Пояснительная записка
Актуальность
данного курса
Программа
элективного курса «Использование некоторых приложений OpenOffice.org в реализации проектных работ учащихся»
предназначена для учащихся 9-11 классов естественно-научным профиля, служит для
удовлетворения познавательных интересов в областях деятельности человека. Курс
может с успехом использоваться не только в естественно-научном, но и в других
профилях старшей школы, поскольку грамотное представление информации с помощью
информационных и коммуникационных технологий относится ко всем сферам
современного общества — гуманитарным, техническим, социальным, экономическим,
сервисным и др. Программа разработана на основе материалов книг «Создание и
редактирование текстов в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования
текстов)» (Литвинова А.В.- Москва: 2008), «Создание и редактирование
электронных таблиц в среде OpenOffice.org» (Ковригина Е.В. – Москва: 2008),
«Создание и редактирование мультимедийных презентаций в среде OpenOffice.org
(ПО для создания и редактирования мультимедийных презентаций)» (Ковригина Е.В.,
Литвинова А.В.- Москва, 2008).
Согласно новому
федеральному государственному образовательному стандарту учащийся должен саморазвиваться,
быть готовым к самоопределению, способен к целенаправленной познавательной
деятельности. Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Использовать полученные знания в разных сферах человеческой деятельности.
Будучи абитуриентом
среднего профессионального и высшего заведения учащийся должен понимать, что
требования к самостоятельности и саморазвитию очень высоки. Большинство
учащихся испытывают сложности в данных видах деятельности на первых курсах
обучения.
Задача курса
состоит в подготовке выпускников подготовленных к самостоятельности и
саморазвитию. К умению грамотно, правильно представлять свои знания, умения и
навыки с помощью информационных и коммуникационных технологий (OpenOffice.org
приложениями Writer, Calc, Impess), планировать и организовывать исследовательскую работу.
Новизна
программы
Программа
элективного курса содержит элемент новизны, выраженный в ее содержании.
В данном курсе обучение основам проектной деятельности с использованием в OpenOffice.org с расширенными возможностями
предлагается через:
·
стройное логическое построение учебного материала, способного формировать навыки работы с
расширенными возможностями приложений, представленными в программе, креативного
мышления, яркого и грамотного оформления и представления своих работ.
·
разнообразные задания, которые способствуют нравственному,
эстетическому воспитанию учащихся.
·
акцентирование внимания на правильности оформления работ в соответствии предъявляемыми
требованиями, на этические нормы, на создание грамотно оформленного конспекта,
таблицы, презентации, использование наглядных форм представления информации в
виде графических элементов и блок-схем, краткого оформления полученных результатов
для публичного выступления.
·
предоставление разнообразных форм занятий: мини-лекций, практикумов, выступлений перед аудиторией,
защиты проектов, написание заметок в школьную газету, практических и
самостоятельных работ.
·
накопление умений: речевого общения, коммуникативных навыков, написание тезисов и
конспектов, защиты проекта.
Значимость
данной программы заключается в совершенствовании
навыков работы обработки информации, в повышении информационной и
коммуникационной компетентности, в овладении расширенных настроек и функций в
пакете OpenOffice.org, логического и креативного мышления, в обучении
разработки, составления и оформления проектных работ.
Цель курса:
• познакомить с
требованиями оформления и правилами составления проектных работ;
• научить наглядно
представлять информацию, используя информационные и коммуникационные
технологии;
• научить учащихся
ориентироваться и продуктивно использовать пакет OpenOffice.org приложения Writer, Calc, Impess для достижения
своих целей в создании проектных работ;
• реализовать
коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе
представления работ учащихся;
• сформировать
элементы информационной и телекоммуникационной компетенций по отношению к
знаниям, умениям и опыту работы с приложениями Writer, Calc, Impess.
Задачи данного
курса
Теоретическая:
·
изучение основных требований к оформлению сносок,
списка литературы, докладам, рефератам, проектным работам, мультимедийным
презентациям;
·
формирование навыков и умений о расширенных
возможностях редактора Writer, проведение расчетов и
построение диаграмм в Calc, создании и настройки
презентаций Impress.
Развивающие:
·
развитие интеллектуальных и творческих
способностей;
·
развитие логического мышления
учащихся, умения пользоваться индукцией, дедукцией и умозаключениями по
аналогии;
·
развитие умений решать
задачи, пользуясь известными теоретическими положениями, математическим
аппаратом, графическими средствами, справочной литературой, вычислительной
техникой и т.п.;
·
развитие умений
экспериментировать, включая знание устройств и принципа действия ЭВМ,
пользоваться ими, обрабатывать результаты измерений, делать выводы на основе
полученных экспериментальных данных.
Практические:
·
создание проектной работы, соответствующей
заявленным требованиям с использованием полученных знаний.
·
применение полученных знаний в любой сфере
деятельности;
·
формирование навыков работы с текстом, литературой.
Воспитательные:
·
воспитание познавательного интереса к информатике;
·
воспитание сознательного отношения к информации как
средству обогащения собственных знаний, основному способу познания в разных
сферах человеческой деятельности;
·
воспитание умного, информационно «подкованного»,
умеющего достойно представлять собственные результаты средствами информационных
и коммуникационных технологий.
Ведущие
теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется данный курс
Ведущими принципами для определения видов деятельности
учащихся (в соответствии с классификацией принципов по П.И. Пидкасистого.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей/ Под ред.
П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998) были определены
следующие:
·
принцип развивающего и воспитывающего обучения;
·
принцип индивидуализации и дифференцированного
обучения.
Принципами
отбора содержания материала программы являются:
·
принцип научности и методов учебного процесса;
·
принцип систематичности и последовательности;
·
принцип связи обучения с жизнью;
·
принцип проблемности.
Для
привлечения учащихся к овладению расширенными возможностями некоторых
приложений OpenOffice.org и освоению
навыков исследовательской работы, позволяют педагогические технологии личностно-ориентированной
направленности:
·
развитие критического мышления;
·
проблемное обучение;
·
проектное обучение.
Применение данных
технологий способствует комплексному подходу в обучении школьников и развитию
их познавательного интереса, интеллектуальных и специальных умений.
Роль и место
данного курса в образовательном маршруте обучающегося
Одна из задач
профильной школы — содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по
своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для
этого учащимся естественно-научного профиля предлагается осваивать способы
работы с информационными потоками — искать необходимую информацию,
анализировать ее, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить
задачи, структурировать и преобразовывать информацию в текстовую и
мультимедийную форму, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.
Курс служит
средством внутрипрофильной специализации в области новых информационных
технологий, что способствует созданию дополнительных условий для построения
индивидуальных образовательных траекторий учащихся профиля.
Содержание
программа включает разделы: «Проектная деятельность. Виды. Реализация», «Этапы
разработки проектов», «Использование Calc для проведения
расчетов и построение диаграмм», «Применение редактора Writer в проектной деятельности», «OpenOffice.org Impress
в качестве представления результатов исследования», «Разработка
проектной работы».
Обоснование
отбора содержания
Основа курса –
личностная, практическая направленность занятий. Одна из целей обучения –
предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации
по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и
ресурсам. Для достижения данной цели необходимо чтобы при изучении каждый
учащийся смог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию.
Такой продукцией в данном курсе является проектная работа.
Общепедагогическая
направленность занятий – сопряжение социализации и индивидуализации обучения по
отношению к информационным технологиям.
Основное
содержание курса направленно на обучение работы с
дополнительными возможностями приложений OpenOffice.org, работы с текстом, литературой, правилам и требованиям, предъявляемым
к исследовательской работы.
Значительное
внимание уделено созданию проектной работы. Учебный материал предлагается в
порядке последовательного изучения курса.
Отбор рабочего
материала и форм проведения занятий предлагает овладение методами
исследовательской работы закрепление на практике требований к проектным
работам, совершенствование навыков работы в OpenOffice.org, повышению компьютерной грамотности.
Теоретический
материал дается кратко, в качестве примеров используются образцы проектных
работ. Реализация теоретической части может быть осуществлена как с помощью
лекций, так и в качестве самостоятельного изучения. Отработка навыков идет на
небольших примерах, а в дальнейшем на своей работе. Большинство заданий
выполняются с помощью персонального компьютера и необходимых программных
средств.
Индивидуальное
освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и
алгоритмических предписаний, изложенных в инструкциях. Учащимся предлагается
список тем проектных работ на выбор. В течении курса ведется отбор, обработка,
сортировка информации. В конечном итоге учащиеся формируют полученные знания в
общую работу и защищают ее.
Разработанный и
систематизированный материал может быть использован учащимися при работе с
рефератами, докладами, при участии в творческом задании, конференции, в
создании плана, выступления не только по данной дисциплине, но и в другой любой
человеческой деятельности.
Для привлечения
учащихся к основанию навыков работы в OpenOffice.org и проектными работами, позволяют следующие методы, приемы и
технологиями.
В процессе занятий
на курсе «Использование некоторых приложений OpenOffice.org в реализации проектных работ учащихся» ведущими методами и приемами
организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся
являются:
·
метод словесной передачи и слухового
восприятия информации;
приемы: лекция, рассказ, беседа, выступление;
·
метод передачи информации с помощью
практической деятельности;
приемы: составление плана, тезисов выступлений, редактирование, оценивание
выступлений, составление схем и таблиц, работа с литературой, компьютером;
·
метод стимулирования и мотивации;
приемы: поощрение, выполнение творческих заданий, создание проблемной ситуации,
прогнозирование будущей деятельности, корректное предъявление требований,
заинтересованность результатами работы;
·
метод контроля;
приемы: наблюдения, анализ выступлений, самооценка, тесты, выступления на
занятиях, защита проекта.
Формы
организации обучения:
·
индивидуальные;
·
индивидуализированные;
·
фронтальные.
Для реализации
программы используются современные педагогические технологии:
технология
развития критического мышления обеспечивает
активный процесс познания и достижения знаний учащимися. Данная
технология является основной для осуществления реализации программы данного
курса, так как обеспечивает решение поставленных задач, формирование
необходимых умений и навыков.
На этапе «Вызов»
(активизация ранее приобретенных знаний и мотивация к дальнейшей работе) можно
использовать следующие приемы работы: словарную работу, блиц-опрос, защиту
схемы, выступление по цепочке, тест.
На этапе
«Осмысление содержания» (слушание темы, возможные записи по мере осмысления
новой информации) предлагается использовать следующие приемы: поиск ответов на
поставленные вопросы, осмысление слов-понятий, высказывания и размышления по
теме, ведение различных записей: тезисных планов, опорных конспектов, ключевых
слов и основных понятий по теме.
На этапе рефлексии
апробировано использование приемов: составление схем, написание тезисов,
составление планов, создание мультимедийных презентаций, творческие задания.
технология
метода проектов развивает познавательные навыки
учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение
ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление.
В процессе работы
над учебным проектом ученик постигает реальные процессы, объекты;
самостоятельно и охотно приобретает недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и
практических задач; приобретает коммуникативные умения; развивают у себя
исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации,
наблюдения, проведения экспериментов, анализа, построение гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
технология
проблемного обучения способствует активизации
познавательной деятельности через создание проблемных ситуаций, развития
мыслительных способностей.
Программа
курса основа на изучении проблемных вопросов (вопросы связанные с
редактированием и форматированием полученных знаний, со способом представления
информации).
Личностно
ориентированный подход обеспечивает ориентацию на
личность учащегося, его интересы и формирование собственных идей.
Организационные
формы обучения
Для
обеспечения эффективного изучения программы используется сочетание следующих
форм обучения:
·
групповой;
·
индивидуальной;
·
индивидуализированной;
·
фронтальной.
Формы контроля
уровня достижений учащихся:
Предметом диагностики
и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные
проекты, рефераты и т.п.), а также их внутренние личностные качества
(освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и
задачам курса.
Основой для
оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и
деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные
суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные
по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.
Оценке подлежит в
первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов,
обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления
и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе
учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников.
Система
оценивания
Система оценивания
соответствует положению о профильном обучении учащихся и методическим
рекомендациям о ведении элективных курсов. Ученик выступает полноправным
субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам
самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учить
детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и
особенностей образовательного продукта — проектная работа.
Проверка
достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих
формах:
·
текущий рефлексивный самоанализ, контроль и
самооценка учащимися выполняемых заданий;
·
взаимооценка учащимися работ друг друга или работ,
выполненных в группах;
·
публичная защита выполненных учащимися творческих
работ;
·
текущая диагностика и оценка учителем деятельности
школьников;
·
итоговая оценка деятельности и образовательной
продукции ученика в соответствии с его индивидуальной образовательной
программой по курсу;
·
итоговая оценка индивидуальной деятельности
учащихся учителем, выполняемая в форме образовательной характеристики.
Предметом контроля
и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество
ученической продукции оценивается следующими способами:
— по количеству
творческих элементов в проектной работе;
— по степени его
оригинальности;
— по относительной
новизне темы для ученика или его одноклассников;
— по емкости и
лаконичности созданного проекта;
— по практической
пользе темы.
Выполненные
учащимися работы включаются в их «портфель достижений».
Уровень развития у
учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их
диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение,
тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает
уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в
определенные блоки:
·
технические качества,
·
дизайнерские,
·
коммуникативные,
·
креативные,
·
когнитивные,
·
оргдеятельностные,
·
рефлексивные.
Итоговый контроль
проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета или защиты
творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку
образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса.
Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная
характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса
и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу.
Планируемые
результаты
В рамках данного
курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами
деятельности:
·
знают формы представления и управления информацией
в OpenOffice.org;
·
умеют найти, сохранить и систематизировать
необходимую информацию из нужной литературы и с помощью имеющихся приложений
представить их в наглядном и удобном для использования виде, исходя из
требований, предъявляемых к данной информации;
·
умеют спроектировать, изготовить и грамотно
защитить проектную работу;
·
умеют концентрировать полученную информацию и
представлять в виде мультимедийной презентации соблюдая все требования;
·
владеют способами работы с изученными программами
(OpenOffice.org приложениями Writer, Calc, Impess);
·
знают и умеют применять требования при написании
доклада, реферата и проектной работы;
·
владеют необходимыми способами проектирования,
создания, форматирования и редактирования таблиц, схем, мультимедийных
презентаций;
·
способны произвести анализ и сформулировать
собственную позицию по отношению к структуре, содержанию, дизайну и
функциональности проектной работы;
·
владеют приемами организации и самоорганизации
работы по написанию проектной работы;
·
имеют положительный опыт коллективного
сотрудничества при изучении сложных тем исследования;
·
умеют применять полученные знания не только на
уроках информатики, но и в других сферах деятельности человека;
·
способны осуществлять рефлексивную деятельность,
оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по написанию
проектных работ.
Учебно-методический
комплект
Программа курса
обеспечивается учебным пособием для учеников, методическими рекомендациями для
учителя, а также компьютерами и компьютерными программами, обозначенными в
программе курса. Наиболее эффективны занятия при наличии выхода в Интернет. В
то же время основная часть работы доступна школьникам без подключения к сети.
В качестве
дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники,
дополнительная литература с описанием программных средств, а также разделы
«Справка» в изучаемых компьютерных программах. Выработка навыка
самостоятельного изучения программных средств позволит ученику самостоятельно
продолжать образование после окончания данного курса.
Курс предполагает интеграцию
с другими учебными предметами по принципу: технология работы с информацией — из
информатики, конкретные примеры и задачи — из смежных предметов. Таким образом,
информация из таких учебных предметов, как математика, физика, литература,
русский и английский языки, история и др. вполне может использоваться учащимися
в процессе создания проектных работ соответствующей тематики.
Учебный план
элективного курса «Использование некоторых приложений OpenOffice.org в реализации проектных работ учащихся»
Перечень
разделов
|
Всего часов
|
Количество часов
|
|
|
Теория
|
Практика
|
Модуль№1. Проектная деятельность. Виды. Реализация.
|
6
|
5
|
6
|
Модуль№2. Этапы разработки проектов.
|
7
|
7
|
7
|
Модуль№3. Использование Calc для проведения
расчетов и построение диаграмм.
|
7
|
7
|
7
|
Модуль№4. Применение редактора Writer в
проектной деятельности.
|
4
|
4
|
4
|
Модуль№5. OpenOffice.org Impress в качестве представления результатов исследования.
|
4
|
4
|
4
|
Модуль№6.
Разработка проектной работы.
|
4
|
2
|
4
|
Итоговое занятие.
|
2
|
-
|
2
|
Итого
|
34
|
29
|
34
|
Содержание
курса
Модуль№1. Проектная деятельность. Виды. Реализация
В этой главе вы
познакомитесь с видами проектов. Со способами реализации проектных работ.
Рассмотрите примеры проектных работ.
Основные понятия : проект, виды проектов: исследовательские, творческие,
приключенческие (игровые), информационные, практико-ориентированные.
Содержание главы :
Цели и задачи курса
Техническая часть
Проект
Виды проектов
Исследовательские
Творческие
Приключенческие (игровые)
Информационные
Практико-ориентированные
Обзор проектных работ
Выбор темы
Определение вида проекта
Самооценка
Проверочная работа
Рефлексия
Модуль№2.
Этапы разработки проектов
В этой
главе вы изучите этапы проектных работ, определитесь с темой начнете первичный
сбор информации необходимой для работы над темой, познакомитесь с системой
оценивания проектных работ.
Основные
понятия : цели, задачи, гипотеза, актуальность, этапы
разработки проектов: начинание, планирование, принятие решений, выполнение,
оценка результатов, защита проектов.
Содержание
главы :
Определение
темы проекта
Планирование
Гипотеза
Актуальность
Цели
Задачи
Результат
Выполнение
Оценка
результатов
Защита
проектов
Самооценка
Проверочная работа
Рефлексия
Модуль№3.
Использование Calc для проведения расчетов и
построение диаграмм
В этой главе вы познакомитесь с принципами
проведения расчетов, работой некоторых функций (логическая, математическая,
календарная, статистическая). Узнаете коды ошибок и о типичных ошибках при
расчетах. Закрепите навыки построения диаграммы и графики функций.
Основные понятия:
арифметические операции, набор функций, мастер функций, логические функции,
математические функции, календарные функции, статистические функции, стиль
ячейки, зависимости, влияющие ячейки, показать ошибки, пометить неверные
данные, гистограмма, линейчатая диаграмма, круговая диаграмма, области, линии,
диаграмма XY, сетчатая диаграмма, биржевая диаграмма.
Содержание главы:
Принципы проведение расчетов
Основные арифметические операции
Категории функций
Логические функции
IF
AND
OR
NOT
TRUE
FALSE
Математические функции
SUM
Квадратный корень
Остаток
Календарные функции
TODAY
DAY
MONTH
YEAR
DAYS
WEEKS
MONTHS
YEARS
DATE
WEEKDAY
Статистические функции
MIN
AVERAGE
COUNTIF
SUMIF
Ошибки при расчетах
Ошибка
###
Ошибка
#DIV/0!
Ошибка
#ИМЯ?
Ошибка
#ССЫЛ?
Ошибка
Ошибка:509
Построение диаграмм и графиков функций
Гистограмма
Линейчатая
диаграмма
Круговая диаграмма
Области
Линии
Диаграмма XY
Сетчатая диаграмма
Биржевая диаграмма
Столбцы и линии
Работа над проектом
Самооценка
Тестирование
Рефлексия
Модуль№4.
Применение редактора Writer в проектной
деятельности
В этой главе вы познакомитесь с расширенными
возможностями редактора Writer, с общими требованиями
оформления сносок, библиографического списка. Научитесь работать со сносками и
ссылками, правильно оформлять оглавление.
Основные понятия:
шаблон, сноски, ссылки, оглавление, библиографический список.
Содержание главы:
Требования к оформлению текста
Оформление и
нумерация рисунков
Оформление списка
литературы
Оформление ссылок
Оформление
«Приложения»
Структура реферата
Введение
Основная часть
Заключение
Список литературы
Содержание
(оглавление реферата)
Оформление библиографического списка
Работа над проектом
Самооценка
Проверочная работа
Рефлексия
Модуль№5.
OpenOffice.org Impress в качестве представления результатов исследования
В
данной теме вы повторите навыки работы с приложением OpenOffice.org Impress, также изучите дополнительные
настройки к презентации. Изучите требования предъявляемые к презентациям.
Научитесь настраивать режимы просмотра презентации, вставлять всевозможные
графические объекты и настраивать их свойства.
Основные
понятия: анимация, гиперссылка,нумерация слайдов,
звук, видеообъект.
Содержание главы:
Требования
в содержанию и оформлению слайдов
Создание
и форматирование презентации
Рабочая область Impress
Создание презентации
Сохранение документа
Оформление слайда
Режимы просмотра презентации
Настройка анимации
Анимированная смена слайдов
Порядок следования слайдов
Настраиваемый показ слайдов
Параметры настройки демонстрации
Графические
изображения в презентации
Работа с растровыми изображениями
Вставка растровых изображений
Редактирование растровых изображений
Сохранение растровых изображений
Работа с векторными изображениями
Некоторые
объекты слайда
Создание гиперссылки
Вставка диаграмм, электронных таблиц
Вставка звука и видеообъекта
Мастер слайдов
Вставка нумерации слайдов
Работа над проектом
Самооценка
Проверочная работа
Рефлексия
Модуль№6.
Разработка проектной работы
В этой главе вы получите консультации по вашим
проектным работам. Проведете необходимые исследования, опыты и т. д.
Уделите большое внимание полученным результатам. Подготовите свою работу к
защите.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.