Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыОткрытый урок по литературе 8класс

открытый урок по литературе 8класс

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Блок На поле Куликовом.ppt

Скачать материал "Открытый урок по литературе 8класс"

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

SMM-менеджер

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Образ Родины в лирическом             цикле А.А.Блока 
    «На поле Куликовом»

    1 слайд

    Образ Родины в лирическом цикле А.А.Блока
    «На поле Куликовом»

  • ПЛАН1.  Биографические факты.
2.  Историческая тема в творчестве А.А.Блока.
3...

    2 слайд

    ПЛАН
    1. Биографические факты.
    2. Историческая тема в творчестве А.А.Блока.
    3. Идейно-художественное своеобразие цикла «На поле Куликовом»
    10.06.2022
    2

  • Сомов К. А. Портрет А.А.Блока. 1907.Александр Александрович Блок «САМЫЙ ИСТОР...

    3 слайд

    Сомов К. А. Портрет А.А.Блока. 1907.
    Александр Александрович Блок
    «САМЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОЭТ
    В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА, ИБО ВСЁ,
    ЧТО ОН ПИСАЛ, ИСТОРИЧНО,
    ПРОНИКНУТО ДУХОМ ЖИВОЙ,
    КАЖДОДНЕВНО ТВОРИМОЙ
    ИСТОРИИ»
    В.ОРЛОВ

  • Родители А. А. Блока

    4 слайд

    Родители А. А. Блока

  • 5 слайд

  • Бекетов Андрей Николаевич 
(Ректор Петербургского университета, дедушка Блока...

    6 слайд

    Бекетов Андрей Николаевич
    (Ректор Петербургского университета, дедушка Блока А. )
    Ректорский дом.

  • Детские и юношеские годы его прошли в доме деда, а каждое лето семья выезжала...

    7 слайд

    Детские и юношеские годы его прошли в доме деда, а каждое лето семья выезжала в подмосковное имение Шахматово. Этот клочок земли Блок всю жизнь очень нежно любил. Любил свой дом на холме под раскидистым тополем, огромный простор. Шахматово осталось в душе поэта вечным символом России.
    Шахматово.

  • Шахматово.

    8 слайд

    Шахматово.

  • 1898 г. Петербургский университет

    9 слайд

    1898 г.
    Петербургский университет

  • Дебют А.А.Блока-поэта 
состоялся в 1902 году.

    10 слайд

    Дебют А.А.Блока-поэта
    состоялся в 1902 году.

  • Родина – это «огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но...

    11 слайд


    Родина – это «огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое».
    А.А. Блок.

  • Россия на рубеже XIX-XXвеков	 

1904-1905- Россия проиграла русско-японскую...

    12 слайд

    Россия на рубеже
    XIX-XXвеков


    1904-1905- Россия проиграла русско-японскую войну.
    Поражение повергло русское общество в шок и было воспринято как неумолимое свидетельство порочности верховной власти.

  • 1905-1907-  первая буржуазная революция, которая втянула в активную политич...

    13 слайд

    1905-1907- первая буржуазная революция, которая втянула в активную политическую деятельность миллионы людей, заставила их задуматься над такими вопросами, которые раньше казались незыблемыми: о несправедливости самодержавия и сословного устройства, о духовности, самобытности и национальном самосознании русского общества.

  • 14 век-феодальная раздробленность Раздоры и княжеские усобицы ослабили Русску...

    14 слайд

    14 век-феодальная раздробленность
    Раздоры и княжеские усобицы ослабили Русскую землю.
    Всё шло в разрыв, единства ни в чем не было, одна беда за другой обрушивались на Русь.

  • 31мая 1223г Произошло решающее сражение на реке Калке 



 

 



«И были воп...

    15 слайд

    31мая 1223г
    Произошло решающее сражение на реке Калке










    «И были вопль и печаль по всем городам и волостям»,- отмечал летописец.

  • 1236г. – Батыево нашествие на Русь.
1237г.- Коломна,  Суздаль, Новгород,  Мос...

    16 слайд

    1236г. – Батыево нашествие на Русь.
    1237г.- Коломна, Суздаль, Новгород, Москва сожжены.
    Один город за другим гибли под ударами свирепых татарских полчищ.
    1240г.- стерта с лица земли Рязань, Киев сожжен. Киевская Русь пала.
    Были разорены и сожжены храмы, святыни, уничтожались культурные памятники.
    В результате Русь лишилась не только политической, но и духовной самобытности.

  • Виктор Маторин. 
Дмитрий Донской. Герой Куликовской битвы.Дми́трий Иванович...

    17 слайд



    Виктор Маторин.
    Дмитрий Донской. Герой Куликовской битвы.

    Дми́трий Иванович (12 октября 1350, Москва — 19 мая 1389), прозванный Дмитрий Донско́й за победу в Куликовской битве — великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1363). Сын князя Ивана II Красного и его второй жены княгини Александры Ивановны.

  • Необыкновенный человек, приверженец чистоты духа и помыслов, преисполнен...

    18 слайд







    Необыкновенный человек, приверженец чистоты духа и помыслов, преисполненный смирения и любви к людям стал духовным авторитетом, как для простых людей так и для князей.
    В наиболее сложные моменты истории, он не раз помогал князьям услышать друг друга, убеждал их прекратить кровопролитные усобицы.
    В 1378 он стал митрополитом всея Руси.
    Сергий Радонежский

  • 8 сентября 1380 г. Куликовская битва8 сентября 1380 г.

    19 слайд

    8 сентября 1380 г.

    Куликовская битва
    8 сентября 1380 г.

  •       Маторин В. Хан МамайМамай

    20 слайд

    Маторин В.
    Хан Мамай
    Мамай

  • Данилевский Е. К полю Куликову

    21 слайд

    Данилевский Е. К полю Куликову

  • За святое дело иди на врага смелоСергий РадонежскийРыженко П. Благословение...

    22 слайд

    За святое дело иди на врага смело
    Сергий Радонежский
    Рыженко П.
    Благословение Преподобного Сергия
    Александр Пересвет
    Андрей Ослябя

  • Плотнов А. За землю русскую

    23 слайд

    Плотнов А. За землю русскую

  • Авилов В. Поединок Пересвета с Челубеем

    24 слайд

    Авилов В. Поединок Пересвета с Челубеем

  • Кони, обезумев, рвут поводья,- И своих потопчут, и врагов.И от крови, сл...

    25 слайд

    Кони, обезумев, рвут поводья,-
    И своих потопчут, и врагов.
    И от крови, словно в половодье,
    Скоро выйдет Дон из берегов…
    Присекин С.
    Куликовская битва

  • Присекин С. С победой

    26 слайд

    Присекин С. С победой

  • 27 слайд

  • Обращение  к Куликовской битве для поэта — исторический факт, дающий повод дл...

    28 слайд

    Обращение к Куликовской битве для поэта — исторический факт, дающий повод для размышлений о настоящем и будущем России.
    Цикл «На поле Куликовом» написан 23 декабря 1908г., состоит из 5 стихотворений.
    Куликово поле

  • Цикл (гр. kyklos – круг, колесо) – несколько художественных произведений, объ...

    29 слайд

    Цикл (гр. kyklos – круг, колесо) – несколько художественных произведений, объединенных
     общим жанром
     темой
     главными героями
     единым замыслом
     исторической эпохой
     единым поэтическим настроением
     местом действия
    Лирический цикл - жанровая форма стихового единства, возникающая при объединении относительно самостоятельных лирических стихотворений в одно целое.

  • Какая картина предстаёт перед нами? Какова тема стихотворения? Река раскинула...

    30 слайд

    Какая картина предстаёт перед нами? Какова тема стихотворения?
    Река раскинулась. Течет, грустит лениво

    И моет берега.

    Над скудной глиной желтого обрыва

    В степи грустят стога.

  • Как вы думаете, почему Блок, обращаясь, к родине, Руси, называет её жено...

    31 слайд


    Как вы думаете, почему Блок, обращаясь, к родине, Руси, называет её женой? В чем необычность обращения?
    Жена для мужчины самый близкий дорогой человек. С ней он венчается в церкви один раз и на всю жизнь. Значит родина для Блока тоже одна единственная любовь, раз и навсегда данная.
    «Не как мать любит он Россию, а как жену, которую находят, когда настанет пора».
    Н. Гумилев

  • И вечный бой! Покой нам только снится 
Сквозь кровь и пыль...
 Летит, летит с...

    32 слайд

    И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль...
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль...

  • Тестовое задание. В чём заключается основная мысль стихотворения?1. Изменения...

    33 слайд

    Тестовое задание. В чём заключается основная мысль стихотворения?
    1. Изменения в природе перед битвой.
    2. Ожидание грядущего боя.
    3. Образ степной кобылицы как символ вражеской силы.
    4. Объяснение в любви Родине.

  • За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…

    34 слайд

    За Непрядвой лебеди кричали,
    И опять, опять они кричат…

  • Я – не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.► Как можно объяс...

    35 слайд

    Я – не первый воин, не последний,
    Долго будет родина больна.
    ► Как можно объяснить эти строки?
    ► Каким вы представляете лирического героя во втором стихотворении?
    Воины. Реконструкция
    М. Авилов. Битва

  • И с туманом над Непрядвой спящей
           Прямо на меня
Ты сошла, в одежде...

    36 слайд

    И с туманом над Непрядвой спящей
    Прямо на меня
    Ты сошла, в одежде свет струящей,
    Не спугнув коня.

    Серебром волны блеснула другу
    На стальном мече,
    Освежила пыльную кольчугу
    На моём плече.
    ► Почему третье стихотворение можно назвать кульминацией цикла?
    ► Кто это, чей лик нерукотворный светел для поэта навсегда: любимая женщина или Богородица?

  • Тестовое задание. Определите какие ИВС используются в этих поэтических строч...

    37 слайд

    Тестовое задание.
    Определите какие ИВС используются в этих поэтических строчках?
    А Непрядва убралась туманом,/ Что княжна фатой…
    Ты сошла в одежде, свет струящей,/ Не спугнув коня…
    И вдали, вдали о стремя билась,/Голосила мать…
    В тёмном поле были мы с Тобою,-/ Разве знала Ты?

  • Чем отличается 5 стихотворение от  предшествующих?

    38 слайд


    Чем отличается 5 стихотворение от предшествующих?

  • Какова тема и идея цикла? Поле Куликово несет в себе напоминание о великом пр...

    39 слайд

    Какова тема и идея цикла?
    Поле Куликово несет в себе напоминание о великом прошлом, с которого началось возрождение нации, обозначение современности с характерным для нее предощущением новых битв и взгляд в будущее, исполненный веры в Россию.
    Таким образом, Куликово поле – символ трагической и великой судьбы России.

  • Рефлексия.Составьте синквейн по теме урока.
Синквейн- это стихотворение, сост...

    40 слайд

    Рефлексия.
    Составьте синквейн по теме урока.
    Синквейн- это стихотворение, состоящее из
    пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.

    Порядок написания синквейна:

    Первая строка- одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
    Вторая строка- два прилагательных, характеризующих данное предложение.
    Третья строка- три глагола, показывающие действие понятия.
    Четвёртая строка- короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
    Пятая строка- одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

  • Россия.
Великая. Единственная.
Сражается. Побеждает. Движется.
И вечный бой!...

    41 слайд

    Россия.
    Великая. Единственная.
    Сражается. Побеждает. Движется.
    И вечный бой! Покой нам только снится!
    Победительница.


Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Урок по литературе в 8 классе.открытый урок.doc

      

 

 

 

 

 

 

 

                                 Урок по литературе в 8 классе

Образ Родины в лирическом цикле

А.А.Блока «На поле Куликовом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Учитель русского языка и литературы

                                                                                                 Мерсикова Р.И.

                                                                                       МБОУ Большесодомовская ООШ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      

 

 

Тема. Образ Родины в лирическом цикле А.А.Блока  «На поле Куликовом» (СЛАЙД 1)

Цели: 1) познакомить учащихся с биографическими фактами и атмосферой, в которой жил и творил поэт;

                 2) рассмотреть, как историческая тема воплощается в творчестве А.А.Блока;

                 3) раскрыть идейно-художественное своеобразие цикла «На поле Куликовом»;

                 4) воспитать чувство любви к родине, историческому прошлому.

Характеристика урока:

Урок по традиционной системе – изучение нового материала проведен в форме  групповой  работы.  Обучающиеся объединились в группы: биографы, историки, интерпретаторы. Руководители групп получили задания, распределили их между членами. В роли интерпретаторов выступали сильные учащиеся.

                        Ход урока

1.Организационный момент.

2.Слово учителя.

                 План  (слайд2)

  1. Биографические факты.
  2.  Историческая тема в творчестве А.А.Блока.
  3. Идейно-художественное своеобразие цикла «На поле Куликовом»

 

- Александр Александрович Блок - одно из ключевых имен русской литературы. Поэт прошел недолгий, но сложный творческий путь, заполненный большими историческими события­ми и явлениями. Один из исследователей его творчества, В. Орлов, назвал его «самым историческим поэтом в литературе XX века, ибо все, что он писал, исторично, проникнуто духом живой, каждодневно творимой истории».  (слайд 3)

Совместно со мной к уроку готовились ребята, которым было предложено найти дополнительный материал по заданной теме.

 Обратимся к фактам его биографии.

 Слово «биографам».  (сообщение учащихся сведений из биографии А.А.Блока).

Александр Александрович Блок родился 16 ноября 1880 в Петербурге, в атмосфере широких культурных интересов и литературного творчества. (слайд4)

Отец: Александр Львович Блок - профессор Варшавского университета.(слайд5)

Мать: Александра Андреевна – переводчица с французского, дочь ректора Петербургского университета.

Детские и юношеские годы его прошли в профессорском доме деда- известного ботаника, ректора Петербургского университета Андрея Николаевича Бекетова (слайд 6),  а каждое лето – в бекетовском подмосковном имении, в благоуханной глуши» Шахматова. Этот клочок земли Блок всю жизнь очень нежно любил. Любил свой дом на холме под раскидистым тополем, огромный простор. Шахматово осталось в душе поэта вечным символом России. (слайд 7)Детство поэта было почти безоблачным. Он рос в обстановке всеобщей любви, заботы, среди литературы и музыки. (слайд 8)

     Сам Блок стихи начал писать рано, в пять лет. (слайд 9)

     Впервые интерес к истории пробудился у Блока, вероятно, в семье его деда. Здесь, по словам писателя, господствовал «дух русского гу­манизма». Идейное воспитание Блока проходило в традициях передовой  интеллигенции.

      Дальнейшее развитие интерес к истории у Блока получил в университетские годы. В 1898 г. он поступил на юридический фа­культет Петербургского университета. Блок писал отцу, что его особенно интересует история русского права. Впоследствии он пе­решел с юридического на историко-филологический факультет.

      Дебют А.А. Блока-поэта состоялся в 1902 г, хотя к этому времени было уже написано много стихов. Он начал выступать с поэтическими произведения­ми и с научными статьями, печататься. (слайд10)

      После революции 1905 г. в творчестве Блока все более выри­совывается тема двух России: России официальной, самодержавной, бюрократической и России народной.

Россия для Блока — это прежде всего родина, это «огромное, родное, дышащее существо, подобное че­ловеку, но бесконечно более уютное, ласковое». (слайд11)

Из произведений исторического характера, написанных Блоком до революции 1917 г., лучшими являются стихотворный цикл «На поле Куликовом» и поэма «Возмездие». В первом цикле, созданном в 1908 г. и посвященном Куликовской битве 1380 г, поднята патриотическая тема борьбы русского народа за национальную независимость своей родины.

Историческая тема в творчестве А.А.Блока.

Слово учителя.

- Со свойственным Блоку чувством историзма поэт  пытается определить место свершившихся современных перемен в общем историческом процессе. Чтобы понять не только причины побудившие написать цикл стихов «На поле Кулико­вом», но и идейно-тематическую нагрузку произведения, надо иметь представление об  особенностях эпохи XIV века и эпохи  рубежа XIX-XX веков.

- Каковы  же особенности эпохи XIV века и эпохи  рубежа XIX-XX веков?

А расскажут нам  об эпохах историки , которые готовили дополнительный материал.

 

Рубеж XIX-XX веков был для России кризисным. (слайд12)

-1904-1905-Россия проиграла русско-японскую войну. Поражение повергло русское общество в шок и было воспринято как неумолимое свидетельство порочности верховной власти.

-1905-1907-  первая буржуазная революция, которая втянула в активную политическую (слайд13 )деятельность миллионы людей, заставила их задуматься над такими вопросами, которые раньше казались незыблемыми: о несправедливости самодержавия  и сословного устройства,  о духовности, самобытности  и национальном самосознании русского общества.

- Расскажите об историко- политической  обстановке, сложившейся в 14веке.

 (слайд14)

·         14 век-феодальная раздробленность становится результатом того, что:

·          Раздоры и княжеские усобицы ослабили Русскую землю. Всё шло в разрыв, единства ни в чем не было,  одна беда за другой  обрушивались на Русь.

 

·         (слайд15)31мая 1223г-на  реке Калке произошло решающее сражение. Разгромив русское войско, монголы предложили сдаться, пообещав всех сдавшихся отпустить домой, и дали слово, что не прольётся ни капли княжеской крови, князья поверили и сложили оружие, но монголы нарушили собственные обещания: простых воинов перебили, а князей, связав, бросили под  дощатый настил, на котором устроили победный пир. Общие потери русского войска составили до 10 тыс. человек. «И были вопль и печаль по всем городам и волостям»,- отмечал летописец.

·         (слайд16)1236г. – Батыево нашествие на Русь.

·          1237г.- Коломна,  Суздаль, Новгород,  Москва сожжены. Один город за другим гибли под ударами свирепых  татарских полчищ.

·         1240г.-  стерта с лица земли Рязань, Киев сожжен. Киевская Русь пала. Были разорены и сожжены храмы, святыни, уничтожались культурные памятники.  В результате Русь лишилась не только политической, но и духовной самобытности.

    

 Прошли годы … Постепенно  русские люди  начали поднимать из пепла  свою Родину, осознавая своё единство, самобытность и исключительность духовно- культурных ценностей. Появилась потребность как в политическом лидере, так и духовном. Такими лидерами на Руси стали Д.Донской и С.Радонежский.

(слайд17)Князь Дмитрий Иванович - на московский престол вступил в девятилетнем возрасте. В 70-е гг. все силы посвятил объединению русских земель для борьбы с Золотой Ордой, где  уговорами, а где и силой, но к 1377г произошло знаменательное  событие объединение земель  русских вокруг Москвы.

(слайд18)Сергей Радонежский – необыкновенный человек, приверженец чистоты духа и помыслов, преисполненный смирения и любви к людям стал духовным авторитетом, как для простых людей так и для князей. В наиболее сложные моменты истории, он не раз помогал князьям услышать друг друга, убеждал их прекратить кровопролитные усобицы. В 1378 он стал митрополитом всея Руси.

 

   - Какую  роль сыграли эти два лидера  в событиях, связанных с Куликовской битвой.

 

  Послушаем  об этой битве.

(слайд19)8сент. 1380- Куликовская битва. Ордынское войско насчитывало около 100 тысяч человек под предводительством хана Мамая. (слайд20) Почти вся Русь встала на защиту своей земли. Под знамёна московского князя Дмитрия Ивановича(Донского) собрались полки Ростова, Ярославля, Мурома, Белоозера и многих других городов. (слайд 21)

(слайд22)Митрополит всея Руси С.Радонежский благословил и отправил на поле сражения двух воинов Пересвета и Андрея Осляблю. Русская рать, перейдя Дон, расположилось на Куликовом поле у р. Непрядва(слайд23). Битву начал поединок двух богатырей: русский монах Пересвет и ордынский воин Челубей(слайд24), в которой они оба погибают. Войска двинулись вперёд. Сражение  было кровопролитное и  жестокое. (слайд 25)

В Куликовской битве проявилась необыкновенная храбрость, мужество и выносливость русских воинов. После этой победы Дмитрия Ивановича стали называть «Донским», а позднее причислили к  лику святого. Куликовская битва стала одним из важнейших событий в истории, первой победой Руси над Ордой. (слайд26) Русские люди ощутили себя не только москвичами, ростовцами или суздальцами, а жителями всей  Русской земли, единым народом, способным противостоять Золотой Ордой и добиться независимости.

 

- Какую роль Куликовская битва  сыграла в истории борьбы с Золотой Ордой? (первая победа  Руси над Ордой. Русские люди ощутили себя жителями всей  Русской земли, единым народом, способным противостоять Золотой Ордой и добиться независимости.)

 

 - Что объединяет современность и древность? Эпоху XIV века и эпоху  рубежа XIX-XX веков ?

(слайд 27)

- Мы видим, что начало  XX века – это эпоха трагических событий в жизни страны: первая русская революция, первая мировая война, октябрьская революция 1917 года. Эта эпоха великого исторического рубежа, мятежное, бурное время не могло не отразиться в русской литературе, а тем более в творчестве гениального художника слова А. А. Блока. Да, он был свидетелем всех событий первых десятилетий XX века. Блок обладал обостренным чувством истории, сумел отразить в своих стихах «неслыханные перемены, невиданные мятежи». Он прошел сложный путь. Старая и новая Россия, ее прошлое настоящее и будущее, история и современность – это вопросы, на которые он искал ответ.

(слайд 28)

Поэтому обращение  к Куликовской битве для поэта — исторический факт, дающий повод для размышлений о настоящем и будущем России.

Цикл «На поле Куликовом» написан 23 декабря 1908г., состоит  из 5 стихотворений - одно из центральных произведений третьего тома «Родина». Связанный своим содержанием с известным историческим событием – Куликовской битвой 1380 года, когда русские воины под предводительством великого князя московского Дмитрия Донского разгромили полчища хана Мамая, блоковский цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, точнее о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего России.  

- Обращаясь к идейно- художественному анализу   цикла «На поле Куликовом» уточним, как вы понимаете слово «цикл»?

 (слайд 29) Цикл (гр. kyklos – круг, колесо) – несколько художественных произведений, объединенных

ü общим жанром

ü темой

ü главными героями

ü единым замыслом

ü исторической эпохой

ü единым поэтическим настроением

 ü местом действия

Лирический цикл - жанровая форма стихового единства, возникающая при объединении относительно самостоятельных лирических стихотворений в одно целое.

 

 

*      Анализ 1 стихотворения. слушаем аудиозапись (текст читает актер, заслуженный артист России  Николай Денисов) фильм Текст читает актёр, поэт и певец, заслуженный артист России Николай Денисов.

*       

*      Анализ и комментарии стихотворения.( слайд 30)

-Какая картина предстаёт перед нами? (Первое стихотворение исполняет роль пролога,  вводит в цикл тему Родины.)

-Какова тема стихотворения?

-Лирический герой – кто он? О чём размышляет? (Лирический герой – это и воин времен Куликовской битвы и современник Блока. Состояние героя – размышление накануне битвы. )

- Какие основные образы перед нами возникают? (Все основные образы уже заявлены здесь. это образы реки, степи – поля, долгого пути, образ мглы, мотив повторения роковых событий (мотив круга))

 

  •  (Слайд 31)Как вы думаете, почему Блок, обращаясь, к родине, Руси, называет её женой? В чем необычность обращения? (Жена для мужчины самый близкий дорогой человек. С ней он венчается в церкви один раз и на всю жизнь. Значит родина для Блока тоже одна единственная любовь, раз и навсегда данная.)

           Какое ИВС использует автор для создания образа ? ( метафора)

  • Обратите внимание какое слово во 2 и 3 строфах повторяется четырёх кратно?

         (наш путь- степной, наш путь- в тоске безбрежной)

  •  Что вы понимаете под словом путь? ( дорога, движение, стремление вперёд)
  •  Что вы можете сказать о движении в стихотворении? Проанализируйте, как автор использует глаголы-движения и  с какой целью?    (Движение ускоряется, глаголы создают впечатление  скачки и настроение тревоги нарастает:

1строфа- течёт лениво,

4 строфа- домчимся,

5 строфа-летит, летит степная кобылица,

6 строфа -Останови! Идут, идут испуганные тучи,

7 строфа - Степная кобылица несётся вскачь!)

  • Для чего автор использует глаголы- движения? (Показать динамику развития подготовки к бою, создаётся ощущение приближения боя)
  • (слайд 32) Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки? (Образ степной кобылицы, которая «несётся вскачь», к концу стихотворения происходит ускорение)
  • Что автор подразумевает под  «степной кобылицей»? Кого называет «степной кобылицей»?

( «степная»-татарская, полчище татар) Какое ИВС использовал автор для создания этого образа? метафора

Обратите внимание на строки: И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

- Какое слово повторяется? Этот повтор «летит, летит» меняет ритмику стиха.

Одно мгновение, и уже закат в крови. Напряжение нарастает, и уже в последующих строфах  сплошь восклицательные предложения. Умолчания подчеркивают быстрое течение времени, создают впечатление некоторой недосказанности. Покоя нет!

  • Какие строчки стихотворения отражают не только сущность времени, но и человеческой жизни в целом?(И вечный бой! Покой нам только снится. … )

(Слайд 33)Тестовое задание. В чём заключается основная мысль стихотворения?

 

1)      Изменения в природе перед битвой.

2)      Ожидание  грядущего боя.

3)      Образ степной кобылицы как символ вражеской силы.

4)      Объяснение в любви Родине.

Вывод: в этом стихотворении  звучит предчувствие грядущих бурь, предвидение трагедии, которая произойдёт на Куликовом поле. Именно в этом стихотворении поэт вместо привычного  эпитета  матушка-Русь скажет: «О, Русь моя! Жена моя!»

 

 

Выразительное чтение 2-ого стихотворения. 

Анализ и комментарии стихотворения.

Найдите в тексте цикла следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики. Какое значение они имеют для воспроизведения картин исторического прошлого?

Во втором стихотворении цикла  влияния древнерусской и фольклорной поэтики больше.

 В основе сюжета – гадание перед боем. Здесь и «мы, сам-друг» (т. е. вдвоем) - архаичная форма собирательного множественного с фольклорным оттенком; крик лебедей, и «горючий белый камень».

(Слайд 34). Лебеди – это символ верности, чистоты. Но у Блока образ лебедей несет и иную смысловую нагрузку – смятение, тревогу. Повтор «и опять, опять они кричат…» с умолчанием в конце строки  Вслушиваясь в грядущее, герой снова слышит предвестия беды, смерти, но и победы, что звучали когда-то над полем Куликовым.

Горючий белый камень пришел из фольклора – из заговоров и заклинаний, о которых Блок писал: «На море - окияне, на острове Буяне стоит бел - горюч камень Алатырь, на том камне дева сидит, шелками заморскими зашивает раны кровавые..».

- Вдумаемся в сочетание «Горючий белый камень».

Эпитет «горючий» у Блока, вероятно, связан с горем, а белый – светлый – это эмоциональный оксюморон, созвучный основному настроению цикла: предчувствию грядущих испытаний Родины.

- Обратите внимание на первую и вторую часть стихотворении. Что можно о них сказать?

Первая и вторая половина стихотворения противопоставлены:  в начале  речь идет о близкой гибели, а в конце – о том, что эта гибель  освящена и осмысленна:

Чтоб недаром биться с татарвою

За святое дело мертвым лечь!

Как вы думаете, какое значение имеет слово «татарва»? Татарва – слово с фольклорным оттенком. Враг в русском фольклоре, как правило, не имеет лица, а воспринимается как чудище.

Слайд 35

Я – не первый воин, не последний,

Долго будет родина больна.

Как можно объяснить эти строки?

► Каким вы представляете лирического героя во втором стихотворении?

Здесь прошлое сопрягается с будущим предчувствием лирического героя: впереди страну ожидают новые испытания. Герой не отделяет свою судьбу от судьбы своей страны. Воин, готовый отдать жизнь за Родину: «Остри свой меч, / Чтоб недаром биться с татарвою,/За святое дело мёртвым лечь!»)

·         Определите  идею стихотворения.

Вывод: лирический герой знает, что враг уже близко и  гибель неизбежна, но нужно сделать так, чтобы она была не напрасна. Нет слов отчаяния в его речи от осознания неминуемой гибели, так как погибать ему за Родину, а это святое дело…

 

 

 

 

Следующая группа «интерпретаторов» представляет третье стихотворение цикла. Слайд 36

Почему третье стихотворение можно назвать кульминацией цикла?

Кто это, чей лик нерукотворный светел для поэта навсегда: любимая женщина или Богородица?

Какой образ появляется в 3 стихотворении? Кто это?

(Образ многогранен:

 2строфа- «Слышал я Твой голос сердцем вещим», «голосила мать»,

 5строфа- «А  Непрядва убралась туманом, что княжна фатой»,

6 строфа- «Прямо на меня/ Ты сошла в одежде, свет струящей…»

8 строфа-«Был в щите Твой лик  нерукотворный/ Светел навсегда».

Неизвестно о ком говорит поэт, может любимая, или  мать,  или лик святой, или Божья Матерь, или родина, земля русская. Символический образ допускает различные толкования. Но бесспорно одно – это воплощение светлого идеала, который помогает герою выстоять в испытаниях времени. Образ святой Руси сливается с образом Богоматери. Родина – самое дорогое и самое святое, чему поклоняется и служит поэт.

 

Тестовое задание. Определите,  какие ИВС используются в этих поэтических строчках? (слайд37)

 

·         А  Непрядва убралась туманом,/ Что княжна фатой… (сравнение)

·         Ты сошла в одежде, свет струящей,/ Не спугнув коня…(метафора)

·         И вдали, вдали о стремя билась,/Голосила мать…(инверсия)

·         В тёмном поле  были мы с Тобою,-/ Разве знала Ты?(риторический вопрос)

 

Выразительное чтение 5-ого стихотворения. 

    Анализ и комментарии стихотворения.(слайд 38)

·         Чем отличается 5 стихотворение от  предшествующих?(Во-первых, наличием эпиграфа В.Соловьёва, который А.А.Блок перефразирует в 1 строфе так, что поле Куликово осмысливается как метафора России.)

·         Какую картину рисует поэт в завершающем стихотворении цикла? Что предчувствует лирический герой? (Лирический герой предчувствует «начало высоких и мятежных дней». Вечная тревога, которая витает над Россией, звучит, как  грозное предзнаменование, страстное предостережение и призыв: (последняя строфа)

Не может сердце жить покоем,

Не даром тучи собрались.

Доспех тяжёл, как перед боем.)

Теперь твой час настал - Молись!)

 

Итак, какова тема и идея цикла? (слайд 39)

  Поле Куликово несет в себе напоминание о великом прошлом, с которого началось возрождение нации, обозначение современности с характерным для нее предощущением новых битв и взгляд в будущее, исполненный веры в Россию.

Таким образом, Куликово поле – символ трагической и великой судьбы России.

-Какой же образ России сложился  в вашем представлении после прочтения цикла «На поле Куликовом»?

Составьте синквейн по теме урока.

Синквейн- это стихотворение, состоящее из
пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.

 

Порядок написания синквейна:


Первая строка- одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка- два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья строка- три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка- короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка- одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

СЛАЙД 41

Россия.

Великая. Единственная.

Сражается. Побеждает. Движется.

И вечный бой! Покой нам только снится!

Победительница.

 

-Исследуя истоки особого пути России, поэт не случайно обращается к XIV веку, к Куликовской битве, он называет ее «символическим событием русской истории», которому «суждено возвращение» и разгадка которого впереди. Куликовская битва для поэта – исторический факт, дающий повод для размышления о настоящем и будущем России.

Положение Рос­сии, разделенной на два враждебных лагеря, поэт уподобляет Руси эпо­хи Дмитрия Донского, Руси, вышедшей на Куликово поле, чтобы от­стоять свою национальную независимость. Именно об этом пишет поэт в цикле стихов «На поле Куликовом». Поэтому блоковский цикл не столько произведение на ис­торическую тему, сколько произведение о современности, а точнее - о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.

Рефлексия. Слайд №19

Оценки

Домашнее задание.

Выучить наизусть 4 стихотворение.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок по литературе 8класс"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по литературе по теме" Образ Родины в лирическом циклк А.А.Блока "На поле Куликовом". Цели урока: познакомить учащихся с биографическими фактами и атмосферой, в которой жил и творил поэт,рассмотреть, как историческая тема воплощается в творчестве А.А.Блока.Это урок изучения нового материала. Он проводится в форме групповой работы: учащиеся делятся на группы: биографы, историки, интерпретаторы.В роли интерпретаторов выступают сильные учащиеся. К уроку имеется презентация, состоящая из 41 слайда. В презентации имеются тесты на закрепление материала по данному уроку.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 087 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 729
    • RAR 2.9 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мерсикова Раиса Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мерсикова Раиса Ивановна
    Мерсикова Раиса Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 20427
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 543 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 637 человек

Мини-курс

Управление проектами и стоимостная оценка в современном бизнесе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фокусировка и лидерство: достижение успеха в условиях стресса и перемен

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 13 регионов

Мини-курс

Сенсорная интеграция: типовые и инновационные методы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек