Открытый
урок
Как изображают Землю. Представление
о Земле
древних народов. Модель земли
Цели:
– познакомить с
представлениями древних народов о форме и движении Земли;
– формировать
представления о глобусе как модели Земли;
– развивать воображение,
познавательный интерес к истории развития знаний о форме Земли, умение
рассуждать;
– воспитывать
желание узнавать новое.
Оборудование:
иллюстрации (представления древних о форме Земли, изображения старинных
глобусов); карта полушарий.
Ход урока
1. Организационный
момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять.
Учитесь тайны открывать
Ответы полные давать
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку “5.”
2.. Проверка
домашнего задания.
1. Фронтальный
опрос.
– Чем карта
отличается от плана?
– Что можно узнать
по географической карте?
– Что и как
изображают на исторической карте?
2. Показ
по физической карте России природных и географических объектов (реки, озера,
равнины, горы и т. д.)
3. Работа
по карточкам.
Карточка
1. Соедините линиями понятия и слова, поясняющие их.
Карточка
2. Соедините линиями возможный масштаб.
4. Проверка
домашней работы в рабочих тетрадях (задания № 24, 25).
III. Тест - опрос
– Разгадайте кроссворд и прочитайте ключевую фразу. Она
является темой нашего урока.
1. Местность,
которую мы видим вокруг себя.
2. Изображение
вида предмета сверху.
3Число,
показывающее во сколько раз размеры предметовуменьшены при изображении их на
чертеже.
4. Система счёта суток,
недель, месяцев, лет.
5. Единица
измерения времени.
г
|
о
|
р
|
и
|
з
|
о
|
н
|
т
|
|
|
|
|
|
|
ч
|
е
|
р
|
т
|
ё
|
ж
|
|
|
|
|
|
|
м
|
а
|
с
|
ш
|
т
|
а
|
б
|
|
|
к
|
а
|
л
|
е
|
н
|
д
|
а
|
р
|
ь
|
|
м
|
е
|
с
|
я
|
ц
|
|
|
|
|
|
Ответы.
1. Горизонт. 2. Чертёж. 3. Масштаб. 4. Календарь. 5. Месяц.
Ключевая
фраза: Земля.
– Сегодня на уроке
мы узнаем, как древние народы представляли Землю. Узнаем, как изобразить не
участок земной поверхности, а всю Землю.
Древние люди часто
задумывались над тем, на чём держится наша земля. По этому поводу они вели
примерно такие разговоры.
Инсценирование.
- Знаешь ли ты, что держит Землю?
- Вода высокая
- Что держит воду?
- Камень
- Что держит камень?
- Четыре золотых кита
- Что держит золотых китов?
- Река огненная
- Что держит огонь?
- Дуб железный…
А что вы знаете о форме нашей Земли?
А кто из вас знает, какая наука изучает
Землю более подробно? (география)
Географию вы будете изучать в старших
классах. Но сегодня у нас в гостях учитель географии Коновалова Ирина
Алексеевна. Она подробнее расскажет о том, как раньше представляли нашу Землю и
как представляют теперь.
Но перед этим отдохнём
Физкультминутка
Мы летим под
облаками, А земля плывёт под нами:
Роща, поле, сад и
речка, И дома, и человечки.
(Махать руками,
словно крыльями.)
Мы летать устали
что-то, Приземлились на болото.
(Несколько
глубоких приседаний.)
IV. Изучение нового материала.
Слайд 1: Окружающий
мир – это лишь первая ступенька в изучении естественных наук. На следующий
год, когда вы будете пятиклассниками, вы поднимитесь ещё на одну ступень
изучения – это предмет природоведение. В 6 классе этой ступенькой будет
изучение предметов география и биология, а в 7 и 8 классах вы познакомитесь с
науками физикой и химией.
Слайд 2: А,
знаете ли вы, ребята что изучает наука география? В переводе с греческого Ге –
это Земля, а графо – пишу, значит география – это землеописание или описание
Земли.
Слайд 3: На
уроках «Окружающий мир» вы уже познакомились с понятиями карта, план местности,
горизонт, ориентиры, компас, масштаб, параллели и меридианы. Эти понятия
неразрывно связаны с географией. Карта – это обязательный атрибут каждого
настоящего географа, а набор карт называют атласом. У каждого на парте есть
такой атлас.
Слайд 4: Со
сторонами горизонта связан один из первых дошедших до нас споров в истории
географии. Каждый шаг в развитии географии, как и любой другой науки,
сопровождается спорами. Далеко не все они уже разрешены.
Древнегреческого учёного Геродота потомки
назвали «отцом истории», потому что мы многое узнали о событиях древнего мира.
Но Геродота можно назвать и «отцом географии». Он донёс до нас следующее
предание. Речь пойдёт об Африке. Найдите её на карте в ваших атласах. А кто
покажет Африку на карте у доски?
Примерно 2700 лет назад египетский фараон
(царь) Нехо отправил из Красного моря на юг корабль, поставив морякам задачу
обогнуть Африку (тогда её называли Ливией). Три года о корабле не было ни слуху
ни духу. Но вот неожиданно по Средиземному морю с запада в гавань вошёл
корабль. Это и были те моряки. Они всё-таки выполнили приказ фараона.
После Геродот напишет: «Говорят, по-моему,
неправду, а другой кто-нибудь, может быть, и поверит, что, плывя вокруг Ливии,
они имели солнце справа».
- Как вы думаете, кто прав: Геродот или
моряки?
Учитель объясняет по карте полушарий:
- Если плывёшь из Красного моря вокруг
Африки, путь вначале идёт на юг, затем поворачивает на запад. Значит, когда
моряки плыли с востока на запад, они видели солнце справа, то есть на севере.
Ясно, что Геродот этому не поверил, так как это противоречило его наблюдениям.
- Почему Геродот усомнился в правоте
моряков? (Мало было сведений о Земле, её форме).
- Что необходимо знать, чтобы изобразить
всю Землю? Что необходимо использовать для этого? (Размеры Земли, карту,
необходимо использовать масштаб).
- Необходимо ли нам знать форму Земли?
(Необходимо, так как небольшой участок земной поверхности можно считать плоским
и перенести его в определённом масштабе на лист бумаги (плоскость), а в случае
с Землёй так не получится).
- Какой же представляли Землю древние
народы и как её изображали? (Учащиеся дают ответы).
Сценка:
Сейчас мои помощники покажут вам отрывок из повести Л.
И. Лагина «Старик Хоттабыч», как шестиклассник Волька Костыльков по подсказке
джинна Хоттабыча, которого он извлёк из бутылки, доказывал, что Земля имеет
форму диска:
«Если бы Земля была шаром, воды стекали бы
с неё вниз, а люди умерли бы от жажды, а растения засохли. Земля, о
достойнейшая и благороднейшая из преподавателей и наставников, имела и имеет
форму плоского диска и омывается со всех сторон величественной рекой,
называемой «Океан». Земля покоится на шести слонах, а те стоят на огромной
черепахе. Вот так устроен мир, о учительница».
Волька сам понимал, что несёт околесицу,
но остановиться не мог. От беспомощности у него слёзы на глазах выступили.
Учитель решил помочь ему и задал ещё вопрос.
- Ну, Костыльков, вытри слёзы, не нервничай.
Расскажи-ка, что такое горизонт?
- Горизонт? – обрадовался Волька. – Это
просто. Горизонтом называется воображаемая линия, которая…- Но за стеной снова
закопошился Хоттабыч, и Костыльков снова пал жертвой его подсказки.
- Горизонтом, о высокочтимая,- поправился
он, горизонтом я назову ту грань, где хрустальный купол небес соприкасается с
краем Земли».
- Какие ошибки допустил Волька? Как
представлял Землю, её форму джинн Хоттабыч?
Слайд 5: Всё
правильно. Именно так и думали.
Слайд 6, 7: Почему
именно так они изображали Землю? Знания человека в древности о мире по
существу сводились к знакомству с ближайшей округой. Вы можете судить об этом и
по старым картам.
Слайд 8 – 12: Во
время путешествий, а тем более в обыденной жизни, эта округа разворачивалась
перед человеком как свиток бумаги, на которой один ландшафт сменял другой. В
каждом данном месте земная поверхность на взгляд выглядела плоской. Значит,
сумма таких поверхностей тоже должна быть плоской. Отсюда естественно вытекало
представление о плоской Земле.
- А как, вы думаете, представляли Землю
наши предки славяне? Ответ на этот вопрос я предлагаю вам найти в ваших
учебниках на странице 52-53. (Зачитывают найденные ответы).
Но тогда же, в древности, возникло
несколько «почему», на которые представления по плоской Земле не давали ответа:
- Почему корабль, удаляясь от берега,
вдруг исчезает из вида?
- Почему наш взгляд наталкивается на
какую-то преграду, на линию горизонта?
- Почему с подъёмом на высокую точку
горизонт расширяется?
- Почему моряки, плывшие вокруг Африки с
востока на запад, видели солнце справа от себя?
- Почему во время лунных затмений тень
Земли, надвигающаяся на Луну, имеет круглые очертания?
Эти вопросы породили ряд предположений о
форме Земли. В науке такие предположения, ещё не доказанные, называются
гипотезами. Землю считали и плоской, и цилиндрической, и кубической.
Слайд 13: Греческий
математик Пифагор, живший в V
веке до новой эры, считал её шарообразной, но доказать правильность своей точки
зрения не мог.
Так завязался «великий спор» в географии.
Сначала он касался только вопроса о форме Земли. Затем его рамки расширились и
главным стал уже вопрос о месте Земли во Вселенной. Спор растянулся более чем
на две тысячи лет, вовлёк в свою орбиту не только учёных, но и людей далёких от
науки, но обладавших властью. В нём были прорывы вперёд и откаты назад,
торжество одной точки зрения и преследования сторонников других. Завершился
спор по историческим масштабам совсем недавно – на рубеже XIX
столетия.
Слайд 14: Великий
греческий учёный и мыслитель Аристотель жил в IV веке до новой эры. Он рассмотрел разные гипотезы и пришёл к выводу, что
Земля может быть только шарообразной. При этом он опирался на два из
приведённых выше вопроса – о горизонте и о наблюдении за тенью Земли во время
затмений.
Слайд 15: В
самом деле, лишь признав шарообразность Земли, можно объяснить появление
горизонта. Правда, в некотором роде подобный эффект может быть и при
цилиндрической форме Земли, но при цилиндре горизонт был бы виден только в двух
из четырёх сторон света, в двух других наш глаз видел бы бесконечно далеко.
Слайд 16:
Особенно ясно указывали на шарообразность Земли лунные затмения. Ни цилиндр, ни
куб, ни какая-либо иная форма не могут дать круглую тень, а плоский круг не
может иметь горизонта.
Слайд 17: Так,
соединённые вместе, два рассуждения приводят к однозначному выводу: Земля имеет
форму шара.
Точка зрения Аристотеля была воспринята
большинством учёных того времени, да и последующих времён. Опираясь на неё,
Эратосфен, тот самый, который дал название нашей науке – географии, хитроумным
методом, основанным на разнице в длине теней в полдень в разных точках Земли,
сумел впервые вычислить величину окружности земного шара. Это было во II в. до н.э.. По расчётам Эратосфена, она равна 39 500 киллометров.
Это очень близко с нашими современными
данными, которые получены спустя более чем две тысячи лет при помощи самых
точных приборов – 40 008 киллометров.
- Как вы думаете, какая модель более
соответствует реальной форме Земли? (Круглая, а это модель – глобус).
- Шарообразной форме Земли соответствует
модель в виде шара.
Поняв, что Земля не плоская, а
шарообразная, люди стали создавать её модели, многократно уменьшенные копии,
своего рода игрушечные земли – глобусы. Да и слово «глобус» по латыни – это
шар.
Слайд 18: Самый
древний глобус, который дошёл до нас, был создан в 1492 году немецким учёным
Мартином Бехаймом. Это был год открытия Колумбом Америки, что, однако никак не
отразилось на содержании глобуса. На нём отсутствует пол мира. Почему? Да
и не могло быть иначе, если даже сам Колумб до конца жизни был убеждён, что он
побывал в Азии, а не в Америке. Глобус Бехайма даёт нам представление об уровне
географических знаний накануне эпохи Великих географических открытий в XVI
– XVIII вв. На глобусе Бехайма нет таких материков как Австралия и Антарктида,
т.к. они были открыты гораздо позже. И об этих открытиях мы с вами поговорим на
уроках географии в 6 классе.
Слайд 19: Практическим
доказательством шарообразности Земли стало первое кругосветное плавание Фернана
Магеллана. В 1519 году флотилия из пяти кораблей вышла из Испании, прошла вдоль
восточного берега Южной Америки, обогнула её через пролив и вышла в океан. В
1522 году экспедиция вернулась в Испанию, обогнув земной шар. Это и было доказательство
шарообразности Земли. Правда, сам Магеллан погиб в стычке с туземцами на
Филлипинских островах, а из пяти кораблей осталась одна «Виктория». Но это уже
совсем другая история.
А сейчас, Вера Константиновна, познакомит
вас с понятием синквейн.
6. Закрепление.
а)выборочное чтение текста стр.53
- Как было написано о Земле в учебнике
географии 600 лет тому назад.
7.Проверка усвоения знаний.
(синквейн)
V. Итог урока.
Кому урок понравился?
Что особенно запомнилось?
8.Рефлексия.
Наша земля – это очень красивая планета,
но мы постараемся её ещё украсить. Я предлагаю вам выбрать смайлик, который
соответствует вашему настроению, и поместить его на карту нашей страны.
(музыка)
Домашнее задание: учебник
(с. 52–54).
Нарисовать нашу Землю в будущемю
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.