Урок окружающего мира в 3
классе по теме :
«Вода и её роль в природе.
Свойства воды. Круговорот воды в природе.»
Цели:
1.
Обучающие:
·
Формировать представления о свойствах и состояниях воды, о
процессах испарения, конденсации, замерзания и таяния воды в природе.
·
Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод
и практический подход).
2.
Развивающие:
·
Развивать приёмы умственной деятельности: сравнение,
классификация, анализ и синтез.
·
Развивать умение получать информацию из различных источников.
3.
Воспитывающие:
·
Воспитывать экологическое мышление.
·
Воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи.
Задачи:
–
расширение представления об окружающем мире через сопоставление и сравнение;
–
создание условий для постижения школьниками новых естественнонаучных понятий и
практическое освоение умения доказывать предоставленную гипотезу (с
использованием имеющегося опыта и доказательств путём опытов);
–
развитие разнообразных устных и письменных речевых умений;
–
развитие самоконтроля учащихся;
–
воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.
ХОД УРОКА
1.
Организационный
момент
2.
Мотивация знаний
Учитель.
Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, о чём пойдёт речь
на нашем уроке.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода.)
Правильно, это вода.
Ребята, послушайте высказывание
писателя Антуана де Сент- Экзюпери о воде: «…, у тебя нет ни вкуса, ни цвета,
ни запаха, тебя не возможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты
такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты
наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой
возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас
вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое
богатство на свете.»
На
уроке нам предстоит путешествие в царство Воды.
чтец.
И пошла молва трезвонить,
Вещества все беспокоить:
Появилась здесь царица,
А прозванье ей – Водица.
Шествует, как королева,
Гордо, важно, очень смело.
Сильная она всегда, -
Помни, звать её Вода.
Под
музыку появляется царица Вода (ученица).
Вода.
Обо мне речь ведёте? Да, я бываю и доброй, и полезной:
орошаю поля, удовлетворяю нужды людей, промышленности. Но я бываю и опасной:
могу затопить целые поля с урожаем, разрушить целые селения. А вы тягаться со
мной решили! Да хватит ли у вас смелости и знаний?
Учитель. Ребята, я думаю, смелости у нас хватит, а знания мы получим
сегодня на нашем уроке.
Капельки:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она
везде!
В луже, в море,
океане,
И в водопроводном
кране.
Как сосулька,
замерзает,
В лес туманом
заползает.
Ледником в горах
зовется.
Лентой серебристой
вьется.
Средь высоких стройных
елей
Рушится потоком
селей.
На плите у вас
кипит,
Паром чайника
шипит.
Растворяет сахар в
чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что
вода –
Наша спутница
всегда.
Без неё вам не
умыться,
Ни наесться, ни
напиться!
Смею вам я
доложить:
Без воды нам не прожить.
Учитель: Посмотрите
на экран. Что случилось с цветком? Почему это произошло? Без какого вещества
ничто живое на земле не может существовать?
Дети: Без
воды.
Учитель: Так
какую тему мы будем изучать сегодня на уроке? Слайд 2.
Сегодня на уроке нам необходимо подтвердить гипотезу о существовании на земле
воды в разных состояниях, её свойствах и существования круговорота воды в
природе.
Слайд
3
Учитель: Когда
люди полетели в космос, то наблюдая из космических кораблей за нашей планетой,
они увидели, что она голубая. Действительно, Земля голубая. Дело в том, что
большая часть земной поверхности покрыта водой. А если бы на Земле вдруг
пропала бы вся вода?! Вот как бы это выглядело! Слайд 4.
Учитель: Что
изменилось?
Дети: Изменился
цвет, нет голубого и зелёного.
Учитель: Да,
зелёный цвет тоже пропал. Почему это произошло?
Дети: Ничто
на свете не может жить без воды!
Учитель: Давайте
вернём воду на Землю и подумаем, где содержится вода на земле?
Ответы
детей.
Учитель: Верно, в океанах, морях, озёрах, реках, ручьях.
Учитель: Ребята,
а ведь может случиться так, что нам нечего будет пить. А человеку для жизни
вода просто необходима, потому что мы на 70% состоим из воды, запасы которой
нужно постоянно пополнять. Слайд 6.
Без воды человек может прожить только 3 дня. Конечно, человек не бутылка,
наполненная водой. Давайте подумаем, где в организме человека содержится вода?
Ответы
детей.
Учитель: В
каждой клеточке нашего организма, в каждом сосуде содержится жидкость. Откуда
наш организм может получить необходимую жидкость?
Ответы
детей.
Слайд
7.
Слайд
8.
Учитель: А
теперь … прочитай загадку: что умеет застывать, летать и бегать? Правильно. В
этой загадке отражены три состояния воды. Найдите слова, которые отражают эти
состояния.
Ответы
детей.
Учитель: Если
вода застывает, во что она превращается? (лёд) Какое это будет вещество?
(твёрдое).
Слайд
9.
Когда вода становится летучей? (когда превращается в пар) Какое
это вещество? (газообразное).
А когда вода бежит?
Ответы
детей.
Учитель: Эти
процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого – в
газообразное, из газообразного – в жидкое называют процессами таяния и
замерзания, испарения и конденсации. Превращения воды происходят при изменении
температуры воды.
Расскажите
о свойствах воды в каждом из состояний.
1 группа.
Жидкое состояние воды.
План
ответа:
- Где в
природе встречается?
- Какими
свойствами обладает?
а)
бесцветная;
б) прозрачная;
в) запаха не имеет;
г) не имеет формы, растекается;
д) температура кипения +100 градусов;
е) температура замерзания 0 градусов.
Показ по
карте (моря, океаны, реки, озера).
- Вода –
краса всей природы. Эту красоту мы видим повсюду: и в тихой речке, подернутой
туманом, и в глубине озера, по которому белыми корабликами плывут гуси, и в
синем море, где режет волны быстроходный глиссер.
Есть вода
и под землей. Без нее не журчали бы родники на дне лесных оврагов, не бежали бы
ручейки из подножия холмов, и никто бы не увидел сказочных пещер и подземных
озер.
2 группа.
Твердое состояние воды.
План
ответа:
- Где в
природе встречается?
- Какими
свойствами обладает?
а) лед не
имеет цвета, снег белый;
б) лед прозрачный, снег непрозрачный;
в) запах не имеет;
г) вкуса не имеет;
д) лед имеет форму, снег рыхлый;
е) тает при температуре 0 градусов.
Показ по
карте (Антарктида, ост. Гренландия, Северный полюс, вершины гор).
- Снежная
белизна. Белее нет ничего на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть
безупречную чистоту белого цвета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный
лебедь, белоснежные лепестки лилии, белоснежное платье.
- В чем же
секрет белизны снега? (Пожалуй виноват разноцветный солнечный луч.)
- Какого
цвета лед? (Никакого, он бесцветный.)
-
Почему? (Потому что он пропускает через себя весь солнечный луч целиком
и остается бесцветным, таков закон природы.)
3 группа.
Газообразное состояние воды.
План
ответа:
- Где
встречается в природе? (облака, туман, пар, испарение после дождя...)
- Какими
свойствами обладает?
а) не
имеет цвета, невидим;
б) прозрачный;
в) запах не имеет;
г) вкус не имеет;
д) формы не имеет;
е) при охлаждении превращается в воду, при охлаждении ниже 0 превращается в
кристаллики льда (иней).
- С
детских лет до старости мы не устаем любоваться плывущими в небе облаками. И
облака в небе, и туман над землей состоят из крохотных капелек воды. Эти
капельки образовались из невидимого водяного пара. Если капельки образовались
высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей-туманом.
Вывод: вода
находится на Земле в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.
-
Отгадайте загадки. Если правильно отгадаете загадки, у нас получится портрет
воды. Распределите отгадки на три группы: вода в жидком, в твердом и
газообразном состоянии.
На дворе переполох,
С неба сыпется горох.
Съела 6 горошин Нина,
У неё теперь ангина. (Град.)
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без парусов плывут. (Облака.)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко-
Стало видно далеко. (Туман.)
Бел как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег.)
Вечером родится,
Ночью живет, утром умирает. (Роса.)
Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку,
Очень трудная загадка. (Дождь.)
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
На солнце её припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
- Молодцы,
ребята! Получился у нас портрет воды? Да, получился.
-
Круговорот воды происходит и в природе. Проследим его на примере одной
капельки, назовем его «Кругосветное путешествие Капельки».
-
Жила-была Капелька на цветке, а может быть и в море, а может в океане, а может
быть и в луже, ведь надо где то жить. Жила и мечтала увидеть мир.
(На доску
в процессе рассказа крепятся рисунки-иллюстрации.)
Пригрело
как-то яркое солнышко.
- Что
произошло с нашей Капелькой? (Ответы детей.)
- Да.
Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное
количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей,
океанов, озер, рек, из почвы Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают
животные.
Вода
превращается в пар в любое время года, даже зимой в сильный мороз.
Вот и наша
Капелька (показ на схеме) устремилась вверх. Летит она вверх, рассматривает
красоты земли, а ветер несет ее все дальше и дальше, и на пути встречается
много капель – сестричек. Вскоре их было целое облако. А сестрички-капли все
прибывают и прибывают. Тесно им стало, потемнело облако, превратилось в тучку.
- В виде
каких осадков выпадает накопившаяся влага? (Дождь, снег, град.)
- И
полетела наша Капелька вниз. Летит и думает, куда же она попадет, где еще
побывает и что нового увидит.
- Судьба
выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озера
или сразу в море. Прилетела наша Капелька на землю и снова встретилась с капельками-сестричками.
Снова стали они весело жить и играть. Капельке так понравилось путешествовать,
что она стала ждать подходящий момент, чтобы вновь отправиться в путь.
- Можно ли
сказать, что вода вращается по кругу?
- Как
можно назвать это явление в природе? (Круговорот.)
2.
Словарная работа.
Вывешивается
карточка со словом «КРУГОВОРОТ».
- Какие
слова спрятались в этом слове? (КРУГ и ВОРОТ.)
- ВОРОТ –
вращение. Так происходит и в природе.
3.
Практическая работа.
Откройте
Рабочую тетрадь с.82. Поставьте точку в том месте, где, по вашему мнению, вода
начинает свое путешествие и при помощи стрелок покажите движение воды в
природе.
- Пока вы
выполняете задание подумайте: может ли вода исчезнуть с лица земли?
(Учитель
проверяет выполнение работ, вызванный ученик обосновывает свой выбор.)
- Может ли
вода исчезнуть навсегда? Почему?
Такое
путешествие воды получило название КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. (Появляется слайд
со схемой круговорота.)
-
Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные
питательные вещества, необходимые для жизни растений, из одного места в другое.
1. Лабораторная работа. Проведение опытов.
Все сотрудники лаборатории получили задания и
инструкции для проведения опытов.
ü Внимательно прочитайте задания.
ü После каждого опыта не забудьте отметить ответ в
данной таблице знаком +.
ü
Каждая пара получает
инструкцию проведения опыта
Свойства воды
|
да
|
нет
|
Вкус,
запах.
|
|
|
Цвет,
прозрачность.
|
|
|
Текучесть,
имеет форму.
|
|
|
Является
ли растворителем
|
|
|
ü
После каждого
опыта дети дают отчёт по опыту (отвечают учителю)
Опыт№1.Имеет
ли чистая вода запах и вкус?
Определение вкуса и запаха воды
1)
Определить запах воды.
2)
Определить вкус воды.
3)
Расскажи о результатах наблюдений.
4)
Сделай вывод.
5)
Заполни таблицу.
О
каких свойствах воды идёт речь?У воды нет запаха и вкуса.
Опыт №2. Имеет ли вода цвет? Прозрачна ли
она?
1)
Возьми чистую воду и
опусти в неё ложку. Посмотри на свет.
2)
Возьми стакан молока и
опусти в него ложку. Посмотри на свет.
3)
Сравни цвет воды и цвет
молока. Сделай вывод, расскажи о наблюдениях.
4)
Заполни таблицу.
Что
заметили? Вода не имеет цвета, она прозрачная.
Физминутка.
Опыт №3. Имеет ли вода форму? Обладает ли она
свойством текучести?
1)
Капните немного воды на
тарелочку. Что вы наблюдаете? Сделай вывод. (Вода растекается).
2)
Перелейте воду из
колбы в стакан, в баночку. Что происходит? Сделай вывод. ( Вода принимает форму
сосуда).
Как люди используют это свойство воды? Её можно
разливать в любую ёмкость и транспортировать(перевозить).
Опыт №4. Может ли вода
изменять свои свойства? Как?
1)
Возьмём чистую воду,
добавим в неё вещество (сахар, песок, масло).
2)
Перемешаем палочкой.
3)
Пронаблюдаем за полученной
смесью.
4)
Расскажи о результатах
наблюдения.
5)
Сделай вывод.
Дети выполняют опыты. Результаты обсуждаются.
Изменились ли свойства воды?
ВЫВОД:Свойства воды изменяются, если в
неё добавить другие вещества (примеси). Вывод: вода уникальный растворитель.
Где мы это используем? (соль, сахар, порошок).
Учитель обобщает ответы детей.
Учитель:
Дети, а какие вы знаете пословицы о воде?
Дети
отвечают:
- Вода всегда
путь найдёт;
-
Вода и землю точит и камень долбит;
-
Где вода - там саду цвести;
-
Апрель с водой, а май с травой;
-
Была бы водица, а зелень народится;
-
Роса да туман- живут по утрам;
-
Хлеб да вода – здоровая еда;
-
Экономим воду – спасаем природу.
Учитель:
Молодцы! А знаете ли вы приметы связанные с
водой?
Дети
отвечают:
- Длинные
сосульки к долгой (затяжной) весне;
-
Зимой солнце садится в облаках – к снегопаду;
-
Радуга долго стоит после дождя – к ненастью;
-
Радуга скоро исчезает – к хорошей погоде;
-
Первый туман над лесом – пошли грибы;
-
Дождь начался крупными каплями – значит, скоро кончится;
-
Если капли дождя образуют пузыри на лужах – к продолжительному ненастью.
4. Итог урока
Учитель: Давайте
проверим, какие знания вы унесёте с урока.
Тест
«Проверим себя»
Учитель: Какую
пользу человеку приносит вода? Какой момент урока вам больше всего запомнился?
Что совершенно новое вы узнали на уроке?
Я думаю, все эти знания, полученные на уроке, нам пригодятся при изучении
других тем, да и в жизни.
Учитель:
А мне хочется закончить наше занятие следующими
словами:
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – ВОДА!
V.
Домашнее задание.
Капелька
очень любит путешествовать, ей всегда интересно бывать в новых местах, заводить
новые знакомства. Она предлагает вам дома придумать сказку о ее путешествии и
записать ее в тетрадь. А на следующем уроке расскажете историю об одном из
путешествий.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.