Инфоурок Литература Другие методич. материалыОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ "Подготовка к сочинению на общественную тему о Великой Отечественной войне"

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ "Подготовка к сочинению на общественную тему о Великой Отечественной войне"

Скачать материал

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

Тема.     Подготовка к сочинению на общественную тему о         

                 Великой Отечественной войне.

                                 

Цель:  1) вспомнить годы войны, героизм защитников Отечества, поработать  

                над умением собирать материал по теме, соответствующий виду 

                сочинения (сочинение – вопрос, сочинение – повествование,

                 сочинение - рассуждение), вырабатывать умение правильно 

                излагать свои мысли, раскрывать тему, доказывать свою точку

                зрения, подбирая нужные аргументы.

             2) воспитывать чувство любви к Родине, благодарность людям,

                 отстоявшим мир, победившим врага, бережное отношение к

                 людям, своей земле.

 

Оборудование: репродукции, фотографии о войне, выставка книг о войне,

                           портреты героев войны.

 

                                                                  

                                                                 Кто говорит, что на войне нестрашно,

                                                                 Тот ничего не знает о войне.

                                                                                                          Ю. Друнина.

                                           

                                       

 

 

Ход урока.

 

I. Тема урока.

Слово учителя о цели урока.

Война … короткое, но очень страшное слово, которое несет кровь, смерть, разлуку, страх всем людям, разрушение мирной, налаженной жизни, планов, целей людей. Когда враг твою Родину, твой город, улицу, дом хочет покорить, уничтожить, заставить тебя стать рабом, забыть твой язык, близких.

70 лет назад, 22 июня 1941 г., в воскресенье, в 4 часа утра вероломно, нарушив Пакт о ненападении, фашистская Германия напала на Советский Союз. В это трудно было поверить. Выпускники школ возвращались с выпускного бала, мечтая о поступлении в институты, кто-то отправлялся на отдых к морю.

И вдруг из репродукторов диктор Левитан сообщил о начале войны…

Вскоре зазвучали слова песни В. Лебедева – Кумача:

Вставай, страна огромная,

Вставай, на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, -

Идет война народная, -

Священная война !

И все люди в едином порыве бросились к военкоматам, чтобы встать на защиту своей Родины. Наверное, нет ни одной семьи, которой бы не коснулась война, не забрала любимых, родных людей, не искалечила судьбы целого поколения. Жизнь теперь делилась на две части: до войны и после войны.

Моя мама, Манакова Александра Ильинична, воспитывалась в детском доме, так как в 30-е годы от голода умерли ее родители. Когда началась война, 11 детских домов погрузили на огромную баржу и отправили в эвакуацию в Узбекистан, где она пробыла пять лет, собирала хлопок, работала в швейной мастерской, шила рубашки на фронт, затем работала на фабрике с другими детьми. Детскими глазами она видела войну, помнит пайку хлеба, которой не могла наесться.

Многие писатели, поэты ушли на фронт в качестве военных корреспондентов. Создали замечательные стихи, поэмы, романы о войне. А сколько фильмов снято о войне. Когда смотришь их, от волнения и ужаса замирает сердце.

Откуда люди брали мужество и терпение, стойкость и силу духа? Я думаю, в любви к Родине и ненависти к врагу.

О войне можно говорить очень много. В этом году мы будем отмечать 70-е со дня Победы над врагом. День Победы – это самый главный праздник всех людей.

Мы будем готовиться к сочинению о Великой Отечественной войне. Я предлагаю три темы:

1. Что я знаю о Великой Отечественной войне?

2. Великая Отечественная война в жизни моей семьи.

3. Нужно ли сегодняшнему поколению знать о Великой Отечественной войне?

Беседа:

- Что общего в этих темах? ( Все о войне ).

Но они все разные.

1-я тема – тема-вопрос, требующая определенной информации, знаний о войне. Это глобальная, объемная тема. И здесь учащиеся должны честно сказать тебе:

- Да, я мало знаю о войне.

- Да, я много читал, много знаю о войне.

- Нет, я совсем ничего не знаю о войне.

Эта (1-я тема) не требует рассуждения, но требует вывода.

(1- См. Текучев А. В. «Методика русского языка в средней школе».)

В огромном материале нужно выбрать тот, о котором вы хотели бы рассказать подробнее.

Историческая справка, (вступление), подпольное движение в Крыму, в Симферополе, партизанское движение и т.д. (основная часть). Заключение. Это будет сочинение – повествование, ответ на поставленный вопрос.

Для написания  второй темы нужна предварительная работа. Это личная тема.

В основной части нужно рассказать о ваших прадедушках и прабабушках, участвовавших в войне. Поделиться их воспоминаниями, рассказать о семейных реликвиях: старых фотографиях, письмах – треугольниках, пожелтевших газетах, наградах, которые хранятся в семейных архивах, оружии, осколках, касках и фронтовых котелках.

Самая интересная, но и самая трудная третья тема. Это сочинение – рассуждение. И здесь я задала вопрос ребятам:

- Почему проще повлиять на молодежь?

Например, на вас, а не на меня, людей более старшего поколения?

И здесь я напомнила ребятам фрагмент из прекрасного фильма о войне «Семнадцать мгновений весны», в котором есть разговор Мюллера и Штирлица.

Мюллер говорит:

- Сколько вам будет через двадцать лет?

- Семьдесят.

- Вы счастливый, вы еще увидите.

Пройдет двадцать лет, и мы все начнем с нуля. Если вы увидите, что кто-то вместо приветствия вскинет руку и скажет «Хайль», знайте, там нас ждут.

На занятиях «Литературной гостиной» я прочитала учащимся отрывок из газеты «2000», который меня потряс своим пророчеством:

В конце Великой Отечественной войны руководитель американской разведки Ален Далес говорил о далеко идущих планах США: «Окончится война, все как-то утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, все золото, всю мощь на оболванивание и одурачивание людей. Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства. В управлении государством мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом, предательство, национализм и вражда народов… - все это расцветет махровым цветом. Мы будем уничтожать основы духовной нравственности. Мы будем бороться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов».

Я задала ребятам вопрос:

- Не кажется ли вам, что многое из далеко идущих планов США, к сожалению, воплотилось в нашу жизнь?

- Какие, например?

Насилие, алкоголизм, наркомания, предательство, национализм, взяточничество, хамство, безнравственность, стремление к наживе.

Появляются различные неофашистские организации. Ссорят братские народы, сталкивают в войне.

В этой теме вы должны высказать свою точку зрения, думать, аргументировать, рассуждать. Это будет сочинение – рассуждение, в котором вы выделите 3 части:

1. Тезис.

2. Доказательство.

3. Вывод.

Заканчивая разговор, делая вывод, я говорю ребятам, что во все времена перед человеком возникает проблема выбора. И важно уметь сделать  выбор правильно. Об этом говорит Василий Федоров в стихотворении «Сердца».

Все испытав, мы знаем сами,

Что в дни психических атак,

Сердца, не занятые нами,

Не мешкая, займет наш враг.

Займет, сводя все те же счеты,

Займет, засядет нас разя…

Сердца! Да это же высоты,

Которых отдавать нельзя.

На дом: написать сочинение на одну из тем.               

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ "Подготовка к сочинению на общественную тему о Великой Отечественной войне""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Нутрициолог

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема. Подготовка к сочинению на общественную тему о Великой Отечественной войне. Цель: 1) вспомнить годы войны, героизм защитников Отечества, поработать над умением собирать материал по теме, соответствующий виду сочинения (сочинение – вопрос, сочинение – повествование, сочинение - рассуждение), вырабатывать умение правильно излагать свои мысли, раскрывать тему, доказывать свою точку зрения, подбирая нужные аргументы. 2) воспитывать чувство любви к Родине, благодарность людям, отстоявшим мир, победившим врага, бережное отношение к людям, своей земле. Оборудование: репродукции, фотографии о войне, выставка книг о войне, портреты героев войны. Кто говорит, что на войне нестрашно, Тот ничего не знает о войне. Ю. Друнина. Ход урока. I. Тема урока. Слово учителя о цели урока. Война … короткое, но очень страшное слово, которое несет кровь, смерть, разлуку, страх всем людям, разрушение мирной, налаженной жизни, планов, целей людей. Когда враг твою Родину, твой город, улицу, дом хочет покорить, уничтожить, заставить тебя стать рабом, забыть твой язык, близких. 70 лет назад, 22 июня 1941 г., в воскресенье, в 4 часа утра вероломно, нарушив Пакт о ненападении, фашистская Германия напала на Советский Союз. В это трудно было поверить. Выпускники школ возвращались с выпускного бала, мечтая о поступлении в институты, кто-то отправлялся на отдых к морю. И вдруг из репродукторов диктор Левитан сообщил о начале войны… Вскоре зазвучали слова песни В. Лебедева – Кумача: Вставай, страна огромная, Вставай, на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой. Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, - Идет война народная, - Священная война ! И все люди в едином порыве бросились к военкоматам, чтобы встать на защиту своей Родины. Наверное, нет ни одной семьи, которой бы не коснулась война, не забрала любимых, родных людей, не искалечила судьбы целого поколения. Жизнь теперь делилась на две части: до войны и после войны. Моя мама, Манакова Александра Ильинична, воспитывалась в детском доме, так как в 30-е годы от голода умерли ее родители. Когда началась война, 11 детских домов погрузили на огромную баржу и отправили в эвакуацию в Узбекистан, где она пробыла пять лет, собирала хлопок, работала в швейной мастерской, шила рубашки на фронт, затем работала на фабрике с другими детьми. Детскими глазами она видела войну, помнит пайку хлеба, которой не могла наесться. Многие писатели, поэты ушли на фронт в качестве военных корреспондентов. Создали замечательные стихи, поэмы, романы о войне. А сколько фильмов снято о войне. Когда смотришь их, от волнения и ужаса замирает сердце. Откуда люди брали мужество и терпение, стойкость и силу духа? Я думаю, в любви к Родине и ненависти к врагу. О войне можно говорить очень много. В этом году мы будем отмечать 70-е со дня Победы над врагом. День Победы – это самый главный праздник всех людей. Мы будем готовиться к сочинению о Великой Отечественной войне. Я предлагаю три темы: 1. Что я знаю о Великой Отечественной войне? 2. Великая Отечественная война в жизни моей семьи. 3. Нужно ли сегодняшнему поколению знать о Великой Отечественной войне? Беседа: - Что общего в этих темах? ( Все о войне ). Но они все разные. 1-я тема – тема-вопрос, требующая определенной информации, знаний о войне. Это глобальная, объемная тема. И здесь учащиеся должны честно сказать тебе: - Да, я мало знаю о войне. - Да, я много читал, много знаю о войне. - Нет, я совсем ничего не знаю о войне. Эта (1-я тема) не требует рассуждения, но требует вывода. (1- См. Текучев А. В. «Методика русского языка в средней школе».) В огромном материале нужно выбрать тот, о котором вы хотели бы рассказать подробнее. Историческая справка, (вступление), подпольное движение в Крыму, в Симферополе, партизанское движение и т.д. (основная часть). Заключение. Это будет сочинение – повествование, ответ на поставленный вопрос. Для написания второй темы нужна предварительная работа. Это личная тема. В основной части нужно рассказать о ваших прадедушках и прабабушках, участвовавших в войне. Поделиться их воспоминаниями, рассказать о семейных реликвиях: старых фотографиях, письмах – треугольниках, пожелтевших газетах, наградах, которые хранятся в семейных архивах, оружии, осколках, касках и фронтовых котелках. Самая интересная, но и самая трудная третья тема. Это сочинение – рассуждение. И здесь я задала вопрос ребятам: - Почему проще повлиять на молодежь? Например, на вас, а не на меня, людей более старшего поколения? И здесь я напомнила ребятам фрагмент из прекрасного фильма о войне «Семнадцать мгновений весны», в котором есть разговор Мюллера и Штирлица. Мюллер говорит: - Сколько вам будет через двадцать лет? - Семьдесят. - Вы счастливый, вы еще увидите. Пройдет двадцать лет, и мы все начнем с нуля. Если вы увидите, что кто-то вместо приветствия вскинет руку и скажет «Хайль», знайте, там нас ждут. На занятиях «Литературной гостиной» я прочитала учащимся отрывок из газеты «2000», который меня потряс своим пророчеством: В конце Великой Отечественной войны руководитель американской разведки Ален Далес говорил о далеко идущих планах США: «Окончится война, все как-то утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, все золото, всю мощь на оболванивание и одурачивание людей. Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства. В управлении государством мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом, предательство, национализм и вражда народов… - все это расцветет махровым цветом. Мы будем уничтожать основы духовной нравственности. Мы будем бороться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов». Я задала ребятам вопрос: - Не кажется ли вам, что многое из далеко идущих планов США, к сожалению, воплотилось в нашу жизнь? - Какие, например? Насилие, алкоголизм, наркомания, предательство, национализм, взяточничество, хамство, безнравственность, стремление к наживе. Появляются различные неофашистские организации. Ссорят братские народы, сталкивают в войне. В этой теме вы должны высказать свою точку зрения, думать, аргументировать, рассуждать. Это будет сочинение – рассуждение, в котором вы выделите 3 части: 1. Тезис. 2. Доказательство. 3. Вывод. Заканчивая разговор, делая вывод, я говорю ребятам, что во все времена перед человеком возникает проблема выбора. И важно уметь сделать выбор правильно. Об этом говорит Василий Федоров в стихотворении «Сердца». Все испытав, мы знаем сами, Что в дни психических атак, Сердца, не занятые нами, Не мешкая, займет наш враг. Займет, сводя все те же счеты, Займет, засядет нас разя… Сердца! Да это же высоты, Которых отдавать нельзя. На дом: написать сочинение на одну из тем.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 087 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2020 972
    • DOCX 27.5 кбайт
    • 34 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гаррес Владимир Владимирович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гаррес Владимир Владимирович
    Гаррес Владимир Владимирович
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 69740
    • Всего материалов: 208

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 229 человек

Мини-курс

Стратегия продаж и продуктовая линейка: успех в современном бизнесе

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Hard-skills современного педагога

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Стартап: от идеи к успеху

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов