Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыОтрицательные частицы (урок русского языка в 7 классе)

Отрицательные частицы (урок русского языка в 7 классе)

Скачать материал
Скачать материал "Отрицательные частицы (урок русского языка в 7 классе)"

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по взаимоотношениям

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Четырнадцатое апреля.Классная работа.Отрицательные частицы. 
Роль частицы Н...

    1 слайд

    Четырнадцатое апреля.
    Классная работа.

    Отрицательные частицы.
    Роль частицы НЕ в речи.

  • Цели урока: Знать, какова роль отри-цательной частицы НЕ в речи.
 Уметь умес...

    2 слайд

    Цели урока:

    Знать, какова роль отри-цательной частицы НЕ в речи.
    Уметь уместно употреблять частицу НЕ, определять её смысловое значение, правильно писать НЕ с другими частями речи.

  • А.П.ЧеховН.В. ГогольМ.А. Шолохов.Да разве найдутся на свете такие огни, муки...

    3 слайд

    А.П.Чехов
    Н.В. Гоголь
    М.А. Шолохов.
    Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу?
    Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!

    Знаете ли вы украинскую ночь?


  • Знаете ли вы украинскую ночь?____  подлежащее  Кто? Что?
____  сказуемое Что...

    4 слайд

    Знаете ли вы украинскую ночь?
    ____ подлежащее Кто? Что?
    ____ сказуемое Что делает? Каков?
    _ _ _ дополнение Вопросы падежей
    определение Какой? Чей?
    _ _ _ обстоятельство Где? Куда?
    Как? Почему? и др.

  • Да здравствует солнце, да скроется тьма. (А.Пушкин)
Самый страшный лес тот, г...

    5 слайд

    Да здравствует солнце, да скроется тьма. (А.Пушкин)
    Самый страшный лес тот, где не слышно птичьих песен.
    Что бы вы сделали, если бы в руки к вам попала волшебная палочка ? - спросил учитель.


  • Отрицательные частицы.Не поклонишься до земли - не сорвешь ни цветка, ни ягод...

    6 слайд

    Отрицательные частицы.
    Не поклонишься до земли - не сорвешь ни цветка, ни ягодки.
    Не тот друг, кто мёдом мажет, а кто правду скажет.
    Не хвались казак травой, а хвались сеном.
    Песни играть - не поле пахать.
    Что ни слово, то ложь готова.

  • Не бывать этому! Я    был    в   школе.Вывод: частица  НЕ может придавать отр...

    7 слайд

    Не бывать этому!
    Я был в школе.
    Вывод: частица НЕ может придавать отрицательное значение как отдельным его членам, так и всему предложению.

    НЕ

  • ненеВывод: Двойное отрицание делает всё пред-
ложение утвердительным.Я мог  б...

    8 слайд

    не
    не
    Вывод: Двойное отрицание делает всё пред-
    ложение утвердительным.
    Я мог быть в школе.
    Я мог быть в школе.

  • Задание1. Замените личные формы глагола синонимами с частицей не. Какой смысл...

    9 слайд

    Задание1. Замените личные формы глагола синонимами с частицей не. Какой смысл приобретают предложения? Запишите их.

    Я забыл его фамилию.
    Дождь шёл всю ночь.

    Задание 2. Измените предложение, включив в него деепричастный оборот. Например: Я не дождался брата и ушел. – Не дождавшись брата, я ушёл.
    Оля не нашла нужную книгу и взяла другую.
    Стёпа не застал товарища и возвратился к себе.

  • Внимание! Частица НЕ придаёт обобщающий характер  вопросительным и восклицате...

    10 слайд

    Внимание! Частица НЕ придаёт обобщающий характер вопросительным и восклицательным предложениям типа:

    Кто не знает русского балета! (Все знают).
    Кто только не бывал у Толстого! (Все бывали).
    В каких только углах (не)побывал я за эти годы! (Г.Федосеев.)
    Шир..та его инт..ресов (не)могла (не) изумлять меня.
    С..б..седник (не)мог (не)согл..сит(?)ся с м..им мнением.
    С кем только (не)сост..зались наши сп..ртсмены!
    Кто (не)зна..т стихов Пушкина!
    Где наша (не)пр..п..дала!

  • В сорок втором году, (не)смотря на ж..стокие ..бстрелы Ленинграда...

    11 слайд

    В сорок втором году, (не)смотря на ж..стокие ..бстрелы Ленинграда, открыли школу. В окнах (не)было (ни)одного ст..кла: они были выбиты при б..мбё..ке. Одно окно было затянуто од..ялом, и в класс (едва)едва проникал (не)яркий свет. Ребята, (не)имеющие в..зможн..сти (ни)обогрет(?)ся, (ни)поесть досыт.., выводили формулы, учили стихи и разглядывали глобус.
    Как (ни)ст..рались фашисты, они (не)см..гли сл..мить духа ленинградцев.

  • Подведём итоги.Для чего нам нужна частица НЕ?
Что нужно помнить при написани...

    12 слайд

    Подведём итоги.

    Для чего нам нужна частица НЕ?
    Что нужно помнить при написании частицы НЕ с другими частями речи?



Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

 

 

 

 

Урок по русскому языку

в 7 классе

(по программе Львовой С.И.)

 

 

Отрицательные частицы.

Роль частицы НЕ в речи.

 

 

Разработала: учитель русского

языка и литературы

МБОУ СОШ № 5

им. Ю.А.Гагарина

г. Батайска

Ростовской области

(ул. Первомайское к-цо, 175)

Черниченко Наталья Ивановна

 

 

 

 

 

Русский язык. 7 класс.

 

Тема:Отрицательные частицы. Роль частицы НЕ в речи.

 

Цели: 1. Образовательные: дать понятие о роли отрицательной частицы НЕ в речи, систематизировать знания о написании НЕ с различными частями речи.

            2. Развивающие: формировать умение определять смысловые оттенки предложений с НЕ, уместно использовать частицу НЕ в речи, отрабатывать правописные умения, связанные с данной частицей.

            3. Воспитывающие: воспитывать интерес к языку, к способам выражения мыслей; расширять кругозор.

 

Ход урока.

1.               Целеполагание.

ÚОбъявление темы урока. Слайд 1.

ÚЗапись числа и темы в ученические тетради.

ÚОбъяснения орфограмм в записанных словах, пунктограммы «точка в конце назывного предложения».

ÚОбъявление целей урока для ученика. Слайд 2.

 

2.               Актуализация знаний.

Задание 1. На каждой парте по 3 карточки с предложениями. Ознакомьтесь с ними. Вспомните  материал пройденных накануне нами тем: «Смыслообразующие (модальные) частицы», «Формообразующие частицы».

Задание 1-му  варианту:  возьмите себе карточку со смыслообразующими частицами, 2-му варианту  – с формообразующими.

Задание 2. Работаем с карточкой, в которой записаны предложения с модальными частицами.

·         Прочитайте предложения эти предложения. Слайд 3.

·         Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу?

·         Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!

·         Знаете ли вы украинскую ночь?

·         Какому писателю принадлежат эти строки? Расскажите, что вы помните об этом писателе и его произведениях?

·         Назовите частицы (одновременно они выделяются на интерактивной доске), определите, какие смысловые оттенки они вносят в предложение.

·         Приведите свои примеры предложений со смыслообразующими частицами. Определите  оттенки значений.

·         Сделайте синтаксический разбор предложения Знаете ли вы украинскую ночь? ( в тетрадях и на доске). Слайд 4.

 

Задание 3. Работаем с карточкой, в которой записаны предложения с с формообразующими частицами. Слайд 5.

Ø  Да здравствует солнце, да скроется тьма. (А.Пушкин)

Ø  Самый страшный лес тот, где не слышно птичьих песен.

Ø  Что бы вы сделали, если бы в руки к вам попала волшебная палочка ? - спросил учитель.

·         Прочитайте предложения. Назовите частицы (выделяем их на интерактивной доске). Расскажите, какую функцию выполняет каждая из них.

·         Объясните орфограммы, встретившиеся в словах этих предложений.

 

3.               Введение новых знаний.

            Задание 1.

·         Прочитайте предложения на оставшейся карточке. Слайд 6.

·         Не поклонишься до земли - не сорвешь ни цветка, ни ягодки.

·         Не тот друг, кто мёдом мажет, а кто правду скажет.

·         Не хвались казак  травой, а хвались сеном.

·         Песни играть - не поле пахать.

·         Что ни слово, то ложь готова.

·         Объясните значение казачьих пословиц, поговорок. Запишите ту из них, какая вам больше понравилась.

·         Какие частицы использованы в данных предложениях. К какому разряду они относятся?

·         Предположите, какова роль отрицательных частиц в речи.

 

4.    Объяснение нового материала.  Слайд  № 7,8.

Вывод: частица  НЕ может придавать отрицательное значение как отдельным его членам, так и всему  предложению.

Вывод: Двойное отрицание делает всё пред-

ложение утвердительным.

5.    Тренировочные упражнения. Слайд №  9.

Задание1. Замените личные формы глагола синонимами с частицей не. Какой смысл приобретают предложения? Запишите их. 
               Я забыл его фамилию.
               Дождь шёл всю ночь.

Задание 2. Измените предложение, включив в него деепричастный оборот. Например: Я не дождался брата и ушел. – Не дождавшись брата, я ушёл.

        Оля не нашла нужную книгу и взяла другую.

Стёпа не застал товарища и возвратился к себе.

 

6.    Введение нового материалаСлайд №10.

Внимание! Частица НЕ придаёт обобщающий характер  вопросительным и восклицательным предложениям типа:

Кто не знает русского балета! (Все знают).
Кто только не бывал у Толстого! (Все бывали).

Ø  В каких только углах (не)побывал я за эти годы! (Г.Федосеев.)

Ø  Шир..та его инт..ресов (не)могла (не) изумлять меня.

Ø  С..б..седник (не)мог (не)согл..сит(?)ся с м..им мнением.

Ø  С кем только (не)сост..зались наши сп..ртсмены!

Ø  Кто (не)зна..т стихов Пушкина!

Ø  Где наша (не)пр..п..дала!

 

7.    Тренировочные упражнения.

ÚПовторение по таблице «НЕ с различными частями речи».

ÚРабота с текстом. Слайд 11.

   В сорок втором году, (не)смотря на ж..стокие ..бстрелы Ленинграда, открыли школу. В окнах (не)было (ни)одного ст..кла: они были выбиты при б..мбё..ке. Одно окно было затянуто од..ялом, и в класс (едва)едва проникал (не)яркий свет. Ребята, (не)имеющие в..зможн..сти (ни)обогрет(?)ся, (ни)поесть досыт.., выводили формулы, учили стихи и разглядывали глобус.

            Как (ни)ст..рались фашисты, они (не)см..гли сл..мить духа ленинградцев.

 

·      Прочитайте текст.

·      Определите тему, идею, стиль, тип текста.

·      Перескажите  текст.

·      Запишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

 

   8. Подведение итогов. Заключительные вопросы. Слайд 12.

ü  Для чего нам нужна частица НЕ?

ü  Что нужно помнить при написании частицы НЕ с другими частями речи?

 

    9. Домашнее задание.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 215 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 1036
    • PPTX 504 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Черниченко Наталья Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Черниченко Наталья Ивановна
    Черниченко Наталья Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10083
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 148 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с детьми: эмоциональные и зависимые расстройства

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Развитие дошкольного мышления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек