I.
Организационный момент
|
-
Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на урок русского языка. Прошу девочек
тихо сесть. Затем мальчиков. Сегодня здесь все дружат с тишиной.
-
А сейчас я хочу узнать с каким настроением вы пришли на урок. У вас на столе
лежит полянка, улыбчивое солнышко и хмурая тучка. Если вы на урок пришли с
хорошим настроением, то прикрепите на полянку солнышко, ну а если с плохим,
то прикрепите тучку.
-
Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Вперёд к новым открытиям. Слайд
1.
|
Приветствуют
учителя, проверяют свою готовность к уроку.
|
Регулятивные:
-нацеливание
на успешную деятельность.
Личностные:
-
выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание
проявлять новое.
Коммуникативные:
-
формирование умения слушать и слышать
|
II.
Актуализация знаний и фиксация затруднения. Выявление места и
причины затруднения. Постановка учебной проблемы.
|
- Работа
со словами:
-
Прочитайте слова. Слайд 2.
Б*реза, п*щит,
з*леный, м*ро*, под, бл*стит, б*льшая.
а).
Орфографическая зарядка.
- Вставьте
пропущенные буквы, объясните орфограммы. (Цепочкой).
б).
Разделить слова на группы.
- Прочитайте
еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить
эти слова на группы? Обсудите в парах.
- Сколько
будет групп? Какие?
- Слайд 3.
- Что такое
имя существительное? Имя прилагательное? Глагол ?
- Запишите
слова, работая в парах, в три группы самостоятельно. Слайд 4.
(Проверка путем чтения учащихся
с места и высвечивание на слайде). Слайд 5.
- Какое слово
оказалось лишнее? Почему? Слайд 6.
- Кто знает,
как можно назвать слово под?
- Ребята,
изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с
предлогами? Но мы не говорили о них подробно.
- Может,
кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Слайд
7.
-
Ребята, а кто из вас знает, что такое предлог?
|
Вспоминают
правила, вставляют пропущенные буквы. Развивают графическую зоркость.
Формулируют задание. Выполняют его, работая в парах. Выделяют неизвестную
часть речи. Формулируют тему урока.
|
Регулятивные:
-
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
-
постановка и решение проблемы;
Личностные:
-
развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
-
умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
|
III. Построение проекта выхода из затруднений.
|
- А что
бы вы хотели узнать о предлоге? Составим план.
Слайд 8.
План
·
Что такое предлог?
·
Можно ли к нему поставить вопрос?
·
Для чего нужны предлоги?
·
Как они пишутся?
На
столе у вас лежат карточки-помощники, с помощью которых вы ответите на все
ваши вопросы.
Карточка – помощница
1.
Предлог – это
а) часть
речи
б) служебная часть речи
2. Вопросы:
а) кто? что?
б) какой? какие?
в) нельзя поставить вопрос,
г) что делать? что сделать?
3. Обозначают:
а) предмет,
б) признак предмета,
в) служат для связи слов в предложении,
г) действие предмета.
4. Со словами пишутся:
а) слитно,
б) раздельно.
|
Совместно
с учителем составляют план урока.
Знакомятся
с карточкой – помощником.
|
Регулятивные:
- целеполагание.
Познавательные:
- самостоятельное
выделение учебной цели и способ решения проблемы;
Личностные:
-
развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться приходить к общему решению
|
IV.
Объяснение нового материала
|
1.
Работа по учебнику.
-
Рассмотрите рисунок стр. 51 упр. 81
- Какие
звери изображены на иллюстрации?
-
Давайте письменно ответим на вопросы и определим известные вам части речи.
(У
доски работают дети и на местах.)
- Куда
прыгнула белочка?
Белочка
прыгнула на дерево.
- Какой
предлог употребили?
- Куда
спрятался зайка?
Зайка
спрятался за дерево.
- Какой
предлог употребили?
- Под
чем лежит лисёнок?
Лисёнок
лежит под кустом.
- Какой
предлог употребили?
- Кто
подходит к дереву?
Медведь
подходит к дереву.
- Какой
предлог употребили?
-
Отвечая на вопросы, вы в своей речи использовали слова: на, под, за,
к.
- Как
они называются?
В
русском языке существует около 200 предлогов: на, под, за, к, из, по, об,
от, в, у, о, с, над, и много других. Слайд 9.
-
Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается ли у вас это
сделать? (Если вопрос задают дети к чему?)- К какой части
речи вы поставили вопрос? (сущ.) А что вошло в состав вопроса?
- Какой
вывод можно сделать ?
К
предлогам нельзя поставить вопрос.(отметить в
карточке) Слайд 10.
- Ребята
определите, перед какими частями речи стоят предлоги? А перед какой частью
речи их нет?
Предлоги дружат с именами существительными. Попробуйте вставить между
предлогом и существительным какое-нибудь слово. Что у вас получилось?
Слайд 11.
Лисёнок
лежит под зелёным кустом.
Белочка
прыгнула на высокое дерево.
- Какой
вывод можем сделать?
Предлоги со словами пишутся раздельно. (отметить в
карточке) Слайд 12.
- Почему?
Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово.
2.
Физкультминутка Слайд 13.
Дети
выполняют зарядку под музыкальное сопровождение.
3.
Работа с текстом
-
Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу? Слайд
14.
Кружатся снежинки холодном воздухе. Катаются дети коньках
льду. Весело детям зимнее время улице.
- Как
установить связь слов в предложении? Чего не хватает в тексте? Давайте
вставим предлоги. Какой текст получился. Запишите текст в тетрадь.
Слайд 15.
Кружатся снежинки в холодном воздухе. Катаются дети на коньках
по льду. Весело детям в зимнее время на улице.
-
Установилась ли связь слов в предложениях?
- Какую
роль предлоги выполняют в русском языке?
Предлоги
служат для связи слов в предложении. Так какой же частью речи является
предлог? Поэтому они называются служебной частью речи. (отметить
в карточке) Слайд 16.
|
Учатся
решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать,
наблюдать, делать выводы. Письменно отвечают на вопросы, составляя
предложения и правильно оформляя их на письме. Обозначают известные им части
речи. Выясняют какие предлоги им помогли при составлении предложений.
Знакомятся с другими предлогами.
Дети
отвечают на вопросы.
Выясняют,
что к предлогам нельзя поставить вопрос.
Распространив
предложения, учащиеся делают вывод о том, что предлоги со словами пишутся
раздельно.
Работают
над текстом. Устанавливают связь слов в предложениях с помощью предлогов и
делают вывод о том, что предлоги служат для связи слов в предложении. И о
том, что предлог – это служебная часть речи.
|
Регулятивные:
-
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных
характеристик;
Познавательные:
- выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
Личностные:
-
выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание,
желание узнать больше.
- знание
основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, умения
задать друг другу вопрос, и взаимопомощи, ответственности);
Коммуникативные:
-
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации.
|
V. Применение нового знания.
|
1. Прочитывание и рассказ правила.
- Посмотрите на вашу карточку –
помощницу и расскажите друг другу, что же такое предлог. А сейчас расскажите
нашим гостям. Слайд 17.
1)
Предлог – служебная часть речи.
2) К
предлогам нельзя поставить вопрос.
3)
Предлоги служат для связи слов в предложении.
4) Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.
2.
Выполнение
упражнения 84 стр. 52
Коллективная
проверка
3.Самостоятельная
работа с применением уровневой дифференциации.
- Предлагаю вам самостоятельную работу с
выбором задания по уровням. Слайд 18.
1 уровень: стр. 53
упр. 85
2 уровень:
-
Объединить пары слов с помощью предлогов.
Залететь …. (окно), бежать … (друг), мечтать… (подарок).
3 уровень:
- Найди
в предложении ошибки, исправь их,
правильно
записав предложения в тетрадь.
Налесную тропку изкустов выскочил зайчик. Он оглянулся и быстро убежал вчащу
леса.
- Работа
будет мною проверена и выставлены оценки.
|
Повторяют
правило. Работают в парах.
Выполняют
коллективно упражнение, позволяющее вспомнить, как пишутся предлоги со
словами.
Выполняют
самостоятельную работу с применением уровневой дифференциации.
|
Регулятивные:
-
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение
контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление
предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
Познавательные:
- поиск
и выделение необходимой информации;
-
анализ, построение логической цепи рассуждений.
Личностные:
-
готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
-
оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный
выбор;
Коммуникативные:
-
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
VI. Рефлексия деятельности на уроке.
|
Слайд 19.
-
Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.
- Что бы
вы ему рассказали об уроке русского языка?
Слайд
20. Мы уже чувствуем приближение весны и очень её ждём. Весной природа
просыпается и оживает. С её приходом появляются первые весенние цветы –
подснежники. И мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. У
вас на партах лежат подснежники. Возьмите его и прикрепите на нашу поляну.
1-й ряд – за деревом, 2-й ряд – перед деревом, 3-й ряд – около дерева.
Вот
видите, сейчас вам тоже пригодились ваши новые знания о предлоге для того,
чтобы правильно сориентировать ваш подснежник относительно дерева.
|
Проговаривают
по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают
предположения. Работают с картинкой, применяя новые знания при правильном
размещении подснежника.
|
Регулятивные:
-
оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.
Коммуникативные:
-
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации.
Личностные:
-
оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.