План-конспект урока математики в 5 классе
ТЕМА: «Признаки делимости»
Тип урока:
урок изучения нового материала.
Цели урока:
·
с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися
признаков, позволяющих без непосредственного деления определять делимость на 2,
на 5, на 10.
·
формировать ключевые компетенции учащихся: информационную
(умение анализировать информацию и переводить её из одной формы в другую),
проблемную и коммуникативную.
·
Воспитывать интерес к данной теме, умение слушать других.
Оборудование: ПК,
презентация Microsoft Power Point, карточки разноуровневые, учебник, словарь
Ожегова.
Ход
урока:
1. Организационный
момент (приветствие учащихся).
2. Постановка
учебной задачи
3. «Открытие»
детьми нового.
4. Физкультминутка
5. Первичное
закрепление
6. Самоанализ
и взаимоконтроль
7. Применение
новых знаний
8. Итоги
урока. Рефлексия.
1. Организационный
момент (приветствие учащихся).
В школе прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Сядьте вы за парты тихо,
Руки – палочкой красиво,
На меня вы посмотрите,
И немного улыбнитесь!
2. Постановка учебной задачи
объявление темы урока
- Какой
приближается праздник?
- Скоро Новый год и сегодня
мы с вами окажемся в сказке.(слайд
2)
Шел по лесу Дед Мороз
Мимо кленов и берез,
Мимо просек, мимо пней,
Шел по лесу восемь дней. ///Зинаида
Александрова
И пришёл к своему дому. Но
вот беда – до нового года осталось совсем не так уж много времени, а он не все
подарки успел собрать. А на дверях в кладовую замок, (слайд
3) и чтобы его открыть, нужно вспомнить пятизначный код с простыми
числами.
- Какие числа называются
простыми?
(который делятся на 1 и само
на себя)
- Выберите только простые
числа 11,26, 31,35, 39, 51, 67, 73,92, 101,125. (слайд
4)
11,31,67,73,101.
- Замок мы открыли. Но
снова беда. Перед нами мешки с конфетами, мандаринами, орехами. Всё Снегурочка
перепутала. (слайд 5)
Как найти нужный мешок?
Развязывать все некогда –
дети подарки ждут. Вспомнил тут Дед Мороз, что на мешках с конфетами – числа,
кратные 2; с мандаринами – кратные 5, с орехами – кратные 3.
А что значит кратные?
Не справится Дед Мороз без
нас. Будем помогать?
Ваша задача: как можно
быстрее отыскать мешки с конфетами, мандаринами и орехами .(слайд
6)
Заполните в парах таблицу.
46, 14, 25, 111, 27, 235,
55, 62, 28, 11, 95, 43, 85, 115, 57, 171, 81, 56
конфеты
|
мандарины
|
орехи
|
кратные
2
|
кратные
5
|
кратные
3
|
|
|
|
А как вы определили, что
число делится на 2? на 5? на 3?// Делили
А можно ли, не выполняя,
деление определить, делится ли число на 2, на 5, на 3?
Ребята, как вы думаете, что
мы сегодня должны узнать на уроке? (Рассмотреть признаки, по которым можно
определить делится ли число на 2,5,10) .(слайд
7)
Откройте тетради, запишите
число, классная работа и тема урока: «Признаки делимости»
3. «Открытие» детьми нового.
Из чисел 26, 15, 74, 98,139,
202, 137,19, 100, 57. Выпишите кратные числа 2 (слайд
8)
26, 74, 98, 202, 100
Посмотрите
на эти числа и скажите, что общего у чисел, делящихся на 2?
( На
какую цифру они заканчиваются?)
Попробуем
вместе сформулировать признак делимости на 2.
Если
число оканчивается цифрами 0,2,4,6,8, то оно делится на 2.
Из данных чисел 15, 46,75,
100, 171, 19, 50, 68, 235,307 выпишите числа кратные числу 5.
(слайд 9)
15, 75, 100, 50, 235
Посмотрите
на эти числа и скажите, что общего у чисел, делящихся на 5? ( На какую цифру
они заканчиваются?)
Попробуем
вместе сформулировать признак делимости на 5.
Если
число оканчивается цифрой 0 или 5, то оно делится на 5.
Из данных чисел 130, 27, 80,
148, 160, 200, 121, 789, 1000, 783, выпишите числа кратные числу 10. (слайд
10)
130, 80,160, 200, 1000
Посмотрите
на эти числа и скажите, что общего у чисел, делящихся на 10?
(
На какую цифру они заканчиваются?)
Попробуем вместе
сформулировать признак делимости на 10.
Если число оканчивается
цифрой 0, то оно делится на 10.
А что же такое
признак? Давайте, ребята, обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова
Признак делимости —
правило, позволяющее сравнительно быстро определить, является ли число кратным
заранее заданному без необходимости выполнять фактическое деление.
Обратите внимание на то, что
все эти признаки основаны на делимости последней цифры.
Где, как вы думаете,
можно применить признаки делимости?
4. Физкультминутка
·
ученики встают, руки на талии; задание: если учитель назовет
число, простое, ученики делают наклоны вправо; если составное – влево, если не
простое и не составное – садятся за парты.
·
упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Закрыть глаза и представить
перед собой большой сказочный лес, по которому Дед Мороз спешит к ребятишкам с
подарками. Необходимо мысленно раскрасить все в этом лесу поочерёдно любым
цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить
раскрашивание нужно самым любимым цветом.
5. Первичное закрепление
Выполнение заданий с
проговариванием в громкой речи:
Открываем учебник на с. 108.
Выполним №371 комментировано:
а) 2600,1000, 815;
б)1050,1112,9376.
№ 373 Устно (нет, да, да)
Работаем по карточкам у
доски
1
уровень
Выпишите числа, которые
делятся на 5 и на 10.
17, 25, 90, 126, 460,
700,546, 48060, 475, 9870.
90, 460, 700, 48060, 9870
2
уровень
Выпишите числа, которые
делятся на 2 и на 5.
18,35,60,125, 80,500,345,
786, 690,743.
60, 80, 500, 690
3
уровень
Выпишите числа, которые
делятся на 2 , но не делятся на 10.
204,157,100, 458, 973,490,
986,579,200,792.
204, 458, 986, 792
Для самых любознательных
выполним более сложно задание № 383(а)
1356, 1536, 3156, 3516,
5136, 5316.
6. Самоанализ и взаимоконтроль
Самостоятельная работа с
последующей взаимопроверкой. Работа по карточкам
1. Из представленных чисел, подчеркните
те числа, которые делятся на 2:
54 699;
691 544; 12 900; 235 677; 41 352; 512 003
2. Из представленных чисел, подчеркните
те числа, которые делятся на 5:
34
600; 670 855; 67 899; 451 552; 13 565; 567 714
3. Из представленных чисел, подчеркните
те числа, которые делятся на 10:
12 350;
347 908; 67 700; 456 899; 56 000; 410 365
Ребята
обменяйтесь карточками и выполните взаимопроверку. А чтобы вы не ошиблись, у
вас есть подсказка – карточка желтого цвета.
1)54 699; 691 544;
12 900; 235 677; 41 352; 512 003
2) 34 600; 670 855;
67 899; 451 552; 13 565; 567 714
3) 12 350;
347 908; 67 700; 456 899; 56 000; 410 365
7. Домашнее задание (слайд
11)
П. 23. № 372, № 383(б) * на
«4», «5»
8. Итоги урока. Рефлексия.
·
Что исследовали на уроке?
·
Ребята, как вы думаете, удалось ли нам помочь Деду Морозу?
·
За вашу помощь Дед Мороз отблагодарил вас. У вас на партах лежат
снежинки разного цвета. Поднимите ту снежинку, которая соответствует вашему
настроению на конец урока.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кульбакинская средняя общеобразовательная школа»
Глушковского района Курской области
Открытый
урок
по
математике
в
5 классе
ТЕМА:
«Признаки
делимости»
Учитель:
Феденко М.С.
С.Кульбаки
2014-2015
учебный год
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.