Урок русского
языка в шестом классе
Тема
"Буквы О и Е после шипящих на конце наречий".
Цель
урока:
Способствовать
формированию умений правильно писать наречия с буквами о и е после шипящих на
конце наречий.
Задачи:
Предметные:
Знать
правило правописания о и е после шипящих на конце наречий, уметь применять
способ действия при выборе гласной в суффиксах наречий.
Метапредметные:
Личностные
УУД:
-
формировать познавательную мотивацию путём создания проблемной ситуации,
-
формировать умение работать в группе,
-
формировать способность к самооценке своей учебной деятельности.
Регулятивные
УУД:
-
формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу
обучения,
-
формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат
своих действий,
-
овладевать умениями выполнять учебные действия в устной и письменной речи,
-
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,
-высказывать
своё предположение,
-
формировать умение анализировать, сопоставлять, делать вывод.
- умение
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе,
- осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Познавательные
УУД:
-
формировать познавательную мотивацию на основе эмоциональной
-
поиск и выделение необходимой информации,
-
осуществлять умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии,
-
уметь ориентироваться в своей системе знаний,
-
отличать новое от уже известного,
-добывать
новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, тетрадь,
информацию, полученную на уроке,
-
постановку и формулирование проблемы,
-
установление причинно-следственных связей,
-
построение логической цепи рассуждений,
-самостоятельное
создание способов решения поискового характера.
Коммуникативные
УУД:
- умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками,
-
понимать задаваемые вопросы,
-
выражать свою точку зрения,
-
адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
План
урока:
- Организационный
момент.
- Мотивационный
момент.
- Повторение
и систематизация изученного.
- Организация
целеполагания.
- Объяснение
нового материала
- Формирование
знаний и умений.
а) работа по учебнику
- Разминка.
а) объяснительный диктант
б) переконструирование слов и предложений.
- Обобщение.
- Организация
домашнего задания.
Учебные
материалы:
учебник
русского языка, рабочая тетрадь, текст и таблица, тесты для
индивидуальной работы .
Ход урока
1.
Организационный момент
Учитель
приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
2.
Проверка домашнего задания
-
Откройте тетради с домашней работой. Какие орфографические правила вы
повторили, выполняя упражнение 236? (Одна -н- и две буквы -нн- в наречиях на
О-Е, прилагательных, образованных от существительных)
-
Найдите в упражнении наречие. Сколько в нём написали -н- и почему?
Расскажите
о правописании -н- и -нн- в наречиях на О-Е.
-
Запишем число, классная работа .
3.
Актуализация и мотивация опорных знаний.
.
Послушайте стихотворение. Скажите, на какую орфограмму намекает нам это
стихотворение? Вспомним сегодня эти правила.
Ш_рох
шепчется с реч_нкой
Про мальчиш к, про девч_нок,
И про
пч..лку, про больш..й.
Про скворч..нка и ш..фёра.
Ш..пот слышится про тех
тех,
кто был врач_м,
Кузнецом и скрипа_ом,
Про
парч..вый, реч..вой
Про
грушевый и крыж..вник.
Навостри-ка
уши, внимательно послушай.
4.
Организация целеполагания.
- А мы какую часть речи изучаем?
Сформулируем тему урока и
запишем ее в тетрадь.
Какова цель нашего урока? Что
мы должны узнать, чему научиться?
- Ребята, запишите тему нашего
урока: “Буквы О и Е после шипящих на конце наречий”.
а) Работа с текстом.
Светало,
и мне пора было отправиться в дорогу. Пройдя через овражек, я попал на берег
хорошо знакомой мне речонки и быстро отыскал лодку. Перед отплытием я
проверил содержание моего дорожного черного мешочка. Не забыл я и про своё
хорошее старинное ружьецо.Через три часа за поворотом реки на фоне свинцовых
туч у горизонта показались золотые купола церкви. Проплыв через камышовые
заросли, я пристаю к берегу и делаю глоток свежего воздуха. Привязываю лодку
за сучок дерева, располагаюсь на берегу. Летом
все в лесу живет своей жизнью. На полянке летают пчелы, слышится шепот и шорох
осиновых листьев, парчовой красотой блистают бабочки. (На макушке дерева громко
кукует кукушка и, точно поперхнувшись, торжествующе вдруг замолкает).
Неподалеку на сучок дуба уселась белка. На берегу мелкой речонки стало свежо и
горячо от солнечных лучей.
Учащиеся
делятся на четыре группы. Каждой группе учитель раздаёт карточки с текстом и
таблицей. Учащиеся выполняют задание по данному тексту, отвечая устно на
вопросы учителя.
o – ё
после
шипящих в
слова
|
o – e
после
шипящих и ц в ^ и □ существи-тельных
|
o – e
после
шипящих и ц в ^ и □ прилага-тельных
|
о– e
после
шипящих в ^ наречий
|
Задание.
1. Перед
вами текст. Прочитайте его выразительно. Определите, к какому стилю речи он
относится. Обоснуйте свой ответ. (Художественный.)
2.
Определите тип речи. (Повествование с элементами описания: “золотые купола”,
“свинцовые тучи”.)
3.
Какова тема текста? (Подготовка к охоте.)
4.
Определите основную мысль текста. Придумайте заглавие текста, чтобы в нём
отразилась основная мысль. (В предвкушении удачной охоты.)
Объясните
правописание слов :отправиться, лодку, содержание, отыскал, пристаю,
привязываю, старинное, располагаюсь.
По
составу разобрать располагаюсь. Синтаксический разбор Не забыл я и про
своё хорошее старинное ружьецо.
Морфологический
разбор своё
Физминутка взять
друг друга за руки, пожать их, поднять вверх, опустить вниз, громко хлопнуть в
ладоши. Какая часть речи помогла описать наши действия?
Задание
по группам.
1.
Найдите в тексте слова с гласными О-Е-Ё после шипящих (и Ц) и запишите по орфограммам.
2.
Обозначьте орфограммы и условия их выбора.
1
группа: В первую колонку выписать слова с О-Ё после шипящих в корне слова.
(чёрного, шёпот и шорох
2
группа: Во вторую выписать слова с О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и
окончаниях существительных. (овражек, речонки, мешочка, ружьецо, сучок
3
группа: В третью выписать слова с О-Е после шипящих и Ц в окончаниях
прилагательных., хорошее, свежего.
4
группа В четвертую выписать слова с О_Е после шипящих в суффиксах
прилагательных (свинцовый, камышовый, парчовой, камышовой
-
Проверяем выполненное задание.
Модельный
ответ.
1.
Прочитать слова, которые выписали в колонки.
2.
Объяснить в словах орфограммы.
3.
Рассказать правила.
4.
Освоение нового материала.
5.
Объяснение нового материала (проблемная ситуация)
а)
Сравните:
В
каких случаях после шипящих на конце наречий пишется о, в
каких е?
Вывод: в
суффиксах наречий после шипящих в ударном положении пишется о, в
безударном – е.
Вывешивается
схема:
-
Выпишите из текста наречия, в которых после шипящих пишется О-Е.
-
Напишите в эту колонку слово “певуче”. В какой части слова стоят буквы О и Е
после шипящих? - По аналогии с правилом о правописании О-Е в суффиксах
существительных и прилагательных сформулируйте правило правописания О-Е после
шипящих на конце наречий.
-
Сверьте с правилом учебника на с.111. Обозначьте в записанных наречиях
орфограмму №60. Слово – исключение “ещё” запишите в тетрадь.
- Какие условия
определяют выбор букв “О-Е-Ё” после шипящих и Ц? (Вывод: часть
речи, часть слова, ударение).
Со словом-исключением
составьте предложение.
6. Формирование
знаний и умений.
а)
работа по учебнику – упр. 241(Освоение способа проверки,
применение трёх условий выбора орфограммы.)
(Спишите,
обозначая изучаемую орфограмму.)
Индивидуальное
задание :Отдельная группа учащихся составляет предложения с любыми из этих
наречий.
Цель: научиться
графически обозначать изучаемую орфограмму
Ученики
объясняют написания слов, которые даны в упражнении и выделяют правильно
орфограмму.
2.
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия их выбора.
б)
Переконструирование слов и предложений.
Подобрать
к прилагательным однокоренные наречия с о, е после шипящих
Цель: учиться
образовывать от прилагательных однокоренные наречия, правильно писать их.
- Неуклюжий
- Зовущий
- Горячий
- Свежий
Каким способом мы образовали
слова?
в)
Переделать предложения так, чтобы прилагательные стали наречиями.
Цель: умение
правильно употреблять наречия в речи.
Повеяло
свежим ветром. Над голубым небом раскинулись могучие кроны старых дубов.
Один
человек объясняет решение группы. Производит взаимопроверку, рефлексию.
6.
Самопроверка
Тестирование.
Учащиеся
выполняют тест на отдельных листах. Сверяют свои ответы с правильными ответами,
записанными на доске. Ставят констатирующую оценку на основе инструментария
проверки. Исправляют свои ошибки с комментарием.
Инструментарий
проверки.
“5” -
3 правильных ответа
“4” -
2 правильных ответа
“3” -
1 правильный ответ
“2” -
не выставляется
7.
Подведение итогов.
8. Обобщение.
- Какие
условия необходимо учитывать при написании гласных о, е
после шипящих в разных частях
речи?
- Опираясь
на схемы, составьте монологическое высказывание на
грамматическую тему.
3.
Какие правила по аналогии можно сгруппировать?
Закончите
фразу:
Сегодня
на уроке я узнал…
Сегодня
на уроке я похвалил себя за..
Оценки,
обоснование.
9.
Домашнее задание. Со словами из упр. 243 составить текст из 5-7 предложений,
выучить орф. 60, стр. 111
10.
Рефлексия.
Я
доволен своей работой на уроке, потому что….
Я
недоволен своей работой, потому что…
-
Сегодня на уроке мы повторяли ….
- Я узнал, что …
- Я научился и никогда не сделаю ошибки в …
- Я буду стараться …
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.