки лексического теоретического, практического и
наглядного материала, разработанные учителем.
4. Электронные тесты и тесты на бумажных носителях, разработанные
учителем.
III.
Дидактический материал
1. Комплекты
рабочих тетрадей для 3,4,5,6 классов
2. Наглядный
материал по темам курса
3. Дидактический
материал
4. Тесты для
контроля знаний, умений и навыков
5. Тематические
сборники
VI.
Список литературы (основной и дополнительной), использованной при подготовке
программы
1. Федеральный
базисный учебный план и примерные программы (одобрен решением коллегии
Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23
декабря 2003г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России от 9 марта
2004г №1312)
2. Авербух
А.В., Гисин В.Б., Зайдельман
Я.Н., Лебедев Г.В.. Изучение
основ информатики и вычислительной техники: Пособие для учителя –
М.:Просвещение, 1993. – 302 с.:ил.
3.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса Л.Л.Босова. – 4-е
изд., испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 192 с.:ил.
4.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса Л.Л.Босова. – 4-е
изд., испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 208 с.:ил.
5.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса М.:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2007.
6.
Ефимова О. Курс компьютерной технологии с основами информатики. –
М.: ООО «Издательство АСТ»; АВF, 2003.
7.
Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Основы информатики и вычислительной
техники. (Тематический контроль по информатике.) – М. Интеллект-Центр.
8.
Иванова И.А. Информатика. 5 класс.: Практикум. – Саратов: Лицей,
2004. – 48 с.
9.
Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В., Сворень Р.А. Основы информатики и
вычислительной техники: Проб.учеб. для сред. учеб. Заведений – 3-е изд. –
М.:Просвещение, 1993. – 224 с.:ил.
10. Кушниренко
А.Г., Лебедев Г.В., Зайдельман Я.Н.. Информатика. 7-9 кл.:Учеб. для
общеобразоват. учеб. заведений – 2-е изд. – М.:Дрофа, 2001. – 336 с.:ил.
11. Макарова
Н.В. и др. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь № 1. Начальный уровень. – СПб.:
Питер, 2007. – 48 с.: ил.
12. Семакина
И.Г., Хеннера Е.К. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. /: Том 2. – М.:
Лаборатория Базовых Знаний, 2005.
13. Симонович
С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер: Книга для детей, учителей и
родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, Инфорком-Пресс, 1999. – 368 с.
14. Тур С.Н. Методическое пособие для учителей 5-6 классов. – СПб.:
БХВ-Петербург, 2006.
15. Угринович
Н.Д. Информатика: Учебник для 7 класса / Н.Д.Угринович. – 4-е изд., испр. –
М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 173 с.:ил.
16. Угринович
Н.Д. Информатика: Учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. – 4-е изд., испр. –
М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 170 с.:ил.
17. Шелепаева
А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 классы –
М.: ВАКО, 2005.
18. Macromedia
Flash MX в модулях. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и
образование». № 3 – 2006. – М.: Образование и информатика, 2006.
19. Виртуальный
музей информатики - http://schools.keldysh.ru/sch444/MUSEUM/index.htm
20. Демо-версия курса
"Азы информатики" (можно скопировать с адреса: ftp://ftp.botik.ru/rented/robot/univer/azinfd.zip)
21. Информатика в
школе. Тесты - http://psbatishev.narod.ru/test/i101.htm
22. Программа
"Ребусы" - http://vio.fio.ru/vio_39/cd_site/Articles/art_2_1.htm
23.
Ребусы
по информатике - http://shk37.simd.ru/metod.html
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.