Коммунальное
государственное учреждение
«Многопрофильная
гимназия № 41 имени А. Пушкина»
Отдела
образования акимата города Тараз
Открытый
урок в 1 классе на тему:
«Число
и цифра 9.Состав числа 9»
Классный
руководитель: Шибина Марина Александровна
г.
Тараз-2015
Тема
урока: Число и цифра 9.Состав числа 9.
Цели:
Образовательные:
Познакомить учащихся с числом 9, научить писать цифру 9, изучить состав числа
9, закрепить навыки счета в пределах 9.
Развивающая:
Развивать логическое
мышление, память, наблюдательность.
Воспитательная:
Способствовать
формированию эстетического вкуса и аккуратности, воспитывать
стремление прийти на помощь товарищу, формировать положительную мотивацию
учебной деятельности.
Продолжительность
использования презентации на уроке: 30 - 35 минут.
Тип урока: сообщение
новых знаний.
Методы:
словесный, наглядный, практический, игровой.
Формы обучения: индивидуальная,
коллективная, групповая
Оборудование -
мультимедиапроектор, экран, компьютер, карточки для самостоятельной работы.
Ход
урока
I.
Организационный момент. (Слайд 1)
Презентация.
Встало солнышко
давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас -
Математика сейчас.
- Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный.
Стоит над светлою поляной,
Заворожённый тишиной.
-О каком времени года говорится в
этом стихотворении? Сегодня осень приглашает нас в гости. По этой аллее
мы отправимся в осенний парк, где нас ждут его жители.
II. Актуализация
знаний и постановка учебной задачи.
-Листопад, листопад
Листья падают, летят.
Под ногами шелестят
Скоро будет голый сад.
- Самое красивое осенью – это листопад..
Но мы с вами в волшебном парке. И чтобы войти в него, нам надо потрудиться.
Часть детей будут выполнять самостоятельную работу на листочках. Зарина и Лилия
выйдут к доске, а остальные дети работают со мной. Внимание на экран.
Подул ветерок.
Полетели листочки с деревьев и посмотрите, прикрыли цифры в числовом ряду.
(Дети называют цифры и считают хором)
А теперь проверим тех, кто работал
самостоятельно.
(Ученик, стоящий у доски, называет пример,
а остальные хлопают, если ответ правильный и молчат, если неправильный.)
Вот мы и попали в волшебный парк.
Оказывается, здесь ветерок не только листочки развеял, но и цифры.
Найдите самое маленькое число и назовите
числа по порядку. А теперь попросим цифры занять свои места.
2.
Устный счёт.
а) Разминка.
-Кого Колобок
встретил вторым? (Слайд 4)
-Сколько человек
тянули репку? (Слайд 5)
-Что лишнее: цветок,
бабочка, жук (Слайд 6)
б) работа с
геометрическими фигурами. (Слайд 11)
в) работа с числовым
рядом (Слайд 12)
г) Назовите соседей
чисел.(Слайд 13 )
3. Постановка проблемы. Открытие
нового.
-В осеннем парке много
жителей и они просят у вас помощи .Давайте поможем им решить задачки:
Дядя Ежик в сад зашел,
Десять спелых груш нашел.
Одну из них он дал ежатам,
Остальные же - зайчатам.
Догадайся поскорей:
Сколько груш у зайцев- малышей?
Вот семь зайчат
По дорожке идут,
За ними вдогонку
Двое бегут.
Так сколько ж всего
По дорожке лесной
Торопится очень
Зайчишек домой?
-Какое чисчо стало решением для двух задач?
4. Формулировка темы
урока. Постановка задач.
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока. (Число 9. Цифра 9.
- открывается карточка с темой урока)
- Какие цели вы поставите? Чему будем учиться? (Учиться писать
цифру 9, получать число 9. Узнать состав числа 9)
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише. тише. тише
Деревцо всё выше, выше.
5. Открытие новых знаний
Чтобы успешно справиться с заданием, необходимо вспомнить порядок
изучения числа.
1. Определить количественно число 9.
(слайд16, 17)
- Если бы вам предложили показать число 9, как вы бы это сделали? (9 палочек, 9
кружочков, 9 точек на домино)
1р.- «домино»
2р.- круги
3р. - палочками
* исследование детей
Таинственную силу
приписывали числу 9: в одни времена добрую, в другие – недобрую. «У девятки не
будет пути», - говорили в древности.
Последним числом счёта было число 8, а за ним – что-то таинственное, странное…
В русских народных
сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве, тридесятом
государстве», за «тридевять земель».
Древние греки числу
приписывали добрую славу. Потому что они уже давно умели считать до девяти, и
это число их больше не
пугало.
Нади и Саши! Вам
интересно, что сказано о ваших именах в древних книгах? Ваши имена связаны с
этим числом. Вы очень талантливы.
Можете даже стать лидером.
Если вы будете развивать в себе прекрасные качества, успех к вам обязательно
придёт!
Мы с вами количественно представили число 9, что предстоит сделать
теперь?
2) Место числа на числовом отрезке
.(слайд 18)
– Где в ряду чисел место числа 9? (Справа от 8)
- Почему справа? (Потому, что следующее число больше 8.)
- За каким числом следует число 8? (Число 9 следует за
числом 8)
- Как получить число 8? (Надо к 8 прибавить 1)
- Можем на числовом отрезке обозначить знаком число 9? (Нет, не
умеем писать цифру 9.)
3) - А на что похожа цифра 9?
(слайд 19)
- Какая цифра обозначает число 9? (Цифра 9)
- Как мы различаем понятие число и цифра?
Для обозначения количества
Мы используем число, его величество!
Цифра - значок для написания,
Быстро справимся с заданием!
4) Письмо цифры 9 (Слайд 20)
- Как пишется цифра 9?
( Учитель объясняет)
- Прежде чем приступим к письму, вспомните, как должны сидеть за
партой.
- Как контролировать расстояние от глаз до прописи? Как
располагаем пропись на столе?
-Приступим к письму.
Потренируйтесь в написании.
* Посмотрите, к нам прискакала
белочка. Она живёт в парке и любит задавать задачки. Что же она задумала? Девочки и мальчики составят цифру 9 из
элементов в конверте.
* обведи в воздухе;
* «напишите» на ладошке
5) Работа в тетради:
- Откройте тетради на с.16, найдите образец написания цифры,
обведите её по стрелкам, начиная с красной точки.
- Обведите цифры в клетчатом поле и продолжите ряд старательно и
аккуратно.
( Дети записывают цифру в прописях. Индивидуальная помощь
учителя.)
Подчеркните
самую красивую цифру .
6)Образование
числа 9 из разных слагаемых. (Слайды 21, 22, 23)
7) 6.
Работа над составом числа.
1)
Инсценировка
У
девятки день рожденья,
Числа
все в большом смятенье.
Что
же делать? Как им быть?
Что
девятке подарить?
Приходили
в гости
Числа
один и восемь.
Подарили
ей букет, встали рядом на паркет.
Поплясали,
поиграли и местечки поменяли.
Пришли
к девятке в этот день
Две
подруги: два и семь.
Подарили
чемоданчик
И
уселись на диванчик.
Посидели,
поскрипели,
И
тихонько пересели.
Вот
явились три и шесть
Стихи
читали в ее честь.
Сели
две соседки рядом,
Угощались
виноградом.
Посидели,
посмеялись
И
местами поменялись.
Вот
четыре вместе с пять
Спешат
быстрее поиграть.
Подарили
ей картины
И
уселись все в гостиной.
Посидели,
посмотрели,
Глядь,
и тоже пересели.
Гости
чинно все сидят.
На
девяточку глядят.
Хоть
девятка больше всех,
Но
без чисел этих всех
Не
получим числа девять.
Помните
все это, дети!
2) Заселим
домик
-
Но подарки не простые, в них спрятались гости – числа.
-
Давайте попробуем «заселить» с их помощью домик девятки.(Слайд 27)
IV. Физкультминутка.
V. Первичное
закрепление.
1.Работа по учебнику. (слайд 24) (стр.78
№3)
-Работа
по вариантам:
1 вариант
2 вариант
3+4=
7см-2см= 7+2= 8см-3см =
5+0=
3см+6см= 9-3 = 2см+4см=
4+4=
7см-5см= 6+1= 6см-5см =
2. Сравнение выражений.
Работа в тетради ( Стр.17)
-Мы снова в парке. Знакомые
бабочки решили с вами поиграть. Я приготовила для вас примеры, а они прикрыли
знаки. Отгадайте их. ( Слайд 28)
- Молодцы! Посмотрите в тетради
задание №4, сравните их , не вычисляя., а житель парка ёжик проверит их.
VI. Подведение
итогов урока.
- Вы хорошо поработали, многие добились
успеха. Если удаётся добиться успеха в школе, вы добьётесь успеха в жизни. Слайд
14.
Я нарисовала для вас вот такой цветок и
спрятала там сюрприз. Сколькими карандашами я воспользовалась? (5) Солнышко
радуется вашим успехам, а мы возвращаемся домой.
- С какими новыми числами мы
познакомились? Какую цифру научились писать? Что вам понравилось на уроке? Где
было сложно?
-
Давайте посчитаем листочки. У кого 6,7 и больше листочков, тот поработал на
отлично, у кого 4,5 листочков на хорошо. У кого совсем мало звезд упадо с
неба. Завтра у вас будет их достаточно. А в целом вы все молодцы, спасибо за
урок.
6.Домашнее
задание.(стр. 16 №2)
7. Рефлексия
Если
вам урок понравился похлопайте в ладоши
Если не понравился топните ногой
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.