Инфоурок Музыка Другие методич. материалыОткрытый урок по музыке «Поэт в России – больше, чем поэт» (по творчеству В.С.Высоцкого) 8 класс

Открытый урок по музыке «Поэт в России – больше, чем поэт» (по творчеству В.С.Высоцкого) 8 класс

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Б-Лука

 

 

Разработка внеклассного мероприятия 
по музыке

 

 

 

 

 

Музыкальный урок-гостиная

 

 

«Поэт в России – 
больше, чем поэт»            

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:

                                                          учитель музыки

                                                          Шамонова

                                                          Наталья Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 год

 «Поэт в России – больше, чем поэт» (по творчеству В.С.Высоцкого)

 

Цель мероприятия: 1. Проанализировать творчество В.С.Высоцкого, обозначить основные темы его песен.

                                        2. Развивать живой интерес к творчеству Высоцкого

                                        3. Воспитывать чувство прекрасного  к литературному и песенному наследию, а также формировать лучшие нравственные качества на примере его произведений.

Оборудование:    1. Выставка книг по творчеству Высоцкого.

                                2. Музыкальное и видеосопровождение, гитара –символ его музыкального творчества, книг о бардах.

                                3. Электронные слайды (мультмедийная и интерактивные презентации)

Форма проведения: музыкальная гостиная.

Методы  работы: эвристический и интерактивный.

Ход мероприятия.

 1. Организационный момент.

      Приветствие учащихся и гостей. Объявление темы и цели мероприятия.

 2. Вступительное слово преподавателя.

      Сегодня у нас есть счастливая возможность в полной мере изучать творчество Высоцкого, обозначить основные темы его песен, слушать  его песни и читать их текст, смотреть слайды со снимками его участия  в фильмах и спектаклях, познакомиться с книгами, которые представлены на выставке. Прошло немало  времени со дня смерти великого барда, а память о нем не становится меньше, интерес к его личности не пропадает. Почему? Наверное, потому что все, что он делал, он делал с неподкупной искренностью. Писал о том, о чем принято было молчать. Его современники вспоминают, что Владимир Семенович в обращении с людьми был очень внимателен и корректен. И сегодня его поэтическое наследие имеет огромное значение в воспитании молодых людей. Ведь ничто и никто не воспитают так, как это сделает хорошая, вовремя прочитанная книга. В одной из песен Владимира Высоцкого есть такие строчки:

    Если, путь прорубая отцовским мечом,

    Ты соленые слезы на ус намотал,

    Если в жарком бою ты узнал, что почем,

    Значит, нужные книги ты в детстве читал.

Такими нужными книгами могут стать и песни Владимира Семеновича, и исполненные им роли.

       Итак, приглашаю вас в музыкальную гостиную «Поэт в России -  больше, чем поэт».  Высоцкий  за время двухлетних репетиций "Гамлета" окончательно закрепил за собой право носить джинсы и свитер. Только цвет костюма в спектакле был черный - черные вельветовые джинсы, черный свитер ручной вязки. Его и похоронили в новых черных брюках и новом черном свитере, которые Марина Влади привезла из Парижа.

Поэтому я разрешила  ребятам присутствовать на этом уроке  придерживаясь такому стилю и цвету  одежды. В  память о великом актере, поэте, певце, и просто замечательном человеке, которому 25 января исполнилось бы 75 лет, посвящаем свой урок.

3. Работа по уроку.

(слайды из интерактивной  Презентации № 1) Вспомним ребята,  что же такое бардовская песня, и кто такой бард? (1, 2 слайды).

Что же такое авторская песня? (3 слайд)

Назовите основоположников  этого жанра? (4 слайд с фотографиями А.Галича, Б.Окуджава, В Высоцкого) (дети называют бардов и подтверждают свои ответы, работая на интерактивной доске)

А сейчас назовите  современных бардов-исполнителей. (5 слайд с фотографиями О. Митяева,  Разембаума, Ю. Антонова. (дети открывают фамилии современных бардов и переносят фотографии на доске согласно фамилиям)

 

Показ мультимедийной презентации «Урок –гостиная»

«Поэт в России больше, чем поэт»

 

Поэт в России - больше, чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

кому уюта нет, покоя нет.

 

Поэт в ней - образ века своего

и будущего призрачный прообраз.

Поэт подводит, не впадая в робость,

итог всему, что было до него.

(Е.Евтушенко)

Учитель. (2 слайд) Обратимся к поэтическому наследию В.С. Высоцкого. Начало его поэтической деятельности приходится на 60-е годы прошлого столетия. Творчество Владимира Высоцкого – биография нашего времени. Конечно, биография – это нечто связанное, последовательное, а он в своих сюжетах и темах как будто разбросан, но в огромном числе песен, пропетых в разные времена, Высоцкий затронул очень важные и очень больные моменты нашей истории. Он рассказывал нам почти обо всем, чем мы жили, чем жил народ – при нем и до него. Пел о войне, о трудном послевоенном времени, когда он был маленьким мальчиком, но, как оказалось потом, все хорошо ухватил, почувствовал и понял… Пел о больших делах и стройках, и о тяжких временах тридцать седьмого, о космосе и космонавтах, спортсменах, альпинистах, моряках, пограничниках, солдатах, поэтах, шоферах – о ком угодно, обо всем. Великая, фантастическая его популярность, возникшая так неожиданно, объяснима: Высоцкий вошел в самую гущу народа, он был понятен многим, почти всем.

(Екатерина и Юлия  добавят моё сообщение)

Сообщение 1 ученика.  (Сучкова Екатерина )(2 слайд)

Высоцкий не мог бы стать популярным человеком, если бы не соединил в себе таланты большого поэта и большого артиста, певца. Он взял на себя смелость выражать самое насущное и никем не выражаемое: то истинное, чем народ на самом деле «болел», о чем действительно думал, что было предметом повседневных разговоров людей между собой.

Сообщение 2 ученика. (Юлия Итяксова)

Высоцкий был поэт остросатирический, он высмеивал бюрократов, чиновников, подхалимов, дураков – и в особенности – обывателей, пожирателей благополучия. У него было очень много злых и чрезвычайно острых песен об этом слое городского мещанства, и, что особенно странно, все эти люди, персонажи его сатиры, тоже его любили, как будто понимали, что он над ними издевается. В этом есть какая-то загадочность.

Слово учителя:

«Я буду петь до одури, до смерти».

(Вот как говорил о себе Высоцкий)

n  «Шансонье всея Руси».

( таким считал А. Вознесенский Владимира Высоцкого)

Н. Крымова. Говорила, что

n   «Когда он пел или играл, всегда казалось, что идёт какой- то бой. В этом голосе можно было расслышать лязг металла, скрежет тормозов, торжественный трубный звук и предсмертный стон- всё, что в бою звучит вокруг человека и внутри его…»

(3, 4 слайды)

Немного о его биографии. (расскажет Денис Савцов) (5,6,7 слайды) (А вы ребята запишите эти значимые даты)

Родился 25января 1938 года в Москве. С 1947 года жил в Германии. В 1949 году вернулся в Москву.   

 

Детские годы:

¡  1941 - вместе с матерью эвакуирован в село Воронцовка Бузулукского района Чкаловской (ныне Оренбургской) области.

¡  1943 - возвращение в Москву на прежнюю квартиру по адресу: Первая Мещанская улица, дом 126 (с 1957 года - проспект Мира).

¡  1945, 1 сентября - поступил в первый класс школы No 273 Ростокинского района Москвы.

¡  1947- с отцом и его второй женой, Евгенией Степановной Лихалатовой-Высоцкой, уезжает в город Эберсвальде (Германия).

В детстве, по словам отца, Володя «был непоседлив,

бесстрашен, а потому, как правило, становился заводилой и в играх, и в проказах».

 

 О школьных годах расскажет Чичкина Виктория: (7, 8 слайды)

¡  1949- возвращается с Е. С. Лихалатовой-Высоцкой в Москву и живет в Большом Каретном переулке (дом 15, кв. 4). Поступает в 5-й класс мужской средней школы No 186.

¡  1953- начинает заниматься в драмкружке при Доме учителя под руководством В. Н. Богомолова.

¡  1955, весна - переезжает к матери на Первую Мещанскую улицу, дом 76, кв. 62.

¡  1955, июнь - заканчивает среднюю школу.

( 9 слайд) 1955, август - поступает на механический факультет Московского инженерно-строительного института, который оставляет после первого семестра.

Сообщение учителя: (10 слайд)

Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился  после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семёнович считал своим учителем. После он напишет «Песню о Правде и Лжи», посвящённую Окуджаве.

Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле « дворовой романтики» и не воспринимались всерьёз ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями

(11 слайд) Большая любовь: Несмотря на многочисленные увлечения, самой настоящей любовью, любовью всей его жизни,  стала актриса Марина Влади. Ей посвящены многие песни Владимира Семеновича.

(12, 13 слайды) Первое концертное выступление 1965 год. Последнее выступление 16 июля 1980год.

По своему творческому напору Высоцкий был редким и уникальным явлением. Он много отдал работе в кино и театре.

(14,15, слайды) Незабываемы роли Высоцкого в кино. Это кинофильмы «Короткие встречи», «Вертикаль»,

(16  лайд) « Стряпуха», «317 просит посадки»

(17,18  слайды) Капитан милиции Глеб Жеглов в кинофильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» - это одна из самых ярких ролей гениального Владимира Высоцкого.

(19 слайд) Высоцкий снимался у А.Столпера, И.Хейфица,М.Швейцера, К.Муратовой, А.Митта, С.Говорухина.

 

О театральной  жизни Высоцкого сообщит нам (Княжева Юлия) (20,21 слайды)

Первая роль Высоцкого - Московский театр драмы и комедии на Таганке. Далее роли в спектаклях по произведениям А.Вознесенского, В.Маяковского, Б.Брехта, С.Есенина, А.Чехова, Ф.Достоевского.

n  Владимиру Высоцкому не суждено было узнать о своих наградах:

n  Приз Международного кинофестиваля в Италии, специальный приз 9-ого Всесоюзного фестиваля телефильмов в Ереване.

n  1987 год –Государственная премия СССР(посмертно).

 

 (22 слайд) Причем он  не просто работал, а выкладывался. Днем съемка, вечером спектакль, да еще какой! – Гамлет или Галилей, ночью творчество над белым листком, исписанным мельчайшими убористыми строчками. Два часа сна – он готов к новому дню, полному разнообразных творческих напряжений, и так день за днем…»

(23  слайды)  Сообщение Конькова Сергея «Гамлет» - лучшая роль.

*      1976год-первая премия на Белградском интернациональном фестивале.

*      1977год-высшая премия французской критики.

1980год-первая премия на международном фестивале «Варшавские встречи».

 

Сообщение учителя Песня – это история. (24 слайд)

Песню – каждую – он писал подолгу, по два-три месяца, много раз переписывая, зачеркивая слова, то сокращая, то прибавляя строчки. Потом месяц-два песня пелась им почти каждый вечер, и всякий раз хоть два-три слова, хоть одно да менялось, уточнялось. И так в работе было одновременно пять-шесть, а когда и десяток вещей. Одновременно оттачивалось исполнение, искались интонации, акценты…

( 25 слайд) Особое место в его творчестве занимает тема Великой Отечественной войны. Когда Владимира Семеновича спросили, почему он так часто обращается к военной теме, он ответил: «Нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером… У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия.

Я вот отдаю дань этому времени своими песнями. Это почетная задача – писать о людях, которые воевали».

(Звучит песня в исполнении В.С.Высоцкого «Братские могилы».

Лучшие песни Владимира Высоцкого - для жизни. Они - друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, - есть неистощимая сила, непоказанная нежность и размах души человеческой. А еще, а них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память...

(26 слайд) Пожалуй, нет таких тем, на которые бы не писал Владимир Высоцкий. Очень трепетно относился поэт к понятию «дружба» и «друзья».

 

Как создавалась песня  «Если друг оказался вдруг…» об этом расскажет нам Ячменёва Мария  (27 слайд)

В качестве иллюстрации, альпинист Леонид Елисеев рассказал Высоцкому случай с группой, в которой когда-то был руководителем. Было это летом 1955 года. Елисеев шёл во главе группы, которая совершала обычное спортивно-тренировочное восхождение на вершину Доппах в Дигории. В группе было шесть человек, в том числе и  Ласкин - наиболее испытанный в  восхождениях высшей категории трудности, напарник Леонида Елисеева.

На 80-метровом скальном гребне, метров через 40-50  Елисеев организовал страховку за небольшую скалу-монолит, заснеженную по бокам, принял идущего вторым Ласкина. Тот быстро переналадил страховку и стал принимать идущего третьим Морозова.  Елисеев продолжил подъём дальше, но пройдя несколько метров услышал душераздирающий крик. Оглянувшись, он увидел, что скала, на которой держалась вся страховка, медленно отходит от стены - видно пришло ей время падать. Кричал обезумевший от происходящего и растерявшийся Ласкин, хотя мог в это время сбросить все верёвки находившихся в связке. Ласкина сорвало, верёвка между ним и Елисеевым, который изо всех сил вцепился в гребень, натянулась. Как катапульта гора выстрелила Елисеевым, и он пролетел над пройденной частью скальной стены, к счастью, не задев её. Пролетев в свободном падении более ста метров, он продолжил падение по ледовому склону почти с той же скоростью. Только сильные рывки от срыва Морозова  и Иванова несколько замедлили движение. Ещё несколько рывков ледовых крючьев также послужили замедлению. Падающие тела опрокидывало, хлестало о склон. Относительно удачно пролетев свой опасный путь, все остановились на снежном склоне - верёвка опоясала ледовую глыбу. Хотя без травм не обошлось (у кого-то -  повреждены ноги, у кого - руки, побито тело, разбита голова), к счастью, все остались живы.

Кого-то надо было транспортировать, а один, как оказалось, не участвовал в падении. Его-то и отправили за спасателями, которые прибыли на место происшествия только к вечеру, чтобы оказать помощь пострадавшим. Все довольно быстро поправились.

 Внимательно слушая рассказ, Высоцкий переспрашивал непонятное, уточнял детали... А на следующее утро - влетел к своему вчерашнему рассказчику в номер и позвал его к себе. На журнальном столике, ближе к кровати Владимира, лежал мелко исписанный листок. Пел он не глядя в него. Елисеев узнавал и не узнавал свой вчерашний рассказ. В песне всё стало ярче, объёмнее, в ней сконцентрировалась вся суть вчерашнего разговора.

Так родилась известная и любимая всеми песня, в которой ярко выражена сущность  альпинизма и  настоящей мужской дружбы.

Сообщение учителя: Мы рассмотрели лишь небольшой пласт огромного наследия великого барда, поэта, певца и актера. Как уже говорилось, тема дружбы лейтмотивом проходит через все творчество В.С.Высоцкого. Его «Песня о друге» стала гимном многих встреч. Эта песня была написана для кинофильма «Вертикаль». Съемки проходили в горах, и Владимир Семенович именно тогда написал несколько песен, посвященных альпинистам, именно тогда появились слова: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал».

 «Песне о друге».    (Звучит песня в исполнении В.Высоцкого). (28 слайд)

А сейчас мы ребята и разучим эту  песню  вместе с гостями. (разучивание песни, раздаётся текст, он же демонстрируется на слайде.)

Учитель: Понравилась ребята вам песня? Что является главной темой в песне? (Ответы детей)

(Ученики вставая по очереди говорят слова)

1 ученик. ( Парешнев Иван). Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным будет – олицетворенная совесть народа. Поэтому и любимец народа.

2 ученик. ( Ярочкина Яна) Поэтому и массовое паломничество к его могиле на Ваганьковском кладбище вот уже сколько лет.

( 29 слайд) 3 ученик. (Титова Екатерина)  Поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника в любое время года.

( 30 слайд) Учитель.  При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником.

(31 слайд) Масштабность народной национальной трагедии, связанной с потерей Владимира Высоцкого, отражается в тысячах стихов, посвященных его памяти. Их пишут рабочие, инженеры, учителя, ученые, артисты, писатели и поэты.

 Они возникли как ливень, как град, и поток этот не иссяк до сих пор.

 

 Стихотворение  В. Высоцкого прочитает Савцов Денис

Петровские ворота


меня было сорок фамилий,
У меня было семь паспортов,
Меня семьдесят женщин любили,
У меня было двести врагов..

..И хотя во всё светлое верил -
Например, в наш советский народ, -
Не поставят мне памятник в сквере
Где-нибудь у Петровских ворот.."

В.Высоцкий

 

(32, 33, 34  слайды)

Учитель. Я люблю творчество этого замечательного певца-барда и поэтому  я сочинила небольшое стихотворение.

 

По телу бегут мурашки,

Когда твой голос звучит.

Длинноволосый и без фуражки,

И очень  приятный на вид.

Слово твоё – гранит -  не пробьешь,

Песня – река - не переплыть,

Сердца своей правдою жжёшь.

И песням твоим вечно жить.

 Ты жаждал творить для людей,

Ты  в жизни так наследил,

Оставил много идей,

Чтоб их человек воплотил.

Владимир Высоцкий – звезда и полёт!

Я строки тебе  посвящаю.

И пусть  твоя песня звучит и зовёт,

Пред тобой я  голову низко склоняю.

 

Ребята что вас особенно заинтересовало в творчестве Владимира Высоцкого?

(ответы детей)

Оценивание учащихся

(35 слайд)  Заключительное слово учителя.

    Так хочется думать, что наша скромная музыкальная гостиная смогла открыть для вас неизвестные грани творчества Владимира Высоцкого. И моя мечта как преподавателя музыки привлечь  интерес к творчеству таких знаменитых певцов. У каждого человека должна быть своя музыкальная шкатулка, которая бы постоянно пополнялась новыми произведениями. Пусть поэзия, песни  Высоцкого займут место в вашей копилке знаний. Пусть то, о чем он пел – о правде, о дружбе, о любви, о героизме, о благородстве, о жизни…- станет для вас одним  из звеньев, создающих цепочку нравственности в ваших личностях.

 

 

Домашнее задание: Выбрать из сборника песен  понравившеюся вам песню, основываясь на слова и  на следующем уроке мы можем разучить одну из  них.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок по музыке «Поэт в России – больше, чем поэт» (по творчеству В.С.Высоцкого) 8 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель службы приёма заявок

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 «Поэт в России – больше, чем поэт» (по творчеству В.С.Высоцкого)

 

Цель мероприятия:1. Проанализировать творчество В.С.Высоцкого, обозначить основные темы его песен.

                                        2. Развивать живой интерес к творчеству Высоцкого

                                        3. Воспитывать чувство прекрасного  к литературному и песенному наследию, а также формировать лучшие нравственные качества на примере его произведений.

Оборудование:    1. Выставка книг по творчеству Высоцкого.

                                2. Музыкальное и видеосопровождение, гитара –символ его музыкального творчества, книг о бардах.

                                3. Электронные слайды (мультмедийная и интерактивные презентации)

Форма проведения:музыкальная гостиная.

Методы  работы: эвристический и интерактивный.

Ход мероприятия.

 1. Организационный момент.

      Приветствие учащихся и гостей. Объявление темы и цели мероприятия.

 2. Вступительное слово преподавателя.

      Сегодня у нас есть счастливая возможность в полной мере изучать творчество Высоцкого, обозначить основные темы его песен, слушать  его песни и читать их текст, смотреть слайды со снимками его участия  в фильмах и спектаклях, познакомиться с книгами, которые представлены на выставке. Прошло немало  времени со дня смерти великого барда, а память о нем не становится меньше, интерес к его личности не пропадает. Почему? Наверное, потому что все, что он делал, он делал с неподкупной искренностью. Писал о том, о чем принято было молчать. Его современники вспоминают, что Владимир Семенович в обращении с людьми был очень внимателен и корректен. И сегодня его поэтическое наследие имеет огромное значение в воспитании молодых людей. Ведь ничто и никто не воспитают так, как это сделает хорошая, вовремя прочитанная книга. В одной из песен Владимира Высоцкого есть такие строчки:

    Если, путь прорубая отцовским мечом,

    Ты соленые слезы на ус намотал,

    Если в жарком бою ты узнал, что почем,

    Значит, нужные книги ты в детстве читал.

Такими нужными книгами могут стать и песни Владимира Семеновича, и исполненные им роли.

       Итак, приглашаю вас в музыкальную гостиную «Поэт в России -  больше, чем поэт».  Высоцкий  за время двухлетних репетиций "Гамлета" окончательно закрепил за собой право носить джинсы и свитер. Только цвет костюма в спектакле был черный - черные вельветовые джинсы, черный свитер ручной вязки. Его и похоронили в новых черных брюках и новом черном свитере, которые Марина Влади привезла из Парижа.

Поэтому я разрешила  ребятам присутствовать на этом уроке  придерживаясь такому стилю и цвету  одежды. В  память о великом актере, поэте, певце, и просто замечательном человеке, которому 25 января исполнилось бы 75 лет, посвящаем свой урок.

3. Работа по уроку.

(слайды из интерактивной  Презентации № 1) Вспомним ребята,  что же такое бардовская песня, и кто такой бард? (1, 2 слайды).

Что же такое авторская песня? (3 слайд)

Назовите основоположников  этого жанра? (4 слайд с фотографиями А.Галича, Б.Окуджава, В Высоцкого) (дети называют бардов и подтверждают свои ответы, работая на интерактивной доске)

А сейчас назовите  современных бардов-исполнителей. (5 слайд с фотографиями О. Митяева,  Разембаума, Ю. Антонова. (дети открывают фамилии современных бардов и переносят фотографии на доске согласно фамилиям)

 

Показ мультимедийной презентации «Урок –гостиная»

«Поэт в России больше, чем поэт»

 

Поэт в России - больше, чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

кому уюта нет, покоя нет.

 

Поэт в ней - образ века своего

и будущего призрачный прообраз.

Поэт подводит, не впадая в робость,

итог всему, что было до него.

(Е.Евтушенко)

Учитель. (2 слайд) Обратимся к поэтическому наследию В.С. Высоцкого. Начало его поэтической деятельности приходится на 60-е годы прошлого столетия. Творчество Владимира Высоцкого – биография нашего времени. Конечно, биография – это нечто связанное, последовательное, а он в своих сюжетах и темах как будто разбросан, но в огромном числе песен, пропетых в разные времена, Высоцкий затронул очень важные и очень больные моменты нашей истории. Он рассказывал нам почти обо всем, чем мы жили, чем жил народ – при нем и до него. Пел о войне, о трудном послевоенном времени, когда он был маленьким мальчиком, но, как оказалось потом, все хорошо ухватил, почувствовал и понял… Пел о больших делах и стройках, и о тяжких временах тридцать седьмого, о космосе и космонавтах, спортсменах, альпинистах, моряках, пограничниках, солдатах, поэтах, шоферах – о ком угодно, обо всем. Великая, фантастическая его популярность, возникшая так неожиданно, объяснима: Высоцкий вошел в самую гущу народа, он был понятен многим, почти всем.

(Екатерина и Юлия  добавят моё сообщение)

Сообщение 1 ученика.  (Сучкова Екатерина )(2 слайд)

Высоцкий не мог бы стать популярным человеком, если бы не соединил в себе таланты большого поэта и большого артиста, певца. Он взял на себя смелость выражать самое насущное и никем не выражаемое: то истинное, чем народ на самом деле «болел», о чем действительно думал, что было предметом повседневных разговоров людей между собой.

Сообщение 2 ученика. (Юлия Итяксова)

Высоцкий был поэт остросатирический, он высмеивал бюрократов, чиновников, подхалимов, дураков – и в особенности – обывателей, пожирателей благополучия. У него было очень много злых и чрезвычайно острых песен об этом слое городского мещанства, и, что особенно странно, все эти люди, персонажи его сатиры, тоже его любили, как будто понимали, что он над ними издевается. В этом есть какая-то загадочность.

Слово учителя:

«Я буду петь до одури, до смерти».

(Вот как говорил о себе Высоцкий)

n  «Шансонье всея Руси».

( таким считал А. Вознесенский Владимира Высоцкого)

Н. Крымова. Говорила, что

n   «Когда он пел или играл, всегда казалось, что идёт какой- то бой. В этом голосе можно было расслышать лязг металла, скрежет тормозов, торжественный трубный звук и предсмертный стон- всё, что в бою звучит вокруг человека и внутри его…»

(3, 4 слайды)

Немного о его биографии. (расскажет Денис Савцов) (5,6,7 слайды) (А вы ребята запишите эти значимые даты)

Родился 25января 1938 года в Москве. С 1947 года жил в Германии. В 1949 году вернулся в Москву.   

 

Детские годы:

¡  1941 - вместе с матерью эвакуирован в село Воронцовка Бузулукского района Чкаловской (ныне Оренбургской) области.

¡  1943 - возвращение в Москву на прежнюю квартиру по адресу: Первая Мещанская улица, дом 126 (с 1957 года - проспект Мира).

¡  1945, 1 сентября - поступил в первый класс школы No 273 Ростокинского района Москвы.

¡  1947- с отцом и его второй женой, Евгенией Степановной Лихалатовой-Высоцкой, уезжает в город Эберсвальде (Германия).

В детстве, по словам отца, Володя «был непоседлив,

бесстрашен, а потому, как правило, становился заводилой и в играх, и в проказах».

 

 О школьных годах расскажет Чичкина Виктория: (7, 8 слайды)

¡  1949- возвращается с Е. С. Лихалатовой-Высоцкой в Москву и живет в Большом Каретном переулке (дом 15, кв. 4). Поступает в 5-й класс мужской средней школы No 186.

¡  1953- начинает заниматься в драмкружке при Доме учителя под руководством В. Н. Богомолова.

¡  1955, весна - переезжает к матери на Первую Мещанскую улицу, дом 76, кв. 62.

¡  1955, июнь - заканчивает среднюю школу.

( 9 слайд) 1955, август - поступает на механический факультет Московского инженерно-строительного института, который оставляет после первого семестра.

Сообщение учителя: (10 слайд)

Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился  после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семёнович считал своим учителем. После он напишет «Песню о Правде и Лжи», посвящённую Окуджаве.

Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле « дворовой романтики» и не воспринимались всерьёз ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями

(11 слайд) Большая любовь: Несмотря на многочисленные увлечения, самой настоящей любовью, любовью всей его жизни,  стала актриса Марина Влади. Ей посвящены многие песни Владимира Семеновича.

(12, 13 слайды) Первое концертное выступление 1965 год. Последнее выступление 16 июля 1980год.

По своему творческому напору Высоцкий был редким и уникальным явлением. Он много отдал работе в кино и театре.

(14,15, слайды) Незабываемы роли Высоцкого в кино. Это кинофильмы «Короткие встречи», «Вертикаль»,

(16  лайд) « Стряпуха», «317 просит посадки»

(17,18  слайды) Капитан милиции Глеб Жеглов в кинофильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» - это одна из самых ярких ролей гениального Владимира Высоцкого.

(19 слайд) Высоцкий снимался у А.Столпера, И.Хейфица,М.Швейцера, К.Муратовой, А.Митта, С.Говорухина.

 

О театральной  жизни Высоцкого сообщит нам (Княжева Юлия) (20,21 слайды)

Первая роль Высоцкого - Московский театр драмы и комедии на Таганке. Далее роли в спектаклях по произведениям А.Вознесенского, В.Маяковского, Б.Брехта, С.Есенина, А.Чехова, Ф.Достоевского.

n  Владимиру Высоцкому не суждено было узнать о своих наградах:

n  Приз Международного кинофестиваля в Италии, специальный приз 9-ого Всесоюзного фестиваля телефильмов в Ереване.

n  1987 год –Государственная премия СССР(посмертно).

 

 (22 слайд) Причем он  не просто работал, а выкладывался. Днем съемка, вечером спектакль, да еще какой! – Гамлет или Галилей, ночью творчество над белым листком, исписанным мельчайшими убористыми строчками. Два часа сна – он готов к новому дню, полному разнообразных творческих напряжений, и так день за днем…»

(23  слайды)  Сообщение Конькова Сергея «Гамлет» - лучшая роль.

      1976год-первая премия на Белградском интернациональном фестивале.

      1977год-высшая премия французской критики.

1980год-первая премия на международном фестивале «Варшавские встречи».

 

Сообщение учителя Песня – это история. (24 слайд)

Песню – каждую – он писал подолгу, по два-три месяца, много раз переписывая, зачеркивая слова, то сокращая, то прибавляя строчки. Потом месяц-два песня пелась им почти каждый вечер, и всякий раз хоть два-три слова, хоть одно да менялось, уточнялось. И так в работе было одновременно пять-шесть, а когда и десяток вещей. Одновременно оттачивалось исполнение, искались интонации, акценты…

( 25 слайд) Особое место в его творчестве занимает тема Великой Отечественной войны. Когда Владимира Семеновича спросили, почему он так часто обращается к военной теме, он ответил: «Нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером… У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия.

Я вот отдаю дань этому времени своими песнями. Это почетная задача – писать о людях, которые воевали».

(Звучит песня в исполнении В.С.Высоцкого «Братские могилы».

Лучшие песни Владимира Высоцкого - для жизни. Они - друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, - есть неистощимая сила, непоказанная нежность и размах души человеческой. А еще, а них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память...

(26 слайд) Пожалуй, нет таких тем, на которые бы не писал Владимир Высоцкий. Очень трепетно относился поэт к понятию «дружба» и «друзья».

 

Как создавалась песня  «Если друг оказался вдруг…» об этом расскажет нам Ячменёва Мария  (27 слайд)

В качестве иллюстрации, альпинист Леонид Елисеев рассказал Высоцкому случай с группой, в которой когда-то был руководителем. Было это летом 1955 года. Елисеев шёл во главе группы, которая совершала обычное спортивно-тренировочное восхождение на вершину Доппах в Дигории. В группе было шесть человек, в том числе и  Ласкин - наиболее испытанный в  восхождениях высшей категории трудности, напарник Леонида Елисеева.

На 80-метровом скальном гребне, метров через 40-50  Елисеев организовал страховку за небольшую скалу-монолит, заснеженную по бокам, принял идущего вторым Ласкина. Тот быстро переналадил страховку и стал принимать идущего третьим Морозова.  Елисеев продолжил подъём дальше, но пройдя несколько метров услышал душераздирающий крик. Оглянувшись, он увидел, что скала, на которой держалась вся страховка, медленно отходит от стены - видно пришло ей время падать. Кричал обезумевший от происходящего и растерявшийся Ласкин, хотя мог в это время сбросить все верёвки находившихся в связке. Ласкина сорвало, верёвка между ним и Елисеевым, который изо всех сил вцепился в гребень, натянулась. Как катапульта гора выстрелила Елисеевым, и он пролетел над пройденной частью скальной стены, к счастью, не задев её. Пролетев в свободном падении более ста метров, он продолжил падение по ледовому склону почти с той же скоростью. Только сильные рывки от срыва Морозова  и Иванова несколько замедлили движение. Ещё несколько рывков ледовых крючьев также послужили замедлению. Падающие тела опрокидывало, хлестало о склон. Относительно удачно пролетев свой опасный путь, все остановились на снежном склоне - верёвка опоясала ледовую глыбу. Хотя без травм не обошлось (у кого-то -  повреждены ноги, у кого - руки, побито тело, разбита голова), к счастью, все остались живы.

Кого-то надо было транспортировать, а один, как оказалось, не участвовал в падении. Его-то и отправили за спасателями, которые прибыли на место происшествия только к вечеру, чтобы оказать помощь пострадавшим. Все довольно быстро поправились.

 Внимательно слушая рассказ, Высоцкий переспрашивал непонятное, уточнял детали... А на следующее утро - влетел к своему вчерашнему рассказчику в номер и позвал его к себе. На журнальном столике, ближе к кровати Владимира, лежал мелко исписанный листок. Пел он не глядя в него. Елисеев узнавал и не узнавал свой вчерашний рассказ. В песне всё стало ярче, объёмнее, в ней сконцентрировалась вся суть вчерашнего разговора.

Так родилась известная и любимая всеми песня, в которой ярко выражена сущность  альпинизма и  настоящей мужской дружбы.

Сообщение учителя: Мы рассмотрели лишь небольшой пласт огромного наследия великого барда, поэта, певца и актера. Как уже говорилось, тема дружбы лейтмотивом проходит через все творчество В.С.Высоцкого. Его «Песня о друге» стала гимном многих встреч. Эта песня была написана для кинофильма «Вертикаль». Съемки проходили в горах, и Владимир Семенович именно тогда написал несколько песен, посвященных альпинистам, именно тогда появились слова: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал».

 «Песне о друге».    (Звучит песня в исполнении В.Высоцкого). (28 слайд)

А сейчас мы ребята и разучим эту  песню  вместе с гостями. (разучивание песни, раздаётся текст, он же демонстрируется на слайде.)

Учитель: Понравилась ребята вам песня? Что является главной темой в песне? (Ответы детей)

(Ученики вставая по очереди говорят слова)

1 ученик. ( Парешнев Иван). Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным будет – олицетворенная совесть народа. Поэтому и любимец народа.

2 ученик. ( Ярочкина Яна) Поэтому и массовое паломничество к его могиле на Ваганьковском кладбище вот уже сколько лет.

( 29 слайд) 3 ученик. (Титова Екатерина)  Поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника в любое время года.

( 30 слайд) Учитель.  При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником.

(31 слайд) Масштабность народной национальной трагедии, связанной с потерей Владимира Высоцкого, отражается в тысячах стихов, посвященных его памяти. Их пишут рабочие, инженеры, учителя, ученые, артисты, писатели и поэты.

 Они возникли как ливень, как град, и поток этот не иссяк до сих пор.

 

 Стихотворение  В. Высоцкого прочитает Савцов Денис

Петровские ворота


"У меня было сорок фамилий,
У меня было семь паспортов,
Меня семьдесят женщин любили,
У меня было двести врагов..

..И хотя во всё светлое верил -
Например, в наш советский народ, -
Не поставят мне памятник в сквере
Где-нибудь у Петровских ворот.."
В.Высоцкий

 

(32, 33, 34  слайды)

Учитель. Я люблю творчество этого замечательного певца-барда и поэтому  я сочинила небольшое стихотворение.

 

По телу бегут мурашки,

Когда твой голос звучит.

Длинноволосый и без фуражки,

И очень  приятный на вид.

Слово твоё – гранит -  не пробьешь,

Песня – река - не переплыть,

Сердца своей правдою жжёшь.

И песням твоим вечно жить.

 Ты жаждал творить для людей,

Ты  в жизни так наследил,

Оставил много идей,

Чтоб их человек воплотил.

Владимир Высоцкий – звезда и полёт!

Я строки тебе  посвящаю.

И пусть  твоя песня звучит и зовёт,

Пред тобой я  голову низко склоняю.

 

Ребята что вас особенно заинтересовало в творчестве Владимира Высоцкого?

(ответы детей)

Оценивание учащихся

(35 слайд)  Заключительное слово учителя.

    Так хочется думать, что наша скромная музыкальная гостиная смогла открыть для вас неизвестные грани творчества Владимира Высоцкого. И моя мечта как преподавателя музыки привлечь  интерес к творчеству таких знаменитых певцов. У каждого человека должна быть своя музыкальная шкатулка, которая бы постоянно пополнялась новыми произведениями. Пусть поэзия, песни  Высоцкого займут место в вашей копилке знаний. Пусть то, о чем он пел – о правде, о дружбе, о любви, о героизме, о благородстве, о жизни…- станет для вас одним  из звеньев, создающих цепочку нравственности в ваших личностях.

 

 

 

Домашнее задание: Выбрать из сборника песен  понравившеюся вам песню, основываясь на слова и  на следующем уроке мы можем разучить одну из  них.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 983 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 759
    • DOCX 148.3 кбайт
    • 21 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шамонова Наталья Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шамонова Наталья Петровна
    Шамонова Наталья Петровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 870
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Педагог музыки

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 163 человека

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в сфере дополнительного образования

Педагог музыки

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 89 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 182 человека из 57 регионов
  • Этот курс уже прошли 906 человек

Мини-курс

Психология учебной среды и развития детей: от диагностики к коррекции

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Социальные и правовые аспекты эпохи Просвещения: влияние на образование сегодня

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы инженерной подготовки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе