Тема урока "Аппликация "
Цель урока: ознакомить с
технологическими условиями и навыками выполнения аппликации
Задачи:
Образовательная – дать необходимые
понятия об аппликации, ее видах, технологии выполнения и применении.
Воспитательная – сформировать и развивать у учащихся
художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческое искание.
Развивающая – выработать навыки выполнения аппликации,
научить подбору материала для ее выполнения; развивать трудолюбие, мыслительную
деятельность.
Оборудование и инструменты: нож-резак, ножницы, пинцет, калька, кисточка для клея, клей ПВА,
карандаш, деревянная линейка,, шаблоны орнамента, электрический утюг.
Наглядные пособия:
образцы аппликаций, инструкционные карты.
Ход урока
1 Организационная
часть
Прочитайте на доске пословицу « Шебер колды
алтынга да сатып аламайсын“
- Переведите пословицу «
Искусные руки не купишь и за золото»
- Как понимаете эту
пословицу? ( ответы детей)
Запишите тему и пословицу в
тетради На этом уроке мы с вами приобретем первые навыки выполнения аппликации
из плоской соломки в виде казахского орнамента. Образцы перед
вами. Подготовить
необходимое оборудование и материал
В прошлом году мы с вами уже знакомились с
одним из видов декоративно- прикладного искусства – аппликацией. В этом году
углубим и выполним практическую работу. А урок у нас сегодня необычный- урок –
той
- Кто знает что
обозначает слово той? ( действительно это праздник сопровождающий
определенными ритуалами, и начинается он с шашу
-Кто объяснит , что это значит? (ответы детей)
- Правильно ребята эта
обычай, когда бабушка разбрасывает сладости, ваша же задача поймать их, кто
больше поймает, тот самый ловкий. Сладости с заданиями
2 Повторение
пройденного материала
В классе появляется бабушка в национальном
костюме и разбрасывает конфеты на которых вопросы для повторение необходимого
материала
- С помощью каких видов
декоративно-прикладного искусства мы можем украсить предметы быта, одежду? (Макраме, вышивка, бисероплетение, ткачество, вязание, батик и,
безусловно, аппликация) - Что такое композиция? Композиция – это объединение элементов изображения одно художественное
целое, имеющее единую форму и содержание.
- Что такое ритм ? Ритм – чередование цветовых пятен: главных и
второстепенных, ярких и спокойных. Построение полосы является простейшим
способом показа ритма в орнаменте.
- Что такое раппорт? Раппорт –
это ритмически повторяющийся элемент или несколько элементов, из которых
складывается орнамент.
- Что такое орнамент? Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой
группы узоров.
- Какие виды орнамента вы знаете? Ленточный орнамент – применяется для украшения середины
или края
изделия.
Сетчатый орнамент – им заполняют всю поверхность
рисунка. Центрический
(розеточный) – служит для украшения центральной части изделия, орнамент,
в котором отдельные элементы вписываются в какую-либо геометрическую
фигуру. –На какие группы можно
разделить казахский орнамент?Казахский орнамент можно
разделить на такие группы:
растительный орнамент (листья, бутон, цветок и
т. д.)
зооморфозный орнамент (бараний рог, след
животного, горб верблюда и т. д.)
геометрический орнамент (квадрат, круг,
звездочка, треугольник и т. д.)
космогонический орнамент (крестовина, луч
солнца, спираль и т. д.)
-Что такое аппликация? Аппликация – распространенный вид декоративно-прикладного искусства
Аппликация (от лат. "прикладывание") – создание художественных
изображений наклеиванием на некоторую поверхность (основу) кусочков какого-либо
материала; также – изображение, узор, созданные таким образом. -
Где ее можно применить? Она применяется для оформления настенных панно,
украшения изделий и предметов быта.
Подведение итогов байги
Следующее с нами состязание – айтыс
- Кто знает что это
такое?( песенное соревнование между народными певцами и композиторами- акынами)
- Наши акыны будут
соревноваться в знание по теме сегодняшнего урока (Дети заранее подготавливают материал, делают сообщение)
3 Ознакомление с новой
темой
Сообщение 1 ученика
. Соломка – интереснейший природный материал,
дающий большие возможности для развития творческой активности, интуиции и
фантазии. Её наружная глянцевая поверхность хорошо отражает свет. По-разному
располагая отдельные элементы рисунка из соломки, можно добиться интересного
светового эффекта. История изготовления изделий из соломы уходит далеко
вглубь веков к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено
земледелие. Солома обувала и одевала человека, утепляла его дом и служила ему
постелью. Из нее изготавливали шляпы, корзины и другую хозяйственную
утварь.
Кроме того, люди считали, что в соломе заключена сила, способная оказывать
воздействие на благополучное течение их жизни. Поэтому соломе отводилась
большая роль в земледельческой обрядности. Многие аграрные ритуалы и праздники
сопровождались изготовлением обрядовых изделий из
соломы.
Сообщение 2 –го ученика
Народные мастера украшали изделиями из соломы
дома селян. Простая солома в их руках превращалась в драгоценную. В таких
изделиях солома смотрится как горящая золотом, сверкающая всеми своими тонкими,
блестящими, как полированными,
нитями.
Для работы используют соломку различных зерновых культур: ржи,
пшеницы, овса, проса, риса и
других.
Декоративные свойства соломки: пластичность, цвет, блеск. Например, овсяная
соломка – самая нежная, эластичная, обладает чистым перламутровым блеском, а
просяная – нежно-белого цвета.
Сообщение 3 –го ученика
Сбор материала осуществляется осенью в период
уборки зерновых культур. Необходимо собирать такую солому, которая пролежала на
солнце несколько часов или даже дней: она приобретает равномерный
светло-золотистый тон. Далее обработка соломы заключается в следующем:
ножницами удаляют узлы на стебле – отрезают от коленца до коленца, очищают
покровный лист, вследствие чего и получаются небольшие
трубочки.
Перед разглаживанием полученные трубочки
заворачивают в мокрую тряпочку и оставляют на 15-20 минут, для того, чтобы
солома размягчилась. По истечению времени стебли разрезают ножом-резаком:
острие вводят внутрь стебля, держа нож-резак лезвием вверх, и передвигая его
вдоль соломки до конца. Разворачиваем получившуюся полоску. Далее положив
полоску на деревянную линейку блестящей стороной вниз, начинаем разглаживать:
нож-резак держим в рабочей руке, а второй рукой придерживаем край соломки. При
этом линейка с соломкой должна лежать перпендикулярно к разглаживающему, а
нож-резак должен быть перпендикулярно линейке и наклонен на 135о от
разглаживающего. Разглаживающие движения производим от себя, в результате
получаются ровные полоски. Хранить полученный таким образом соломку можно в
коробочках, пеналах, разложив ее по
тональности.
Если необходима соломка оттенков
черного и коричневого, ее жарят в духовке или получают в результате длительного
выдерживания под горячим утюгом.
Сообщение 4 – го ученика
Эскиз разбиваем на детали, каждую из которых
переводим на кальку. На деталях определяем направление расположения соломки и
ее тон. Приклеиваем
соломку встык без зазоров и накладок. После сушки детали вырезаем по контуру.
Сушку необходимо производить под грузом.
После этого приступаем к сборке орнамента. В
качестве основы для аппликации могут использоваться пиломатериалы, фанера
клеенная, картон, бархатная бумага, ткань. На основу накладываем кальку с
эскизом и сквозь нее карандашом помечаем центральные точки месторасположения
деталей. В соответствии с этими точками собираем орнамент (наклеиваем детали на
основу).
Подведем итоги айтыса
- Чей рассказ был
интересен?
- Назовите разновидности
аппликаций из плоской соломки по способу выполнения.
- Какой материал
необходим для выполнения аппликации?
А теперь кокпар
Кто может объяснить, что это такое за
состязание во время тоя? (участники
на конях вырывают тушку баранины, победит тот , кто с тушей доскачет до финиша.)
4 Проверка усвоенного материала
Задание это
состязание будет таким : вам нужно составить алгоритм
выполнение работы с соломкой и из шаблонов, расположенных на столе нам нужно выбрать те, которые можно
использовать в качестве орнамента
Выбираем эскиз "Казахский орнамент"
Технология выполнения работы
Последовательность
создания аппликации:
Сбор материала в природе
Подготовка соломки к работе
очистка, сортировка
обрезка соломки от коленца до коленца
разглаживание соломки
тонирование соломки
Выбор орнамента
Разбивка рисунка на фрагменты и детали
Перевод деталей на кальку с обозначением тона
и направления расположения соломки
Наклеивание соломенных полосок на обрисованные
детали
Вырезка деталей
Сборка аппликации на основу
Объявляются итоги состязания
Теперь мы готовы к следующему состязанию
нашего тоя. Оно называется килем. Что это такое?
5 Практическая работа Выполнение аппликации "Казахский орнамент" из плоской
соломки.( Практическая
работа проходит в сопровождение музыки, проводим физминутку )
Повторяем технику безопасности , правила организации рабочих мест
Текущий инструктаж. Определение правильности перевода орнамента, нанесения направления
расположения соломки, подбора тональности.
Самоконтроль и взаимоконтроль. Последовательность выполнения аппликации
"Казахский орнамент" на инструкционной карте (приложение 1).
Заключительная часть урока Той подходит к концу понравился ли вам урок? Получился
ли у нас настоящий праздник? Сегодня
на уроке мы с вами познакомились с историей аппликации соломки, с
композиционным построением узоров; выполнили практическое задание составлении
орнаментов, применении цветовой гаммы, увеличении и уменьшении рисунка. С
заданием все справились успешно. Считаю, что задача, поставленная перед
нами, выполнена.
6 Подведение итогов
7 Домашнее задание: доделать орнамент. На следующее занятие принести те же инструменты и
материалы для выполнения объемной аппликации.
8 Уборка кабинета.
Приложение 1
Инструкционная карта
Аппликация из плоской соломки
Последовательность выполнения
|
Выбрать или зарисовать эскиз
|
Разбить эскиз на фрагменты и детали,
пронумеровать их и нанести направление расположения соломки и ее тональность
|
Разгладить полоски. Для этого острием
ножа-резака разрезать одну сторону стебля соломки, развернув которую получить
полоску. Положить ее на деревянную линейку блестящей стороной вниз. Нож-резак
должен быть в рабочей руке, а второй рукой надо придерживать край соломки.
При этом линейка с соломкой должна лежать перпендикулярно к разглаживающему,
а нож-резак должен быть перпендикулярно линейке и наклонен на 135о
от разглаживающего. Разглаживающие движения надо производить от себя, в
результате получаются ровные полоски
|
Тонировать полоски утюгом при необходимости
|
Наклеить полоски соломки встык на кальку с
обрисованными деталями согласно нанесенному направлению
|
Просушить наклеенные детали под прессом
|
Вырезать детали по контуру
|
Отметить на основе центральные точки
|
Собрать орнамент
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.