Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыОткрытый урок по литературе с презентацией "И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Открытый урок по литературе с презентацией "И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок по литературе с презентацией "И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»."

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Консультант по финансам

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • И.С.ТургеневРоман «Отцы и дети»

    1 слайд

    И.С.Тургенев
    Роман «Отцы и дети»

  • Выявить позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы...

    2 слайд

    Выявить позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни; рассказать об истории написания романа и о прототипах главного героя – Базарова; выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века. Проследить, как эпоха отражается в романе; раскрыть идейно-художественное своеобразие романа; развивать навыки работы с текстом.
    Цель урока:

  • «Роман возник в ту эпоху, когда все гражданские, общественные, семейные и воо...

    3 слайд

    «Роман возник в ту эпоху, когда все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения сделались бесконечно многосложны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов», — писал Белинский.
    Роман И.С.Тургенева
    «Отцы и дети»

  • Позиция писателя в литературной и общественной жизни в период работы над рома...

    4 слайд

    Позиция писателя в литературной и общественной жизни в период работы над романом «Отцы и дети»
    Тема формирования новых взглядов и убеждений среди молодёжи волновала Тургенева.
    Он был лично знаком и симпатизировал идеологам народничества: Станкевичу, Герцену, Бакунину, Чернышевскому и Белинскому.

  • Станкевич Николай Владимирович  –  глава "кружка Станкевича"Родился в
 1813 г...

    5 слайд

    Станкевич Николай Владимирович – глава "кружка Станкевича"
    Родился в
    1813 г. в с. Удеревке,
    Острогожского уезда,
    Воронежской губернии,
    в богатой помещичьей семье.
    Окончил курс на словесном факультете Московского университета.

  • Предыстория…С 1855 по 1859 гг. И.С. Тургенев создаёт романы, в которых исслед...

    6 слайд

    Предыстория…
    С 1855 по 1859 гг. И.С. Тургенев создаёт романы, в которых исследует новые тенденции общественной мысли в России.
    Это романы:
    «Рудин» 1855 ; «Дворянское гнездо» 1858; «Накануне» 1859

  • «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из по...

    7 слайд

    «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего, — мне мечтался какой-то странный pendant Пугачеву“».


    И.С. Тургенев писал о Базарове:

  • Отправившись в конце июля 1860 года в городок  Вентнор  на английском острове...

    8 слайд

    Отправившись в конце июля 1860 года в городок Вентнор на английском острове Уайт на морские купания, Тургенев уже обдумывал план нового романа. Именно здесь, на острове Уайт, был составлен "Формулярный список действующих лиц новой повести", где под рубрикой "Евгений Базаров" Тургенев набросал предварительный портрет главного героя:
    Роман «Отцы и дети»

  • Евгений Базаров«Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (С...

    9 слайд

    Евгений Базаров
    «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (Смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского.) Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает... Знает довольно много - энергичен, может нравиться своей развязанностью. В сущности, бесплоднейший субъект - антипод Рудина - ибо без всякого энтузиазма и веры... Независимая душа и гордец первой руки".

  • Прототипы Евгения Базарова

    10 слайд

    Прототипы Евгения Базарова

  • В статье «По поводу „Отцов и детей“» читаем: „…в основании главной фигуры, Ба...

    11 слайд

    В статье «По поводу „Отцов и детей“» читаем: „…в основании главной фигуры, Базарова, легла одна, поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом человеке воплотилось — на моих глазах-то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма“» .
    В основе — черты нескольких «живых лиц»: Доктор Д. — уездный врач Дмитриев.
    «Без уездного врача Дмитриева не было бы Базарова» (Тургенев).
    Молодой русский врач, встретившийся Тургеневу в поезде во время поездки в Германию.
    Молодой доктор, с которым Тургенев познакомился в вагоне Николаевской железной дороги.
    Молодой провинциальный врач, сосед по имению, Виктор Иванович Якушкин (версия Н. Чернова).
    Черты представителей революционной демократии: Чернышевского, Добролюбова.
    Черты Белинского, которому посвящен роман.

  • ЯКУШКИН Виктор Иванович 1829-1872Брат фольклориста П.И. Якушкина. Тип нигили...

    12 слайд

    ЯКУШКИН Виктор Иванович
    1829-1872
    Брат фольклориста П.И. Якушкина. Тип нигилиста ранней поры. Служил врачом в Орле и Мценском уезде.

  • Виссарион Григорьевич Белинский1811 - 1848Русский критик и публицист. Родилс...

    13 слайд

    Виссарион Григорьевич Белинский
    1811 - 1848
    Русский критик и публицист. Родился 11 июня (по старому стилю - 30 мая) 1811 в крепости Свеаборг (Финляндия), в семье флотского врача, а позднее - уездного лекаря.
    В.Г. Белинский был для Тургенева не только авторитетным критиком, отличавшимся резкостью и глубиной суждений, но и весьма характерным представителем демократического движения 40 – х годов.

  • Михаил Александрович Бакунин 1814-1876Деятель российского и международного р...

    14 слайд

    Михаил Александрович Бакунин
    1814-1876
    Деятель российского и международного революционного движения, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества. В 30-х гг. член кружка Н.В. Станкевича. В 1840 г. уехал в Германию для пополнения философского образования. За революционные убеждения выслан из Швейцарии, а в 1847 г. - из Франции. В 1848-1849 гг. один из руководителей восстаний в Праге и Дрездене. В 1851 г. выдан австрийскими властями России, шесть лет провел в заключении. В 1857 г. отправлен на поселение в Сибирь, откуда в 1861 г. бежал через Японию и США в Лондон к А.И. Герцену и Н.П. Огареву. Организатор "Альянса социалистической демократии". С 1864 г. член 1-го Интернационала (в 1872 г. исключен за раскольническую деятельность). Пытался претворить анархистские планы во время восстаний в Лионе (1870 г.), Болонье (1874 г.). Умер в Швейцарии.

  • ГЕРЦЕН Александр Иванович 1812—1870Замечательный публицист и один из самых т...

    15 слайд

    ГЕРЦЕН Александр Иванович
    1812—1870
    Замечательный публицист и один из самых талантливых мемуаристов мировой литературы, выдающийся политический деятель, основатель русского вольного (бесцензурного) книгопечатания, родоначальник русской политической эмиграции.

  • ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович 1836-1861Самый знаменитый после Белинского...

    16 слайд

    ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович
    1836-1861
    Самый знаменитый после Белинского русский критик, главный представитель метода публицистического рассмотрения литературных произведений.
    Был против воспитания покорности, слепого повиновения, подавления личности, угодничества.
    Одна из главных особенностей Добролюбова как мыслителя состояла в тесной увязке его взглядов с «отношением к русской действительности», с поисками путей обновления страны; движение от теоретических обобщений к практике и обратно постоянно прослеживается в его работах.

  • Чернышевский Николай ГавриловичРусский писатель, публицист, литературный кри...

    17 слайд

    Чернышевский Николай Гаврилович

    Русский писатель, публицист, литературный критик, философ, революционный демократ.
    С лета 1861 по весну 1862 был идейным вдохновителем и советником революционной организации «Земля и воля».
    Сочинения Чернышевского оставались запрещенными в России вплоть до Революции 1905 - 1907.
    Среди произведений - статьи, рассказы, повести, романы, пьесы.

  • Писарев Дмитрий Иванович1840 - 1868 Русский публицист и литературный кри...

    18 слайд



    Писарев Дмитрий Иванович
    1840 - 1868


    Русский публицист и литературный критик, философ-материалист, революционный демократ.
    Д. И. Писарев принадлежит к числу выдающихся деятелей шестидесятых
    годов прошлого века - эпохи, сыгравшей важную роль в истории русской
    общественной жизни, в развитии науки, литературы и искусства нашей страны. В
    условиях острейшей борьбы классов, развернувшейся в эти годы, Писарев
    выступил как революционный демократ и материалист. Влияние его на
    демократическую молодежь было живым и сильным. Его произведения жадно
    читались, вызывали горячие споры, поражали смелостью выводов и яркостью
    аргументации, будили мысль.

  • Толстой Лев Николаевич1828 - 1910Граф, знаменитый писатель, достигший небыва...

    19 слайд

    Толстой Лев Николаевич
    1828 - 1910
    Граф, знаменитый писатель, достигший небывалой в истории литературы XIX в. славы. Принадлежит к богатому и знатному роду, занимавшему высокое положение еще во времена Петра Великого.
    Будучи в цвете сил и здоровья, Толстой утратил всякую охоту наслаждаться достигнутым благополучием; ему стало "нечем жить", потому что он не мог себе уяснить цель и смысл жизни, он "почувствовал, что то, на чем он стоял, подломилось, что того, чем он жил, уже нет".

  • «И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером» — так писал...

    20 слайд

    «И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером» — так писал Тургенев о своем герое. Роман был написан в тот момент, когда в России обострилась борьба различных взглядов и течений. Тургенев, показывая противостояние либералов и революционеров-демократов, не мог встать ни на одну из сторон. В романе они не имеют однозначного авторского отношения. Но Базарову уделено больше внимания. Это то новое, что пробует себя.

  • Роман «Отцы и дети»Смысл  названия

    21 слайд


    Роман «Отцы и дети»
    Смысл названия

  • В романе И.С.Тургенева нашли отражение реальные события, происходившие в русс...

    22 слайд

    В романе И.С.Тургенева нашли отражение реальные события, происходившие в русском обществе в конце 50 –х – начале 60-х годов XIX века: идейная борьба дворян-либералов и революционных демократов-разночинцев накануне крестьянской реформы.
    Вместе с тем, как справедливо пишет критик Н.Н.Страхов, И.С.Тургенев в своём романе «имел гордую цель во временном указать вечное». Конфликт «отцов» и «детей» здесь имеет не только историческую, но и общечеловеческую основу: речь идёт о проблемах взаимоотношений детей и родителей в семье.

  • Дмитрий Минаев1835 - 1889Уж много лет без утомленья
Ведут войну два поколень...

    23 слайд

    Дмитрий Минаев
    1835 - 1889
    Уж много лет без утомленья
    Ведут войну два поколенья,
    Кровавую войну;
    И в наши дни в любой газете
    Вступают в бой "Отцы" и "Дети",
    Разят друг друга те и эти,
    Как прежде, в старину…

  • Эпоха в романе

    24 слайд

    Эпоха в романе

  • Взгляд самого писателя, который сумел верно почувствовать нарождающийся новый...

    25 слайд

    Взгляд самого писателя, который сумел верно почувствовать нарождающийся новый тип героя, но не встал на его сторону:
    «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести?
    Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!»
    «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса».
    «Выпущенным мною словом „нигилист“ воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом…»

  • Идейно-художественное своеобразие романа Композиция романа  «Отцы и дети» – м...

    26 слайд

    Идейно-художественное своеобразие романа
    Композиция романа «Отцы и дети» – многоцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера.
    Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний.
    Большое внимание уделяется речевой характеристике.
    Пейзаж в литературе.

  • «… Я, прочтя «Дворянское гнездо» и «Отцов и детей», перестал причислять Турге...

    27 слайд

    «… Я, прочтя «Дворянское гнездо» и «Отцов и детей», перестал причислять Тургенева к обыкновенным смертным; он стал для меня своего рода героем»; моё воображение рисовало его в различных видах, но всегда окружённого ореолом, и мне приходилось сдерживать себя, если кто-нибудь в моём присутствии говорил, что ему не нравятся его произведения… Тургенев успел занять один из тех сокровенных уголков в моём сердце, куда редко проникают посторонние…»
    Бойесен Х.

  • Домашнее задание:1.Чтение романа «Отцы и дети»
2. Подготовиться к анализу обр...

    28 слайд

    Домашнее задание:
    1.Чтение романа «Отцы и дети»
    2. Подготовиться к анализу образов главных героев: подобрать материал из текста романа.
    3. Анализ поведения Е.Базарова в гостях. Его взаимоотношения с Аркадием и П. П. Кирсановым.

  • Презентацию приготовила Шеина Т.Н., 
учитель МОБУ «Буранная СОШ»
Соль-Илецког...

    29 слайд

    Презентацию приготовила Шеина Т.Н.,
    учитель МОБУ «Буранная СОШ»
    Соль-Илецкого района
    Оренбургской области

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Открытый урок.

И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Цель: Напомнить учащимся позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни; рассказать об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века. Проследить, как эпоха отражается в романе; раскрыть идейно-художественное своеобразие романа; развивать навыки работы с текстом.

 

 Урок сопровождается показом презентации + Индивидуальные сообщения.

 

1. История создания романа

2. Прототипы. 

3. Стихотворение Дмитрия Минаева

 И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Цель: Напомнить учащимся позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни; рассказать об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века. Проследить, как эпоха отражается в романе; раскрыть идейно-художественное своеобразие романа; развивать навыки работы с текстом.

 

Оборудование: презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы.

Презентация к открытому уроку по роману Тургенева "Отцы и дети"

Слайд 1.

(И.С.Тургенев - портрет)

Слайд 2 - Цель урока

2. Вступительное слово учителя.

Слайд 3. - (Роман И.С.Тургенева
«Отцы и дети»)

«Роман возник в ту эпоху, когда все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения сделались бесконечно многосложны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов», — писал Белинский.

Роман И.С.Тургенева "Отцы и дети" был опубликован в 1862 году. Он сразу привлёк внимание широких общественных кругов России и с тех пор продолжает вызывать несомненный интерес читателей остротой поставленных в нём вопросов, а так же своими художественными достоинствами

Тургеневу - великому художнику  - удалось в этом произведении поднять глубокие политические, философские проблемы. запечатлеть реальные жизненные конфликты, раскрыть суть идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х - начала 60-х годов XIX века.

А.В.Луначарский в статье "Литература 60-х годов" писал о романе "Отцы и дети" как об "одном из центральных явлений во всей русской жизни" того времени.

"Ни в одном из прежних романов Тургенева открытое, прямое столкновение противоположных точек зрения на все самые основные, остро злободневные вопросы общественной жизни, философии, науки, политики, общественного мировоззрения в самом широком смысле слова не играло столь важной, определяющей роли, как в "Отцах и детях" (История русского романа: В 2 т - М.; Л., 1962.)

В то время самым животрепещущим был вопрос об отмене крепостного права. В ходе реформы 1861 года чётко выявились противоположные позиции либералов-дворян и революционных демократов-разночинцев. Революционные демократы Чернышевский и Добролюбов считали готовящуюся реформу крепостнической по характеру. Прибегая к эзоповскому языку, они писали о революционной ситуации в России, призывали русский народ к "решительному делу". Либералы, напротив возлагали на реформу большие надежды, считая её действенным и чуть ли не единственным средством разрешения крестьянского вопроса. Подобным образом смотрел на реформу и Тургенев.

По своим убеждения он был сторонником постепенного преобразования России. Противник всяких общественных взрывов, он не верил в перспективность идей революционной демократии. Но повседневные жизненные наблюдения убеждали его, что демократы - большая сила, проявившая себя во многих областях общественной деятельности. И как художник, откликавшийся на все крупные события современной ему эпохи, Тургенев почувствовал необходимость создать образ нового героя, способного сменить пассивность дворянских интеллигентов типа Рудина и Лаврецкого, время которых прошло. Такого нового героя - человека демократических убеждений, материалиста-естественника писатель поставил в центре романа "Отцы и дети" и стремился изобразить его существенные черты с предельной объективностью.

Слайд 4 и 5, 6

Учитель читает информацию со слайда 7

  «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего, — мне мечтался какой-то странный pendant Пугачеву“».

и со слайда 8 Роман «Отцы и дети»

Отправившись в конце июля 1860 года в городок  Вентнор  на английском острове Уайт на морские купания, Тургенев уже обдумывал план нового романа. Именно здесь, на острове Уайт, был составлен "Формулярный список действующих лиц новой повести", где под рубрикой "Евгений Базаров" Тургенев набросал предварительный портрет главного героя:

и со слайда 9

Евгений Базаров

«Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (Смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского.) Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает... Знает довольно много - энергичен, может нравиться своей развязанностью. В сущности, бесплоднейший субъект - антипод Рудина - ибо без всякого энтузиазма и веры... Независимая душа и гордец первой руки".

 

III. Проверка домашнего задания . Индивидуальные сообщения.

1. История создания романа - Сергеюк Лиза

2. Прототипы. - Бекешова А, Калкатин Л, Есенова Г.    - Показ слайдов с 10 по 19.

IV. Слово учителя - прочитать информацию со слайда 20

«И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером» — так писал Тургенев о своем герое. Роман был написан в тот момент, когда в России обострилась борьба различных взглядов и течений. Тургенев, показывая противостояние либералов и революционеров-демократов, не мог встать ни на одну из сторон. В романе они не имеют однозначного авторского отношения. Но Базарову уделено больше внимания. Это то новое, что пробует себя.

V. Роман "Отцы и дети". Смысл названия. Слайд 21

 Учитель: Вы познакомились с первыми главами романа "Отцы и дети", как вы думаете, почему роман носит такое название? (обсуждение)

Учитель: Слайд 22

  • В романе И.С.Тургенева нашли отражение реальные события, происходившие в русском обществе в конце 50 –х – начале 60-х годов XIX века: идейная борьба дворян-либералов и революционных демократов-разночинцев накануне крестьянской реформы.
  • Вместе с тем, как справедливо пишет критик Н.Н.Страхов, И.С.Тургенев в своём романе «имел гордую цель во временном указать вечное». Конфликт «отцов» и «детей» здесь имеет не только историческую, но и общечеловеческую основу: речь идёт о проблемах взаимоотношений детей и родителей в семье.

Слайд 23 - стихотворение Дмитрия Минаева

Отцы и дети? (Параллель)

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

Кровавую войну;

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой "Отцы" и "Дети",

Разят друг друга те и эти,

Как прежде, в старину.

 

Мы проводили как умели

Двух поколений параллели

Сквозь мглу и сквозь туман.

Но разлетелся пар тумана:

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа -

Наш спор решил роман.

 

И мы воскликнули в задоре:

"Кто устоит в неравном споре?"

Которое ж из двух?

Кто победил? кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

Ласкающий наш слух?

 

В его лицо вглядитесь строже:

Какая нежность, тонкость кожи!

Как снег бела рука.

В речах, в приемах - такт и мера,

Величье лондонского "сэра", -

Ведь без духов, без несессера

И жизнь ему тяжка.

 

А что за нравственность! О боги!

Он перед Феничкой, в тревоге,

Как гимназист, дрожит;

За мужика вступаясь в споре,

Он иногда, при всей конторе,

Рисуясь с братом в разговоре,

"Du calme, du calme!" - твердит.

{* Спокойствие, спокойствие! (Франц.) - Ред.}

 

Свое воспитывая тело,

Он дело делает без дела,

Пленяя старых дам;

Садится в ванну, спать ложася,

Питает ужас к новой расе,

Как лев на Брюлевской террасе

Гуляя по утрам.

 

Вот старой прессы представитель.

Вы с ним Базарова сравните ль?

Едва ли, господа!

Героя видно по приметам,

А в нигилисте мрачном этом,

С его лекарствами, с ланцетом,

Геройства нет следа.

 

Он в красоте лишь видит формы,

Готов уснуть при звуках "Нормы",

Он отрицает и...

Он ест и пьет, как все мы тоже,

С Петром беседует в прихожей,

И даже с горничной, о боже!

Играть готов идти.

 

Как циник самый образцовый,

Он стан madame де-Одинцовой

К своей груди прижал,

И даже - дерзость ведь какая, -

Гостеприимства прав не зная,

Однажды Феню, обнимая,

В саду поцеловал.

 

Кто ж нам милей: старик Кирсанов,

Любитель фесок и кальянов,

Российский Тогенбург?

Иль он, друг черни и базаров,

Переродившийся Инсаров -

Лягушек режущий Базаров,

Неряха и хирург?

 

Ответ готов: ведь мы недаром

Имеем слабость к русским барам -

Несите ж им венцы!

И мы, решая всё на свете,

Вопросы разрешили эти...

Кто нам милей - отцы иль дети?

Отцы! отцы! отцы!

 

1862

V. Эпоха в романе "Отцы и дети"

Слайд 24

Слово учителя:

 

Когда мы начинаем работу над каким-нибудь произведением, то пытаемся осмыслить эпоху, современную автору или его творению.

 

^ Как вы думаете, насколько важен такой историко-культурологический комментарий?

 

 Во второй половине XIX века происходят бурные изменения в структуре общества, появляются новые слои (пролетариат, разночинцы), российская общественность делится на несколько противоположных лагерей, ведущих непрерывную борьбу друг с другом, постоянно меняющих и состав, и программу действий. Появляются понятия консерваторов, либералов и радикалов, славянофилов и западников. Идеи социализма и нигилизма будоражат лучшие умы, вызывают жаркие споры.

 

 Литература становится “трибуной” для проповедования социальных и политических идей авторов. И среди этого “брожения умов” особенно отчётливо слышится голос И.С.Тургенева .

 

 Революционно-демократическая критика очень ценным качеством Тургенева считала "Живое отношение к современности". Добролюбов подчеркивал, что современность, актуальность романов Тургенева поразительна. Если он уже затронул какую-либо проблему, то это верный признак того, что скоро она станет важной для всех.

 

Писарев в статье «Базаров» отмечал: «Сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. А явления эти очень близки к нам, так близки, что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа».

 

Умение уловить движение жизни, показать новое, развивающееся. Это качество Тургенева - художника проступает и в романе "Отцы и дети", написанном в 1861г.

 

 

^ Как же роман связан с эпохой?

 

 

Прежде чем ответить на вопрос нашего сегодняшнего урока, давайте ещё раз обратимся к тем политическим и социальным проблемам, которые имели место в современном писателю обществе?

- Что еще вы знаете об этой эпохе?

– Время действия романа - 1855-1861 гг. - период, сложный для России. В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важнейшее событие во внутренней политике: смена царствования.

 

 Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления общественной либеральной мысли.

 

 В правление Александра II в России процветает образованность различных слоев населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеется, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности.

 

 Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и приносить реальную пользу людям.

 

 Эта настроенность и определила круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали.

 

 В это время также в России начали развиваться капиталистические отношения, их развитие тормозил прогнивший крепостнический строй. На повестку дня стал вопрос о крестьянской революции. По этому вопросу произошел раскол между либералами, стоявшими за реформистский путь, и революционерами-демократами, которые считали его недейственным.

 

 – В начале марта 1861 года был обнародован царский манифест от 19 февраля об освобождении крестьян. С многовековым рабством было покончено. Крестьяне наконец получили долгожданную свободу. Однако, как и предполагали революционеры-демократы, реформа была проведена отнюдь не в интересах народа. Земля по-прежнему оставалась в руках помещиков, а за те небольшие наделы, которые крестьяне получили, они были обязаны либо платить оброк, либо отрабатывать барщину. По стране прокатилась волна крестьянских волнений и бунтов, которые подавлялись правительством с невероятной жестокостью.

 

 В России сложилась революционная ситуация. Революционные демократы стали готовить восстание: возникло тайное общество «Земля и воля», идейным вдохновителем которого был Чернышевский, распространялись прокламации, призывавшие к решительной схватке с самодержавием.

 

 На первых порах Тургенев восторженно приветствовал освобождение крестьян. Но к концу 1861 года его энтузиазм заметно остыл, он не мог не видеть, что реформа так и не решила крестьянского вопроса. Правда, он все еще надеялся, что «дело пойдет хорошо», но все чаще и чаще в его письмах этого периода начинают звучать ноты разочарования. «Мы живем в темное и тяжелое время, — писал он в декабре 1861 года своему другу Н. П. Борисову, — так-таки не выберемся из него».

 

 Таким образом, роман «Отцы и дети» писался в годы революционной ситуации, когда крепостническая система трещала по швам.

 

 

Какие основные проблемы эпохи вы для себя выделили?

 

 Расслоение общества на противоборствующие группировки.

 

 Проблема крепостного права.

 

 Проблема изменения приоритетов в образовании и взглядах нового поколения.

 

 

Сегодня мы постараемся с вами определить, как эти проблемы отражены в романе, т.е. каким образом роман И.С.Тургенева связан с эпохой? Для этого поработаем над материалом 1-4 глав романа. Работа будет проходить в группах.

 

 

Задание группам:

 

1 группа.

 

 

Зачем И.С.Тургенев дает четкую датировку происходящих событий?

 

Какое время года совпадает с началом романа?

 

Как это отражается в теме, звучащей в 1 главе романа?

 

 

Примерный ответ:

 

 В романе Тургенев применяет точную датировку, желая вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке. Действие в "Отцах и детях" начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года.

 

 Это были годы, когда обнажился кризис крепостнической системы, когда обострилась борьба между лагерями революционеров-демократов и либералов.

 

В эту эпоху формируется новый тип передового деятеля - разночинца-демократа, человека дела, а не фразы.

 

Не случайно, на наш взгляд, и время года – весна. Природа ждет обновления, изменения, возрождения и эта тема находит свое продолжение и в дальнейшем развитии событий – отец ожидает своего сына.

 

Выводы записать.

Слайд 25

Взгляд самого писателя, который сумел верно почувствовать нарождающийся новый тип героя, но не встал на его сторону:

«Хотел ли я обругать Базарова или его превознести?

Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!»

«Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса».

«Выпущенным мною словом нигилист“ воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом…»

 

VI. Идейно-художественное своеобразие романа - Слайд 26

  • Композиция романа  «Отцы и дети» – многоцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера.
  • Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний.
  • Большое внимание уделяется речевой характеристике.
  • Пейзаж в литературе.

Работа с текстом романа "Отцы и дети"

- Какое значение имеет пейзаж, данный автором во 2 главе, определите его характер?

- Какие средства художественной выразительности помогают писатель создать образ предреформенной деревни?

 

Примерный ответ:

 

Глазами приятеля Базарова — Аркадия Кирсанова, вернувшегося из Петербурга в имение своего отца, мы видим картину, заставляющую невольно сжиматься наше сердце:«Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»

 

 Посмотрим, как изображается пейзаж в 2 главе романа.

 

Мы видим "деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами" ("деревеньки", "избенки" - сама форма этих слов говорит о скудной, нищенской жизни). Можно предположить, что голодную скотину приходится кормить соломой с крыш. О многом говорит и такое сравнение: "как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями. Крестьянские коровенки, "исхудалые, шершавые, словно обглоданные, жадно щиплют первую траву. А вот и сами мужички -"обтеханные на плохих клячонках". Хозяйство крестьян скудное, нищенское: "покривившиеся молотильные сарайчики", "опустелые гумна"...

 

 Тургенев больше не станет изображать нищету народа, но картина предреформенной деревни, представшая в экспозиции, производит такое сильное впечатление, что к ней нечего добавить.

- Какие внешние изменения в отношениях господ и крестьян говорят о внутренних противоречиях эпохи?

Немногими скупыми деталями переданы изменения, произошедшие в отношении крестьян и их господ.

 

 Дворовые не встречают старого и молодого барина ( вспомните сцены прощания с уезжающим Петром Гриневым, Александром Одуевым, Андреем Ивановичем Штольцем- везде толпа дворовых, крепостных)

 

 Слуга, котором всё: и бирюзовая сережка в ухе и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, всё изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак не т-с, не видать».

 

 Важен разговор о лесе, свезенном Николаем Петровичем, ему были нужны деньги, а земля, увы, всё равно должна отойти мужикам.

 

 Не случайно упоминание о том, что какому-то приказчику из мещан приходится платить 250 рублей в год, камердинер Петр тоже вольный. Былых верных слуг( Савельичей, Захаров) теперь мало.

 

 Крестьяне надеются на реформу, ждут от нее многого. А пока даже в имении доброго Николая Петровича травят лошадьми барские посевы, «ненароком» поджигают скотный двор.

И сразу же возникает центральный вопрос эпохи: «Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как приступить?...»

- Какое значение имеют размышления Аркадия по поводу увиденной им жизни русской деревни («Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как приступить…») для развития основного конфликта романа?

 

 - Как уже в экспозиции намечаются характеры главных героев? Какие детали позволяют это увидеть?

 

 - Какие взаимоотношения складываются по дороге между героями?

Отношение к этому вопросу, к коренным проблемам русской жизни 60-х годов определяет идейные разногласия между Базаровым и остальными героями романа. И разногласия между ними проступает на первых же страницах, в экспозиции.

 

 Мы уже говорили, что разночинцев не устраивало реформистское решение вопроса. Они хотели революционных изменений, хотели приносить реальную пользу людям.

 

Тонко подмеченные детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах, и в душенном складе его героев.

 

Николай Петрович ждет сына, готов просидеть 5 часов, любящий, внимательный , но несмотря на письмо Аркадия забыл, что тот приезжает с другом ( места в коляске для Базарова нет), поэтому глаголы в эпизоде «отъезда коляски» передают и социальное положение героев, и их состояние. Отец с сыном «поместились» в коляске, Базаров же «вскочил» в тарантас, «уткнулся» головой….

 

Аркадий явно находится под влиянием Базарова. Он развязен, фамильярен, снисходителен в разговоре с отцом, ощущает тайное превосходство и наслаждается «сознанием собственной развитости и свободы».

 

Базаров прерывает чтение Николаем Петровичем Пушкина. Он разрушает лирическое настроение отца, а сына заставляет вспомнить, как надо себя вести по новым понятиям. Он глух к прекрасному, вносит отчуждение в отношения отца и сына.

 

У Николая Петровича «что-то кольнуло в сердце», защемило: как-то сложатся отношения с сыном?

 

В первых главах уже намечается основной конфликт романа, который в дальнейшем получит свое развитие.

VII. Итог урока.

Учитель:

 

 Как известно, понять и оценить образы героев невозможно, не поняв и не оценив ту обстановку в стране, в которой складывались и формировались взгляды персонажей. И потому Тургенев рисует перед читателем широкую панораму современной ему России, передавая детально быт, нравы и описания природы. В экспозиции романа начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, предопределяет тему всего произведения, приводит к мысли о необходимости изменения тех порядков, которые породили такое запустение.

 

 Роман «Отцы и дети» произведение остро полемическое. В нем писатель отразил не только вечную проблему «отцов и детей» и связанные с ней важнейшие вопросы человеческого бытия, но и столкновение «века нынешнего и века минувшего», т.е. социальный конфликт, борьбу не только двух поколений, но и представителей двух лагерей : либералов и революционеров-демократов.

Слайд 27.

«… Я, прочтя «Дворянское гнездо» и «Отцов и детей», перестал причислять Тургенева к обыкновенным смертным; он стал для меня своего рода героем»; моё воображение рисовало его в различных видах, но всегда окружённого ореолом, и мне приходилось сдерживать себя, если кто-нибудь в моём присутствии говорил, что ему не нравятся его произведения… Тургенев успел занять один из тех сокровенных уголков в моём сердце, куда редко проникают посторонние…»

                                                     Бойесен Х.  - американский литературовед

VIII. Домашнее задание: Слайд 28

 

  • 1.Чтение романа «Отцы и дети»
  • 2. Подготовиться к анализу образов главных героев: подобрать материал из текста романа.
  • 3. Анализ поведения  Е.Базарова в гостях. Его взаимоотношения с Аркадием и П. П. Кирсановым.
  • Оценки за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 899 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Лексикология" и презентация с материалами к уроку
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.
  • Тема: Лексикология
  • 30.09.2020
  • 431
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.
ЕГЭ по русскому языку. Как запомнить разряды местоимений для решения заданий 2 и 25?
  • Учебник: «Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.
  • Тема: § 45. Местоимение как часть речи
  • 29.09.2020
  • 4733
  • 131
«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.12.2014 1823
    • PPTX 3.2 мбайт
    • 13 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шеина Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шеина Татьяна Николаевна
    Шеина Татьяна Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 13498
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 42 регионов

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 335 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 698 человек

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовые аспекты и ценности: концепции ответственного инвестирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Родительство

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 12 регионов