Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыОткрытый урок по ОРКСЭ - 4 класс

Открытый урок по ОРКСЭ - 4 класс

Скачать материал

Тема: Православная молитва

Цели урока.

1.      Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

2.      Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

 

Задачи:  

1.Показать роль молитвы в жизни православного человека;                            

2.Расширить знания учащихся о молитве.                                                                          

3.Формировать ключевые компетенции учащихся: организационные, коммуникативные, исследовательские.

 

Формы и виды деятельности: Беседа, диалог,  сам-ая работа с источниками информации.

 

Основные термины и понятия: молитва, благодать, святые, Священное предание.

Планируемые результаты обучения:

 

1) Понимание и принятие личностных ценностей : Отечество, семья, религия.

 2)Формирование понимания, что молитва противоположна магии.

3) Осознание ценности человеческой жизни.

 

Ход урока:

 

 I.   Организационный момент  ( Организация деятельности учащихся )

 

Вот опять звенит звонок

Приглашает на урок.

Много нового узнаем

Про  молитвы прочитаем

II.   Вводная    беседа

-Мы живем в России и должны знать свою историю, традиции,  культуру своей страны.

-Мир, окружающий нас  многообразен .

-Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы – это все материальный мир.

 

- А какой есть еще мир существует?

- Другой?  (духовный мир)

 

- А как вы понимаете значение этих  слов?(Это знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, отношении между людьми, отношение к миру)

 

- А как иначе можно назвать этот мир?  (миром культуры)

 

-В духовном мире есть свои дороги.

-Они называются традициями, по ним шли наши предки.

-И мы должны знать свои  культурные традиции.

- Ведь это богатство нашей страны.

 

- А на чём основаны культурные традиции?( на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие)

 

- А в чем истоки русской культуры?   ( в православной религии)

 

III.  Подготовка    к     восприятию

Вопрос ,   пробуждающий   интерес   к    теме

-Представим  ситуацию, что вдруг появился добрый волшебник, который мог бы исполнить по 1  желанию.

-Что бы вы попросили?

Если духовных желаний мало,

уч-ль стимулирует их формулировку вопросами:

 «А не хотели бы вы сделать что-нибудь доброе кому-нибудь другому?» …

вспомнить сказку «Цветик – семицветик»; что часто люди совершают

подвиги и даже жертвуют жизнью, чтобы их имя осталось в веках.

 

-Волшебники существуют только в сказках.

-Но верующие люди убеждены, что все наши желания, все просьбы слышит Бог.

Обращение к Богу называется      МОЛИТВОЙ

 

        IV.   Корзина   идей

 

- Что же такое молитва?

-Это мы и попробуем сейчас    выяснить.

- Посмотрите на эту корзину.

-Это корзина идей.

- В нее мы будем складывать свои идеи о том, что такое молитва.

- В течение 1 мин.   на листке  вы должны будете написать ответ на этот вопрос.

-Затем  уч-ся   зачитывают   свои   ответы,   складывают   их   в  корзину.

 

V.   Работа с карточками

Определение трёх видов молитв

- Существуют  несколько  видов   молитв.

 

-Православные люди используют 3  вида молитв.

- Сейчас    мы с ними    познакомимся.

 

VIОбъяснение нового материала

 

Работа  в  группах 

-  Каждый  прочитает  об  1-ом   виде   молитвы  и  постарается  о  нём  рассказать.

(Каждый    ряд    получает    карточки    с    текстом   и    готовятся    к    ответу)

      

Группа 1. Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха, избавления от проблем. Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности... Это просьба о защите. Есть и просьба о духовных дарах: верующий просит у Бога прибавления ума и любви. А еще - о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку Свою близость.

Группа 2.  Более редкая молитва – благодарение. Редкая потому, что люди чаще просят, чем благодарят. Получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить. Так и в отношениях людей между собой, и в людей отношениях с Богом.

Группа 3. Самая высокая молитва - славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: «Аллилуйя!» («Слава Богу»). Произнося такую молитву, человек не думает о своих интересах. Именно бескорыстная радость – самая сильная и чистая. Можно радоваться новой игрушке или вещи. Но есть такие поводы для радости, которые нельзя унести к себе домой. Разве можно унести красивый закат, радугу, запах свежей зелени после дождя, соловьиную трель?

   VII.   Проверка     сам-ой    групповой       работы

Каждая группа рассказывает о своем виде молитв.

Параллельно составляется схема.

                                            Просьба

Молитва                            Благодарение

                                            Славославие

1. Молитва-просьба –Мы с вами тоже написали много таких просьб.

 

Самая  распространенная  молитва – это просьба «Подай,  Господи!»

 

Пояснение молитвы благодарения и «славословия»

Но со временем человек начинает просить у Бога иных, духовных благ, дающих благодать.

2. Молитва – благодарение. Используют эту молитву редко,   потому  что  люди часто просят, чем благодарят.

3. Молитва – славословие. Люди в этой молитве переживают радость от своей встречи с Богом, ликуют.

 

-Обратите внимание, что к Богу мы обращаемся именно с просьбой.

- Мы молим Его, и должны понимать разницу между требовать и молить.

 

- Одна из самых главных молитв в православии – это молитва «Отче наш».

 

VIII.    Работа с учебником.                Чтение статьи учебника

 

 -А какие молитвы вы знаете?

 

-Прочитаем  какие виды  молитвы бывают

 

молитва-просьба   - говорили о том, что в беде, когда уже ничто человеческое не может помочь (падающий самолёт), даже у заядлого атеиста из глубины души вырывается вопль    “ Господи, помилуй!”

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

        IX.     Осмысление     прочитанного

 

Давайте    прочитаем   притчу

«Молитва и труддва весла нашего корабля в житейском   море»

(Притчу читают по ролям три заранее подготовленных ученика).

Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака
Быстрее, опаздываю на работу!
И тут он увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом – «трудись».
Зачем это? – спросил он.
Для памяти, – ответил рыбак. – Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться.
Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться не обязательно
Не обязательно? – переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись»,
а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте.
Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед. Чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках оба весла.

 

–  О чем эта притча?

-Какова ее главная мысль? (Возможны разные ответы. Все они по-своему правильные, только обращают внимание на разные аспекты притчи, что и подчеркивает учитель по окончании всех выступлений).

 

 

XВыявление восприятия, мотивации

 

-Сегодня ребята подготовили нам сюрприз – небольшую сценку.

- Давайте посмотрим. 

 

На сцене:    Бабушка вяжет.    Входят Папа   и    Мама.

 

Мама: «Мы росли в такое время, когда не принято было говорить о Боге. Нас учили тому, что Его нет. А человеку, который не обращается с молитвой к Богу, очень трудно жить – ведь ему неоткуда ждать помощи!

Как бы хотелось научить их так же непосредственно, прямо идти к Богу со своими рассказами, со всеми радостями и бедами несложной их детской жизни, как они идут к нам, родителям».

 

Папа: «Как бы хотелось убедить их в том, что нет того часа в их жизни, когда Бог не смотрит на них, что Он улыбается им, когда они заняты играми, заботливо склоняется над ними, когда они сидят за своими уроками; что в те часы юности, когда что-то неизъяснимое волнуется у них в груди,- это душа их тоскует по Богу, и Бог в эти минуты стоит перед ними, готовый их принять».

 

Родители уходят.  Вбегает девочка.

 

Девочка. Мама, папа и бабушка говорят мне, что надо молиться Богу.  Я не понимаю, (поворачивается к бабушке) как можно любить того, кого я не вижу, да еще и разговаривать с ним?

 

Бабушка (поднимает глаза от вязания)  Знаешь, как говорят в народе? «Свет в доме – от свечи, а душе – от молитвы».  Вот только представь, что папа с мамой твои уехали – недельки на две. Что будешь делать?

 

Девочка:
Скучать! И звонить – каждый день!

 

Бабушка:
А если захочешь испечь пирог, а рецепта не знаешь?

 

Девочка:
Так я же мамочке позвоню! И спрошу еще, можно ли мне пользоваться духовкой.

 

Бабушка:
Скажи-ка, а захочется ли тебе рассказать о своих делах в школе, попросить совета?

 

Девочка (с радостью)
Кажется, я поняла! Утром я улыбаюсь маме. И благодарю за новый день Того, Кто создал и меня, и новый день – для меня!

 

Бабушка. А днем нужно просить благословения перед каждым делом, которое начинаешь. С Богом и самое трудное дело становится легким – ангелы помогают! Недаром и говорят всегда работающему человеку: «Бог в помощь!»

 

Девочка. А вечером старательно вспоминать все свои поступки и просить прощения за злые дела и слова. И тогда повторять плохое не захочется – совесть не

 

 

XI.   Работа с дополнительной информацией

 

1) Если  ты был волшебником и  была волшебная  палочка  - что бы пожелал , кому?

 

-А о чём бы вы сочли  уместным молить Бога?

-Может ли магия или волшебство сделать человека добрее?

 

Магия и молитва имеют что-то общее?

Молитва -  это…

Каково действие молитвы?                                                                                                         Как православные объясняют, почему человек меняется во время молитвы?                    

 

 

- Как вы думаете, сама просьба (молитва) к Богу о том, чтобы я стал добрее, меняет меня самого?

 

-В русской  литературе и музыке очень много произведений , где упоминается молитва.

-Давайте сейчас послушаем произведение русского композитора Петра Ильича Чайковского из  его «Детского альбома», которое называется «Утренняя молитва». 

 

-Попробуйте найти  свои  слова молитвы, чтобы пожелать своим родным и близким здоровья и успеха. (Звучание «Молитвы « Чайковского)

 

2) А сейчас давайте познакомимся  со стихом  М. Лермонтова  «Молитва».

-Послушайте его

В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

 -Какова, по мысли поэта ,цель творения?

 

XII.   Итог

 

Вывод:

 

Чтобы люди, приходя в храм, учились добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.

И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.

 

Вывод: нельзя  просить у Бога зла и боли другим людям.

 

XIII.   Рефлексия

 Перед  вами  рисунок, изображающий ствол дерева и четыре ветви: три ветви цветущие, одна, нижняя, засохшая.

 

Ствол - это молитва, просьба.  

 Напиши на ветвях о чём каждая молитва -  ветвь.

Какая ветвь-молитва будет самой высокой?

 Какую молитву символизирует засохшая ветвь

 

ü Молитва – это обращение …

ü Люди молятся – люди … у Бога

ü Молитву могут произносить ….

 

XIV.    Домашнее задание

 

 

1)  С. 12-15 читать , вопросы (устно).

 

 

2) ДОП-НО (по желанию)

 

Нарисуйте цветок с 7 лепестками.
В центре напишите слово «БОГ».
Напишите на лепестках те слова,
которые подходят к слову Бог.
Это могут быть существительные (Творец)
или прилагательные (добрый

 

Вопросы и задания (учебник ):

 

1. Что значит слово «молиться»?

 

2. Главное сокровище России – это ее леса, нефть, машины, алмазы, люди (выбери правильный ответ)

 

3. Посоветуйся со сверстниками, родителями, другими взрослыми о том, бывают ли подарки, которые нельзя увидеть и пощупать? Можно ли подарить человеку хорошее настроение? Приведи примеры такой радости.

 

4. Какие слова из перечисленных можно отнести к представлению о «Небесах» в молитве: облако; рассвет; Царство Божие; космос; ангел; галактика?

 

5. Объясни, как ты понимаешь значение слова искушать.

 

6. Есть выражение «знать как Отче наш», то есть очень твердо и точно. Спросите у родителей, что, по их мнению, вы должны знать «как Отче наш».

 

7. Как ты думаешь, можно ли прожить жизнь без испытаний и трудностей? Зачем они посылаются людям?

 

 

Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака
Быстрее, опаздываю на работу!
И тут он увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом – «трудись».
Зачем это? – спросил он.
Для памяти, – ответил рыбак. – Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться.
Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться не обязательно
Не обязательно? – переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись»,
а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте.
Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед. Чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках оба весла.

 

Группа 1. Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха, избавления от проблем. Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности... Это просьба о защите. Есть и просьба о духовных дарах: верующий просит у Бога прибавления ума и любви. А еще - о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку Свою близость.

Группа 2.  Более редкая молитва – благодарение. Редкая потому, что люди чаще просят, чем благодарят. Получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить. Так и в отношениях людей между собой, и в людей отношениях с Богом.

Группа 3. Самая высокая молитва - славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: «Аллилуйя!» («Слава Богу»). Произнося такую молитву, человек не думает о своих интересах. Именно бескорыстная радость – самая сильная и чистая. Можно радоваться новой игрушке или вещи. Но есть такие поводы для радости, которые нельзя унести к себе домой. Разве можно унести красивый закат, радугу, запах свежей зелени после дождя, соловьиную трель?

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок по ОРКСЭ - 4 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по выставочной деятельности

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по Основам религиозной культуре  и светской этике по модулю "Православная культура" для 4 класса.  Тема урока- Православная молитва. Тема урока специфическая и преподнести её нужно было непренужденно и деликатно для первичного восприятия. Дети на уроке узнали какие существуют виды молитв. Познакомились и повстречались с волшебством на уроке. На уроке была групповая работа. Рефлексия детей просто ввела на творческую ноту. Урок сопровождался музыкальными минутами, связанными с темой урока.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 047 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 785
    • DOCX 349.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Арефьева Татьяна Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Арефьева Татьяна Валерьевна
    Арефьева Татьяна Валерьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 29237
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 197 человек

Мини-курс

Фитнес: теория и практика

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Управление стрессом и эмоциями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 74 человека

Мини-курс

Стратегии брендинга и лояльности потребителей: изучение современных тенденций и подходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе