Инфоурок Химия Рабочие программыОткрытый урок «Путешествие по континенту УГЛЕВОДОРОДОВ» (11 класс)

Открытый урок «Путешествие по континенту УГЛЕВОДОРОДОВ» (11 класс)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Открытый урок.docx

Учитель химии и биологии

Перекатненской СШ

Алжасова Светлана Витальевна

 1 категория

 

Открытый урок «Путешествие по континенту УГЛЕВОДОРОДОВ»

(11 класс, общественно-гуманитарное направление)

Цель: Обобщение, дополнение и систематизация сведений об углеводородах на основании знаний, полученных в процессе изучения темы «Углеводороды».

Задачи: - Дополнить и систематизировать знания по теме «Углеводороды». Закрепить знания о составе, свойствах, номенклатуре, получение и применение  основных классов углеводородов. Закрепить умение решать задачи.                                                                                                            - Развитие коммуникативных умений в ходе коллективной работы. Формирование творческого отношения к учебной деятельности, развитие познавательного интереса.                             - Воспитание чувства товарищества, умения работать в коллективе.

Тип урока: Урок-обобщение.

Вид урока: Нестандартный, урок-путешествие.

Оборудование: Схема-таблица «Классификация углеводородов», карта путешествия.

Эпиграф урока: «Силу уму придают упражнения, а не покой»  А.Попов

Ход урока:

I.                    Организационный момент. Дается тема урока, определяется цель и задачи урока.

II.                 Основная часть.

Вступительное слово учителя.                                                                                                  Углеводороды, как показывает их название, являются соединениями углерода и водорода. Хотя углеводороды состоят из двух элементов, существует много способов, которыми эти два элемента могут соединяться друг с другом, образуя огромное число молекул. Нам предстоит разобраться в этом многообразии соединений, путешествуя по континенту Углеводородов.                                                                Но, прежде чем отправиться в путешествие, повторим то, что вам уже известно   1. Углерод в органических соединениях всегда четырехвалентен.

                                                       │ 

                                                   ─ С ─

                                           │                                                                                                            2. Один атом углерода может образовывать связи с другими атомами углерода.     

        Таким образом возникают цепи или кольца из атомов углерода

                                                      

                              С ─ С ─ С ─ С                        С ─ С

                                                                                │    │

                                                                                С ─ С                                                                                                   3. Оставшиеся валентности используются для связывания с водородом, что и 

                    приводит к образованию углеводородов.

                                               Н     Н     Н     Н

                                                │    │     │     │

                                        Н ─ С ─ С ─ С ─ С ─ Н

                                                │    │     │     │

                                                Н    Н     Н     Н

 

Перед началом путешествия хочу представить вам жюри - Коллегия путешественников, руководители научного путешествия по Континенту Углеводородов в составе ….

Итак, в путь…

                                                                                                                                                                                                                                                       

                       

КОНТРОЛЬНЫЙ

ПУНКТ                                      МОРЕ                                                         СТРАНА

                                                     ОШИБОК                                                    ВЕЩЕСТВ

 

ГОСУДАРСТВО

ЯВЛЕНИЙ

 

 

                             ОКЕАН                                                                    ТАМОЖНЯ

                               ЗАДАЧ                                      КОРОЛЕВСТВО

                                                                                        ФОРМУЛ

 
                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Мы находимся с вам на контрольном пункте. В путешествии участвует 4 команды, что соответствует четырем классам углеводородов, изученных нами:

1.      Алканы.

2.      Алкены.

3.      Алкины.

4.      Арены.

 

Первая страна, куда мы отправимся называется Страна Веществ. Но попасть туда мы можем только переплыв на корабле очень бурное и свирепое Море Ошибок.

 

1 конкурс: Игра «Третий лишний». Кто быстрее найдет ошибку.

А) 2-метилпропан, 2-пропилен, циклопропан.

Б) бензол, гексан, 3-метилгексан.

В) 2-пропен, пропан, 2-пропин

 

Мы приплыли в Страну Веществ. Преодолеть трудный переход по Стране Веществ нам поможет верные спутники многих путешественников – лошади. А зовут наших лошадей – Изомер и Гомолог.

 

 

 

2 конкурс: Напишите структурные формулы двух гомологов и двух изомеров вещества:

                                         

                                    Н2С = СН ─ СН ─ СН3

                                                          │

                                                          СН3

 

Переход через Страну Веществ был сложен, но мы преодолели его, и подошли к границе с Королевством Формул. Но здесь нам предстоит пройти Таможенный досмотр и ответить на вопросы таможенников.

 

3 конкурс: Игра «Ты – мне, я - тебе». Команды приготовили по три вопроса (по одному каждой команде соперников. Вопросы записаны на карточкам). Вопросы - тесты составлены по названию команды

Алканы:

1. Общая формула алканов.                                                                                                                        А) СnН2n             Б) СnН2n+2              В) СnН2n-2                

2. Соединение  с которого начинается изомерия алканов.                                                                                     А) этан               Б) пропан              В) бутан 

3. Реакции, не характерные для алканов.              

А)горение          Б)замещение         В) полимеризация

 

 Алкены:

1. Связь, характерная для алкенов

А)одинарная         Б)одна двойная        В) одна тройная

2. Углеводороды, изомерные алкенам

А) циклоалканы        Б) алканы             В) алкины

3. Общая формула алкенов

А) СnН2n                 Б) СnН2n+2                 В) СnН2n-2      

         

Алкины:

1.Число кратных связей в молекуле алкинов

А) одна двойная       Б) две двойные        В) одна тройная

2. Общая формула алкинов.                                                                                                                        А) СnН2n-6                  Б) СnН2n+2                 В) СnН2n-2                

3. Углеводороды, изомерные алкинам

А) циклоалканы       Б) алкадиены            В) алкины

 

Арены:

1. Общая формула аренов.                                                                                                                        А) СnН2n-6              Б) СnН2n+2                  В) СnН2n-2                

2. Реакции, не характерные для бензола.              

А)горение          Б) полимеризация        В) замещение

3.Число σ-связей в молекуле толуола

А) 7       Б) 10     В) 6

 

Добро пожаловать в Королевство Формул.

Но для дальнейшего путешествия нам понадобится транспорт. Король благородно предоставит нам автомобили, но если мы ответим на его вопросы.

 

 

 

 

4 конкурс: «Дальше… Дальше…». Кто больше ответит за 1 минуту.    

 

1.      Изомерия алканов.

2.      Тип гибридизации алкенов.

3.      Общая формула аренов.

4.      Реакции, не характерные для алканов.

5.      Длина связи С-С у алкенов.

6.      Тип гибридизации алкинов.

7.      Валентный угол в молекулах алканов.

8.      Число π-связей в молекуле ацетилена.

9.      С3Н8 – это…

10.  Общая формула алканов.

11.  Валентный угол в молекулах аренов.

12.  С6Н6 – это…

13.  Алкинам изомерны…

14.  Форма молекулы этилена.

15.  Длина связи С-С у алкинов.

16.  Общая формула алкинов.

17.  Число π-связей в молекуле этилена.

18.  Реакция между ацетиленом и водой в присутствии солей ртути -

19.  Тип гибридизации аренов.

20.  Валентный угол в молекулах алкинов.

21.  С6Н12 – это…

22.  Форма молекулы этана.

23.  Общая формула алкенов.

24.  Длина связи С-С у алканов.

25.  Алкенам изомерны…

26.  Тип гибридизации алканов.

27.  Форма молекулы ацетилена.

28.  Число π-связей в молекуле этана.

29.  С2Н2 – это…

30.  Валентный угол в молекулах алкенов.

 

Наш дальнейший путь лежит через Океан Задач. На корабле мы не успеем добраться во время в пункт назначения, поэтому нам понадобится самолет. Чтобы его получить надо решить задачи на вывод химической формулы газообразного вещества.

 

5 конкурс: Решить задачи на вывод химической формулы газообразного вещества.

1.      Установите простейшую молекулярную формулу углеводорода, если массовая доля углерода составляет 85,7%, массовая доля водорода – 14,3%. Относительная плотность по воздуху равна 2,41.

2.      Относительная плотность паров алкана по воздуху равна 2,48. Вычислите относительную молекулярную массу алкана и установите его молекулярную формулу.

3.      При сжигании 4,4 г углеводорода образовалось 13,2 г углекислого газа. Плотность углеводорода при н.у. равна 1,96 г/л. Установите молекулярную формулу углеводорода.

4.      При сгорании алкана неизвестного строения расходуется объем кислорода, в 8 раз превышающий объем паров углеводорода. Установите молекулярную формулу алкана.

 

Вы справились с заданием. Поэтому давайте не тормозить движение и на современных скоростях промчимся через Государство Явлений. На пути вас поджидают опасности. Но в завершении вы почувствуете счастье победы.

 

6 конкурс: Осуществить превращение, назвать продукты реакций.

                        С6Н14  →  С6Н12  → С6Н11Cl

                         ↓   

                                С6Н6  → CO2

             

Итак, финиш. Мы вернулись на контрольный пункт. Коллегия путешественников, руководители научного путешествия по   Континенту Углеводородов подводит итоги.

 

III.              Итог урока (принцип незаконченных предложений)                                                            - На сегодняшнем уроке я научился…                                                                                 - На сегодняшнем уроке я закрепил…

- После сегодняшнего урока я уже не сделаю ошибку…

- Самым занимательным моментом урока было…

 

IV.              Оценки. Домашнее задание: повторить главу «Углеводороды»                              Написать краткие сообщения об углеводородных месторождениях Казахстана.     

   

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок «Путешествие по континенту УГЛЕВОДОРОДОВ» (11 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Социальный педагог

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Презентация.pptx

Скачать материал "Открытый урок «Путешествие по континенту УГЛЕВОДОРОДОВ» (11 класс)"

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Алжасова Светлана Витальевна
учитель химии и биологии






Перекатненская СШ

    1 слайд

    Алжасова
    Светлана Витальевна

    учитель химии и биологии






    Перекатненская СШ

  • Открытый урок «Путешествие по континенту УГЛЕВОДОРОДОВ»(11 класс, общественно...

    2 слайд

    Открытый урок «Путешествие по континенту УГЛЕВОДОРОДОВ»
    (11 класс, общественно-гуманитарное направление)

  • Цель: 
Обобщение, дополнение 
и систематизация сведений 
об углеводородах 
на...

    3 слайд

    Цель:
    Обобщение, дополнение
    и систематизация сведений
    об углеводородах
    на основании знаний,
    полученных в процессе
    изучения темы
    «Углеводороды».

  • Эпиграф урока: «Силу уму придают упражнения, 
а не покой» А.Попов

    4 слайд

    Эпиграф урока:
    «Силу уму придают упражнения,
    а не покой»
    А.Попов

  • 1. Углерод в органических соединениях всегда четырехвалентен.               │...

    5 слайд

    1. Углерод в органических соединениях всегда четырехвалентен.

    ─ С ─

  • 2. Один атом углерода может образовывать 
связи с другими атомами углерода....

    6 слайд

    2. Один атом углерода может образовывать
    связи с другими атомами углерода.
    Таким образом возникают цепи или кольца
    из атомов углерода.
    С ─ С ─ С ─ С
    С ─ С │ │
    С ─ С

  • 3. Оставшиеся валентности используются 
для связывания с водородом, что и  
п...

    7 слайд

    3. Оставшиеся валентности используются
    для связывания с водородом, что и
    приводит к образованию углеводородов.
    Н Н Н Н
    │ │ │ │
    Н ─ С ─ С ─ С ─ С ─ Н
    │ │ │ │
    Н Н Н Н

  • 1 конкурс: 
Игра «Третий лишний». 
Кто быстрее найдет ошибку.

А) 2-метилпроп...

    8 слайд

    1 конкурс:
    Игра «Третий лишний».
    Кто быстрее найдет ошибку.

    А) 2-метилпропан, 2-пропилен, циклопропан.
    Б) бензол, гексан, 3-метилгексан.
    В) 2-пропен, пропан, 2-пропин

  • 2 конкурс: 
Напишите структурные формулы 
двух гомологов и 
двух изомеров вещ...

    9 слайд

    2 конкурс:
    Напишите структурные формулы
    двух гомологов и
    двух изомеров вещества:



    Н2С = СН ─ СН ─ СН3

    СН3

  • 3 конкурс: 
Игры «Ты – мне, я - тебе». 

Команды приготовили по три вопроса...

    10 слайд

    3 конкурс:
    Игры «Ты – мне, я - тебе».

    Команды приготовили по три вопроса
    (по одному каждой команде соперников. Вопросы записаны на карточкам).

    Вопросы - тесты составлены по названию команды.

  • 4 конкурс: 
«Дальше… Дальше…».
 
Кто больше ответит 
за 1 минуту.

    11 слайд

    4 конкурс:
    «Дальше… Дальше…».

    Кто больше ответит
    за 1 минуту.

  • 5 конкурс:
 
Решить задачи 

на вывод химической формулы 
газообразного вещес...

    12 слайд

    5 конкурс:

    Решить задачи

    на вывод химической формулы
    газообразного вещества.

  • 6 конкурс: 
Осуществить превращение, 
назвать продукты реакций.

         С6Н...

    13 слайд

    6 конкурс:
    Осуществить превращение,
    назвать продукты реакций.

    С6Н14 → С6Н12 → С6Н11Cl

    С6Н6 → CO2

  • - На сегодняшнем уроке я научился…				
- На сегодняшнем уроке я закрепил…
- П...

    14 слайд

    - На сегодняшнем уроке я научился…
    - На сегодняшнем уроке я закрепил…
    - После сегодняшнего урока я уже не сделаю ошибку…
    - Самым занимательным моментом урока было…

  • Спасибо 
за внимание!!!

    15 слайд

    Спасибо
    за внимание!!!

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Открытый урок «Путешествие по континенту УГЛЕВОДОРОДОВ»

(11 класс, общественно-гуманитарное направление)

Цель: Обобщение, дополнение и систематизация сведений об углеводородах на основании знаний, полученных в процессе изучения темы «Углеводороды».

Задачи: - Дополнить и систематизировать знания по теме «Углеводороды». Закрепить знания о составе, свойствах, номенклатуре, получение и применение  основных классов углеводородов. Закрепить умение решать задачи.                                                                                                                    - Развитие коммуникативных умений в ходе коллективной работы. Формирование творческого отношения к учебной деятельности, развитие познавательного интереса.                               - Воспитание чувства товарищества, умения работать в коллективе.

Тип урока: Урок-обобщение.

Вид урока: Нестандартный, урок-путешествие.

Оборудование: Схема-таблица «Классификация углеводородов», карта путешествия.

Эпиграф урока: «Силу уму придают упражнения, а не покой»  А.Попов

Ход урока:

I.                   Организационный момент. Дается тема урока, определяется цель и задачи урока.

II.                Основная часть.

Вступительное слово учителя.    

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 672 267 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 04.10.2020
  • 441
  • 0
«Химия. Базовый уровень», Габриелян О.С.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.02.2015 598
    • RAR 247.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Алжасова Светлана Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Алжасова Светлана Витальевна
    Алжасова Светлана Витальевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 14567
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель химии

600 ч.

9500 руб. 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по химии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 353 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания химии в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 262 человека

Мини-курс

Искусство переговоров: стратегии и тактики в различных сферах жизни

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Дизайн-проектирование: практические и методологические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Вероятность и статистика в рамках обновленного ФГОС

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе