Главная / Информатика / Открытый урок по теме "Создание релляционной базы данных"

Открытый урок по теме "Создание релляционной базы данных"

Скачать материал

Министерство образования Московской области

Московский Государственный Областной Университет

Фрязинский филиал










ПРОЕКТ УРОКА


По предмету: информатика и ИКТ

Тема: «Этапы разработки реляционной базы данных по странам».













Выполнила:

преподаватель информатики и ИКТ

Пысенкова

Любовь Алексеевна




2014




Тема урока: «Этапы разработки реляционной базы данных по странам».

Цель урока: Научиться создавать реляционную базу данных.


Задачи:


Обучающая:

  1. Дать представления по этапам создания баз данных.

  2. Обобщить и систематизировать процесс создания таблиц.

  3. Формировать умение редактирования таблиц.

  4. Повторить и закрепить знания о различных видах моделей данных.

Развивающая:

  1. Расширить кругозор учащихся в различных предметных областях.

  2. Развивать мышление (формировать умения выделять существенные признаки и свойства; устанавливать единые, общие признаки и свойства целого; классифицировать факты, делать обобщающие выводы).

  3. Развивать познавательные умения (формировать умения выделять главное, составлять план, наблюдать; развитие умений частично-поисковой деятельности).

Воспитательная:

  1. Воспитание у учащихся интереса и внимания к информационной культуре и происходящим в этой области процессам.

  2. Воспитание мотивации учащихся к учебной деятельности и к предмету.

Тип урока: комбинированный урок

Методы урока: словесный, наглядный, демонстрация, практический.

Средства обучения: презентации, наглядный материал, индивидуальные карточки.

Формы работы на уроке: парная и индивидуальная работа

Техническое оснащение: компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран.

Дидактический материал: лекционный материал, презентация разработки базы данных, презентация «Страны», тесты.


Хронометраж урока.


  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Проверка домашнего задания – 5 мин.

  3. Мотивация урока – 2 мин.

  4. Изучение нового материала – 20 мин.

  5. Практическая работа – 15 мин.

  6. Подведение итогов урока – 2 мин.

  7. Информация о домашнем задании – 1 мин.


На момент проведения урока


Учащиеся знают:

- понятие «предметная область»;

- зачем необходимо структурировать данные;

- основные понятия базы данных;

- основные особенности иерархической, сетевой и реляционной базы данных.


Учащиеся умеют:

- работать с инструментами СУБД;

- выделять классы, параметры и записи данных;

- вводить данные в СУБД.















Таблица 1

Ход урока

Обоснование деятельности учителя

Прогнозируемая деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Подготовка учащихся к работе на уроке

Готовность группы к работе

2. Проверка домашнего задания.

Давайте вместе вспомним, что мы с вами изучали на предыдущем уроке.

Мы с вами изучали тему: «Виды моделей баз данных», создавали пробную базу «Подмосковье». Повторение и закрепление материала предыдущего урока я предлагаю провести в виде теста. На карточках предложены вопросы по изученной теме и варианты ответов. Вам необходимо выбрать правильный вариант. На ответ вам дается 5 минут.

Результаты ответов я сообщу на следующем уроке.

Проверка домашнего задания проведена в виде теста. Учащимся предложены индивидуальные карточки с вопросами и вариантами ответов

Учащиеся заполняют тест и сдают листочки.

3.Мотивация урока

База данных - это информационный продукт, который, как правило, разрабатывает специалист по компьютерным технологиям. Создаваемая база данных предназначена либо для специалистов, работающих в данной предметной области, либо для широкого круга пользователей. В базе данных сами данные об объектах и их смысловая интерпретация отделены друг от друга и представлены в некоторой форме. Что упрощает управление действий над объектами.

Цель урока: Научиться создавать базы данных.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

4. Изучение нового материала.

Создание базы банных выполняется в три этапа. (Слайды )

Этап 1. Постановка задачи

На первом этапе разработки базы данных необходимо составить описание предметной области, о которой предстоит собирать сведения. Наиболее полное описание предметной области может наиболее точно определить конечную цель создания базы данных и конкретные задачи, которые она будет решать.

Например: Мы с вами выбирали предметную область - туристический бизнес. На сегодняшний день стремительно развивается рынок туристических услуг. Насыщенность рынка туризма разнообразными туристическими услугами велика. Осуществить выбор или предпочтение к чему-либо сложно из-за огромного потока информации. База данных туристических услуг поможет осуществить выбор.

Чтобы составить наиболее полное описание базы данных этой предметной области, вам потребуются знания из других дисциплин, а также из личного опыта.

Этап 2. Проектирование базы данных

На втором этапе выделяем объекты БД и их параметры.

В нашей предметной области мы выделяем следующие объекты – это страны. Для каждой страны, а у нас их – 15, мы определяем классы: столица, часть света, население, площадь, стоимость тура, количество дней и конечно фотографии.

Таким образом, анализ выделенных параметров, описывающих предметную область в целом, может привести к уточнению структуры базы данных.

Современные системы управления базами данных ориентированы на реляционную модель данных, поэтому после выделения классов и их параметров надо нарисовать реляционную модель.

Для таблицы необходимо описать Имена и Типы данных полей, определить ключевое поле.

Перечислите, какие имена и типы данных, ключевое поле могут быть в таблицах? Правильно, имена: страны, достопримечательности, население страны, площадь страны, столица страны и т.д. Тип данных: текстовый. Ключевое поле: порядковый номер или название страны.

А теперь давайте представим ту информацию, которую мы будем использовать для создания базы данных. Наша база данных будет состоять из 15 стран.

Этап 3. Создание базы данных в СУБД

Создание компьютерной модели подчиняется общей последовательности действий, типичных для любой СУБД:

1. Запуск программы Access и создание Новой базы данных.

2. Таблицу создаём в режиме конструктора.

3. Вводим параметры таблиц и задание типа данных.

4. Ввод значение данных в таблицы.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий с помощью презентации.

Учащиеся слушаю объяснение материала, смотрят презентацию, записывают этапы создания базы данных.


5. Практическая работа. (Слайды )

А теперь мы на практике попробуем создать базу данных туристической индустрии. Последовательность выполнения работы описана в третьем этапе и на индивидуальных карточках. Вы создаете таблицы по странам используя материал подготовленный к этому уроку. Ваша база данных должна состоять из двух таблиц:

Таблица 1. Страна.

Таблица 2. Форма.

Прежде чем приступить к практической работе повторим технику безопасности при работе на компьютере.

Закрепление первичных знаний и способов работы на практике.

Учащимся объясняется суть практического задания и напоминается последовательность создания базы данных, выдаётся практическое задание



Техника безопасности при работе на компьютере.

  • При работе на компьютере - соблюдайте правильную посадку.

  • Не вставать с рабочих мест, даже если в класс входит другой учитель.

  • Запрещается трогать провода и разъемы;

  • Запрещается включать и отключать аппаратуру без указания учителя;

  • При появлении запаха гари немедленно прекратить работу.

Повторение техники безопасности перед практической работой в виде фронтального опроса.

Учащиеся перечисляют основные пункты ТБ при работе на компьютере.

6.Подведение итогов урока.

Анализ и оценка за практическую работу

«5» - работа выполнена грамотно

«4» - работа выполнена с замечаниями

«3» - не завершена работа


Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

Получение достоверной информации о достижении планируемых результатов.

7. Информация о домашнем задании.

Изучить базу данных интернет-магазина

Дать домашнее задание и инструктаж по его выполнению

Записывают домашнее задание





Тесты по теме: БАЗЫ ДАННЫХ (ACCESS)

База данных задана в виде таблицы:



Фамилия

Имя

Вклад

Дата вклада

1

Петров

Николай

500

12.12.00

2

Сергеева

Ольга

1000

05.08.01

3

Петровский

Ефим

520

09.08.01

4

Сидорчук

Ярослав

300

12.12.01

5

Волчкова

Ольга

890

11.04.00

6

Иванов

Сергей

1005

13.05.02

7

Сидоров

Николай

100

12.04.01

8

Смирнов

Фёдор

650

05.08.01







Задание 1: Выберите вариант правильного ответа.

1. База данных содержит полей:
а) 5 б) 4 в) 8 г) 9 д) 32

2. База данных содержит записей:
а) 5 б) 4 в) 8 г) 9 д) 32

3. Поля, содержащие числовые данные, имеют имя:

а) Вклад б) Дата вклада в) №, Вклад г) Имя, №, Вклад
д) №, Вклад, Дата вклада

4. Структура БД изменится, если:

а) Добавить/удалить поле

б) Отредактировать запись

в) Поменять местами запись

г) Добавить запись

д) Удалить запись

5. База данных «Расписание самолетов» задана таблицей.

Какие поля имеют тип «Дата/Время»?


Аэропорт назначения

день недели

Время вылета

Тип самолёта

1

Москва

Понедельник

7:40

Ту-154

2

Москва

Среда

7:40

Ту-154

3

Москва

Пятница

7:40

Ту-154

4

Краснодар

Среда

11:30

Ан-24

5

Москва

Вторник

18:40

Ту-154

6

Москва

Суббота

18:40

Ту-154

7

Сочи

Суббота

13:20

Ан-24

8

Москва

Суббота

8:50

Ту-154





а) День недели

б) Время вылета

в) День недели и время вылета

г) Время вылета и тип самолета

д)Тип самолета

1

2

3

4

5









Приложение 1

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса. Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

1.



2.

Этапы создания БД в MS Access

Реляционные базы данных

Интернет



Интернет

Презентации: «Страны», «Создание БД в MS Access»















Приложение 2.


Задание для практической работы

Примерная информационная модель - «Турагентство»

  • Австрия

  • Великобритания

  • Греция

  • Афганистан

  • Монголия

  • Япония

  • Франция

  • Швеция

  • Египет

  • Сомали

  • США

  • Аргентина

  • Мексика

  • Мальта

  • Монако

Страна

Столица

Часть света

Население

(тыс.чел)

Площадь

(тыс. кВ. м)

Стоимость

(руб)

Кол-во дней

Фотография

Австрия

Вена

Европа

7 513

84

37 920

7

Тип поля ВЛОЖЕНИЕ

Великобритания

Лондон

Европа

55 928

244

27 783

7

Греция

Афины

Европа

9 280

132

30 168

7

Афганистан

Кабул

Азия

20 340

647

14 550

7

Монголия

Улан-Батор

Азия

1 555

1565

20 000

5

Япония

Токио

Азия

114 276

372

46 808

10

Франция

Париж

Европа

53 183

551

30 540

7

Швеция

Стокгольм

Европа

8 268

450

18 450

10


Египет

Каир

Африка

38 740

1001

8820

7


Сомали

Могадишо

Африка

3 350

638

25000

10


США

Вашингтон

Америка

217 700

9363

92760

7


Аргентина

Буэнос-Айрес

Америка

26 060

2777

30 168

15


Мексика

Мехико

Америка

62 500

1973

75960

13


Мальта

Валлетта

Европа

330

0,3

25920

7


Монако

Монако

Европа

25

0,2

59300

7




Приложение 2


Таблица 2.



ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса. Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

1.



2.

Этапы создания БД в MS Access

Реляционные базы данных

Интернет



Интернет

Презентации: «Страны», «Создание БД в MS Access»







Открытый урок по теме "Создание релляционной базы данных" Скачать материал
  • Информатика
Описание:

Разработка открытого урока по теме "Создание релляционной базы данных". 

Цель урока: Научиться создавать реляционную базу данных.

 Задачи:

 Обучающая:

1.  Дать представления по этапам создания баз данных.

2.   Обобщить и систематизировать процесс создания таблиц.

3.   Формировать умение редактирования таблиц.

4. Повторить и закрепить знания о различных видах моделей данных.

Развивающая:

1.     Расширить кругозор учащихся в различных предметных областях.

2.     Развивать мышление (формировать умения выделять существенные признаки и свойства; устанавливать единые, общие признаки и свойства целого; классифицировать факты, делать обобщающие выводы).

 

3.     Развивать познавательные умения (формировать умения выделять главное, составлять план,  наблюдать; развитие умений частично-поисковой деятельности). 

Автор Пысенкова Любовь Алексеевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 714
Номер материала 22594
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓