Инфоурок Русский язык КонспектыОткрытый урок по русской литературе в 9- классе Тема урока: Л. Н. Толстой. Нравственные уроки рассказа «Холстомер».

Открытый урок по русской литературе в 9- классе Тема урока: Л. Н. Толстой. Нравственные уроки рассказа «Холстомер».

Скачать материал

Открытый урок по русской литературе в 9- классе предоставила Л.М.Декеева

Тема урока: Л. Н. Толстой. Нравственные уроки рассказа «Холстомер».

Цели:

1) Образовательная: рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.

2) Развивающая:

формировать умение анализировать текст художественного произведения;

развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев – обобщать, делать выводы;формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;учить сжато излагать повествовательный текст;развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

3) Воспитательная:

воспитание общечеловеческих ценностей;умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.

План урока:

  1. Организационный момент (приветствие учителя и учащихся, подготовка к работе), слайд – заставка №1.

2. Проверка домашнего задания .Сравнительная характеристика героев).- устная работа по вопросам.

3. Новая тема . Вступительное слово учителя (сообщение темы и постановка целей урока учащимся). Эпиграф урока.

Пути от дома к лавке, от дома к храму, от дома к старшему человеку этого селения, все эти пути истоптаны.Но великие пути литературы и энергии заблуждения святы.И этот путь для себя, для самого себя и для того, чтобы человек, как говорится, не эксплуатировал человека, чтобы они были своими.

Л.Н.Толстой

Биография Л.Н.Толстого

Холстомер

Рассказ «Холстомер» был задуман Толстым еще в 1856 г., но к работе над ним писатель приступил лишь в 1863 г. Однако и на сей раз рассказ остался незаконченным. Лишь через 20 с лишним лет, в 1885 г., Лев Толстой окончательно обработал

его для печати.

В рассказе «Холстомер» Лев Толстой описывает жизнь рысака — от рождения до жалкой и печальной старости. Но к этому не сводится содержание рассказа. Лев Толстой с большой силой осудил в нем ложь и уродство жизни людей аристократического круга.

Старый и больной мерин Холстомер (это прозвище, имя коня было Мужик первый) рассказывает другим лошадям в табуне свою историю. Он был породистым жеребцом, однако имел дефект породы — пежины (белые пятна). С самого детства из-за окраса Холстомер считался лошадью «второго сорта», хотя был очень быстр. И из толкового словаря: "Пегий. Пятнистый, пёстрый, с большими крапинами-пежинами (о масти лошадей)".

4.Выборочное чтение по главам:

1. «Старый Холстомер в табуне», « Молодость Холстомера », «Холстомер у кн. Серпуховского», «Холстомер в старости».

5. Устная работа по вопросам (слайд № 2).

- тема художественного произведения;

- идея художественного произведения;

- композиция художественного произведения (слайд № 3).

6.Сопоставительная таблица

7. Связь с сегодняшней жизнью.

а/Работа в группах (обсуждение индивидуальных вопросов).(слайд-коллаж №5

hello_html_m2c7f5346.jpg

Этот вопрос обсуждается всеми участниками группы. На обсуждение 1-2 мин.

б/ Видеоролик. «Интервью из дома престарелых»


8. Устная работа по вопросам:

Итак, аналитическая беседа (о лошади) по вопросам.

Каким чувством проникнуты воспоминания автора о лошади?

Что еще запомнилось автору в портрете лошади? 

Как относилась в конюшне к старому мерину? 

Почему автор «невольно» содрогнулся, когда прочитывали конец рассказа? 

-язык рассказа (слайд №6).

9. Итог урока (выводы). Слово учителя.

Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой рассказе?(слайд№11 нравственность)

В чём смысл названия рассказа? ).

Тема – это круг жизненных явлений, изображённых в произведении. Круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Идея  это главная мысль произведения. Лев Толстой - русский писатель, классик отечественной и мировой литературы. Табун лошадей и жизнь одной лошади среди других в рассказе «Холстомер» — метафора современного общества. Лошади очеловечены, наделены людскими чувствами: жестокостью и жалостью, весельем и грустью, завистью и гордостью, беспечностью молодости и угрюмым сознанием своей дряхлой старости. Более всего очеловечен главный персонаж – мерин Xолстомер, печальная история жизни которого мы прочитали сегодня…

Таков герой повести «Холстомер» (законченной в 1885 г.) князь Серпуховской. Повесть построена на контрасте фальшивой, бессмысленной, искусственной жизни барина и естественного, народного начала, воплощенного в лошади по кличке Холстомер. Для писателя природа-, близость к ее вечным законам всегда были критериями гармонии и красоты.

В конце повести  Толстой рассказывает,  как просто,  в соответствии с законами природы заканчивается жизнь лошади, и что случилось с барином, который был внутренне мертв всегда: «Ходившее по свету, евшее и пившее  мертвое тело Серпуховского убрали в землю гораздо после».

- Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

(слайд №9)

Ответ. Через этот образ автор хочет показать нравственное состояние человека. В конце повести  Толстой рассказывает,  как просто,  в соответствии с законами природы заканчивается жизнь лошади ,и что случилось с барином, который был внутренне мертв всегда: «Ходившее по свету, евшее и пившее  мертвое тело Серпуховского убрали в землю гораздо после».

Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова:

«То что мы сделаем сегодня, может отражаться на завтрашнем дне.

На всё добро ответим мы добром,

На всю любовь ответим мы любовью».(слайд №12)

10. Оценивание учеников.

11. Домашнее задание. Составить небольшой рассказ на тему: «История жизни старой лошади.»


































ГКУ «Есет мектеп – балабақша кешені»







Отркрытый урок


«Л.Н.Толстой. «Холстомер»

9- класс


hello_html_m22564844.jpg









Провела: учитель русского языка Декеева Л.М.



Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок по русской литературе в 9- классе Тема урока: Л. Н. Толстой. Нравственные уроки рассказа «Холстомер»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Редактор

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Цели:

1) Образовательная: рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.

2) Развивающая:

формировать умение анализировать текст художественного произведения;

развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев – обобщать, делать выводы;формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;учить сжато излагать повествовательный текст;развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

3) Воспитательная:

воспитание общечеловеческих ценностей;умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 602 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.03.2015 799
    • DOCX 206 кбайт
    • 11 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Декеева Лиза Маратовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Декеева Лиза Маратовна
    Декеева Лиза Маратовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 71068
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 630 человек

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 313 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 215 человек

Мини-курс

Анализ межпредметных связей: связь педагогики с научными дисциплинами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе