Тема:
Компьютерная графика
Предмет:
Информатика и ИКТ
Класс: 7 класс
Тип урока: Урок открытия
и применения новых знаний.
Цель
урока:
Достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.
предметные –
систематизированные представления о растровой и векторной графике;
метапредметные
результаты:
регулятивные: умение определять цели урока, уметь самостоятельно
контролировать своё время, планировать пути достижения цели; находить
рациональные способы работы
познавательные: сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным
критериям; поиск и выделение необходимой информации; преобразование информации;
структурирование знаний.
коммуникативные: задавать вопросы; строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками; развитие ИКТ-компетентности;
личностные
результаты –
самоопределение; умение слушать и выделять главное, запоминать; устанавливать
связь между целью деятельности и ее результатом; понимание значения различных
видов информации в жизни человека; формирование интереса к изучению информатики
через творческие задания, стремление использовать полученные знания в процессе
обучения другим предметам и в жизни.
Решаемые
учебные задачи:
1) расширить
представление о сферах применения компьютерной графики;
2) обобщить
представление о способах создания цифровых графических объектов;
3) расширить и
систематизировать представление о растровой и векторной графике;
4) сформировать
представление о разнообразии и целесообразности использования тех или иных
графических форматов.
Основные
понятия, изучаемые на уроке: графический объект; компьютерная
графика; растровая графика; векторная графика; форматы графических файлов.
Используемые
на уроке средства ИКТ:
персональный
компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Электронное
приложение к учебнику: презентация «Компьютерная графика» из электронного
приложения к учебнику, электронный тест MSPP.
Ход
урока:
I.
Орг.
момент (приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности к уроку) -1
минута
II.
Актуализация опорных знаний. -
На
прошлом уроке мы изучали тему «Формирование изображение на экране монитора»
-Ребята, с какими новыми терминами и определениями вы столкнулись?
(ответ)
А
сейчас вы пройдёте тестирование по пройденной теме.
III.
Проверка знаний - ребята проходят компьютерное
тестирование по предыдущей теме «Формирование изображения на экране монитора»
(Конструктор тестов в MS PP). По окончании тестирования называют полученную ими оценку. -5
минут.
Слайд 2.
-Посмотрите на
слайд и скажите, какие виды изображений вы видите на экране (ответ)-
анимация, картинки, графики, чертежи, клипы, фигуры, фотографии.
Любые графические
изображения мы будем называть Графикой.
-Ребята, а
вы сможете, взяв, карандаши и бумагу, нарисовать какое-либо из этих графических
изображений? (ответ)
-А при помощи
компьютера можно создать или обработать эти графические объекты? (ответ)
-Хорошо,
тогда как будет называться графика, созданная или обработанная с помощью
компьютера? (ответ)-
Итак, мы с вами
сформулировали тему урока Компьютерная графика. Откройте тетради, запишите
тему.
Постановка
проблемы.
Давайте
посмотрим на изображения (показать любую картинку из журнала).
-Скажите, пожалуйста, можно ли создать такое
изображение на ПК?
И каким образом?
(ответ)
(Отсканировать, сфотографировать).
-Изображение создали, тпеперь что необходимо, чтобы
обрботать это изображение. Сможете ли вы назвать , сейчас, какой это вид графики
и какие программы, более удачные, чтобы обработать это изображение? (ответ)
(программа, графический редактор)
Значит,
что нам нужно научиться сделать?
IV.
Объяснение
нового материала.
Компьютерная
графика
– это широкое понятие, обозначающее: и разные виды графических объектов,
созданных или обработанных с помощью компьютера; и область деятельности, в
которой компьютеры используются как инструменты создания и обработки
графических объектов.
Слайд Перед
вами два изображения, относящихся к разным видам графики, давайте посмотрим, попробуёте
предположить чем отличаются эти два графических объекта?
В
компьютерной графике существуют два различных подхода к представлению
графической информации. Они называются соответственно растровым и векторным
Растровая
графика.
Суть в том, что всякое изображение рассматривается как совокупность точек
разного цвета, то есть на изображение наносится сетка, которую принято называть
растр. Растр состоит из вертикальных столбцов и горизонтальных строк, на
пересечении мы видим точки (квадратики), эти точки называются пикселями
(английское picture element-элемент
картинки). В каждой такой точке содержится любой цвет из палитры, содержащий
миллионы цветов. При сохранении растрового изображения в памяти компьютера
сохраняется информация о цвете каждого пикселя.
Слайд
Векторный подход
рассматривает изображение как совокупность простых элементов: прямых линии,
дуг, окружностей, эллипсов, прямоугольников и пр., которые называются
графическими примитивами. Посмотрите на следующее изображение, если его
разобрать на отдельные фрагменты, мы увидим, что изображение состоит из
простейших геометрических фигур. Каждая из этих фигур может быть описана математически
–отрезки и прямоугольники –координатами своих вершин, окружности –координатами
центров и радиусами. При сохранении векторного изображения в память компьютера
заносится информация о простейших геометрических объектах, его составляющих.,
то есть о графических примитивах и описывающих их математических формул.
Перед вами
таблица, в этой таблице мы можем сейчас заполнить первый пункт Формирование
изображения.
Слайд
-Посмотрите
на эти графические изображения, можете вы сейчас назвать какие графические
объекты относятся к векторным, а какие к растровым? (ответ)
Почему? Выскажите
предположения?
Интуитивно где-то
вы угадаете, но для точного ответа необходимо дать сравнительную характеристику
векторного и растрового изображения, То есть мы продолжим заполнять таблицу,
выполняя при это практическую работу.
-Сравнивая
векторное и растровое изображение, какие критерии мы будем рассматривать?
V. Практическая
часть
1.Этап.
Создание растрового графического изображения.
А)
откройте растровый графический редактор Paint.
Б)
Используя инструменты, создайте предложенное изображение:
В) Сохраните изображение под именем Растровое
изображение в своей папке
2.Этап.
Создание векторного графического изображения.
А)
откройте векторный графический редактор CorelDraw.
Б)
Используя инструменты, создайте предложенное изображение:
В) Сохраните изображение
под именем Векторное изображение в своей папке.
3.Этап. Определение занимаемых
объёмов памяти.
А) Откройте вашу
папку, установите указатель мыши на файл с именем Растровое изображение,
кликните правой кнопкой мыши, выберите команду Свойства и посмотрите значение
поля Размер, запишите его в таблицу (графа Растровая графика)
Б) Аналогично
проделайте ту же операцию с файлом Векторная графика, запишите
параметры Размера в графу Векторная графика.
С) Сделайте выводы
(обсуждаем и сравниваем)
4 Этап. Изменение
качества при увеличении размера изображения.
А)
Откройте свою папку.
Б)
Установите указатель мыши на файл Растровое изображение ,
кликните правой кнопкой мыши, выберите команду Копировать
С)
Откройте текстовой редактор MS Word
Д)
В КМ выберите команду Вставить
Е)
Увеличьте размеры изображения
Ж)
Что произошло с изображением, запишите результат в таблицу
З) Аналогично
проделайте ту же операцию с файлом Векторная графика, запишите
результат в графу Векторная графика.
И) Сделайте выводы
(обсуждаем и сравниваем)
5 Этап. Запишите
в 4 критерий - с помощью каких программ вы создавали растровое изображение и векторное.
VI.
Первичное
закрепление материала.
-Итак, для определения
вида графики достаточно ли одного взгляда на графический объект? (ответ)
Не всегда,
необходимо определить принцип формирования изображения, объём изображения, реакцию
на масштабирование.
-Ребята,
посмотрите на таблицу, можете вы назвать достоинства и недостатки растровой
графики и векторной (ответ)
-А
теперь, учитывая и достоинства и недостатки, давайте подумаем где, мы можем
применить растровую и векторную графику.? (ответ)
·
Если требуется реалистичность изображения, фотографическое
качество–необходимо использовать растровую графику –применяется в тренажёрах и
компьютерных играх для имитации различного рода ситуаций, цифровая фотография, цифровая
живопись, киноиндустрия, компьютерная анимация….
Для работы
с высокоточными графическими объектами (чертежи, схемы и пр.), для которых
имеет значение сохранение четких и ясных контуров- необходима векторная графика
Применение:
для создания вывесок,
этикеток, логотипов, эмблем и пр. символьных изображений; для построения
чертежей, диаграмм, графиков, схем; для моделирования объектов изображения;
для создания 3-х мерных изображений; Сегодня векторная графика широко
применяется в различных областях инженерной конструкторской деятельности, при
проектировании ландшафтных дизайнов, архитектуре, проектирование самолётов и
другой техники, мультяшные герои в кинематографии, логотипы в рекламном
бизнесе…..
Вместе с тем, не
всегда изображение можно представить в виде геометрических фигур, фрактальная
графика, как и векторная, основана на математических вычислениях, а именно на
математических уравнениях, по которой строится изображение.
VII.
В завершение урока предлагается высказать свое мнение об этапах
урока, указать на возникшие трудности, подвести итоги урока.
VIII. Домашнее
задание параграф 3.2 РТ №№ 155, 156, 159 (написать на доске)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.