Тема: Православная
молитва
Цели
урока.
1. Развивать
мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать
историко-культурный словарь учащихся.
2. Воспитывать
ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Задачи:
1.Показать роль молитвы в жизни православного
человека;
2.Расширить знания учащихся о
молитве.
3.Формировать ключевые компетенции учащихся:
организационные, коммуникативные, исследовательские.
Формы и
виды деятельности: Беседа, диалог, сам-ая работа с
источниками информации.
Основные термины и
понятия: молитва, благодать, святые, Священное предание.
Планируемые
результаты обучения:
1) Понимание и
принятие личностных ценностей : Отечество, семья, религия.
2)Формирование
понимания, что молитва противоположна магии.
3) Осознание
ценности человеческой жизни.
Ход
урока:
I. Организационный
момент
( Организация деятельности учащихся )
Вот
опять звенит звонок
Приглашает
на урок.
Много
нового узнаем
Про
молитвы прочитаем
II. Вводная
беседа
-Мы
живем в России и должны знать свою историю, традиции, культуру своей страны.
-Мир,
окружающий нас многообразен .
-Вещи,
предметы, среди которых живет человек, явления природы – это все материальный
мир.
- А какой есть
еще мир существует?
- Другой? (духовный мир)
- А как вы понимаете
значение этих слов?(Это знания, содержащиеся в книгах, произведениях
искусства, отношении между людьми, отношение к миру)
- А как иначе
можно назвать этот мир? (миром культуры)
-В духовном мире есть
свои дороги.
-Они называются
традициями, по ним шли наши предки.
-И мы должны знать свои
культурные традиции.
- Ведь это богатство
нашей страны.
- А на чём
основаны культурные традиции?( на таких вечных ценностях, как добро,
честь, справедливость, милосердие)
- А в чем
истоки русской культуры? ( в православной
религии)
III. Подготовка
к восприятию
Вопрос , пробуждающий интерес к теме
-Представим ситуацию,
что вдруг появился добрый волшебник, который мог бы исполнить по 1 желанию.
-Что бы вы
попросили?
Если
духовных желаний мало,
уч-ль
стимулирует их формулировку вопросами:
«А
не хотели бы вы сделать что-нибудь доброе кому-нибудь другому?» …
вспомнить
сказку «Цветик – семицветик»; что часто люди совершают
подвиги
и даже жертвуют жизнью, чтобы их имя осталось в веках.
-Волшебники
существуют только в сказках.
-Но верующие
люди убеждены, что все наши желания, все просьбы слышит Бог.
Обращение
к Богу называется МОЛИТВОЙ
IV. Корзина идей
-
Что же такое молитва?
-Это
мы и попробуем сейчас выяснить.
-
Посмотрите на эту корзину.
-Это
корзина идей.
-
В нее мы будем складывать свои идеи о том, что такое молитва.
-
В течение 1 мин. на листке вы должны будете написать ответ на этот вопрос.
-Затем
уч-ся зачитывают свои ответы, складывают их в корзину.
V. Работа
с карточками
Определение трёх видов молитв
-
Существуют несколько видов молитв.
-Православные люди используют 3 вида молитв.
-
Сейчас мы с ними познакомимся.
VI. Объяснение
нового материала
Работа в группах
-
Каждый прочитает об 1-ом виде молитвы и постарается о нём рассказать.
(Каждый ряд получает карточки
с текстом и готовятся к ответу)
Группа 1. Молитва-просьба
– это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских
благ: здоровья или успеха, избавления от проблем. Но, мудрея, человек
начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости,
уныния, лени, раздражительности... Это просьба о защите. Есть и просьба о
духовных дарах: верующий просит у Бога прибавления ума и любви. А еще - о
том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку Свою близость.
|
Группа 2. Более
редкая молитва – благодарение. Редкая потому, что люди чаще
просят, чем благодарят. Получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить.
Так и в отношениях людей между собой, и в людей отношениях с Богом.
|
Группа 3. Самая
высокая молитва - славословие. В такой молитве человек просто
переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Переходя к славословию,
в православных храмах часто поют: «Аллилуйя!» («Слава Богу»). Произнося такую
молитву, человек не думает о своих интересах. Именно бескорыстная радость –
самая сильная и чистая. Можно радоваться новой игрушке или вещи. Но есть
такие поводы для радости, которые нельзя унести к себе домой. Разве можно
унести красивый закат, радугу, запах свежей зелени после дождя, соловьиную
трель?
|
VII. Проверка
сам-ой групповой работы
Каждая группа рассказывает о своем виде молитв.
Параллельно составляется схема.
Просьба
Молитва Благодарение
Славославие
1. Молитва-просьба –Мы с вами
тоже написали много таких просьб.
Самая распространенная
молитва – это просьба «Подай, Господи!»
Пояснение
молитвы благодарения и «славословия»
Но со временем человек
начинает просить у Бога иных, духовных благ, дающих благодать.
2. Молитва – благодарение. Используют эту молитву
редко, потому что люди часто просят, чем благодарят.
3. Молитва – славословие. Люди в этой молитве переживают радость от своей встречи с Богом,
ликуют.
-Обратите
внимание, что к Богу мы обращаемся именно с просьбой.
- Мы молим Его, и
должны понимать разницу между требовать и молить.
- Одна из самых
главных молитв в православии – это молитва «Отче наш».
VIII. Работа с
учебником. Чтение статьи
учебника
-А
какие молитвы вы знаете?
-Прочитаем
какие виды молитвы бывают
молитва-просьба
- говорили о том, что в беде, когда уже ничто человеческое не может помочь (падающий
самолёт), даже у заядлого атеиста из глубины души
вырывается вопль “ Господи, помилуй!”
IX. Осмысление
прочитанного
Давайте
прочитаем притчу
«Молитва
и труд
– два весла
нашего корабля
в житейском
море»
(Притчу читают по ролям три
заранее подготовленных ученика).
Рыбак
перевозил на
лодке одного
человека. Пассажир
торопил рыбака:
– Быстрее, опаздываю
на работу!
И тут он увидел,
что на одном
весле написано
«молись», а на
другом – «трудись».
– Зачем это? – спросил
он.
– Для памяти,
– ответил рыбак.
– Чтобы не забыть,
что надо
молиться и трудиться.
– Ну, трудиться, понятно,
всем надо,
а молиться не обязательно.
– Не обязательно? – переспросил
рыбак и вытащил
из воды весло
с надписью «молись»,
а сам стал
грести одним
веслом. Лодка
закружилась на
месте.
– Вот видишь,
какой труд
без молитвы.
На одном месте
кружимся и никакого
движения вперед.
Чтобы успешно
плыть по бурному
житейскому морю,
надо крепко
держать в руках
оба весла.
– О
чем эта притча?
-Какова
ее главная мысль? (Возможны разные ответы. Все они по-своему правильные, только
обращают внимание на разные аспекты притчи, что и подчеркивает учитель по
окончании всех выступлений).
X. Выявление
восприятия, мотивации
-Сегодня ребята
подготовили нам сюрприз – небольшую сценку.
- Давайте
посмотрим.
На сцене: Бабушка вяжет. Входят Папа и Мама.
Мама: «Мы росли в такое время, когда не принято
было говорить о Боге. Нас учили тому, что Его нет. А человеку, который не
обращается с молитвой к Богу, очень трудно жить – ведь ему неоткуда ждать
помощи!
Как бы хотелось научить
их так же непосредственно, прямо идти к Богу со своими рассказами, со всеми
радостями и бедами несложной их детской жизни, как они идут к нам, родителям».
Папа: «Как бы хотелось убедить их в том, что
нет того часа в их жизни, когда Бог не смотрит на них, что Он улыбается им,
когда они заняты играми, заботливо склоняется над ними, когда они сидят за
своими уроками; что в те часы юности, когда что-то неизъяснимое волнуется у них
в груди,- это душа их тоскует по Богу, и Бог в эти минуты стоит перед ними,
готовый их принять».
Родители уходят. Вбегает девочка.
Девочка. Мама, папа и бабушка говорят мне, что
надо молиться Богу. Я не понимаю, (поворачивается к бабушке) как можно любить
того, кого я не вижу, да еще и разговаривать с ним?
Бабушка (поднимает глаза от вязания) Знаешь, как говорят в народе? «Свет в доме – от свечи, а
душе – от молитвы». Вот только представь, что папа с мамой твои уехали –
недельки на две. Что будешь делать?
Девочка:
Скучать!
И звонить – каждый день!
Бабушка:
А если захочешь испечь пирог, а рецепта не знаешь?
Девочка:
Так
я же мамочке позвоню! И спрошу еще, можно ли мне пользоваться духовкой.
Бабушка:
Скажи-ка,
а захочется ли тебе рассказать о своих делах в школе, попросить совета?
Девочка (с радостью)
Кажется,
я поняла! Утром я улыбаюсь маме. И благодарю за новый день Того, Кто создал и
меня, и новый день – для меня!
Бабушка. А днем нужно просить благословения
перед каждым делом, которое начинаешь. С Богом и самое трудное дело становится
легким – ангелы помогают! Недаром и говорят всегда работающему человеку: «Бог в
помощь!»
Девочка. А вечером старательно вспоминать все
свои поступки и просить прощения за злые дела и слова. И тогда повторять плохое
не захочется – совесть не
XI. Работа
с дополнительной информацией
1) Если ты был
волшебником и была волшебная палочка - что бы пожелал , кому?
-А о чём бы вы сочли уместным
молить Бога?
-Может
ли магия или волшебство сделать человека добрее?
Магия
и молитва имеют что-то общее?
Молитва - это…
Каково действие
молитвы?
Как православные объясняют, почему человек меняется во время
молитвы?
-
Как вы думаете, сама просьба (молитва) к Богу о том, чтобы я стал добрее,
меняет меня самого?
-В русской литературе
и музыке очень много произведений , где упоминается молитва.
-Давайте
сейчас послушаем произведение русского композитора Петра Ильича
Чайковского из его «Детского альбома», которое называется «Утренняя молитва».
-Попробуйте
найти свои слова молитвы, чтобы пожелать своим родным и близким здоровья и
успеха. (Звучание «Молитвы « Чайковского)
2) А сейчас давайте
познакомимся со стихом М. Лермонтова «Молитва».
-Послушайте его
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
-Какова, по мысли
поэта ,цель творения?
XII. Итог
Вывод:
Чтобы
люди, приходя в храм, учились добру, милосердию, состраданию, сочувствию,
справедливости, чести.
И
все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому,
кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним.
И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.
Вывод: нельзя просить у Бога зла и боли
другим людям.
XIII. Рефлексия
Перед вами рисунок, изображающий ствол
дерева и четыре ветви: три ветви цветущие, одна, нижняя, засохшая.
Ствол
- это молитва, просьба.
Напиши
на ветвях о чём каждая молитва - ветвь.
Какая
ветвь-молитва будет самой высокой?
Какую
молитву символизирует засохшая ветвь
ü Молитва
– это обращение …
ü Люди
молятся – люди … у Бога
ü Молитву
могут произносить ….
XIV. Домашнее
задание
1) С. 12-15
читать , вопросы (устно).
2) ДОП-НО (по
желанию)
Нарисуйте цветок с
7 лепестками.
В центре напишите слово «БОГ».
Напишите на лепестках те слова,
которые подходят к слову Бог.
Это могут быть существительные (Творец)
или прилагательные (добрый
Вопросы
и задания (учебник ):
1. Что значит
слово «молиться»?
2. Главное
сокровище России – это ее леса, нефть, машины, алмазы, люди (выбери правильный
ответ)
3. Посоветуйся со
сверстниками, родителями, другими взрослыми о том, бывают ли подарки, которые
нельзя увидеть и пощупать? Можно ли подарить человеку хорошее настроение?
Приведи примеры такой радости.
4. Какие слова из
перечисленных можно отнести к представлению о «Небесах» в молитве: облако;
рассвет; Царство Божие; космос; ангел; галактика?
5. Объясни, как ты
понимаешь значение слова искушать.
6. Есть выражение
«знать как Отче наш», то есть очень твердо и точно. Спросите у родителей, что,
по их мнению, вы должны знать «как Отче наш».
7. Как ты думаешь,
можно ли прожить жизнь без испытаний и трудностей? Зачем они посылаются людям?
Рыбак
перевозил на
лодке одного
человека. Пассажир
торопил рыбака:
– Быстрее, опаздываю
на работу!
И тут он увидел,
что на одном
весле написано
«молись», а на
другом – «трудись».
– Зачем это? – спросил
он.
– Для памяти,
– ответил рыбак.
– Чтобы не забыть,
что надо
молиться и трудиться.
– Ну, трудиться, понятно,
всем надо,
а молиться не обязательно.
– Не обязательно? – переспросил
рыбак и вытащил
из воды весло
с надписью «молись»,
а сам стал
грести одним
веслом. Лодка
закружилась на
месте.
– Вот видишь,
какой труд
без молитвы.
На одном месте
кружимся и никакого
движения вперед.
Чтобы успешно
плыть по бурному
житейскому морю,
надо крепко
держать в руках
оба весла.
Группа 1. Молитва-просьба
– это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских
благ: здоровья или успеха, избавления от проблем. Но, мудрея, человек
начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости,
уныния, лени, раздражительности... Это просьба о защите. Есть и просьба о
духовных дарах: верующий просит у Бога прибавления ума и любви. А еще - о
том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку Свою близость.
|
Группа 2.
Более редкая молитва – благодарение. Редкая потому, что люди чаще
просят, чем благодарят. Получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить.
Так и в отношениях людей между собой, и в людей отношениях с Богом.
|
Группа 3.
Самая высокая молитва - славословие. В такой молитве человек просто
переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Переходя к славословию,
в православных храмах часто поют: «Аллилуйя!» («Слава Богу»). Произнося такую
молитву, человек не думает о своих интересах. Именно бескорыстная радость –
самая сильная и чистая. Можно радоваться новой игрушке или вещи. Но есть
такие поводы для радости, которые нельзя унести к себе домой. Разве можно
унести красивый закат, радугу, запах свежей зелени после дождя, соловьиную
трель?
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.