Инфоурок Информатика Другие методич. материалыРабочая программа учебной дисциплины «Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем»

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем»

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Автор.doc программа архитектура ЭВМ.doc Методическая копилка учителя информатики.url ‚ ¦­®!.txt

Выбранный для просмотра документ Автор.doc

Немкова Евгения Александровна,

преподаватель, председатель цикловой (предметной) комиссии общепрофессиональных и специальных дисциплин специальностей: 120301 «Землеустройство», 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления»,

высшая квалификационная категория,

ФГОУ СПО «Куртамышский сельскохозяйственный техникум»,

Курганская обл., г. Куртамыш,

an0008@mail.ru

http://www.kurtamysh-sht.ru/

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа учебной дисциплины «Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор школы

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ программа архитектура ЭВМ.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Куртамыш

2011.г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО) 230401 Информационные системы (по отраслям), 230400 Информационные системы и технологии.

 

 

Организация-разработчик: ФГОУ СПО «Куртамышский сельскохозяйственный техникум

 

Разработчики:

 

Немкова Е. А.

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

 

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                                                   номер

 

©

©

©

©

©

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.      СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5

3.      условия реализации  учебной дисциплины

 

12

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

14

 

 


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем

 

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 230401 Информационные системы (по отраслям), 230400 Информационные системы и технологии.

 

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих, должностей служащих: 230103.01 Оператор электронно-вычислительных машин

 

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл (П.00, ОП01).

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

¾   с помощью программных средств организовывать управление ресурсами вычислительных систем;

¾    осуществлять поддержку функционирования информационных систем;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

¾   построение цифровых вычислительных систем и их архитектурные особенности;

¾   принципы работы основных логических блоков систем;

¾   классификацию вычислительных платформ и архитектур;

¾   параллелизм и конвейеризацию вычислений;

¾   основные конструктивные элементы средств вычислительной техники, функционирование, программно-аппаратная совместимость

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  154 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 110 часов;

самостоятельной работы обучающегося 44 часа.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

154

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

110

в том числе:

 

     практические занятия

40

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

44

в том числе:

подготовка презентаций

подготовка докладов

написание рефератов

подготовка сообщений

 

4

18

20

2

 

Итоговая аттестация в форме  экзамена

 

 


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

«Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем»

                                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

 

 

1

Роль и место знаний по дисциплине «Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем» в сфере профессиональной деятельности. История развития вычислительных средств. Классификация ЭВМ по физическому представлению обработки информации, поколениям ЭВМ, сферам применения и методам исполнения вычислительных машин.

2

2

Раздел 1. Представление информации в
вычислительных системах

 

 

 

Тема 1.1. Арифметические основы ЭВМ

Содержание учебного материала

12

1

Системы счисления. Непозиционные и позиционные системы счисления. Системы счисления, используемые в ЭВМ. Свойства позиционных систем счисления.

 

2

2

Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

2

3

Алгебраическое представление двоичных чисел: прямой, обратный и дополнительные коды. Использование обратного и дополнительного двоичных кодов для реализации всех арифметических операций с помощью суммирующего устройства.

2

4

Представление чисел в ЭВМ: естественная и нормальная формы. Форматы хранения чисел в ЭВМ.

3

Практические занятия

4

 

1

Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

2

Выполнение операций над числами в естественной и нормальной формах.

Самостоятельная работа обучающихся

 

Подготовить презентацию «История развития вычислительной техники»

 

Тема 1.2. Представление информации в ЭВМ

 

 

Содержание учебного материала

6

1

Виды информации и способы ее представления в ЭВМ.

 

2

2

Кодирование информации. Символьные коды: ASCII, UNICODE и др. Кодирование графической информации. Двоичное кодирование звуковой информации. Сжатие информации. Кодирование видеоинформации. Стандарт MPEG.

 

3

Практические занятия

2

 

 

 1 

Кодирование информации

Самостоятельная работа обучающихся

 

Написать реферат «Стандарты кодирования информации»

 

Раздел 2.

 Архитектура и принципы работы

основных логических блоков вычислительных  систем (вс)

 

 

Тема 2.1.

Логические основы ЭВМ, элементы и узлы

Содержание учебного материала

10

1

Базовые логические операции и схемы. Таблицы истинности. Схемные логические элементы ЭВМ: регистры, вентили, триггеры, полусумматоры  и  сумматоры.  Таблицы  истинности   RS-,  JK-  и T-триггера

 

2

2

Логические узлы ЭВМ и их классификация. Сумматоры, дешифраторы, программируемые логические матрицы, их назначение и применение.

 

3

Практические занятия

6

 

 

Работа и особенности логических элементов ЭВМ.

 

Работа логических узлов ЭВМ.

Самостоятельная работа обучающихся

 

Подготовить сообщение «Микросхемы с логическими элементами»

 

Подготовить доклад «Использование сумматоров в вычислительной технике»

 

Тема 2.2.

 Основы построения  ЭВМ

 

Содержание учебного материала

4

1

Понятие архитектуры  и структуры компьютера. Принципы (архитектура) фон Неймана.

 

2

2

Основные компоненты ЭВМ. Основные типы архитектур ЭВМ.

 

2

Самостоятельная работа обучающихся

 

 

Подготовить реферат «Канальная архитектура ЭВМ»

 

 

Подготовить доклад «Сравнительный анализ принципов работы CISC, RISC процессоров »

 

 

Тема 2.3.

 Внутренняя организация процессора

Содержание учебного материала

8

 

1

Реализация принципов фон Неймана в ЭВМ. Структура процессора. Устройство управления: назначение и упрощенная функциональная схема. Регистры процессора: сущность, назначение, типы. Регистры общего назначения, регистр команд, счетчик команд, регистр флагов. Структура команды процессора. Цикл выполнения команды. Понятие рабочего цикла, рабочего такта. Принципы распараллеливания операций и построения конвейерных структур. Классификация команд. Системы команд и классы процессоров: СISC, RISC, MISC, VLIM.

 

 

2

Арифметико-логическое устройство (АЛУ): назначение и классификация. Структура и функционирование АЛУ. Интерфейсная часть процессора: назначение, состав, функционирование. Организация работы и функционирование процессора.

 

 

Практические занятия

4

 

1

Построение последовательности машинных операций для реализации простых вычислений.

Самостоятельная работа обучающихся

 

 

Подготовить доклад «Виды интерфейсов процессора»

 

Тема 2.4.

 Организация работы памяти компьютера

 

Содержание учебного материала

8

1

Иерархическая структура памяти. Основная память ЭВМ. Оперативное и постоянное запоминающие устройства: назначение и основные характеристики.

Организация оперативной памяти. Адресное и ассоциативное ОЗУ: принцип работы и сравнительная характеристика. Виды адресации. Линейная, страничная, сегментная память. Стек. Плоская и многосегментная модель памяти

 

2

2

Кэш-память: назначение, структура, основные характеристики. Организация кэш-памяти: с прямым отображением, частично-ассоциативная и полностью ассоциативная кэш-память.

 

2

3

Динамическая память. Принцип работы. Обобщенная структурная схема памяти. Режимы работы: запись, хранение, считывание, режим регенерации. Модификации динамической оперативной памяти. Основные модули памяти. Наращивание емкости памяти. Статическая память. Применение и принцип работы. Основные особенности. Разновидности статической памяти.

 

2

4

Устройства специальной памяти: постоянная память (ПЗУ), перепрограммируемая постоянная память (флэш-память),  видеопамять. Назначение, особенности, применение. Базовая система ввода/вывода (BIOS): назначение, функции, модификации.

 

3

Самостоятельная работа обучающихся

-

 

Тема 2.5 Интерфейсы

 

Содержание учебного материала

14

1

Понятие интерфейса. Организация взаимодействия ПК с периферийными устройствами. Чипсет: назначение и схема функционирования.

Общая структура ПК с подсоединенными периферийными устройствами. Системная шина и ее параметры. Интерфейсные шины и связь с системной шиной. Системная плата: архитектура и основные разъемы.

 

 

2

2

Классификация интерфейсов. Внутренние интерфейсы ПК: шины ISA, EISA, VCF, VLB, PCI, AGP и их характеристики.

Интерфейсы периферийных устройств IDE и SCSI. Современная модификация и характеристики интерфейсов IDE/ATA и SCSI. Внешние интерфейсы компьютера. Последовательные и параллельные порты. Последовательный порт стандарта RS-232: назначение, структура кадра данных, структура разъемов. Параллельный порт ПК: назначение и структура разъемов. Назначение, характеристики и особенности внешних интерфейсов USB и IEEE 1394 (FireWire). Интерфейс стандарта  802.11 (Wi-Fi).

 

2

Практические занятия

10

 

1

Архитектура системной платы.

 

2

Внутренние интерфейсы системной платы.

3

Интерфейсы периферийных устройств IDE и SCSI.

4

Параллельные и последовательные порты и их особенности работы.

5

Последовательные порты и их особенности работы.

Самостоятельная работа обучающихся

 

Подготовить доклад «Интерфейс стандарта  (Wi-Fi)»

 

Тема 2.6 Режимы работы процессора

 

Содержание учебного материала

6

1

Режимы работы процессора. Характеристика реального режима процессора 8086. Адресация памяти реального режима.

 

3

2

Основные понятия защищенного режима. Адресация в защищенном режиме. Дескрипторы и таблицы. Системы привилегий. Защита.

 

3

3

Переключение задач. Страничное управление памятью. Виртуализация прерываний. Переключение между реальным и защищенным режимами.

 

3

Самостоятельная работа обучающихся

 

 

Подготовить реферат «Страничная организация памяти»

 

Тема 2.7 Основы программирования процессора

 

Содержание учебного материала

18

1

Основы программирования процессора.

 

2

2

Выбор и дешифрация команд. Выбор данных из регистров общего назначения и микропроцессорной памяти. Обработка данных и их запись.

 

2

3

Выработка управляющих сигналов.

 

2

4

Основные команды процессора: арифметические и логические команды, команды перемещения, сдвига, сравнения, команды условных и безусловных переходов, команды ввода-вывода. Подпрограммы.

 

2

5

Виды и обработка прерываний. Этапы компиляции исходного кода в машинные коды и способы отладки. Использование отладчиков.

 

2

Практические занятия

8

 

1

Программирование арифметических и логических команд.

 

2

Программирование переходов

 

3

Программирование ввода-вывода.

 

4

Программирование и отладка программ.

 

Самостоятельная работа обучающихся

 

Подготовить реферат «Особенности Assembler для различных процессоров»

 

Тема 2.8 Современные процессоры

 

Содержание учебного материала

8

1

Основные характеристики процессоров. Идентификация процессоров. Совместимость процессоров. Типы сокетов.

 

2

2

Обзор современных процессоров ведущих мировых производителей.

Процессоры нетрадиционной архитектуры. Клеточные и ДНК-процессоры. Нейронные процессоры.

 

2

Практические занятия

4

 

1

Идентификация и установка процессора.

Самостоятельная работа обучающихся

 

Подготовить доклад «Классификации процессоров»

 

Подготовить реферат «Модели двуядерных процессоров Intel »

 

Раздел 3. Вычислительные системы

 

 

Тема 3.1.

  Организация вычислений в вычислительных системах

 

Содержание учебного материала

8

1

Назначение и  характеристики ВС. Организация вычислений в вычислительных системах.

 

 

2

ЭВМ параллельного действия, понятия потока команд и потока данных.

 

 

3

Ассоциативные системы. Матричные системы.

 

 

4

Конвейеризация вычислений. Конвейер команд, конвейер данных. Суперскаляризация

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

-

 

Тема 3.2  Классификация  вычислительных систем

 

Содержание учебного материала

6

1

Классификация ВС в зависимости от числа потоков команд и данных: ОКОД (SISD), ОКМД (SIMD), МКОД (MISD), МКМД (MIMD). Классификация многопроцессорных ВС с разными способами реализации памяти совместного использования: UMA, NUMA, COMA. Сравнительные характеристики, аппаратные и программные особенности.

 

 

2

Классификация  многомашинных ВС: MPP, NDW и COW. Назначение, характеристики, особенности. Примеры ВС различных типов. Преимущества и недостатки различных типов вычислительных систем.

 

 

Практические занятия

2

 

1

Выбор вычислительной системы.

Самостоятельная работа обучающихся

 

Подготовить реферат «Вычислительные системы MISD »

 

Подготовить доклад «Вычислительные системы SISD »

 

Всего:

110

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета архитектуры вычислительных систем.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места (30);

- персональные компьютеры;

- корпуса системных блоков персональных компьютеров;

- блоки питания;

- системные платы;

- микропроцессоры;

- модули оперативной памяти;

- видеоадаптеры;

- звуковые карты;

- сетевые карты;

- накопители на жестких дисках;

Технические средства обучения:

-    персональные компьютеры;

-    проектор;

-    экран;

-    интерактивная доска.

 


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1)    Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008.

2)    Воеводин В.В. Параллельные вычисления: Учебное пособие для вузов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007.

3)    Гук М. Процессоры Pentium III, Athlon и другие. – СПб.: Питер, 2009.

4)    Гук М. Шины PCI, USB и FireWire: Энциклопедия. – СПб.: Питер, 2006.

5)    Максимов Н.В., Партыка Т.Л., Попов И.И. Архитектура ЭВМ и вычислительных  систем: Учебник. – М.: ФОРУМ, 2010.

6)    Пятибратов А.П., Гудыно П.П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. – М.: Финансы и статистика, 2009.

7)    Таненбаум  Э.  Архитектура компьютера.  –4 изд-е. – СПб.: Питер, 2005.

 

Дополнительные источники:

1)    Гергель, В. Теория и практика параллельных вычислений / В.П. Гергель. - Бином. Лаборатория знаний, 2007. - 424 с.

2)    Ларионов, А. Вычислительные комплексы, системы и сети / А. М. Ларионов, С. А.

3)    Таненбаум, Э. Архитектура компьютера/ Э. Таненбаум. – СПб.: Питер, 2007. – 848 с.

4)    Хорошевский, В. Архитектура вычислительных систем / В.Г. Хорошевский. Москва: МГТУ им. Баумана, 2008. - 520 с.

5)    Цилькер, Б. Организация ЭВМ и систем / Б.Я. Цилькер, С.А. Орлов. СПб.: Питер - 2007, 672 c.


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

с помощью программных средств организовывать управление ресурсами   вычислительных систем;

практические занятия

осуществлять поддержку функционирования информационных систем;

практические занятия

Знания:

построение цифровых вычислительных систем и их архитектурные особенности;

тест, фронтальный опрос, собеседование, внеаудиторная самостоятельная работа

принципы работы основных логических блоков систем;

тест, фронтальный опрос, собеседование, внеаудиторная самостоятельная работа

классификацию вычислительных платформ и архитектур;

тест, фронтальный опрос, собеседование, внеаудиторная самостоятельная работа

параллелизм и конвейеризацию вычислений;

тест, фронтальный опрос, собеседование, внеаудиторная самостоятельная работа

основные конструктивные элементы средств вычислительной техники, функционирование, программно-аппаратная совместимость.

 

тест, фронтальный опрос, собеседование, внеаудиторная самостоятельная работа

 

 

Разработчики:        

ФГОУ СПО «Куртамышский сельскохозяйственный техникум

 

 

 

преподаватель

 

 

 

Е.А. Немкова

(место работы)

 

(занимаемая должность)

 

(инициалы, фамилия)

 

 

Эксперты:

____________________            ___________________          _________________________

    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

 

____________________            ___________________          _________________________

   (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа учебной дисциплины «Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем»"

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ ‚ ¦­®!.txt

Данный материал был скачан с сайта www.metod-kopilka.ru

============================================================

 

!!!!!!!!Орфография и форматирование автора материала!!!!!!!!!!

 

========================================

Образовательно-информационный ресурс для учителей информатики,

учащихся и всех-всех, кто интересуется ИТ:

http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

 

Организационные, методические и нормативные документы,

лабораторно-практические работы (комплекс занятий по MS Word, MS Excel,

MS Access, MS PowerPaint, Paint, Move Maker и др. прикладным программам),

лекции,конспекты, дидактический материал, занимательная информатика,

экзамен, проектная деятельность, презентации.

Все в свободном доступе! Без регистрации!

 

 

=========================================

P.S. Единственным источником дохода сайта является переход по рекламным ссылкам.

Если ресурс оказался Вам полезен, потратьте 1 минуту времени и кликните любой рекламный блок на сайте.

Заранее благодарна.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа учебной дисциплины «Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем»"

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

СОДЕРЖАНИЕ стр. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 Структура и примерное содержание учебной дисциплины 5 Условия реализации учебной дисциплины 12 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 14 1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 230401 Информационные системы (по отраслям), 230400 Информационные системы и технологии. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих, должностей служащих: 230103.01 Оператор электронно-вычислительных машин 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл (П.00, ОП01). 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: с помощью программных средств организовывать управление ресурсами вычислительных систем; осуществлять поддержку функционирования информационных систем; В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: построение цифровых вычислительных систем и их архитектурные особенности; принципы работы основных логических блоков систем; классификацию вычислительных платформ и архитектур; параллелизм и конвейеризацию вычислений; основные конструктивные элементы средств вычислительной техники, функционирование, программно-аппаратная совместимость 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 154 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 110 часов; самостоятельной работы обучающегося 44 часа. 2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 154 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 110 в том числе: практические занятия 40 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 44 в том числе: подготовка презентаций подготовка докладов написание рефератов подготовка сообщений 418202 Итоговая аттестация в форме экзамена 2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа Объем часов Уровень освоения 1 2 3 4 Введение Содержание учебного материала 1 Роль и место знаний по дисциплине «Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем» в сфере профессиональной деятельности. История развития вычислительных средств. Классификация ЭВМ по физическому представлению обработки информации, поколениям ЭВМ, сферам применения и методам исполнения вычислительных машин. 2 2 Раздел 1. Представление информации в вычислительных системах Тема 1.1. Арифметические основы ЭВМ Содержание учебного материала 12 1 Системы счисления. Непозиционные и позиционные системы счисления. Системы счисления, используемые в ЭВМ. Свойства позиционных систем счисления. 2 2 Перевод чисел из одной системы счисления в другую. 2 3 Алгебраическое представление двоичных чисел: прямой, обратный и дополнительные коды. Использование обратного и дополнительного двоичных кодов для реализации всех арифметических операций с помощью суммирующего устройства. 2 4 Представление чисел в ЭВМ: естественная и нормальная формы. Форматы хранения чисел в ЭВМ. 3 Практические занятия 4 1 Перевод чисел из одной системы счисления в другую. 2 Выполнение операций над числами в естественной и нормальной формах. Самостоятельная работа обучающихся Подготовить презентацию «История развития вычислительной техники» Тема 1.2. Представление информации в ЭВМ Содержание учебного материала 6 1 Виды информации и способы ее представления в ЭВМ. 2 2 Кодирование информации. Символьные коды: ASCII, UNICODE и др. Кодирование графической информации. Двоичное кодирование звуковой информации. Сжатие информации. Кодирование видеоинформации. Стандарт MPEG. 3 Практические занятия 2 1 Кодирование информации Самостоятельная работа обучающихся Написать реферат «Стандарты кодирования информации» Раздел 2. Архитектура и принципы работы основных логических блоков вычислительных систем (вс) Тема 2.1. Логические основы ЭВМ, элементы и узлы Содержание учебного материала 10 1 Базовые логические операции и схемы. Таблицы истинности. Схемные логические элементы ЭВМ: регистры, вентили, триггеры, полусумматоры и сумматоры. Таблицы истинности RS-, JK- и T-триггера 2 2 Логические узлы ЭВМ и их классификация. Сумматоры, дешифраторы, программируемые логические матрицы, их назначение и применение. 3 Практические занятия 6 Работа и особенности логических элементов ЭВМ. Работа логических узлов ЭВМ. Самостоятельная работа обучающихся Подготовить сообщение «Микросхемы с логическими элементами» Подготовить доклад «Использование сумматоров в вычислительной технике» Тема 2.2. Основы построения ЭВМ Содержание учебного материала 4 1 Понятие архитектуры и структуры компьютера. Принципы (архитектура) фон Неймана. 2 2 Основные компоненты ЭВМ. Основные типы архитектур ЭВМ. 2 Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат «Канальная архитектура ЭВМ» Подготовить доклад «Сравнительный анализ принципов работы CISC, RISC процессоров » Тема 2.3. Внутренняя организация процессора Содержание учебного материала 8 1 Реализация принципов фон Неймана в ЭВМ. Структура процессора. Устройство управления: назначение и упрощенная функциональная схема. Регистры процессора: сущность, назначение, типы. Регистры общего назначения, регистр команд, счетчик команд, регистр флагов. Структура команды процессора. Цикл выполнения команды. Понятие рабочего цикла, рабочего такта. Принципы распараллеливания операций и построения конвейерных структур. Классификация команд. Системы команд и классы процессоров: СISC, RISC, MISC, VLIM. 2 Арифметико-логическое устройство (АЛУ): назначение и классификация. Структура и функционирование АЛУ. Интерфейсная часть процессора: назначение, состав, функционирование. Организация работы и функционирование процессора. Практические занятия 4 1 Построение последовательности машинных операций для реализации простых вычислений. Самостоятельная работа обучающихся Подготовить доклад «Виды интерфейсов процессора» Тема 2.4. Организация работы памяти компьютера Содержание учебного материала 8 1 Иерархическая структура памяти. Основная память ЭВМ. Оперативное и постоянное запоминающие устройства: назначение и основные характеристики. Организация оперативной памяти. Адресное и ассоциативное ОЗУ: принцип работы и сравнительная характеристика. Виды адресации. Линейная, страничная, сегментная память. Стек. Плоская и многосегментная модель памяти 2 2 Кэш-память: назначение, структура, основные характеристики. Организация кэш-памяти: с прямым отображением, частично-ассоциативная и полностью ассоциативная кэш-память. 2 3 Динамическая память. Принцип работы. Обобщенная структурная схема памяти. Режимы работы: запись, хранение, считывание, режим регенерации. Модификации динамической оперативной памяти. Основные модули памяти. Наращивание емкости памяти. Статическая память. Применение и принцип работы. Основные особенности. Разновидности статической памяти. 2 4 Устройства специальной памяти: постоянная память (ПЗУ), перепрограммируемая постоянная память (флэш-память), видеопамять. Назначение, особенности, применение. Базовая система ввода/вывода (BIOS): назначение, функции, модификации. 3 Самостоятельная работа обучающихся - Тема 2.5 Интерфейсы Содержание учебного материала 14 1 Понятие интерфейса. Организация взаимодействия ПК с периферийными устройствами. Чипсет: назначение и схема функционирования. Общая структура ПК с подсоединенными периферийными устройствами. Системная шина и ее параметры. Интерфейсные шины и связь с системной шиной. Системная плата: архитектура и основные разъемы. 2 2 Классификация интерфейсов. Внутренние интерфейсы ПК: шины ISA, EISA, VCF, VLB, PCI, AGP и их характеристики. Интерфейсы периферийных устройств IDE и SCSI. Современная модификация и характеристики интерфейсов IDE/ATA и SCSI. Внешние интерфейсы компьютера. Последовательные и параллельные порты. Последовательный порт стандарта RS-232: назначение, структура кадра данных, структура разъемов. Параллельный порт ПК: назначение и структура разъемов. Назначение, характеристики и особенности внешних интерфейсов USB и IEEE 1394 (FireWire). Интерфейс стандарта 802.11 (Wi-Fi). 2 Практические занятия 10 1 Архитектура системной платы. 2 Внутренние интерфейсы системной платы. 3 Интерфейсы периферийных устройств IDE и SCSI. 4 Параллельные и последовательные порты и их особенности работы. 5 Последовательные порты и их особенности работы. Самостоятельная работа обучающихся Подготовить доклад «Интерфейс стандарта (Wi-Fi)» Тема 2.6 Режимы работы процессора Содержание учебного материала 6 1 Режимы работы процессора. Характеристика реального режима процессора 8086. Адресация памяти реального режима. 3 2 Основные понятия защищенного режима. Адресация в защищенном режиме. Дескрипторы и таблицы. Системы привилегий. Защита. 3 3 Переключение задач. Страничное управление памятью. Виртуализация прерываний. Переключение между реальным и защищенным режимами. 3 Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат «Страничная организация памяти» Тема 2.7 Основы программирования процессора Содержание учебного материала 18 1 Основы программирования процессора. 2 2 Выбор и дешифрация команд. Выбор данных из регистров общего назначения и микропроцессорной памяти. Обработка данных и их запись. 2 3 Выработка управляющих сигналов. 2 4 Основные команды процессора: арифметические и логические команды, команды перемещения, сдвига, сравнения, команды условных и безусловных переходов, команды ввода-вывода. Подпрограммы. 2 5 Виды и обработка прерываний. Этапы компиляции исходного кода в машинные коды и способы отладки. Использование отладчиков. 2 Практические занятия 8 1 Программирование арифметических и логических команд. 2 Программирование переходов 3 Программирование ввода-вывода. 4 Программирование и отладка программ. Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат «Особенности Assembler для различных процессоров» Тема 2.8 Современные процессоры Содержание учебного материала 8 1 Основные характеристики процессоров. Идентификация процессоров. Совместимость процессоров. Типы сокетов. 2 2 Обзор современных процессоров ведущих мировых производителей. Процессоры нетрадиционной архитектуры. Клеточные и ДНК-процессоры. Нейронные процессоры. 2 Практические занятия 4 1 Идентификация и установка процессора. Самостоятельная работа обучающихся Подготовить доклад «Классификации процессоров» Подготовить реферат «Модели двуядерных процессоров Intel » Раздел 3. Вычислительные системы Тема 3.1. Организация вычислений в вычислительных системах Содержание учебного материала 8 1 Назначение и характеристики ВС. Организация вычислений в вычислительных системах. 2 ЭВМ параллельного действия, понятия потока команд и потока данных. 3 Ассоциативные системы. Матричные системы. 4 Конвейеризация вычислений. Конвейер команд, конвейер данных. Суперскаляризация Самостоятельная работа обучающихся - Тема 3.2 Классификация вычислительных систем Содержание учебного материала 6 1 Классификация ВС в зависимости от числа потоков команд и данных: ОКОД (SISD), ОКМД (SIMD), МКОД (MISD), МКМД (MIMD). Классификация многопроцессорных ВС с разными способами реализации памяти совместного использования: UMA, NUMA, COMA. Сравнительные характеристики, аппаратные и программные особенности. 2 Классификация многомашинных ВС: MPP, NDW и COW. Назначение, характеристики, особенности. Примеры ВС различных типов. Преимущества и недостатки различных типов вычислительных систем. Практические занятия 2 1 Выбор вычислительной системы. Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат «Вычислительные системы MISD » Подготовить доклад «Вычислительные системы SISD » Всего: 110 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 3. Условия реализации учебной дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета архитектуры вычислительных систем. Оборудование учебного кабинета: - посадочные места (30); - персональные компьютеры; - корпуса системных блоков персональных компьютеров; - блоки питания; - системные платы; - микропроцессоры; - модули оперативной памяти; - видеоадаптеры; - звуковые карты; - сетевые карты; - накопители на жестких дисках; Технические средства обучения: персональные компьютеры; проектор; экран; интерактивная доска. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. Воеводин В.В. Параллельные вычисления: Учебное пособие для вузов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007. Гук М. Процессоры Pentium III, Atdlon и другие. – СПб.: Питер, 2009. Гук М. Шины PCI, USB и FireWire: Энциклопедия. – СПб.: Питер, 2006. Максимов Н.В., Партыка Т.Л., Попов И.И. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем: Учебник. – М.: ФОРУМ, 2010. Пятибратов А.П., Гудыно П.П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. – М.: Финансы и статистика, 2009. Таненбаум Э. Архитектура компьютера. –4 изд-е. – СПб.: Питер, 2005. Дополнительные источники: Гергель, В. Теория и практика параллельных вычислений / В.П. Гергель. - Бином. Лаборатория знаний, 2007. - 424 с. Ларионов, А. Вычислительные комплексы, системы и сети / А. М. Ларионов, С. А. Таненбаум, Э. Архитектура компьютера/ Э. Таненбаум. – СПб.: Питер, 2007. – 848 с. Хорошевский, В. Архитектура вычислительных систем / В.Г. Хорошевский. Москва: МГТУ им. Баумана, 2008. - 520 с. Цилькер, Б. Организация ЭВМ и систем / Б.Я. Цилькер, С.А. Орлов. СПб.: Питер - 2007, 672 c. 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Умения: с помощью программных средств организовывать управление ресурсами вычислительных систем; практические занятия осуществлять поддержку функционирования информационных систем; практические занятия Знания: построение цифровых вычислительных систем и их архитектурные особенности; тест, фронтальный опрос, собеседование, внеаудиторная самостоятельная работа принципы работы основных логических блоков систем; тест, фронтальный опрос, собеседование, внеаудиторная самостоятельная работа классификацию вычислительных платформ и архитектур; тест, фронтальный опрос, собеседование, внеаудиторная самостоятельная работа параллелизм и конвейеризацию вычислений; тест, фронтальный опрос, собеседование, внеаудиторная самостоятельная работа основные конструктивные элементы средств вычислительной техники, функционирование, программно-аппаратная совместимость. тест, фронтальный опрос, собеседование, внеаудиторная самостоятельная работа

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 880 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.08.2020 265
    • ZIP 44 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Коршунова Вера Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Коршунова Вера Сергеевна
    Коршунова Вера Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 79703
    • Всего материалов: 233

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Информационные технологии в профессиональной деятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель информационных технологий

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 192 человека из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 968 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Математика и информатика")

Учитель математики и информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель информатики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Мини-курс

Искусство понимания: техники успешной жизни, отношений и бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие коммуникации и речи у детей раннего возраста

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек