Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыОткрытый урок по окружающему миру по теме: Вода. Круговорот воды в природе

Открытый урок по окружающему миру по теме: Вода. Круговорот воды в природе

Скачать материал

Урок окружающего мира в 3 классе по теме :

«Вода и её роль в природе. Свойства воды. Круговорот воды в природе.»

Цели:

1. Обучающие:

·         Формировать представления о свойствах и состояниях воды, о процессах испарения, конденсации, замерзания и таяния воды в природе.

·         Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).

2. Развивающие:

·         Развивать приёмы умственной деятельности: сравнение, классификация, анализ и синтез.

·         Развивать умение получать информацию из различных источников.

3. Воспитывающие:

·         Воспитывать экологическое мышление.

·         Воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи.

Задачи:

– расширение представления об окружающем мире через сопоставление и сравнение;

– создание условий для постижения школьниками новых естественнонаучных понятий и практическое освоение умения доказывать предоставленную гипотезу (с использованием имеющегося опыта и доказательств путём опытов);

– развитие разнообразных устных и письменных речевых умений;

– развитие самоконтроля учащихся;

– воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.

 

 

                                                      ХОД УРОКА

1.     Организационный момент

2.     Мотивация знаний

Учитель. Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке.

                     В морях и реках обитает,

                     Но часто по небу летает.

                     А как наскучит ей летать,

                     На землю падает опять. (Вода.)

Правильно, это вода.

Ребята, послушайте высказывание писателя Антуана де Сент- Экзюпери о воде: «…, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не возможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете.»

 На уроке нам предстоит путешествие в царство Воды.

 чтец. И пошла молва трезвонить,

                     Вещества все беспокоить:

                     Появилась здесь царица,

                     А прозванье ей – Водица.

                     Шествует, как королева,

                     Гордо, важно, очень смело.

                     Сильная она всегда, -

                     Помни, звать её Вода.

Под музыку появляется царица Вода (ученица).

Вода. Обо мне речь ведёте? Да, я бываю и доброй, и полезной: орошаю поля, удовлетворяю нужды людей, промышленности. Но я бываю и опасной: могу затопить целые поля с урожаем, разрушить целые селения. А вы тягаться со мной решили! Да хватит ли у вас смелости и знаний?
Учитель.
Ребята, я думаю, смелости у нас хватит, а знания мы получим сегодня на нашем уроке.

 

Капельки:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане,

И в водопроводном кране.

 

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовется.

Лентой серебристой вьется.

 

 

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

 

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда.

 

Без неё вам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.   

Учитель: Посмотрите на экран. Что случилось с цветком? Почему это произошло? Без какого вещества ничто живое на земле не может существовать?

Дети: Без воды.

Учитель: Так какую тему мы будем изучать сегодня на уроке? Слайд 2.
Сегодня на уроке нам необходимо подтвердить гипотезу о существовании на земле воды в разных состояниях, её свойствах и существования круговорота воды в природе.

Слайд 3

Учитель: Когда люди полетели в космос, то наблюдая из космических кораблей за нашей планетой, они увидели, что она голубая. Действительно, Земля голубая. Дело в том, что большая часть земной поверхности покрыта водой. А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Вот как бы это выглядело! Слайд 4.

Учитель: Что изменилось?

Дети: Изменился цвет, нет голубого и зелёного.

Учитель: Да, зелёный цвет тоже пропал. Почему это произошло?

Дети: Ничто на свете не может жить без воды!

Учитель: Давайте вернём воду на Землю и подумаем, где содержится вода на земле?

Ответы детей.

Учитель: Верно, в океанах, морях, озёрах, реках, ручьях. 

 

Учитель: Ребята, а ведь может случиться так, что нам нечего будет пить. А человеку для жизни вода просто необходима, потому что мы на 70% состоим из воды, запасы которой нужно постоянно пополнять. Слайд 6.
Без воды человек может прожить только 3 дня. Конечно, человек не бутылка, наполненная водой. Давайте подумаем, где в организме человека содержится вода?

Ответы детей.

Учитель: В каждой клеточке нашего организма, в каждом сосуде содержится жидкость. Откуда наш организм может получить необходимую жидкость?

Ответы детей.

Слайд 7.

Слайд 8.

Учитель: А теперь … прочитай загадку: что умеет застывать, летать и бегать? Правильно. В этой загадке отражены три состояния воды. Найдите слова, которые отражают эти состояния.

Ответы детей.

Учитель: Если вода застывает, во что она превращается? (лёд) Какое это будет вещество? (твёрдое). 

Слайд 9.
Когда вода становится летучей? (когда превращается в пар) Какое это вещество? (газообразное).
А когда вода бежит?

Ответы детей.

Учитель: Эти процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого – в газообразное, из газообразного – в жидкое называют процессами таяния и замерзания, испарения и конденсации. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.

 

Расскажите о свойствах воды в каждом из состояний.

1 группа. Жидкое состояние воды.

План ответа:

- Где в природе встречается?

- Какими свойствами обладает?

а) бесцветная;
б) прозрачная;
в) запаха не имеет;
г) не имеет формы, растекается;
д) температура кипения +100 градусов;
е) температура замерзания 0 градусов.

Показ по карте (моря, океаны, реки, озера).

- Вода – краса всей природы. Эту красоту мы видим повсюду: и в тихой речке, подернутой туманом, и в глубине озера, по которому белыми корабликами плывут гуси, и в синем море, где режет волны быстроходный глиссер.

Есть вода и под землей. Без нее не журчали бы родники на дне лесных оврагов, не бежали бы ручейки из подножия холмов, и никто бы не увидел сказочных пещер и подземных озер.

2 группа. Твердое состояние воды.

План ответа:

- Где в природе встречается?

- Какими свойствами обладает?

а) лед не имеет цвета, снег белый;
б) лед прозрачный, снег непрозрачный;
в) запах не имеет;
г) вкуса не имеет;
д) лед имеет форму, снег рыхлый;
е) тает при температуре 0 градусов.

Показ по карте (Антарктида, ост. Гренландия, Северный полюс, вершины гор).

- Снежная белизна. Белее нет ничего на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту белого цвета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные лепестки лилии, белоснежное платье.

- В чем же секрет белизны снега? (Пожалуй виноват разноцветный солнечный луч.)

- Какого цвета лед? (Никакого, он бесцветный.)

- Почему? (Потому что он пропускает через себя весь солнечный луч целиком и остается бесцветным, таков закон природы.)

3 группа. Газообразное состояние воды.

План ответа:

- Где встречается в природе? (облака, туман, пар, испарение после дождя...)

- Какими свойствами обладает?

а) не имеет цвета, невидим;
б) прозрачный;
в) запах не имеет;
г) вкус не имеет;
д) формы не имеет;
е) при охлаждении превращается в воду, при охлаждении ниже 0 превращается в кристаллики льда (иней).

- С детских лет до старости мы не устаем любоваться плывущими в небе облаками. И облака в небе, и туман над землей состоят из крохотных капелек воды. Эти капельки образовались из невидимого водяного пара. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей-туманом.

Вывод: вода находится на Земле в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

- Отгадайте загадки. Если правильно отгадаете загадки, у нас получится портрет воды. Распределите отгадки на три группы: вода в жидком, в твердом и газообразном состоянии.

На дворе переполох,
С неба сыпется горох.
Съела 6 горошин Нина,
У неё теперь ангина. (Град.)

Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без парусов плывут. (Облака.)

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко-
Стало видно далеко. (Туман.)

Бел как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег.)

Вечером родится,
Ночью живет, утром умирает. (Роса.)

Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку,
Очень трудная загадка. (Дождь.)

И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
На солнце её припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

- Молодцы, ребята! Получился у нас портрет воды? Да, получился.

- Круговорот воды происходит и в природе. Проследим его на примере одной капельки, назовем его «Кругосветное путешествие Капельки».

- Жила-была Капелька на цветке, а может быть и в море, а может в океане, а может быть и в луже, ведь надо где то жить. Жила и мечтала увидеть мир.

(На доску в процессе рассказа крепятся рисунки-иллюстрации.)

Пригрело как-то яркое солнышко.

- Что произошло с нашей Капелькой? (Ответы детей.)

- Да. Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озер, рек, из почвы Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные.

Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в сильный мороз.

Вот и наша Капелька (показ на схеме) устремилась вверх. Летит она вверх, рассматривает красоты земли, а ветер несет ее все дальше и дальше, и на пути встречается много капель – сестричек. Вскоре их было целое облако. А сестрички-капли все прибывают и прибывают. Тесно им стало, потемнело облако, превратилось в тучку.

- В виде каких осадков выпадает накопившаяся влага? (Дождь, снег, град.)

- И полетела наша Капелька вниз. Летит и думает, куда же она попадет, где еще побывает и что нового увидит.

- Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море. Прилетела наша Капелька на землю и снова встретилась с капельками-сестричками. Снова стали они весело жить и играть. Капельке так понравилось путешествовать, что она стала ждать подходящий момент, чтобы вновь отправиться в путь.

- Можно ли сказать, что вода вращается по кругу?

- Как можно назвать это явление в природе? (Круговорот.)

2. Словарная работа.

Вывешивается карточка со словом «КРУГОВОРОТ».

- Какие слова спрятались в этом слове? (КРУГ и ВОРОТ.)

- ВОРОТ – вращение. Так происходит и в природе.

3. Практическая работа.

Откройте Рабочую тетрадь с.82. Поставьте точку в том месте, где, по вашему мнению, вода начинает свое путешествие и при помощи стрелок покажите движение воды в природе.

- Пока вы выполняете задание подумайте: может ли вода исчезнуть с лица земли?

(Учитель проверяет выполнение работ, вызванный ученик обосновывает свой выбор.)

- Может ли вода исчезнуть навсегда? Почему?

Такое путешествие воды получило название КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. (Появляется слайд со схемой круговорота.)

- Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества, необходимые для жизни растений, из одного места в другое.

Круговорот воды

1. Лабораторная работа. Проведение опытов.

Все сотрудники лаборатории получили задания и инструкции для проведения опытов.

 

ü Внимательно прочитайте задания.

ü После каждого опыта не забудьте  отметить ответ в данной таблице   знаком +.

ü Каждая пара получает инструкцию   проведения опыта

 

     Свойства           воды

 

    да

   нет

Вкус, запах.

 

 

 

Цвет, прозрачность.

 

 

 

Текучесть, имеет форму.

 

 

 

Является ли растворителем

 

 

 

ü После каждого опыта дети дают отчёт по опыту (отвечают учителю)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт№1.Имеет ли чистая вода запах и вкус?

Определение вкуса и запаха воды

1)    Определить запах воды.

2)    Определить вкус воды.

3)    Расскажи о результатах наблюдений.

4)    Сделай вывод.

5)    Заполни таблицу.

О каких свойствах воды идёт речь?У воды нет запаха и вкуса.

 

Опыт №2. Имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она?

1)    Возьми чистую воду и опусти в неё ложку. Посмотри на свет.

2)    Возьми стакан молока и опусти в него ложку. Посмотри на свет.

3)    Сравни цвет воды и цвет молока. Сделай вывод, расскажи о наблюдениях.

4)    Заполни таблицу.

Что заметили? Вода не имеет цвета, она прозрачная.

Физминутка.

 

Опыт №3. Имеет ли вода форму? Обладает ли она свойством текучести?

1)    Капните немного воды на тарелочку. Что вы наблюдаете? Сделай вывод. (Вода растекается).

2)    Перелейте воду из колбы в стакан, в баночку. Что происходит? Сделай вывод. ( Вода принимает форму сосуда).

Как люди используют это свойство воды? Её  можно  разливать в любую ёмкость и транспортировать(перевозить).

 

Опыт №4. Может ли вода изменять свои свойства? Как?

1)    Возьмём чистую воду, добавим в неё вещество (сахар, песок, масло).

2)     Перемешаем палочкой.

3)    Пронаблюдаем за полученной смесью.

4)     Расскажи о результатах наблюдения.

5)    Сделай вывод.

Дети выполняют опыты. Результаты обсуждаются.

Изменились ли свойства воды?

 

ВЫВОД:Свойства воды   изменяются, если в неё добавить другие вещества (примеси). Вывод: вода уникальный растворитель. Где  мы это используем? (соль, сахар, порошок).

Учитель обобщает ответы детей.

Учитель: Дети, а какие вы знаете пословицы о воде?

Дети отвечают:

- Вода всегда путь найдёт;

- Вода и землю точит и камень долбит;

- Где вода -  там саду цвести;

- Апрель с водой, а май с травой;

- Была бы водица, а зелень народится;

- Роса да туман- живут по утрам;

- Хлеб да вода – здоровая еда;

- Экономим воду – спасаем природу.

Учитель:  Молодцы! А знаете ли вы приметы связанные с водой?

Дети отвечают:

- Длинные сосульки к долгой (затяжной) весне;

- Зимой солнце садится в облаках – к снегопаду;

- Радуга долго стоит после дождя – к ненастью;

- Радуга скоро исчезает – к хорошей погоде;

- Первый туман над лесом – пошли грибы;

- Дождь начался крупными каплями – значит, скоро кончится;

-  Если капли дождя образуют пузыри  на лужах – к продолжительному ненастью.

4. Итог урока

Учитель: Давайте проверим, какие знания вы унесёте с урока.

Тест «Проверим себя»

Учитель: Какую пользу человеку приносит вода? Какой момент урока вам больше всего запомнился? Что совершенно новое вы узнали на уроке?
Я думаю, все эти знания, полученные на уроке, нам пригодятся при изучении других тем, да и в жизни.

УчительА мне хочется закончить наше занятие следующими словами:

В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – ВОДА!

V. Домашнее задание.

Капелька очень любит путешествовать, ей всегда интересно бывать в новых местах, заводить новые знакомства. Она предлагает вам дома придумать сказку о ее путешествии и записать ее в тетрадь. А на следующем уроке расскажете историю об одном из путешествий.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок по окружающему миру по теме: Вода. Круговорот воды в природе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Руководитель образовательной организации

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

– расширение представления об окружающем мире через сопоставление и сравнение;

– создание условий для постижения школьниками новых естественнонаучных понятий и практическое освоение умения доказывать предоставленную гипотезу (с использованием имеющегося опыта и доказательств путём опытов);

Цели:

1. Обучающие:

·         Формировать представления о свойствах и состояниях воды, о процессах испарения, конденсации, замерзания и таяния воды в природе.

·         Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).

2. Развивающие:

·         Развивать приёмы умственной деятельности: сравнение, классификация, анализ и синтез.

·         Развивать умение получать информацию из различных источников.

3. Воспитывающие:

·         Воспитывать экологическое мышление.

 

·         Воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи.

– развитие разнообразных устных и письменных речевых умений;

– развитие самоконтроля учащихся;

 

– воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 929 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 1061
    • DOCX 85.8 кбайт
    • 20 скачиваний
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ризун Надежда Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ризун Надежда Васильевна
    Ризун Надежда Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3981
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 137 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 115 человек

Курс повышения квалификации

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися старшего дошкольного и младшего школьного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 132 человека из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 259 человек

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1116 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 19 270 человек

Мини-курс

Психологические аспекты родительства и развития ребёнка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Особенности психологической помощи детям

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 609 человек из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 195 человек

Мини-курс

Самоповреждающее поведение у подростков: профилактика и методы работы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе