МКОУ
«Звериноголовская СОШ»
Конспект
урока русского языка
В 5 а
классе по теме
Обобщение
и систематизация по теме «Лексика и фразеология»
Педагог: учитель
русского языка и литературы первой
квалификационной
категории Утигенова Г.М.
Тип урока: повторение
изученного в условиях реализации ФГОС.
Цель урока: совершенствовать
и развивать полученные в результате изучения темы знания; учить применять эти
знания в практической деятельности; развивать интерес к русскому языку на
основе творческого подхода к изучаемому.
Задачи: Образовательные:
✓ развить умение формулировать определение
понятий;
✓ развить умение находить синонимы,
антонимы и омонимы в тексте;
✓ повторить морфемный разбор слов;
✓ научить различать синонимы, антонимы,
омонимы и многозначные слова;
✓ формировать умение использовать омонимы в
речи;
✓ развить умение различать омонимы в
тексте;
✓ обогащать словарный запас учащихся;
✓ совершенствовать орфографические умения.
2. Развивающие:
✓ осуществление системно-деятельностного
подхода;
✓ развитие критического мышления;
✓ развитие внимания;
3. Воспитательные:
✓ воспитание интереса и уважения к родному
языку;
✓ воспитание ценностного отношения к слову;
✓ развитие коммуникативных УУД:
УУД:
-личностные:
1) понимание
русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
2) осознание
эстетической ценности русского языка;
3) уважительное
отношение к родному языку;
4) стремление
к речевому самосовершенствованию.
-коммуникативные:
1) социальная
компетентность;
2) умение
слушать и вступать в диалог;
3) участие
в коллективном обсуждении проблем;
4) интегрироваться
в группы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество;
- регулятивные:
1)
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно.
2)
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий.
3)
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных
характеристик.
4)
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
5)
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
6) оценка –
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,
осознание качества и уровня усвоения.
-предметные:
1) представление
об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в
жизни человека и общества;
2)проведение
различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный,
лексический, морфологический),
3)понимание
особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в
тексте;
4)овладение
основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных
высказываний;
Оборудование и
технические средства обучения: компьютер, медиа
проектор, слайд презентация
Наглядные пособия:1) кроссворд; 2)
карта с изображением моря и островов (единиц лексики); 3) эпиграф к уроку
записан на доске "Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается
с
быстротой поражающей" (Горький)
Рабочие материалы
для обучающихся: рабочая тетрадь №1 по русскому языку, раздаточный
материал (карточки с заданиями см. приложение №1)
Автор учебника: . Русский
язык. Практика. 5кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/А.Ю. Купалова, А.П.
Еремеева и др; под ред. А.Ю. Купаловой. – 16-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,
2010. 2). Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/
В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – 18-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
3).Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /
Е.И. Никитина – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.
№п/п
|
Этапы
урока
|
Содержание
этапа, деятельность учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Примечание
|
1
|
Организационный
момент, мотивация к учебной деятельности
(2
минуты).
|
Приветствие
учителя
Итак, друзья, внимание
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
|
Приветствие
учеников
|
Принцип
психологической комфортности
УУД:
личностные, коммуникативные.
Цель –
создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха
|
2
3
|
Актуализация
знаний ( 7 минут)
Постановка
учебной задачи (1 минута)
|
Сегодня
у нас не обычный урок, а урок-путешествие. Перед вами карта. Что изображено
на ней? (море с островами, каждый остров носит своё имя- названия лексических
средств языка). Прежде чем мы отправимся в плавание, предлагаю сделать
разминку- разгадать кроссворд (к доске 1 ученик)
1.
Основная единица языка.
2.
Новые слова.
3.
Слова, которые употребляются в определенной местности.
4.
Слова, близкие по лексическому значению.
5.
Слова, противоположные по значению.
6.
Запас слов и выражений человека.
7.
Устаревшие слова.
|
|
|
|
с
|
л
|
о
|
в
|
о
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н
|
е
|
о
|
л
|
о
|
г
|
и
|
з
|
м
|
д
|
и
|
а
|
л
|
е
|
к
|
т
|
и
|
з
|
м
|
ы
|
|
|
|
|
|
|
|
с
|
и
|
н
|
о
|
н
|
и
|
м
|
ы
|
а
|
н
|
т
|
о
|
н
|
и
|
м
|
ы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
л
|
е
|
к
|
с
|
и
|
к
|
о
|
н
|
|
|
|
|
|
|
|
а
|
р
|
х
|
а
|
и
|
з
|
м
|
ы
|
Какое же
ключевое слово получилось? Так как же звучит тема нашего урока?
Откройте
тетради, запишите число. Тема урока. «ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ ЛЕКСИКОЛОГИЯ»
-
Мы повторим основные понятия раздела «Лексика».
-
Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит
нам выяснить?
-
Правильно, в конце этого урока мы закрепим умение различать синонимы,
антонимы, омонимы и многозначные слова; находить их в тексте, уметь
использовать их в речи, а также пополним наш словарный состав.
|
- Слово
-
Неологизмы
-
Диалектизмы
-
Лексикон
-
Синонимы
-
Антонимы
-
Лексикон
-
Архаизмы
-
Лексика
Записывают
число, тему урока
- Цель урока
– повторить, закрепить основные понятия раздела «Лексика».
|
Принцип
деятельности.
Регулятивные
УУД.
ЦЕЛЬ:
создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
Регулятивные
УУД (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно)
Принцип
целостности.
УУД:
познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач,
планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ:
создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность
|
4
|
Применение
знаний и умений в новой ситуации
(15
минут)
(2
минуты)
|
Что ж,
ребята, отправляемся в плавание! Первый остров, который мы посетим, будет
остров омонимов.
Вспомните,
что такое омонимы?
Сейчас потренируемся в нахождении
омонимов
Слайд2,3 Найдите
на рисунках предметы, названия которых – слова-омонимы. Составьте с ними
предложения и запишите. (Проверить )
Молодцы, ребята.
Следующий остров – остров синонимов.
Слайд 4. Кто больше?
Подберите синонимы к словам. Определите их стилистическую принадлежность.
(ГОВОРИТЬ, ХОДИТЬ, СМОТРЕТЬ)
У:- сделайте,
вывод: что такое синонимы?(закрыть презентацию)
А мы отплываем дальше.
Следующая остановка – остров антонимов. Вспомним, что такое антонимы?
Выполните следующее задание №1 (приложение №1)
Запишите загадки, выделите
антонимы в каждом предложении как члены предложения.
То полна, то стройна, по ночам не спит
она. 2. Горькой бывает, сладкой бывает, ойкают дети, её запивая. 3. День и
ночь по кругу ходят- цифры нужные находят.
Молодцы,
сейчас мы потренировались в нахождении антонимов в предложениях. А теперь вы
сами будете подбирать антонимическую пару к словам.
Слайд5.
Подберите антонимическую пару к словам.(устно)
Жара -…,
начать-…, друг-…, хвалить-…, ласковый-…, родной-…, создавать-…, слева-…
Сделайте
вывод: антонимы – это…
ФИЗМИНУТКА.
Приложение 2.
Сейчас
мы обратимся к эпиграфу рока.
"Русский язык неисчерпаемо богат и все
обогащается
с быстротой поражающей" (М.Горький)
Как вы
думаете, каким образом язык обогащается?
Что
такое НЕОЛОГИЗМЫ? Приведите примеры .
Следующий
остров – устаревшие слова. На какие две группы классифицируют устаревшие
слова? (историзмы и архаизмы). В чем их различие? Приведите примеры (барщина,
оброк, опричник/ злато, град, ланиты, цирюльник).
Продолжим
наше путешествие по морю слов. Мы остановимся на острове фразеологизмов.
Вспомним, что это за единицы языка. Для чего служат фразеологизмы? Приведите
примеры. Где чаще всего используются фразеологизмы? (в пословицах и
поговорках, в худ.лит-ре).
Сейчас
выполним письменно упражнение, чтобы научиться заменять фразеологизм одним
словом, задание №2. 1. Он направился в школу семимильными шагами. 2. Я
надеюсь на тебя как на каменную стену. 3. Говорить с ним как об
стенку горохом. 4. И прожили Иван да Марья душа в душу.
Хорошо
справились. Теперь усложним задание. Потренируемся в подборе
синонима-фразеологизма, задание №3(устно).1. Висеть на плечах-… 2. Между
молотом и наковальней-3. Мороз по коже дерёт-.. 4. Нести вздор-.. 5. Кот
наплакал-…6. Прикусить язык-…
Для
справок: наступать на пятки, между двух огней, мурашки по коже, пороть чушь,
нести ахинею, с гулькин нос, раз два и обчелся, держать язык за зубами.
|
-омонимы-
слова, которые произносятся/пишутся одинаково, но имеют различное лексическое
значение
-слова с
одинаковым/сходным лексическим значением
-слова с
противоположным лексическим значением
-слова с
противоположным лексическим значением
Читает
один ученик
(за счет
заимствований и неологизмов),
приводят
примеры неологизмов
-архаизмы
и историзмы (приводят свои примеры)
-
устойчивые сочетания слов
|
|
5
|
Обобщение
и систематизация знаний (7 минут)
|
Выводы
по уроку. –Что изучает лексика? Что такое лексическое значение слова? Каким
словарем нужно воспользоваться, чтобы узнать/уточнить лексическое значение
слова? Назовите, какие лексические единицы мы сегодня вспомнили/повторили?
|
|
|
6
|
Подведение
итогов (рефлексия)
(5
минут)
|
-Какое значение имеют знания, полученные вами сегодня на уроке?
-Как знание понятий из раздела «Лексика» пригодится вам в
жизни?
-Продолжите, пожалуйста, предложения:
- я познакомился с ...
-было непросто ...
-я добился ...
-у меня получилось ...
-хотелось бы ...
-мне запомнилось ...
Выставление оценок с комментариями
|
|
Познавательные
УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и
поискового характера), регулятивные (контроль в форме сличения способа
действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений
и отличий от эталона, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения
изученного), коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
русского языка, современных средств коммуникации)
|
7
|
Домашнее
задание (1 минута)
|
П.
55-66, у.794(у), 795(п)
|
|
Принцип
деятельности
Личностные
УУД (саморегуляция), познавательные самостоятельное создание способов решения
проблем поискового характера)
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.