Главная / ИЗО, МХК / Открытый урок по МХК в 10-м классе «Чехов и Левитан» по теме: «Пейзаж в русской живописи 60–90-х гг. XIX в.» (метод искусствоведческого анализа – сравнительно-сопоставительный)

Открытый урок по МХК в 10-м классе «Чехов и Левитан» по теме: «Пейзаж в русской живописи 60–90-х гг. XIX в.» (метод искусствоведческого анализа – сравнительно-сопоставительный)

Скачать материал



Открытый урок по МХК в 10-м классе

«Чехов и Левитан»

по теме: «Пейзаж в русской живописи 60–90-х гг. XIX в.»

(метод искусствоведческого анализа – сравнительно-сопоставительный)

Цели:

  • познакомить учащихся с чеховскими пейзажами и картинами Левитана;

  • рассказать о дружбе писателя и художника; попытаться обозначить параллели в их творчестве; учить устному описанию живописных полотен;

  • показать взаимосвязь различных видов искусства (пейзаж в живописи и литературе); воспитывать гордость и патриотизм за русскую культуру.

Оборудование:

  • Портреты А.П. Чехова и И.И. Левитана.

  • Репродукции картин Левитана «Ветряные мельницы», «Вечер на Волге», «Сжатое поле», «Облачное небо», «Золотая осень», «Владимирка», «Над вечным покоем», «Сумерки. Стога», «Вечер. Золотой плёс».

  • Повесть А. Чехова «Степь».

Эпиграфы на уроке:

«Это лучший русский пейзажист». А. П. Чехов

«Нет лучше страны, чем Россия!» И.И. Левитан













Ход урока

І. Введение в тему.

Беседа.

  1. Что значит природа в вашей жизни?

  2. Какие картины всплывают перед вашими глазами при слове «природа»?

  3. Почему пейзаж как жанр сформировался позднее других жанров в живописи?

  4. Почему в современной жизни большое значение уделяется защите природы?

  5. Какие экологические проблемы беспокоят всех сегодня?

  6. Кто раньше обратил внимание, свой взор к пейзажу в русском искусстве – писатели, поэты или художники? Почему?

ІІ. Видеоряд.

Репродукции картин И. Левитана.

Если посмотреть на полотна Левитана и открыть повесть А. П. Чехова «Степь», то поразишься похожести пейзажных зарисовок.

Найдем по тексту эти зарисовки.

1. «Ветряные мельницы».

«Егорушка нехотя глядел вперед на лиловую даль, и ему начинало казаться, что мельница, машущая крыльями, приближается».

2. «Вечер на Волге».

«О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна».

3. «Сжатое поле».

«Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое…»

4. «Облачное небо».

«Из-за холмов неожиданно показалось пепельно-серое кудрявое облако».

5. «Золотая осень».

«Покорная природа цепенела в молчании. Ни ветра, ни бодрого свежего звука, ни облачка».

6. «Владимирка».

«Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги; то была серая полоса, хорошо выезженная и покрытая пылью».

7. «Над вечным покоем».

«Во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни… И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску».

Нет, это не убеждение, что Левитан иллюстрировал Чехова. Скорее наоборот, это комментарии полотен Левитана с помощью Чехова. Это возможно, потому что схожи мироощущения двух художников. Известны напечатанные письма И.Левитана к Чехову, из которых нам известно о том, как трепетно относились они друг к другу, следили за успехами друг друга.

16 февраля 1900г. Москва. И.И.Левитан – Чехову. «…На днях слышал о новом твоем рассказе (повесть «В овраге») в «Жизни»; говорят, что-то изумительное по достоинству».

А.Чехов как-то сказал драматургу П. П. Гнедичу:

- Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его «Деревню», серенькую, жалкую, затерянную, безобразную, но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя: все бы на нее смотрел да смотрел.

ІІІ. Доклад ученика о жизни Левитана.

Рассказ о жизни И.И.Левитана.

Исаак Ильич Левитан родился в августе 1860 г. в Кибартае (Кибарты), небольшом литовском городке, откуда его семейство в поисках лучшей доли перебралось в Москву.

В Москве, на Солянке, на 4-м этаже, под самой крышей, в квартире с рваными обоями безропотно голодала семья Левитана. Беспощадная судьба гнала ее куда-то, манил призрак удачи, благополучия, счастья. Но пока ничего этого не было, а были дети: 2 сына и 2 дочери. Адольф и Исаак с малых лет только и делали, что рисовали.

Когда Исааку Левитану не исполнилось еще 13-ти лет, он написал заявление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества с просьбой принять его. Его приняли. Блеснул луч надежды, но радость была недолгой. Мать не выдержала нужды, умерла. Вслед за ней умер отец. Дети вынуждены были оставить Москву и поселиться в пригороде. Дети влачат жалкое существование. А еще Левитана за бедность исключают из училища. Тогда учащиеся собрали нужную сумму, большую часть которой дал Саврасов, его оставили.

Чтобы хоть как-то свести концы с концами, он выполнял заказы для магазинов художественных предметов, но и продолжал учиться. Он принимал участие в ученических выставках, а его пейзаж «Осенний день. Сокольники» приобрел сам Третьяков! Это была победа, а Левитану – всего 19 лет!

Левитан едет в Крым, откуда привозит 50 этюдов и множество зарисовок. Талант художника становится общепризнанным. Левитан любит Россию и, любя, плачет о ней.

Жизнь Левитана – цепь тяжелых испытаний. Его преследовало одиночество, которое было нестерпимо. Он все искал человека, которому можно поведать о том, что гнетет его. Часто ошибался в людях, но все отступало перед абсолютным поклонением Левитана искусству.

Много картин и этюдов художник написал на Волге. В течение всей своей короткой жизни куда-то ездит, что-то ищет. Попадает на Нижегородскую ярмарку, гостит в дворянских усадьбах, влюбляется, разочаровывается. Париж, Вена, Ницца, Швейцария, Германия… Снова Волга. Ему нужно побыть наедине с природой, со всем, без чего он не может жить, дышать. О себе Левитан знает, что он обречен, что болезнь сердца неизлечима. Он не подает вида, чтобы не огорчать друзей, и работает, не выпускает кисти из рук.

Левитан в зените славы, богат. Он красив какой-то особенной красотой, словно в нем отразилась пленительная тайна его полотен. Его появление никогда не проходит незамеченным…

Сияет огнями Большой театр. Левитан медленно проходит по залу, идет к третьему ряду партера, ищет свое место. Смуглое лицо восточного типа. В глазах мягкий свет, не умеренная грусть, а затаенная страсть, скрытый огонь творца, не знающего покоя. Он в черном сюртуке, в белоснежной крахмальной сорочке.

Левитан – профессор пейзажного класса Училища. Он подъезжает к зданию на Мясницкой, швейцар распахивает тяжелую дубовую дверь… Ту самую, из которой он однажды выбежал, изгнанный из Училища за бедность. Теперь Москва с нетерпением ждет каждую новую картину. Левитан знаменит, но дни его сочтены. Здоровье художника ухудшается с каждым днем. 4 августа 1900 года Левитана не стало. Ему было только 40 лет!

(У портрета Левитана зажигаем свечу).

ІV. Рассказ учителя о дружбе Чехова и Левитана.

Использую «Переписку А.П.Чехова» (т.І, стр.169 – 13 писем Левитана к Чехову).

Знакомство Левитана с Чеховым началось в конце 1870-х годов, когда оба были бедными студентами. Но более задушевной их дружба стала с 1885 года, когда они провели лето в подмосковной усадьбе Киселёвых Бабкино на реке Истра. Охота, рыбная ловля, сбор грибов. Вечерами куролесили, рядились, кто во что горазд, писали веселые стихи:

А вот и флигель Левитана
Художник милый здесь живет,
Встает он очень-очень рано
И тотчас чай китайский пьет.
Позвав к себе собаку Весту,
Дает ей крынку молока,
И тут же, не вставая с места,
Этюд он трогает слегка.

Смеялись до упаду, разыгрывая друг друга. Но нередко и пересаливали. Бывало, Левитан обидится и уйдет. Дня два-три его не видно. После долгих лет нищеты, голода, одиночества он был особенно чувствительным, легко ранимым. Левитан, весной того года переживший тяжелый душевный кризис, доведший его до попытки самоубийства, нашел в семье Чеховых помощь и понимание.

Чехов и Левитан близки по мироощущению. В формировании пейзажного мастерства Чехова большую роль сыграло общение с живописью Левитана. Постоянным принципом писателя стало соотнесение природы и человеческих чувств. Пейзажи Чехова подвижны, порой печальны. То же и у Левитана:

Где человек у Левитана?
Березы тихо дрогнут у пруда,
И лошаденка тянет неустанно
Худые сани – неведомо куда,
А над безлюдьем светится звезда…
Да, человека нет у Левитана.
Задумчиво я в этот мир вхожу
И чувствую, что счастье и печаль,-
А ими здесь пропитан воздух,-
Все от людей: рассвет, туман и даль;
А если я всмотрюсь, то разгляжу
Людские судьбы – в елях, в речках, в звездах,
Хоть ими здесь пропитан только воздух.

V. Комплексный разбор одного из полотен И. И. Левитана.

Ребята, перед вами репродукция полотна, всем вам известная «Владимирка».

Несколько слов об истории картины:

Владимирка – это дорога, большая дорога во Владимирской губернии. В одном из воспоминаний о Левитане читаем: «Однажды, возвращаясь с охоты, мы с Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелести. Длинная полоса дороги белеющей полоской убегала среди перелеска в синюю даль. Вдали на ней виднелись две фигуры богомолок, а старый покосившийся голубец со стертой дождями иконой говорил о давно забытой старине. Все выглядело таким ласковым, уютным. И вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога…»

«Постойте, да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда… И в тишине поэтичной картины стала чудиться нам глубокая затаенная грусть. Грустными стали казаться дремлющие перелески, грустным казалось и серое небо. Присев у подножья голубца, мы заговорили о том, какие тяжелые картины развертывались на этой дороге, как много скорбного передумано было здесь, у этого голубца».- Так пишется в книге Ф.С.Мальцева «Мастера русского реалистического пейзажа».

Так возник замысел пейзажа, который называют социальным. Чувство, пережитое художником, здесь с большей определенностью, чем в других картинах, превратилось в скорбную тему народного страдания. Это подлинный документ эпохи, пейзаж этот встал в один ряд с произведениями, обличающими гнет, насилие и произвол царской России.

- Вспомните, где вы уже встречались с понятием «социальный пейзаж»?

(При изучении творчества Некрасова.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!»- привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит.)

У Левитана название картины «Владимирка» вызывает социальные ассоциации.

- Какие же ассоциации можно выстроить, зная эпоху, произнося «Владимирка»?

(Оковы, кандалы, заключенные, изморенные, каторга, звон цепей…)

- Как удалось художнику средствами пейзажа добиться в картине социального звучания?

(Образ дороги. Она тянется далеко-далеко в глубину среди полей, перелесков и селений и где-то у самого горизонта теряется.

- Кажется, что она из края в край пересекла всю страну.)

- Какое чувство возникает, глядя на эту дорогу?

(Чувство щемящей тоски, воображение создает картины людской скорби, слышится звук цепей и народный стон.)

- Холодное серое небо, занимающее значительную часть холста, по которому бегут более светлые по тону облака.

- Колорит картины мрачный. Цвета приглушенные.

- На каких еще картинах дорога уходит в пустыню горизонта?

(Ученики перечисляют: «Лунная ночь. Большая дорога», «Деревня», «Осень. Дорога в деревню» и др.)

Учитель: Вне видимости конкретная цель этих дорог, хотя мы знаем, что дороги куда-то ведут. А у Левитана безначальный и бесконечный вариант. А нам знакомо это чувство дороги или мы выбираем другие дороги?

Место человека в пространстве и его отношение к дороге – вопросы вовсе не праздные. Это и бесконечная красота окружающего мира, переживание красоты и еще многое другое, что есть прекрасное в самом человеке.

VІ. Заключительное слово учителя.

Итак, мы совершили прекрасное путешествие, листая страницы жизни и творчества крупнейших представителей русской культуры второй половины XІX века – пейзажиста Левитана и прозаика Чехова.

Они жили на нашей российской земле в одно время, под одним неярким ее небом. Печальные и величавые просторы, нелегкая судьба многострадального, умного, гордого народа давали пищу их таланту.

Они жили, дружили, творили, смеялись и огорчались и при этом незаметно влияли друг на друга, поднимаясь в своем творчестве все выше и выше, а сегодня поднимают нас в понимании смысла жизни, ее красоты и сложности.

VІІ. Домашнее задание.

Напишите сочинение-миниатюру по картине И.И.Левитана «Над вечным покоем».

- Какие мысли и чувства она рождает?



Открытый урок по МХК в 10-м классе «Чехов и Левитан» по теме: «Пейзаж в русской живописи 60–90-х гг. XIX в.» (метод искусствоведческого анализа – сравнительно-сопоставительный)

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • ИЗО, МХК
Описание:

Цели:

  • познакомить учащихся с чеховскими пейзажами и картинами Левитана;
  • рассказать о дружбе писателя и художника; попытаться обозначить параллели в их творчестве; учить устному описанию живописных полотен;
  • показать взаимосвязь различных видов искусства (пейзаж в живописи и литературе); воспитывать гордость и патриотизм за русскую культуру.

Оборудование:

  • Портреты А.П. Чехова и И.И. Левитана.
  • Репродукции картин Левитана «Ветряные мельницы», «Вечер на Волге», «Сжатое поле», «Облачное небо», «Золотая осень», «Владимирка», «Над вечным покоем», «Сумерки. Стога», «Вечер. Золотой плёс».
  • Повесть А. Чехова «Степь».

Эпиграфы на уроке:

«Это лучший русский пейзажист». А. П. Чехов

«Нет лучше страны, чем Россия!» И.И. Левитан

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал
Автор Евлапова Татьяна Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 620
Номер материала 43893
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓
Похожие материалы