Учитель начальных классов
Хусаинова Халида Кутдусовна
Интегрированный урок учителя
начальных классов
Тема урока: Буква А,
а
Цели:
познакомить
учащихся со звуком [а];
формировать
умение выделять звук [а] из речи;
познакомить
детей с буквами А, а;
формировать
навык чтения;
развивать
фонематический слух, внимание, логическое и ассоциативное мышление, речь детей;
прививать
интерес к чтению.
Оборудование:
демонстрационные карточки с письменными и печатными буквами А, а;
схемы звуков,
слов, предложений;
сюжетная
картинка (Девочка держит арбуз);
картинка с
изображением астры; слоги СА, АС, ЗА, ША, АШ, ЖА, ЧА, АЧ, РА;
карточки с
труднопроизносимыми и новыми для детей словами (Уль-я-на, Аг-ра-фе-на, А-ри-на,
ге-ор-ги-ны и др.);
магнитная
доска;
книги: «Доктор
Айболит» К.И. Чуковского, русская народная сказка «Сестрица Алёнушка, братец
Иванушка»;
презентация
«Занимательное азбуковедение» (Приложение 1).
Пояснения по
использованию презентации: на слайдах презентации слова,
которые читают дети, разделены на слоги. Всё остальное читает учитель.
На слайде 10 не
все слова разделены на слоги, а только трудные и новые для детей. Слово на
слайде 17 читают дети.
На этапе изучения
нового материала рекомендуется использовать слайды 3-6. Для закрепления
изученного – 8-19, обобщение - 20-22.
Предлагаемый
презентационный материал к этапу закрепления может быть использован на одном
уроке (выборочно) или разделён на два урока. Например, слайды 8-10, 13 и 19
могут быть использованы на первом уроке знакомства со звуком [a] и буквой «А».
А слайды 11, 14 - 18 – на следующем. Или же некоторые из этих слайдов могут
использоваться на уроке знакомства со звуком [o], буквами «О, о» на этапе
повторения изученного
Ход
урока:
I.
Организационный момент.
Если хочешь
много знать,
Многого
добиться,
Обязательно
читать
Должен
научиться!
II.
Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, мы
продолжаем путешествовать по стране Звуков.
Но сегодня нас
ждёт ещё одна очень важная, интересная и занимательная страна – страна Букв.
Прежде, чем мы
туда отправимся, давайте вспомним, что было изучено на прошлых уроках.
III.
Повторение изученного.
- На какие группы
делятся звуки?
- Что вы знаете о
гласных звуках? О согласных?
1.
Логопедическая минутка. Работа со слоговыми таблицами.
На доске слоги:
СА, АС, ЗА, ША, АШ, ЖА, ЧА, АЧ, РА.
Читающие ученики
читают слоги, все дети их повторяют и произносят чистоговорки, разученные на
предыдущих уроках.
Например:
Ученик: - СА.
Все: - СА
– СА – СА – под кустом сидит лиса.
Ученик: - АС.
Все: -
АС – АС – АС – пили мы из кружки квас.
ЗА – ЗА – ЗА –
уходи домой коза.
ША – ША – ША –
мама моет малыша.
АШ – АШ – АШ – мы
построили шалаш.
ЖА – ЖА – ЖА –
есть иголки у ежа.
ЧА – ЧА – ЧА – к
Саше вызвали врача.
АЧ – АЧ – АЧ – шёл
по полю чёрный грач.
РА – РА – РА –
были мы в гостях вчера.
2. Работа
со схемами.
Ученики
рассматривают сюжетную картинку, на которой изображена девочка. В руках у неё
арбуз.
Выставляется схема
предложения: У Ани арбуз. (Возможен вариант: У Оли арбуз.)
- Ребята, какое
предложение «спряталось» в этой схеме?
Можно предложить
детям использовать подсказки:
1.Обращается
внимание на вертикальную чёрточку в схеме второго слова.
2.Третье слово
можно узнать, правильно назвав последнее слово в стихотворении.
Он большой,
как мяч футбольный,
Если спелый – все
довольны,
Так приятен он
на вкус,
И зовут
его…(арбуз).
Правильность
ответа сравнивается со схемой слова АРБУЗ, которая дана в учебнике (с. 25).
Полученные
предложения соотносятся со схемой.
Схема предложения
остаётся на доске.
IV.
Изучение нового материала.
- Ребята, кто из
вас был внимательным и сможет сказать, какую чистоговорку мы произнесли
последней?
- Давайте ещё раз
её произнесём.
– РА – РА – РА –
были мы в гостях вчера.
- Сегодня мы
пойдём в гости?
- В какую страну?
( В страну Букв).
- Но жители страны
Букв очень дружат с жителями страны Звуков.
- Давайте
прислушаемся к звукам.
1. Работа по
развитию фонематического слуха, выделению звука [a].
Использование
презентации «Занимательное азбуковедение» (Приложение1).
1.
Звуковая гимнастика. (Слайд 3).
2. Работа
по учебнику и у доски.
На доске
появляется картинка, на которой изображена астра.
Составляется схема
этого слова.
Дети находят такую
же картинку и схему в учебнике.
Проводится работа
по выделению звука [a].
3.
Первичное закрепление.
Слайд 4. Работа
по развитию фонематического слуха, мышления.
Детям предлагается
посмотреть на предметные картинки (лук, хлеб, ананас, торт, вафли, лимон, сыр,
банан и др.).
- Ребята, давайте
назовём продукты и выберем те, которые будет
есть малыш. В
названии этих продуктов должен быть звук [a], стоящий в любом месте слова.
Словарная
работа
(далее – «словарное слово»): АНТРЕКОТ, АЙВА. Эти слова написаны на карточках
(деление на слоги, ударение) и помещаются на магнитную доску.
Можно попросить
детей подумать, в названиях каких школьных
принадлежностей
присутствует ударный звук [a].
Определяется место
звука в этих словах.
Игра «Наши
имена».
Детям, в чьих
именах встречается звук [a] – ударный, в каком-то определённом слоге (первом,
втором и т. д.) предлагается выполнить различные упражнения (поднять левую или
правую руки, встать…).
Возможно, что
мальчики будут анализировать имена девочек, девочки – имена мальчиков.
Остальные учащиеся
класса сигнализируют о правильности выполнения задания: выполнено верно –
хлопают, ошибка – топают.
(При использовании
этого задания на уроке педагог должен учитывать особенности таких имён, как
Оксана, Олег).
4.
Знакомство с буквой А.
Слайды 5 и 6.
(Развитие ассоциативного мышления).
Учебник, с.25.
Демонстрируются и письменные буквы А, а.
Обращается
внимание на схему предложения: У Оли (Ани) арбуз. Если дети в предложении
употребили имя Оля, предлагается назвать девочку именем, начинающимся с
ударного звука [a], в соответствии со схемой.
Если же дети уже
назвали девочку Аней, то к схемам добавляются буквы: Аня – А, арбуз – а.
- У кого из
учеников нашего класса имя начинается с ударного звука [а]?
- Какую из букв (А
или а) мы используем для обозначения этого звука? Почему?
V.
Физтминутка.
Слайд 7.
А - начало алфавита,
Тем она и
знаменита.
А узнать её
легко –
Ноги ставит
широко.
Дети стоят, широко
расставив ноги.
На каждый счёт
руки поочерёдно: на пояс, на плечи,
два хлопка, на
плечи, на пояс, вниз – темп убыстряется.
Проводится
гимнастика для глаз.
VI.
Закрепление изученного.
1. Использование
презентации «Занимательное азбуковедение» (Приложение1) Слайды 8, 9.
Творческая работа,
чтение слов-отгадок читающими детьми.
Слайд 10.
Произнесение
скороговорок.
Словарные слова:
Ульяна, Аграфена, Арина, георгины.
2. Работа по
развитию речи.
Учебник, с.24 –
26.
Составление
рассказа по картинке. Это задание могут выполнить нечитающие дети (с. 24 -
25).
Придумывание
предложений к схеме.
Чтение текстов
читающими детьми.
Работа над
пословицами.
Презентация. Слайд
11.
Развитие
произвольного внимания, памяти.
Дети вспоминают
сказку, а далее продолжают работу по учебнику.
Беседа по
иллюстрациям сказок (с. 26).
Составление
предложения к схеме (с. 26).
На этом этапе
урока происходит знакомство учащихся с различными изданиями книг: «Доктор
Айболит» К.И. Чуковского, «Сестрица Алёнушка, братец Иванушка».
Предлагается
читающим детям познакомиться дома с этими произведениями.
VII.
Физминутка.
Слайд 12.
Буква А, буква
А –
Алфавиту
голова.
Знает Саша,
знает Света,
А похожа на
ракету.
Дети широко ставят
ноги, поднимают руки вверх, делают хлопки.
Проводится
гимнастика для глаз.
3. Работа с
презентацией (Приложение1).
Слайды 13 -15.
Блок заданий на
восстановление деформированных слов.
Можно использовать
выборочно.
Словарное слово -
АНАГРАММЫ.
Слайд 16.
Работа по развитию
мышления.
Разгадывание
ребусов.
Можно сравнить
слова: слава и Слава.
Слайды 17 и 18.
Задания на
развитие мышления, произвольного внимания, памяти.
Отгадывание слова.
(Слайд 17).
- Если по
букве, ребята, возьмёте
У нарисованных
птиц и зверей,
Месяц хороший
вы нам назовёте…
Какой это
месяц? Скажите скорей.
Разгадывание
кроссворда. (Слайд 18).
Слайд 19.
Работа по развитию
фонематического слуха и произвольной памяти.
Слайд выводится на
этапе проверки, соотносятся звуки, услышанные детьми, и буквы.
Текст дети
воспринимают на слух (читает учитель).
Словарные слова –
АКАЦИЯ, АЛЫЧА, АРБА, АППЕТИТНЫЙ.
VIII.
Обобщение изученного.
Слайды 20 и 21.
Параллельно идёт
работа с лентой букв в учебнике и у доски.
IX. Итог
урока.
- Что нового
узнали на уроке?
- Какие задания
были самыми интересными и лёгкими? Почему?
- Что вызывало
затруднение? Почему?
- Какие новые
слова узнали? ( Обращается внимание на магнитную доску, где размещены словарные
слова).
- Что общего у
этих слов? (Звук [a], буква а).
- На следующих
уроках мы с вами продолжим путешествие в страну Звуков и Букв, потому что,
зная ЗВУКИ и БУКВЫ, которыми они обозначаются, вы сможете научиться читать и
писать.
Слайды 22 и 23.
- Спасибо за
работу!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.