Выбранный для просмотра документ ������ �������������� �������� ��������� �ணࠬ�� ��� ������ 5-6 ����ᮢ.doc
Скачать материал "ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА Программа для учащихся 5-6 классов"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ ‚ ¦®!.txt
Скачать материал "ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА Программа для учащихся 5-6 классов"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Пояснительная записка Динамичность процесса информатизации общества, новая парадигма образования актуализируют значение специальной информационной подготовки подрастающего поколения и обуславливают необходимость совершенствования деятельности информационно-библиотечных и образовательных учреждений. «Перед современной общеобразовательной школой стоит важная задача - научить молодого гражданина ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Существенную роль при этом призван сыграть курс «Основы информационной культуры» (Н.И. Гендина). Важнейшей составляющей частью системы информационного образования является интегрированный курс «Основы информационной культуры школьника». Он вводит учащихся в мир знаний, умений и навыков, позволяющий самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение. Учитывая возрастные особенности школьников 5-6 классов, следует выделить несколько основных задач курса: Дать представление учащимся о современных информационных технологиях. Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий: (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеке, так и вне ее. Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе, и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней. Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам. Курс «Основы информационной культуры школьника» позволяет полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал знаний, создает более благоприятные условия для продолжения информационного образования в последующих классах. В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты. Особое место в программе курса «Информационная культура школьника» занимает диагностика уровня информационной культуры учащихся, используется вводное, текущее и итоговое тестирование. Программа в 5 классе рассчитана на 36 часов, включая 27 часов информационных и 9 практических занятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием. Программа в 6 классе рассчитана на 36 часов, включая 27 часов информационных и 9 практических занятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием. Автор выражает признательность творческому коллективу преподавателей ФИТ Кем. ГАКИ - доктору педагогических наук, профессору Н.И. Гендиной, кандидату педагогических наук, доценту Г.А. Стародубовой. Результаты их многолетней исследовательской деятельности (Информационная культура личности: диагностика, технология, формирование: Учебно-метод. пособие. Ч. 1, 2) легли в основу данного варианта авторской программы. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Основы информационной культуры школьника» 5 класс Наименование темы всего учебные занятия практические занятия Введение 1 1 1. Информационная культура школьника. Основные понятия курса. 3 3 2. История возникновения информационных ресурсов общества. Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее). 9 7 2 3. Информационные ресурсы современного общества 3 3 4. Библиотека - информационный центр школы. Ресурсные возможности школьной библиотеки. 7 5 2 5. Методы работы с книгой. 8 5 3 6. Простейшие способы переработки информации. 4 2 2 Итоговое занятие 1 1 36 27 9 ПРОГРАММА КУРСА «Основы информационной культуры школьника» 5 класс Введение (1 ч) Первое знакомство с понятием «информационная культура». Значение информации в жизни человека. Информационная культура школьника. Основные понятия (3 ч). Роль информации в современном развитии общества. Основные задачи курса. Исходные понятия (информация, пользователь, документ, информационные ресурсы общества, информационные центры). Способы преобразования информации (цифры, алфавит). История возникновения информационных ресурсов общества. Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее). (9 ч) История появления основных источников информации (клинопись, папирус, пергамент, книги, кассеты, магнитные диски). Основные знания о книге (структура). Основные знания о других носителях информации. Основные информационные центры. Культура оформления и хранения основных источников информации (книжные, аудиовизуальные, машиночитаемые). Практические занятия. Информационные ресурсы современного общества. (3 ч). Общие представления о разнообразии информационных потоков. Документальные источники информации. Знакомство с понятиями: первичный и вторичный документы. Разнообразие первичных источников информации. Назначение. Краткая характеристика (учебная, научно-популярная и справочная литература). Значение вторичных источников информации. Библиотека - информационный центр школы. Ресурсные возможности школьной библиотеки (8 ч). Знакомство со школьной библиотекой, как с информационным центром школы. Расширение представлений о библиотеке (абонемент, читальный зал, отдел хранения). Медиотека. Основные понятия о справочно-библиографическом аппарате библиотеки (каталоги, библиографическое описание документа). Доступность пользования ресурсами библиотеки для учеников и педагогов. Особенности обслуживания детей и взрослых. Экскурсия в детскую библиотеку. Практические занятия. Методы работы с книгой (9 ч). Разнообразие источников информации (формы, содержание, оформление). Знакомство с отдельными справочными и энциклопедическими изданиями, адресованными школьникам (характеристика издания, структура построения, отработка навыков пользования). Практические занятия по поиску информации на заданную тему (справочные издания, энциклопедии). Простейшие формы переработки информации (4 ч) Культура умственного труда. Текст, как речевое произведение. Рациональные приемы работы с книгой, периодическими изданиями. Простейшие способы записей (отзыв о книге, дневники чтения, выписки, цитаты). Правила оформления. Итоговое занятие (1 ч). Последнее занятие проводится в виде интеллектуальной игры. Выявляются знания полученные в ходе занятий. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Основы информационной культуры школьника» 6 класс Наименование темы всего учебные занятия практические занятия Введение 1 1 1. Информационная культура - путь к последующей самообразовательной работе школьника. 6 6 2. Информационная среда школьной библиотеки. 9 6 3 3. Информационные потребности школьника в ходе учебной и научно-познавательной деятельности. 7 5 2 4. Самостоятельная работа ученика (пользователя) при розыске документа и его переработка. 5 3 2 5. Рациональные приемы интеллектуальной работы пользователя информации. 7 5 2 Итоговое занятие 1 1 36 27 9 ПРОГРАММА КУРСА «Основы информационной культуры школьника» 6 класс Введение (1 ч). Повторение знаний учащихся по основам информационной культуры. Расширение возможностей образования (информатизация). Информационная культура - путь к последующей самообразовательной работе школьника (6 ч). Основные задачи курса. Расширение знаний об основных понятиях курса (информационная потребность, информационный запрос, виды документов). Кодирование информации (история и современность). Информационная среда школьной библиотеки. (9 ч). Возможности школьной библиотеки как информационного центра. Знакомство с понятием «библиография», «библиографическая информация». Практическое применение библиографической информации (библиографические пособия). Расширение представлений о вторичных документах. Справочно-поисковый аппарат школьной библиотеки (справочные издания, алфавитный и систематический каталоги, картотеки). Посещение детской библиотеки (знакомство с каталогами и картотеками). Практические занятия. Формирование информационной потребности школьников. (7 ч). Читательская деятельность подростков в контексте социологических исследований. Информационные потребности шестиклассников. Влияние учебной, познавательной деятельности на содержание информационных потребностей. Использование различных источников информации для приобретения и расширения знаний по предмету (учебная, научно-популярная, справочная литература). Значение справочного аппарата книги, отработка навыков использования (структура построения; значение предисловия, послесловия, комментариев, приложения). Практические занятия. Самостоятельная работа школьника (пользователя) при розыске информации и ее переработка (5 ч). Обучение самостоятельному поиску документа, развитие познавательного интереса и логического мышления. Правильность формирования информационного запроса. Формирование умений поиска информации (адресный, фактографический и тематический запросы). Последовательность проведения розыска. Использование результатов информационного поиска в учебной и научно-познавательной деятельности школьников. Практические занятия. Рациональные приемы интеллектуальной работы пользователей информации. (7 ч). Культура мышления. Организация рационального чтения. Знакомство с видами чтения. Роль и значение периодических изданий (периодические издания для школьников). Культура чтения периодики. Современные носители информации (разнообразие видов и форм), возможности их использования учащимися. Практические занятия. Итоговое занятие (1 ч) Современные информационные технологии. Интернет. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Андреев О.Х., Хромов Л.Н. Учитесь больше читать: книга для учащихся старших классов. - М: Просвещение, 1991. - 160 с. Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. - М: Книжная палата, 1987. - 256 с. Гейн А.Г., Житомирский В.Г., Линецкий Е.В. Основы информатики и вычислительной техники: пробный учебник для общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 1996. - 158 с. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-методическое пособие. Ч. 1, 2. - Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999. Гецов Г.Г. Рациональные приемы с книгой. - М: Книга, 1975. - 109 с. Гранин П.П., Бондаренко С.М., Канцевая Н.А. Как учить школьников работать с учебником. - М: Знание, 1987. - 92 с. Информационная культура: Кодирование информации. Информационные модели: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных заведений / Кушниренко А.Г. и др. - М: Дрофа, 1996. - 136 с. Лезер Ф. Рациональное чтение. - М: Педагогика, 1980. - 156 с. Николаева А.П. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. - 2-е изд. - М: Просвещение, 1982. - 191 с. Новокшонов Ю., Соломатин А. Воспитывая информационную культуру // Народное образование. - 1988. - № 6. - с. 41-47. Рыбина Е.Ф., Томашева Е.Н. Библиография литература для детей: Учебник для институтов культуры и пед. вузов. - М: Книга, 1984. - 256 с. Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Методические рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. - М, 1987. - 145 с.
6 664 849 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Кириллова Наталия Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
5 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.