- 31.12.2020
- 1266
- 8
Выбранный для просмотра документ dnevnik.doc
Скачать материал "Элективный курс "Дракоша и занимательная физика""
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ programma.doc
Скачать материал "Элективный курс "Дракоша и занимательная физика""
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Пояснительная записка Элективный курс «Дракоша и занимательная физика», рассчитанный на 17 часов (по 0,5 часу в неделю), целесообразно изучать в 5-6 классах. При проведении практических занятий по данном курсу рекомендуется изучать его 34 часа (по 1 часу в неделю). Предлагаемый курс соответствует задачам, стоящим перед обучением физике в 7 – 9 классах основной школы. Изучая данный курс учащиеся как бы совершают путешествие в пространстве и во времени начиная со времен строителей Египетских пирамид и до сегодняшних дней, помогая Дракоше найти новый двигатель для его космического корабля. В основу курса входят основные законы, понятия и разделы физики, так например, передвигаясь по пустыне учащиеся знакомятся с понятиями механическое движение и основными характеристиками движения, силы; передвигаясь по России учащиеся знакомятся с основным разделом физики – электричество и т.д. Во время «путешествия» учащиеся знакомятся с историей развития физики, становлением и эволюцией физической науки, с биографиями некоторых ученых, что, несомненно, должно способствовать вызыванию интереса к учению физики в основной и средней школе. Данная программа составлена с учетом цели ОУ, и целям, поставленных на второй ступени обучения. Цель ОУ: формирование общей культуры личности воспитанников, обучающихся на основе усвоения государственного стандарта (федерального и регионального компонентов), расширение возможностей социализации обучающихся, создание основы для самоопределения в отношении дальнейшего образовательного пути с учётом интересов, склонностей и способностей учащихся. Цели 2 ступени: формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;создание условий для осуществления осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории в соответствии с индивидуальными интересами ребёнка и потребностями регионаформирование навыков самостоятельного и осознанного включения в разнообразную деятельность по образованию и самообразованию на основе требований, предъявляемых учителями, родителями, сверстниками;воспитание чувства сопричастности к малой родине в контексте российской истории и современного социально-экономического развития.Основными видами деятельности учащихся на занятиях по элективному курсу являются самостоятельная работа в кабинете информатики при работе на персональных компьютерах, а также выполнение простых экспериментальных заданий в домашних условиях. Все домашние экспериментальные задания (далее ДЭЗ) рассчитаны на использование подручных домашних средств, что полезно для школьников при решении задач, встречающихся в повседневной жизни. Для оформления ДЭЗ учащимся предлагается вести дневник, в котором отображается содержание работ, поставлены цели, а также предлагается необходимое оборудование и материалы. Данные задания предлагается выполнять после каждой изученной темы курса. Данный элективный курс можно интегрировать с информатикой, т.к. учащимся достаточно времени придется работать с обучающей программой на ПК. В связи с этим необходимо иметь основные навыки работы с ОС Windows, клавиатурой, мышью. Таким образом, в ходе изучения данного элективного курса создаются условия для решения таких образовательных задач, как приобретение учащимися знаний: - о месте эксперимента в цикле научного познания, о соотношении теории и эксперимента, - об истории развития физики, - о биографии ученых и их научной деятельности; приобретение учащимися предметных умений: - планировать эксперимент, - отбирать приборы для выполнения эксперимента, - выполнять эксперимент, - применять математические методы к решению теоретических задач; приобретение учащимися общеучебных умений: готовить сообщения и доклады, оформлять и представлять их; готовить и представлять эксперимент как натурный, так и модельный, использовать технические средства обучения и средства новых информационных технологий. воспитания учащихся: - формирование научного мировоззрения, - нравственное, - эстетическое; развития речи, мышления, восприятия, способностей, интересов и мотивации. Содержание программы (17 ч). Введение (1 ч). Знакомство учащихся с работой элективного курса. Техника безопасности в кабинете информатики. Механическое движение (2 ч). Механическое движение. Характеристики механического движения. Силы (2 ч). Силы. Деформация. Простые механизмы (2 ч). Простые механизмы. «Золотое правило» механики. Гидростатика (2 ч). Закон Архимеда. Плавание тел. Законы Ньютона (2 ч). Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости. Невесомость. Работа. Мощность (2 ч). Работа. Мощность. Электричество (2 ч). Электрический ток. Электризация тел. Проводники и диэлектрики. Источники тока. Элементы электрической цепи и их обозначение. Физика атомного ядра (2 ч). Ядерные реакции и строение материи. Броуновское движение. Радиоактивность. Организация и проведение аттестации учащихся. Данному элективному курсу наиболее соответствует зачетная форма оценки достижений учащихся. Нет нужды систематически контролировать и оценивать знания учащихся. Однако учителю следует отмечать их достижения и тем самым поощрять к дальнейшим занятиям. Зачет после изучения каждого раздела предлагается выставлять по итогам контрольного теста, находящегося в обучающей программе «Дракоша и занимательная физика». Зачет за выполнение домашнего экспериментального задания целесообразно выставлять по письменному отчету, в котором в систематизированном виде представлены результаты измерений и сделаны соответствующие выводы. Учителю предлагается ставить свою роспись в дневнике для домашних экспериментальных заданий. По результатам выполнения творческих экспериментальных заданий, таких как, например, изготовление самодельного динамометра или электроскопа (ДЭЗ № 2 и ДЭЗ № 7 соответственно) возможно практиковать демонстрацию изготовленных приборов на общественных презентациях в ОУ или в виде конкурса творческих работ. На этом конкурсе учащиеся смогут не только продемонстрировать изготовленные приборы в действии, но и рассказать об оригинальности конструкции. Оценку участникам конкурса могут выставлять сами учащиеся данного класса. Итоговый зачет ученику по всему элективному курсу выставлять, например, по следующим критериям (данные критерии не являются обязательными и могут быть установлены учителем по усмотрению): 1) посещение более 85 % занятий; 2) выполнение не менее половины домашних экспериментальных заданий (наличие соответствующих отметок – роспись учителя); 3) активное участие в подготовке и проведении дискуссий, конкурсов. № п/п Название раздела, тема урока Кол-во часов Составляющие образованности НРК ГОСа Реализуемая содержательная линия образования Форма занятия Д/3 Примечание Предметно-информационная Деятельностно-коммуникативная Ценостно-ориентационная 1 Введение. 1 лекция 2 Механическое движение. 2 Механическое движение. 1 знать/понимать смысл понятий: физическое явление, физ. закон, механическое движение;смысл физ.величин: путь, скорость, ускорение,иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности; методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации уметь описывать и объяснять физ.явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение;использовать физ.приборы и измерительные инструменты для измерения физ.величин: расстояния, промежутка времени; использовать физические знания о мех.явлениях. использовать приобретенные знания и умения в практ.деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств. И беседа Характеристики механического движения. 1 И, КЗ и ОЖ Работа на PC Решение задач, ДЭЗ № 1 3 Силы. 2 Сила. 1 знать/понимать смысл понятий: взаимодействие; смысл физ.величин: сила, виды деформаций;методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации уметь использовать физ.приборы и измерительные инструменты для измерения физ.величин: силы; использовать различные источники информации для повышения эффективности образования и самообразования. И, Х беседа Деформация. 1 Работа на PC ДЭЗ № 2 4 Простые механизмы. 2 Простые механизмы. 1 знать/понимать смысл физ.величин: кинетическая и потенциальная энергия,иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности; методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации уметь использовать различные источники информации для повышения эффективности образования и самообразовании; проявлять основные навыки самоорганизации в различных видах деятельности. использовать приобретенные знания и умения в практ.деятельности и повседневной жизни для: рационального применения простых механизмов. И, КЗ и ОЖ, СЭ и П беседа доклады, сообщения «Золотое правило механики». 1 Работа на PC ДЭЗ № 3 5 Гидростатика. 2 Закон Архимеда. 1 знать/понимать смысл закона Архимеда;иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности; представления о нормах, обеспечивающих сохранение и укрепление социального здоровья;знать методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации уметь описывать и объяснять плавание тел;использовать различные источники информации для повышения эффективности образования и самообразования; проявлять основные навыки самоорганизации в различных видах деятельности. использовать приобретенные знания и умения в практ.деятельности и повседневной жизни для: контроля за исправностью водопровода, сантехники в квартире. И, КЗ и ОЖ, СЭ и П беседа ДЭЗ № 4 Плавание тел. 1 Работа на PC, творч. конкурс работ Доклады, сообщения 6 Законы Ньютона. 2 Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. 1 знать/понимать смысл понятий: физ. закон, взаимодействие;смысл физ.величин масса, плотность, смысл закона всемирного тяготения;иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности; методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации уметь описывать и объяснять физ.явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение;использовать физ.приборы и измерительные инструменты для измерения физ.величин: расстояния, промежутка времени; использовать физические знания о мех.явлениях. И лекция сообщения Сила упругости. Невесомость. 1 Работа на PC ДЭЗ № 5 7 Работа. Мощность. 2 Работа. 1 знать смысл физ.величин: работа и мощность; методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации. уметь использовать различные источники информации для повышения эффективности образования и самообразования. И лекция ДЭЗ № 6 Решение задач Мощность. 1 Работа на PC 8 Электричество. 2 Электрический ток. Электризация тел. Проводники и диэлектрики. 1 знать/понимать смысл понятий: электрическое поле; смысл физ.величин: эл.заряд, сила эл.тока, эл. напряжение; иметь представления о нормах, обеспечивающих сохранение и укрепление своего социального здоровья; иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности человека. уметь описывать и объяснять физ.явления: электризацию тел, взаимодействие эл.зарядов; использовать физ. приборы и измерительные инструменты для измерения физ.величин: силы тока. напряжения, сопротивления; использовать приобретенные знания и умения в практ.деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники. И, КЗ и ОЖ, Х лекция ДЭЗ № 7 Источники тока. Элементы электрической цепи. 1 Работа на PC выучить условные обозначения элементов эл.цепи 9 Физика атомного ядра. 2 Ядерные реакции и строение материи. 1 знать смысл понятий: атом, атомное ядро, ионизирующее излучение; специфику экологической ситуации по месту жительства; уметь владеть основными источниками информации об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства; участвовать в экологических акциях двора, школы; ответственно относиться к природе; владеть основными методами и способами отбора достоверной и необходимой информации о регионе. использовать приобретенные знания и умения в практ.деятельности и повседневной жизни для: оценки безопасности радиационного фона. Э, И беседа Броуновское движение. Радиоактивность. 1 Работа на PC ДЭЗ № 8 Средства обучения Персональный компьютер. Физические приборы и оборудование. Компьютерная обучающая программа «Дракоша и занимательная физика». Графические иллюстрации. Учебные пособия по физике, хрестоматия по истории физики, энциклопедический словарь юного физика, ресурсы Интернета.
6 655 366 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Лобанова Елена Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
8 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.