Г.В.
Телегина
МОУ
«Аверинская СОШ» Губкинский район с.Аверино
учитель
математики
Оздоровительные
двигательные минутки на уроках математики
«Забота
о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От
жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний,
вера в свои силы…»[1]
В.А.
Сухомлинский
В
Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно
стать здоровьесберегающим.[2] В
законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в
приоритетную задачу. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
в ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования, текущей
деятельности федеральных органов управления образованием, органов управления
образованием субъектов Российской Федерации, муниципалитетов предстоит
разработать и внедрить в направлении обеспечения здоровья школьников:
«… новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения,
обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному
здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса; …5.
Здоровье школьников. Именно в школьный период формируется здоровье человека на
всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но,
учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их
здоровьем должны, в том числе и педагоги. [3]
Как уже отмечалось, при установлении требований к условиям реализации
образовательных программ большее внимание необходимо уделить качественной
организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и
спортивных занятий школьников. Своевременная диспансеризация, реализация
профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий,
обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени
влияют на улучшение здоровья школьников. Однако еще более важен переход от
одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно,
одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и
программам развития здоровья школьников.
Это, в свою очередь, предполагает создание таких образовательных
программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное
отношение к учебе. Практика индивидуального обучения, изучение предметов по
выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий
– все это также позитивно сказывается на здоровье школьников. Вопрос заботы о
здоровье обучающихся требует не только решений, вызванных охранительной
позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в
детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности
в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и
склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится
важнейшим условием формирования здорового образа жизни.»
Применение
элементов здоровьесберегающих технологий на уроке – это не самоцель, а средство
обучения и воспитания и не следует это рассматривать как деятельность,
доставляющую удовольствие, а надо рассмотреть как вид творческой деятельности в
тесной связи с другими видами учебной работы с целью повышения здоровья у
обучающихся во время процесса обучения. Использование физкультминуток позволяет
использовать время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью
учебной отдачи обучающихся. Применение элементов здоровьесберегающих технологий
отличается от традиционного урока тем, что принимать участие приходится всем
обучающимся и для некоторых из них не испытывающих интереса к математике это
может послужить
отправной точкой
для возникновения этого интереса. Двигательные минутки могут сплотить коллектив,
изменить статус обучающегося в коллективе. Обучающиеся, имеющие достижения в
спорте или на уроках физической культуры, не всегда также успешны на уроках
математики. Возможность для такого обучающегося подготовить и провести
двигательную переменку на уроке, показать свои умения способствуют формированию
иного мнения педагога об обучающемся и его возможностях. Заметно меняется
атмосфера урока. После выполнения двигательных упражнений обучающиеся легче
включаются в урок, активнее отвечают и выполняют учебные задания.
Ответы
на вопрос: «Физкультминутки на уроках математики помогают или мешают?»
Помогают преодолевать сонливость и
однообразность
на уроках
|
Повышают работоспо-
собность
|
Создают хорошее настроение
|
Способству-ют общению
|
Мешают уроку
|
Ограничива-
ют время урока
|
35%
|
30%
|
20%
|
6%
|
5%
|
4%
|
Главная цель
игровой двигательной переменки – дать возможность каждому ребенку побывать в
движении, почувствовать свое тело, показать ему значение двигательной
активности в жизни человека, учить видеть многообразие
окружающего мира и себя в этом мире.
Важно научить ребят заботиться о
правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании
движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования
правильной осанки и дыхательная гимнастика.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз,
рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим – вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая ноги.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперед.
(Потягивания – руки вверх, в стороны,
вперед.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идет.
(Дети садятся за парты.)
Любые упражнения выполняются при условии
мысленного и эмоционального настроя на формирование красивого, здорового и
«умного» тела.
Быстро встали, улыбнулись.
Выше – выше потянулись.
Ну – ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на место побежали.
Для того чтобы научить детей
заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые
непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», «гигиена тела»,
«правильное питание», «здоровый образ жизни». Например, в 7 классе при
решении задач составлением уравнений можно рассмотреть такую: «В поясничном,
крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном
отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на пять меньше,
чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их
32?»
Ответ: 7, 12,5,5, 5.
При изучении системы уравнений первой
степени можно коснуться темы правильного питания, решая следующие задачи:
1. Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60%
большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и
узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2
в миллиграммах. Ответ: 1,8 мг, 1,5 мг.
Дефицит витамина В1 может
привести к болезни "бери-бери", которая появляется из-за нарушения
обмена углеводов. Витамин В2 отвечает за состояние зрения, он
необходим для построения защитного слоя сетчатки.
2. Одно число на 5 больше другого. 60%
большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и
узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах.
Ответ: 8 мг, 5 мг.
Дефицит железа сказывается на росте и
устойчивости к инфекциям. От железа зависит построение гемоглобина –
переносчика кислорода ко всем органам. Медь также синтезирует гемоглобин и
определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови.
Нельзя забывать и о здоровом образе
жизни. Например, вред курения можно показать, решая следующие задачи:
1. Одно число в два раза больше другого.
Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их
сумма будет равна 48. Найдите эти числа.
Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета. Ответ: 12 и 6.
2. Одно число на 42 меньше, чем другое.
Если первое число увеличить в 4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма
будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни
забирает табак у курильщиков и сколько лет в среднем живут в России мужчины. Ответ: 20 и 62.
Конечно, здоровье обучающихся
определяется исходным состоянием их здоровья на старте школьного обучения, но
не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Самое главное:
заботиться о здоровье детей, включать физкультминутки и динамические паузы,
следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что
прямо влияет на здоровье учеников. Приучать детей к здоровому образу жизни.
Библиографический
список
- Сухомлинский
В.А. Как воспитать настоящего гражданина. М.: Просвещение, 1987
- Конвенция о правах ребенка,
1989г.(The Convention on the Rights of Children)
- Национальная
образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»,проект.
- Дереклеева Н.И.
Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. –М.:ВАКО, 2007.-
152с.-(Мастерская учителя)
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические
разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. –
М.: “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).
- Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей:
психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. –
М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с. – (Семейная библиотека)
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные
технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.
- Н.Н. Шапцева.
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий,
рекомендации.- Волгоград: Учитель, 2009. – 184с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.