Конспект открытого урока
Урок
русского языка во 2-м классе по теме: "Безударные гласные звуки.
Обозначение их на письме"
Цель:
Совершенствовать
умения подбирать проверочные слова и обосновывать написание гласной в
безударном слоге.
Задачи:
-закреплять
умения применять алгоритм правильного написания безударной гласной,
-умение
различать словарные слова от слов с проверяемыми написаниями;
-учить
делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы.
Развивать
орфографическую зоркость, речь, мышление, память, внимание.
Способствовать
созданию положительного настроя на уроке,
-воспитанию
дружеского отношения друг к другу, уважения к мнению других,
-
умения слушать,
-умение
договариваться через организацию совместной деятельности (групповую работу).
Ход урока
1. Организационный
момент.
- Запишите число,
классная работа.
2. Разминка
«Доскажи словечко».
- Когда мы
говорим, мы произносим… (звуки).
-Звуки бывают … и
… (гласные и согласные).
- Звуки, которые
произносятся с голосом, свободно, не встречая во рту преград, называются…
(гласные).
- Гласные, которые
находятся под ударением, называются … (ударные).
- Гласные, на
которые не падает ударение, называются … (безударные).
3. Минутка
красивого письма.
На доске: а
о я и е ё
- К какой группе
относятся эти буквы? (Гласные.)
-
На какие группы их можно разделить?
Давайте
пропишем эти буквы. Посмотрите, нет ли среди них лишней? (Буква ё. Она всегда находится
под ударением.)
4. Постановка
проблемы урока.
– Я хочу
прочитать вам рассказ.
Петя
написал своему другу Саше записку: «Приходи сегодня вечером с мечом,
сыграем». Саша записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет, - сказал товарищам Петя. – Сашка принесет». Пришел Саша, а в руках
у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется
поиграть в футбол.
– Почему так
получилось?
– Какое правило не
знал Петя?
– А нам с вами нужно
знать это правило? Для чего?
– Как правильно
записать это слово?
С м…чом –
мяч - с мячом (запись в тетрадях).
5. Постановка
темы и цели урока.
– Кто может назвать тему нашего урока? (Тема
урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».)
Мы
сегодня как настоящие ученые будем исследовать безударные гласные в корне слова
и сделаем для себя небольшое открытие о безударных гласных.
–
Какие цели поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова с
безударной гласной в корне.)
6. Актуализация
знаний.
- Давайте вспомним
алгоритм проверки безударной гласной.
Алгоритм
1. Прочитать
слово.
2. Поставить
ударение.
3. Определить
безударную гласную.
4. Подобрать
проверочное слово.
7. Орфографический
тренинг. Отработка умения проверять безударную гласную.
-
Вот мы сейчас проверим, как работает алгоритм. Сейчас вам нужно отгадать
загадку, найти в слове безударную гласную, проверить ее и записать слово в
тетрадь.
(СЛАЙД)
Летом
зеленеет,
Осенью
желтеет. (Трава
- травы.)
В лесу
темно, все спят давно.
Одна птица
не спит, на суку сидит,
Мышей
сторожит. (Сова - совы.)
Летом я
летаю, мёд собираю.
Но когда
меня подразнишь,
Тогда
кусаю. (Пчела - пчёлы.)
Тройка,
тройка прилетела!
Скакуны в
той тройке белы.
А в санях
сидит царица
Белокоса,
белолица.
Как
махнула рукавом,
Всё
покрылось серебром. (Зима - зимний.)
Не барашек
и не кот,
Носит шубу
круглый год.
Шуба серая
– для лета,
Для зимы –
другого цвета. (Заяц.)
Назовите
какие буквы безударных гласных вы встретили?(а,о.е,и,я)
-
Почему вы не смогли подобрать проверочное слово? (Это словарное слово, гласную
проверить нельзя. Написание слова нужно запомнить и проверять по
орфографическому словарю.)
8. Работа
над деформированным предложением.
(СЛАЙД)
- Прочитайте слова
на доске.
покрылась
к.вром з.мля снежным
- Вставьте
пропущенные буквы, объясните их написание. (Ковёр- коврик, земля – земли.)
(СЛАЙД)
-
Предложение ли это? Почему? (Нет. Слова не связаны по смыслу, записано с
маленькой буквы, нет знака в конце предложения.)
- Составьте из
данных слов красивое предложение. Запишем с комментированием.
(Земля покрылась
снежным ковром.)
9. Фонетический
разбор.
- Сделаем
фонетический разбор слова «земля» в тетради. (Земля - [з' имл 'а ] , 2
сл., 5 б., 5 зв.)
Какие
буквы безударных гласных вы встретили?(о.е)
10.
Физминутка.(СЛАЙД)
11.
Орфминутка
-
Я буду называть слова. Если в этом слове можно проверить безударную гласную, вы
– руки вверх, если это словарное слово, вы - хлопаете.
Листва,
лопата, сова, мороз, волна, гнездо, арбуз.
Какие
буквы безударных гласных вы встретили? (и, о, е, а)
12.
Работа
в группах. (СЛАЙД)
-
А сейчас поработаем в командах. Для каждой команды задание: найти в каждой
группе слов лишнее, зачеркнуть его и объяснить, почему оно лишнее.
К .
рмушка, гл . за, д . машний, сл . нёнок. (Глаза, в
остальных словах безударная гласная о.)
Т .
грёнок, гр . бы, л .сток, р . ка. (Река, в остальных словах
безударная гласная и.)
Комн.та,
кр . ты, л . сица, м . стечко. (Комната, это словарное слово,
букву а нельзя проверить.)
Какие
буквы безударных гласных вы встретили? (и, о, е, а)
Сделайте
вывод: какие же буквы гласных встречаются в словах с безударной гласной в
корне.
13.
Итог
урока.
- Как проверить
безударную гласную?
- Послушайте
стихотворение – напутствие:
Слуху
вы не доверяйте –
Удареньем
проверяйте.
Сосны,
воды, травы, дело.
И
тогда пишите смело.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.