ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
Заседание МО учителей естественных наук
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № _____
от «____» ___________ 2013 г.
Руководитель МО
___________ Лишик Л.И.
|
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № _____
от «____» ___________ 2013 г.
Зам. директора по УВР ________Казакова Л.В.
|
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № ___________
от «____» _______ 2013 г.
Директор МКОУ «Боровская СОШ»
МО «Братский район»
_______Непомнящая Т.Е.
|
Рабочая программа
учебного предмета
«Информатика и ИКТ»
для учащихся 9 класса
на 2013/2014 учебный год
Образовательная область: «Информатика и ИКТ»
Разработала: Гаврилина Т.А.
учитель информатики и математики II квалификационной категории.
п. Боровской
2013 г
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая
программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для учащихся 9 класса МКОУ
«Боровская СОШ» разработана на основе опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных
учреждений 2-11 классов» М.Н. Бородин, БИНОМ, 2009г «Программы курса «Информатика и ИКТ» для 8-9
классов средней общеобразовательной школы Н.Д. Угринович» в соответствии с Федеральными Государственными
стандартами образования и основной образовательной программой ОУ.
Нормативно-правовая основа
разработки программы
Рабочая программа создана на основе следующих
документов:
·
Закон
РФ «Об образовании»;
·
Стандарт
среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень)
(приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05
марта 2004 г. № 1089
·
Федеральный
перечень учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год;
·
Положение
о рабочих программах МКОУ «Боровская СОШ»
·
Сборник
«Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классов» М.Н. Бородин,
БИНОМ, 2009г
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению
с авторской программой
Данная рабочая программа отличается от
базовой программы изменением порядка изучения разделов, для удобства изучения
последующих тем. Раздел Коммуникационные технологии поставлен первым
Образовательная
область и предмет изучения, функции данного курса
Предмет
Информатика и ИКТ входит в образовательную область Информатика и ИКТ
Основным предназначением курса являются получение школьниками
представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры
передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой
природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное,
устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку
осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться,
формировать основы научного мировоззрения
Курс нацелен на
формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать,
анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать
информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы,
планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели, задачи программы.
Цели курса информатики в 9 классе:
·
освоение
знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных
процессах, системах, технологиях и моделях;
·
овладение
умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других
средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать
собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
·
развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами
ИКТ;
·
воспитание
ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения; избирательного отношения к полученной информации;
·
выработка
навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении
индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем
освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи курса:
·
ввести
понятия «информация» и «информационные процессы», информативность сообщения с
событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики;
ввести единицы измерения информации; раскрыть роль языков в информационных
процессах;
·
дать
начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях
основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие
файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;
·
познакомить
учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной
памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
·
познакомить
учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать
представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера;
обучить основным приемам работы с графическим редактором.
·
познакомить
учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным
приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных
расчетов с помощью электронных таблиц;
·
раскрыть
назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний
и логической модели знаний;
·
продолжить
изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой
процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде
и автоматическом исполнении программы процессором;
·
обучить
приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на
языке Basic; обучить навыкам работы с системой программирования.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных
процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях
автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию
современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и
познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке
информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном
процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы
выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая
часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии
решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс,
информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков
использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только
для формирования функциональной грамотности, социализации школьников,
последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения
других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации,
эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и
структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать
применение возможно более широкого спектра информационных технологий для
решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне
зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации
«безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация»
первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу
получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука.
Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере,
обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов
(текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и
графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие
информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно
подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и
описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы
данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня
подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных
технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов
используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого
начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного
моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с
компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных,
технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и
технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Описание места
учебного предмета в учебном плане
На изучение информатики и ИКТ в 9 классе в 2013-2014
учебном году из инвариантной части отводится 68 учебных часов, из расчета 2
часа в неделю.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Коммуникационные
технологии (13ч)
Передача информации Локальные компьютерные сети. Глобальные
компьютерные сети. Защита информации от несанкционированного доступа. Адресация
в Интернете (IP-адреса и доменная система имен). Всемирная паутина Электронная
почта Файловые архивы Общение в Интернет Поиск информации в компьютерных сетях.
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML Форматирование
текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки
Компьютерный
практикум
ПР№1
Предоставление доступа к дискам локального компьютера, подключенного к
локальной сети.
ПР№2 Настройка
подключения к Интернету.
ПР№3
«География» Интернета.
ПР№4
Путешествие по Всемирной паутине.
ПР№5
Работа с электронной Web-почтой.
ПР№6
Загрузка файлов с серверов файловых архивов.
ПР№7 Интерактивной
общение в локальной и глобальной сетях
ПР№8 Поиск
информации в Интернете.
ПР№9
Разработка простого Web-сайта
2. Кодирование
и обработка графической и мультимедийной информации (12ч)
Кодирование графической информации Растровая и векторная
графика. Форматы графических файлов Интерфейс графических редакторов.
Редактирование рисунков и изображений Компьютерные презентации. Дизайн
презентации и макеты слайдов Переходы между слайдами с помощью кнопок и
гиперссылок Кодирование звуковой информации Цифровое видео. Разрешающая способность
и частота кадров
Компьютерный
практикум
ПР№10 Кодирование
графической информации
ПР№11
Сканирование и редактирование изображений в растровом графическом редакторе
ПР№12 Создание рисунков в векторном графическом редакторе.
ПР№13 Выполнение геометрических построений в системе компьютерного
черчения
ПР№14 Разработка мультимедийной интерактивной презентации
со встроенной анимацией и мультимедийными эффектами.
3. Моделирование
и формализация (10ч)
Моделирование как метод познания. Модели материальные и
модели информационные Системный подход к окружающему миру. Объект и его
свойства. Система Основные этапы разработки и исследования моделей на
компьютере как целостная совокупность объектов Построение и исследование
компьютерных моделей из различных предметных областей.
Геоинформационные
модели
Информационные
модели систем управления. Обратная связь
Компьютерный
практикум
ПР№ 19 Приближенное
решение уравнения графическим методом
ПР№20 Исследование движения тела с использованием
компьютерных моделей на языке программирования
ПР №21
Построение и исследование геоинформационной модели.
ПР№22 Построение
и исследование компьютерной модели системы управления.
4. Хранение, поиск
и сортировка информации (6ч)
Табличные
базы данных: записи, столбцы, типы данных. Ввод и редактирование записей с помощью
формы. Системы управления базами данных. Изменение структуры базы данных.
Поиск данных. Условия поиска Сортировка данных
Компьютерный
практикум
ПР№23.
Создание простой базы данных «Записная книжка».
ПР№24
Поиск информации в базе данных.
ПР№25.
Сортировка информации в базе данных.
5. Информатизация общества (5ч)
Информационные ресурсы общества, образовательные
информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная
безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития
средств информационных технологий
6. Алгоритмизация и основы объектно
ориентированного визуального программирования (16ч)
Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Исполнители
алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Способы
записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Объектно-ориентированное
программирование. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы.
Событийные процедуры Тип, имя и значение переменной. Присваивание. Алгоритмические
структуры линейная и ветвление и их кодирование на языке программирования. Алгоритмическая
структура выбор и ее кодирование на языке программирования. Алгоритмическая
структура цикл и ее кодирование на языке программирования. Графические
возможности языка программирования.
Компьютерный
практикум
ПР№26
Проект «Тип, имя и значение переменных».
ПР№27
Проект «Ветвление. Проверка знаний».
ПР№28
Проект «Выбор. Выставление оценки».
ПР№29Проект
«Цикл. Коды символов».
ПР№30 .
Проект «Графический редактор».
7. Итоговое
повторение(6ч)
IV. ОЖИДАЕМЫЕ (ПЛАНИРУЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ (КУРСА) ПО ПРОГРАММЕ
В результате изучения курса учащиеся должны
знать/ понимать
·
виды
информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
·
единицы
измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного
(цифрового) представления информации;
·
основные
свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление,
цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
·
программный
принцип работы компьютера;
·
назначение
и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
·
выполнять
базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками,
деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые
алгоритмы;
·
оперировать
информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать,
именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию,
пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры
антивирусной безопасности;
·
оценивать
числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти,
необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
·
создавать
информационные объекты, в том числе:
·
-
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
·
-
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы,
графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности
– в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
·
-
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в
частности, в процессе проектирования с использованием основных операций
графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;
осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
·
-
создавать записи в базе данных;
·
-
создавать презентации на основе шаблонов;
·
искать
информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных,
компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и
словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по
различным учебным дисциплинам;
·
пользоваться
персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером,
модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных
технологий;
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
·
создания
простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей,
динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
·
проведения
компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и
процессов;
·
создания
информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
·
организации
индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций
информационных объектов;
·
передачи
информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке,
использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих
правовых и этических норм.
V. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Виды контроля:
§ входной
§ текущий
§ тематический
Формы контроля:
- фронтальный опрос
- самостоятельные работы
- практическая работа
- проект
- проверочная работа
- тестирование
- контрольные работы
Контроль
предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как
отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в
целом.
Критерии оценки фронтальных опросов
учащихся
Ответ оценивается
отметкой «5», если ученик:
· полно
раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
· изложил
материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно
используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
· правильно
выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
· показал
умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
· продемонстрировал
усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и
устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
· отвечал
самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две
неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые
ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,.
если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом
имеет один из недостатков:
·
допущены один-два недочета при
освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
· допущены
ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих
случаях:
· неполно
или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее
понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего
усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих
случаях:
· не
раскрыто основное содержание учебного материала;
· обнаружено
незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части
учебного материала;
· допущены
ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в
рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих
вопросов учителя.
Критерии оценки самостоятельной
работы учащихся
Отметка «5» ставится в следующих случаях:
· самостоятельном выполнении всех
заданий
· выполнение всех заданий полностью
или при наличии 1-2 мелких погрешностей
Отметка
«4» ставится в следующих случаях:
· ставится при наличии 1-2 недочетов
или одной ошибки,
· при выполнении работы учащийся не
более двух раз обращался за помощью к учителю.
Отметка
«3» ставится в следующих случаях:
· при выполнении 2/3 от объема
предложенных заданий;
· учащийся выполнял задания с
помощью учителя.
Отметка
«2» ставится в следующих случаях:
· выполнено менее 2/3 от объема
предложенных заданий;
· учащийся не преступил к выполнению
заданий
Критерии оценки выполнения практической работы учащимися
Отметка «5» ставится в следующих случаях:
·
работа
выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
действий:
·
проводит
работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
·
соблюдает
правила техники безопасности;
·
в
ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи,
графики, вычисления;
·
правильно
выполняет анализ ошибок.
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
· работа
выполнена правильно с учетом 1-2 мелких погрешностей или 2-3 недочетов,
исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка
«3» ставится если:
·
работа
выполнена правильно не менее чем наполовину, допущены 1-2 погрешности или одна
грубая ошибка.
Отметка «2» ставится если:
· допущены
две (и более) грубые ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить
даже по требованию учителя.
Критерии оценок для проекта:
Проект оценивается
отметкой «5», если в нем соблюдены следующие требования:
·
эстетичность
оформления;
·
содержание,
соответствующее теме работы;
·
полная
и достоверная информация по теме;
·
отражение
всех знаний и умений учащихся в данной программе.
Проект оценивается отметкой «4»,.
если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет
один из недостатков:
·
проект
оформлен не эстетично;
·
содержание,
имеет небольшое несоответствие теме работы;
·
отображена
неполная информация по теме.
Проект оценивается
отметкой «3», если в нем имеются следующие недостатки
·
проект
оформлен не эстетично;
·
содержание,
соответствующее теме работы;
·
отображена
неполная информация по теме;
·
отображена
недостоверная информация по теме;
Проект оценивается отметкой «2», если учащийся не приступил к
выполнению проекта
Критерии оценки при выполнении проверочной
работы:
· «5» ставится при выполнении всех
заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
· «4» ставится при наличии 1-2
недочетов или одной ошибки:
· «3» ставится при выполнении 2/3 от
объема предложенных заданий;
· «2» ставится, если допущены
существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями
поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Критерии оценки выполнения тестирования
учащихся:
·
«5»
- получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 95 %;
·
«4»
- ставится в том случае, если верные ответы составляют 75-95 % от общего
количества;
·
«3»
- соответствует работа, содержащая 50 – 75 % правильных ответов.
При выполнении контрольной работы:
Содержание и объем материала,
подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При
проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися
теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Исходя из норм (пятибалльной
системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
· «5» ставится при выполнении всех
заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
· «4» ставится при наличии 1-2
недочетов или одной ошибки:
· «3» ставится при выполнении 2/3 от
объема предложенных заданий;
· «2» ставится, если допущены существенные
ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной
теме в полной мере (незнание основного программного материала):
VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплекс
УМК обучающихся
·
Н.Д.
Угринович «Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса» БИНОМ., 2011г.;
УМК учителя
·
Н.Д.
Угринович «Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса» БИНОМ., 2011г.;
·
Н.Д.
Угринович. «Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое
пособие для учителя». —БИНОМ. 2008г
·
Н.А.
Сухин «Поурочные рпазработки по информатике для 9 класса» - ВАКО, 2012г
·
А.С. Федоров «Поурочные планы информатика
8-9 классы» -Учитель,2009г
·
А.А. Кузнецов «Информатика сборник типовых
задач для 8-9 классов» -Просвещение,2009г
·
М.В. Соловьева «КИМ информатика 9 класс» -
ВАКО, 2012г
·
Ю.И.
Калашников «Практические работы информатика 9 класс» Учитель,2008г
·
Л.Ф.
Соловьева «Информатика и ИКТ практикум 9 класс» БХВ Петербург 2008г
·
Л.А. Залагова «Информатика –задачник
практикум в 2-х частях» -БИНОМ 2009г
·
Н.В.
Макарова «Задачник по моделированию 7-9 классы»-Питер, 2009г
·
Э.С.
Ларина «Информатика 9-11 классы Проектная деятельность учащихся» -Учитель, 2009г
·
И.К.
Сафронов «Задачник-практикум по информатике» БХВ Петербург
2008г
Технические
средства обучения (средства ИКТ)
·
компьютер
·
проектор
Цифровые
образовательные ресурсы
·
иллюстрации
в электронном виде по темам
·
презентации
к урокам
·
видеоуроки
Программное обеспечение:
·
ОС Windows
·
Paint
·
MO Word
·
MO Excel
·
MO Power Pоint
·
MO Access
·
КОМПАС
·
Visual Studio
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.