Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыОткрытый урок по русскому языку

Открытый урок по русскому языку

Скачать материал

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №171 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани (Школа - центр компетенции в электронном образовании)

Учитель начальных классов Хусаинова Халида Кутдусовна

Интегрированный урок учителя начальных классов

Тема урока: Буква А, а

 Цели:    

    познакомить учащихся со звуком [а];

    формировать умение выделять звук [а] из речи;

    познакомить детей с буквами  А, а;

    формировать навык чтения;

    развивать фонематический слух, внимание, логическое и  ассоциативное мышление, речь детей;

    прививать интерес к чтению.

Оборудование: 

    демонстрационные карточки с письменными и  печатными буквами А, а;

    схемы звуков, слов, предложений;

    сюжетная картинка (Девочка держит арбуз);

    картинка с изображением астры; слоги СА, АС, ЗА, ША, АШ, ЖА, ЧА, АЧ, РА;

    карточки с труднопроизносимыми и новыми для детей словами (Уль-я-на, Аг-ра-фе-на, А-ри-на, ге-ор-ги-ны и др.); 

    магнитная доска;

    книги: «Доктор Айболит» К.И. Чуковского, русская народная сказка «Сестрица Алёнушка, братец Иванушка»;

    презентация «Занимательное азбуковедение» (Приложение 1).

Пояснения по использованию презентации: на слайдах презентации слова, которые читают дети, разделены  на слоги. Всё остальное читает учитель.

На слайде 10 не все слова разделены на слоги, а только трудные   и новые для детей. Слово на слайде 17 читают дети.

На этапе изучения нового материала рекомендуется   использовать слайды 3-6. Для закрепления изученного – 8-19, обобщение  -  20-22.

Предлагаемый презентационный материал к этапу закрепления   может быть использован на одном уроке (выборочно) или разделён на два урока.   Например, слайды 8-10, 13 и 19 могут быть использованы на первом уроке знакомства со звуком [a] и буквой «А».  А слайды 11, 14 - 18 – на следующем. Или же некоторые из этих слайдов могут использоваться на уроке знакомства со звуком [o], буквами «О, о» на этапе повторения изученного

 

Ход урока:

 

I. Организационный момент.

    Если хочешь много знать,

    Многого добиться,

    Обязательно читать

    Должен научиться!

II. Сообщение темы и целей урока.

-  Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране  Звуков.

Но сегодня нас ждёт ещё одна очень важная, интересная и  занимательная страна – страна Букв.

Прежде, чем мы туда отправимся, давайте вспомним, что было изучено на прошлых уроках.

III. Повторение изученного.

- На какие группы делятся звуки?

- Что вы знаете о гласных звуках?  О согласных?

1. Логопедическая минутка. Работа со слоговыми таблицами.

На доске слоги: СА, АС, ЗА, ША, АШ, ЖА, ЧА, АЧ, РА.

Читающие ученики читают слоги, все дети их повторяют и   произносят чистоговорки, разученные на предыдущих уроках.

Например:  Ученик:   -  СА.

Все:         -  СА – СА – СА – под кустом сидит лиса.

Ученик:   -  АС.

Все:          -  АС – АС  – АС – пили мы из кружки квас.

ЗА  – ЗА – ЗА – уходи домой коза.

ША – ША – ША – мама моет малыша.

АШ – АШ – АШ – мы построили шалаш.

ЖА – ЖА – ЖА – есть иголки у ежа.

ЧА – ЧА – ЧА – к Саше вызвали врача.

АЧ – АЧ – АЧ – шёл по полю чёрный грач.

РА – РА – РА – были мы в гостях вчера.

2. Работа со схемами.

Ученики рассматривают сюжетную картинку, на которой изображена девочка. В руках у неё арбуз.

Выставляется схема предложения: У Ани арбуз. (Возможен вариант:  У Оли арбуз.)

- Ребята, какое предложение «спряталось» в этой схеме?

Можно предложить детям использовать подсказки:

1.Обращается внимание на вертикальную чёрточку в схеме второго слова.

2.Третье слово можно узнать, правильно назвав последнее слово в стихотворении.

    Он большой, как мяч футбольный,

    Если спелый – все довольны,

    Так приятен он на вкус,

    И зовут его…(арбуз).

Правильность ответа сравнивается со схемой слова АРБУЗ,   которая дана в учебнике (с. 25). 

Полученные предложения соотносятся со схемой.

Схема предложения остаётся на доске.

IV. Изучение нового материала.

- Ребята, кто из вас был внимательным и сможет сказать, какую  чистоговорку мы произнесли последней?

- Давайте ещё раз её произнесём.

– РА – РА – РА – были мы в гостях вчера.

- Сегодня мы пойдём в гости?

- В какую страну? ( В страну Букв).

- Но жители страны Букв очень дружат с жителями страны Звуков.

- Давайте прислушаемся к звукам.

 1. Работа по развитию фонематического слуха, выделению звука [a].

 Использование презентации  «Занимательное азбуковедение» (Приложение1).

1. Звуковая гимнастика. (Слайд 3).

2. Работа по учебнику и у доски.

На доске появляется картинка, на которой изображена астра.

Составляется схема этого слова.

Дети находят такую же картинку и схему в учебнике.

Проводится работа по выделению звука [a].

3. Первичное закрепление.

Слайд 4.  Работа по развитию фонематического слуха, мышления.

Детям предлагается посмотреть на предметные картинки (лук, хлеб, ананас,  торт, вафли, лимон, сыр, банан и др.).

- Ребята, давайте назовём продукты и выберем те, которые будет

есть малыш. В названии этих продуктов должен быть звук [a],  стоящий в любом месте слова.

Словарная  работа (далее – «словарное слово»): АНТРЕКОТ,  АЙВА. Эти слова написаны на карточках (деление на слоги, ударение) и помещаются на магнитную доску.

Можно попросить детей подумать, в названиях каких школьных

принадлежностей присутствует ударный звук [a].

Определяется место звука в этих словах.

Игра «Наши имена».

Детям, в чьих именах  встречается звук [a] – ударный, в каком-то определённом слоге (первом, втором и т. д.) предлагается выполнить различные упражнения (поднять левую или правую руки, встать…).

Возможно, что мальчики будут анализировать имена девочек, девочки – имена мальчиков.

Остальные учащиеся класса сигнализируют о правильности выполнения задания: выполнено верно – хлопают, ошибка – топают.

(При использовании этого задания на уроке педагог должен учитывать особенности таких имён, как Оксана, Олег).

4. Знакомство с буквой А.

Слайды 5 и 6. (Развитие ассоциативного   мышления).

Учебник, с.25. Демонстрируются и письменные буквы А, а.

Обращается внимание на схему предложения: У Оли (Ани) арбуз. Если дети в предложении употребили имя Оля, предлагается    назвать девочку  именем, начинающимся  с ударного звука [a], в соответствии со схемой.

Если же дети уже назвали девочку Аней, то к схемам добавляются буквы: Аня – А, арбуз – а.

- У кого из учеников нашего класса имя начинается  с ударного звука [а]?

- Какую из букв (А или а) мы используем для обозначения этого звука?   Почему?

V.  Физтминутка.  Слайд 7.

    А - начало алфавита,

    Тем она и знаменита.

    А узнать её легко –

    Ноги ставит широко.

Дети стоят, широко расставив ноги.

На каждый счёт руки поочерёдно: на пояс, на плечи,

два хлопка,  на плечи, на пояс, вниз – темп убыстряется.

Проводится гимнастика для глаз.

VI. Закрепление изученного.

1. Использование презентации «Занимательное азбуковедение» (Приложение1) Слайды 8, 9.

Творческая работа, чтение слов-отгадок читающими детьми.

Слайд 10.

Произнесение скороговорок.

Словарные слова: Ульяна, Аграфена,  Арина, георгины.

2. Работа по развитию речи.

Учебник, с.24 – 26.

Составление  рассказа  по картинке. Это задание могут выполнить нечитающие дети (с. 24 - 25).

Придумывание предложений к схеме.

Чтение текстов читающими детьми.

Работа над пословицами.

Презентация. Слайд 11.

Развитие произвольного внимания, памяти.

Дети вспоминают сказку, а далее продолжают работу по     учебнику.

Беседа по иллюстрациям  сказок (с. 26).

Составление предложения к схеме (с. 26).

На этом этапе урока происходит знакомство учащихся с  различными изданиями  книг: «Доктор Айболит» К.И. Чуковского, «Сестрица Алёнушка, братец Иванушка».

Предлагается читающим детям познакомиться дома с этими произведениями.

VII. Физминутка. Слайд 12.

    Буква А, буква А –

    Алфавиту голова.

    Знает Саша, знает Света,

    А похожа на ракету.

Дети широко ставят ноги, поднимают руки вверх, делают хлопки.

Проводится гимнастика для глаз.

3. Работа с презентацией (Приложение1).

 

Слайды 13 -15.

Блок заданий на восстановление деформированных слов.

Можно использовать выборочно.

Словарное слово - АНАГРАММЫ.

Слайд 16.

Работа по развитию мышления.

Разгадывание ребусов.

Можно сравнить слова: слава и Слава.

Слайды 17 и 18.

Задания на развитие мышления, произвольного внимания, памяти.

Отгадывание слова. (Слайд 17).

    - Если по букве, ребята, возьмёте

    У нарисованных птиц и зверей,

    Месяц хороший вы нам назовёте…

    Какой это месяц? Скажите скорей.

Разгадывание кроссворда. (Слайд 18).

Слайд 19.

Работа по развитию фонематического слуха и произвольной памяти.

Слайд выводится на этапе проверки, соотносятся звуки,  услышанные детьми, и буквы.

Текст дети воспринимают на слух (читает учитель).

Словарные слова – АКАЦИЯ, АЛЫЧА, АРБА, АППЕТИТНЫЙ.

VIII. Обобщение изученного.

Слайды 20 и 21.

Параллельно идёт работа с лентой букв в учебнике и у доски.

IX. Итог урока.

-  Что нового узнали на уроке?

-  Какие задания были самыми интересными и лёгкими? Почему?

-  Что вызывало затруднение? Почему?

-  Какие новые слова узнали? ( Обращается внимание на магнитную доску, где размещены словарные слова).

-  Что общего у этих слов?   (Звук [a], буква а).

-  На следующих уроках мы с вами продолжим путешествие в страну Звуков и Букв, потому что, зная  ЗВУКИ и БУКВЫ, которыми они обозначаются,  вы сможете научиться читать и писать.

Слайды 22 и 23.

- Спасибо за работу!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок по русскому языку"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Бизнер-тренер

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: Буква А, а

 Цели:    

    познакомить учащихся со звуком [а];

    формировать умение выделять звук [а] из речи;

    познакомить детей с буквами  А, а;

    формировать навык чтения;

    развивать фонематический слух, внимание, логическое и  ассоциативное мышление, речь детей;

    прививать интерес к чтению.

Оборудование: 

    демонстрационные карточки с письменными и  печатными буквами А, а;

    схемы звуков, слов, предложений;

    сюжетная картинка (Девочка держит арбуз);

    картинка с изображением астры; слоги СА, АС, ЗА, ША, АШ, ЖА, ЧА, АЧ, РА;

    карточки с труднопроизносимыми и новыми для детей словами (Уль-я-на, Аг-ра-фе-на, А-ри-на, ге-ор-ги-ны и др.); 

    магнитная доска;

    книги: «Доктор Айболит» К.И. Чуковского, русская народная сказка «Сестрица Алёнушка, братец Иванушка»;

 

    презентация «Занимательное азбуковедение» (Приложение 1).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 985 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 246
    • DOCX 68.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хусаинова Халида Кутдусовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хусаинова Халида Кутдусовна
    Хусаинова Халида Кутдусовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10497
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 95 человек из 33 регионов

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1211 человек из 82 регионов

Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 254 человека из 50 регионов

Мини-курс

Психологические исследования и поддержка психического здоровья

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы маркетинговых исследований в интернете

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Патологии нервной системы у детей: от перинатального периода до нарушений поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 23 регионов