Верхне – Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»
Курского района Курской области
Открытый урок по теме:
«Натюрморт в графике»
Подготовила: учитель искусства К.А.Рыжкова
2014-2015 уч.,год
Тема урока: Натюрморт в графике.
Цель урока: Ознакомить с новыми возможностями
художественных техник, графических материалов.
Задачи урока:
Развивающая: Научить
видеть изменение изображения картины, поставив в центр духовные проблемы
развития чувств и эмоций.
Обучающая: Приобретение
навыков и практического опыта, используя рисунок, пятно, тон, в специфике
образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.
Воспитательная: Воспитание
художественно-эстетического вкуса, потребность в освоении знаний о жанрах и
технических средствах их достижений.
Форма урока –
комбинированный с использованием ИКТ
Метод
обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,
частично-поисковый.
Зрительный
ряд: детские работы, презентация.
Музыкальный
ряд: Ричард Клайдерман «Времена года»
Материалы и
принадлежности к уроку: бумага: формат А-5, палочки, скрепки.
Ход урока
I.
Мотивация к учебной деятельности
Проверка готовности
учащихся к уроку
II. Сообщение
темы урока и изложение нового материала в форме беседы
Стих
Если видишь на
картине
Чудо ваза на столе,
В ней стоит букет
красивых
Белоснежных
хризантем
Стоит множество
посуды
И стеклянной и
простой
Может чашка или
блюдце
С золочено каймой.
А еще, и так бывает,
нарисована там дичь.
В завершении положим
Спелых персиков и
слив
А еще в картине
может
Нарисованным быть
торт
И поэтому картину
называют – натюрморт.
- Так сказал поэт.
- Что такое
натюрморт с точки зрения художника?
Слайд
2(Натюрморт - мертвая природа)
-Англичане называют
натюрморт - «тихая жизнь». Тема сегодняшнего урока зашифрована на доске. Вам,
ребята, предстоит ответить, какой натюрморт здесь лишний? Почему?
3 слайд. шифровка.
Тема урока: «Натюрморт в графике».Цель урока:
- А как вы думаете,
чем мы сегодня будем заниматься? (рассматривать репродукции картин,
познакомимся с графическими материалами, узнаем как выполнять натюрморт в
графике и т.д.)
- Теперь
представим, что у художника в руке графитный карандаш. В каком виде
изобразительного искусства художник может его применить?
(Графика)
4
слайд. Чтение определения графика
Если в
живописи на первом месте стоит цвет и создаваемый им колорит, а рисунок играет
хоть и необходимую, но всё же вспомогательную роль, то в графике роль рисунка
решающая. Рисунок является основным видом графики.
5 слайд. Материал.
Все разновидности технических приемов рисунка, дошедшие до нашего времени в
основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке
применялись свинцовые, серебряные, и другие металлические грифели (штифты),
графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а так же жидкие
материалы –тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и
тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге разнообразных цветов,
тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству
художественных и технических приемов.
6
слайд. Рассмотрим репродукции картин (натюрморты в графике).
Рисуя черным по белому, необходимо так же стремиться передавать не только
форму, но и разнообразную окраску предметов, их фактуру.
Вглядитесь в данные
изображения предметов в натюрморте, за счет чего может достигнуть художник передачи
объема предметов? (ответы детей)
7 слайд. Тон,
блик, тень и т.д.
Но, существует и особый вид графики- печатная графика. В этом случае с
одного рисунка, сделанного специальными резцами на доске из дерева, металла или
линолеума, можно сделать несколько авторских отпечатков – оттисков. Такой вид
графики называется Гравюра(чтение определения)
Сам
принцип оттиска был известен очень давно, ведь ещё у царей древности были
перстни с печатями. Позже гравюра появилась в книгах и журналах.
8 слайд. Гравюра бывает разной: на дереве-
ксилография, на металле – офорт, на линолеуме – линогравюра, граттография
(граттаж)- выполнения рисунка путём процарапывания пером
или острым инструментом бумаги, даже на
камне- литография. Слайд 9-12
В этих случаях художник-график пользуется такими сложными
приспособлениями для своей работы, как печатный станок, специальные резцы,
металлические пластины для травления их кислотой и многим другим. Все это нужно
для создания печатной графики.
Физкультминутка.
Мы хорошо все знаем,
что рисунок с линии
начинаем,
попробуем в воздухе
порисовать,
пальчиками будем
себе помогать.
Сначала вазу мы
изобразим
Потом положим рядом
апельсин,
Про линию стола не
забываем,
И драпировку
пальчиками распределяем.
III. Постановка
художественной задачи. Практическая работа.
Мы с вами
повторили и узнали много новых понятий. И что бы закрепить попробуем на
практике свои знания применить. Побудем художниками – графиками и
поработаем с вами в технике «граттаж»
- Мы заранее с вами сделали
заготовки на картоне, которые мы будем использовать на уроке, а так же у нас
есть эскиз натюрморта.
- На первом этапе мы
накладываем наш эскиз на заготовку и продавливаем этот рисунок с помощью
непишущей ручки
- На втором
этапе должны обиться правильности выполнения работы, для этого, ребята начните
с контура, по мере удаления от светлого к темному. Там где блик полностью снять
слой парафина. Обратите внимание на падающую тень от предмета. Падающую тень
не выскабливать.
- Приступим к работе
IV. Рефлексия
Минивыстовка-
просмотр работ, анализ, выявление ошибок и недочетов, выявление лучших работ.
V. Подведение
итогов урока. Выставление отметок.
Кроссворд мельница (Приложение 1)
VI.
Домашнее задание
Оформить
работы в паспарту
“Поправляя этюд ученика, русский живописец Брюллов в нескольких местах
чуть тронул его, и плохой, мертвый этюд вдруг ожил. “Вот, чуть-чуть тронули, и
все изменилось”, - заметил один из учеников. “Искусство начинается там, где
начинается чуть-чуть”, - сказал Брюллов. И сегодня, в очередной раз , мы
прикоснулись к искусству.
Урок закончен.
Приложение 1
1. Жанр, изобразительного искусства?
2. Графитный инструмент художника?
3. Вид изобразительного искусства, в
котором изображение дается в виде рисунка?
4. Один из видов гравюры?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.