Инфоурок Химия Другие методич. материалыОткрытый урок по химии: "Химические свойства воды"

Открытый урок по химии: "Химические свойства воды"

Скачать материал

МБОУ «Новомирская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по химии

8 класс

Тема: «Химические свойства воды»

 

Подготовила: учитель химии

МБОУ «Новомирская ООШ»

Животкевич Н.Н

 

 

 

 

20013-14 уч.год

Цель урока: знакомство учащихся с химическими свойствами воды.

Задачи:

1.     Образовательная: сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды.

2.     Развивающая:  развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и  демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся.

3.     Воспитательная: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.

 

Оборудование:

Компьютер, презентация, карточки с цифрами для проверки д/з, пробирки, стаканы, держатель, штатив, лакмусовые бумажки, натрий, предметное стекло, чаша Петри, скальпель, кальций, ступка, оксид кальция, нитрат серебра, роданид калия, периоксид водорода, азотная кислота, пипетка, ложка для сжигания веществ, халат, резиновые перчатки, инструктивные карточки для проведения опытов, журнал по технике безопасности, смайлики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Орг. момент

-Здравствуйте, садитесь.

- Есть ли отсутствующие на уроке?

 

2. Опрос д/з

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой «Вода – источник жизни», сегодня на уроке мы продолжим расширять свои знания в этой области, но сначала я прошу вас давайте вспомним, что нового мы узнали на прошлом уроке, а для этого ответе на следующие вопросы:

(за каждый ответ вы получаете жетон, в конце урока будут подведены итоги)

1.  Что обозначают цифры на доске?

А) ¾

 

Б) 1,4 млрд. км3

В) 30 млн. км3                             

Г) 149,6 млн. км

 

 

Д) 10 %

 

 

Е) 100 0С

Ж) 00С

 

И) 1 г/см3

К) 1783 году

 

2. Какая бывает вода?

3. В каких физических  агрегатных состояниях встречается вода?

4.Является ли вода растворителем, образует ли она растворы?

5. Что такое растворы?

 

 

 

 

6. Какие бывают растворы?

 

 

 

 

7. Что такое суспензии, приведите примеры?

 

 

 

8. Что такое эмульсии, приведите примеры?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А)Эту часть поверхности Земли занимает вода.

 

Б)Общие запасы морской воды.

В)Общие запасы пресной воды.

Г)Земля  удалена от Солнца на расстоянии 149,6 млн. км, что позволяет воде быть жидкой, твердой и газообразной.

Д) при охлаждении воды она увеличивается в  объеме на 10 %

 

Е) Температура кипения воды

Ж) Температура замерзания воды.

 

И) плотность воды

К) Состав воды нашел французский ученый  А.С.Лавуазье.

(речная, озерная, морская).

(жидкое, твердое, газообразное).

 

( да)

 

Растворы  -  однородные системы, состоящие из молекул растворителя и частиц растворенного вещества, между которыми происходят физические и химические взаимодействия.

Растворы бывают однородные  (гомогенные) раствор сахара или соли в воде и неоднородные (гетерогенные) глина, песок, бензин, масло в воде  (взвеси: суспензии и эмульсии)).

Взвеси, в которых мелкие частицы твердого вещества равномерно распределены между молекулами воды, называются суспензиями. Пример суспензий – смесь глины с водой.

Взвеси, в которых мелкие капельки какой-либо жидкости равномерно распределены между молекулами другой жидкости, называют эмульсиями. Например, эмульсии образуются при взбалтывании керосина, бензина и растительного масла с водой.

3. Изучение новой темы:

- Открываем рабочие тетради и записываем тему сегодняшнего урока: «Химические свойства воды».

Слайд №1

Слайд №2

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране!

Как сосулька замерзает, в дом туманом заползает.

На плите у нас кипит, паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае, мы ее не замечаем.

Мы привыкли, что вода наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить, без воды нам не прожить!

Вокруг оглянитесь, в природу вглядитесь

Нас окружает везде и всегда, эта природная чудо – вода!

 

- Запишите на доске химическую формулу воды.

- Каков качественный и количественный состав данного вещества?

- К какой группе неорганических соединений относится вода?

- Кокой вид связи существует между атомами в молекуле воды, распишите ее?

 

Слайд 3

- Давайте рассмотрим модели атомов кислорода и водорода.

- Вода взаимодействует с:

А)  слайд №4c щелочными металлами (демонстрация опыта «дым без огня»)

Б) слайд №5 с щелочноземельными металлами (демонстрация опыта)

Слайд 6

В) с кислотными оксидами

Г) слайд №7 с оксидами щелочей и щелочноземельных металлов (демонстрация опыта).

- Реакции с оксидами относятся к реакциям гидратации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2О)

 

 

(водород и кислород, 2 атома водорода и 1 атом кислорода)

 

(оксиды)

 

(ковалентная полярная химическая связь)

Н*+*О*+Н=Н**О**Н

 

 

 

 

 

 

 

Записываем в тетрадь

2Na+2H2O=2NaOH+H2

 

 

Ca+2H2O=Ca(OH)2+H2

 

3H2O+P2O5=2H3PO4

 

CaO+H2O=Ca(OH)2

 

4. Закрепление

- В целях закрепления нашей новой темы я предлагаю вам провести химический анализ водопроводной воды. Слайд №8

- Для этого я вас разделю на 3 группы каждая будет выполнять, по инструктивной карте, эксперимент, после чего сделать вывод и расскажет об увиденном.

1 группа:

Определение  хлоридов:   

Для  определения  хлорид – ионов  к  исследуемой    воде  добавляем  3 капли  10 %  раствора  AgNO3 . Если есть помутнение значит присутствуют хлорид ионы.

Характеристика осадка или мути

Содержание Сl-, мг/дм2

1. Опалесценция или слабая муть

1-10

2. Сильная муть

10-50

3. Образуются хлопья, осаждаются не сразу

50-100

4. Белый объемный осадок

Более 100

- Большое количества хлора в воде может привести к: цирроз печени, экземы, дерматозы.

2 группа:

Цвет индикаторной бумажки

Значение  рН

Среда воды

Вывод

Розово - оранжевая

5

Кислая

Не пригодна для питья

Светло - желтая

6

Слабо-кислая

    Пригодна для питья

Желтая

Водопроводная вода

Вода из пруда

Родниковая вода

7

Нейтральная

    Пригодна для питья

Зеленовато - голубая

8

Слабо - щелочная

    Пригодна для питья

Синяя

9

Щелочная

Не пригодна для питья

Определение водородного показателя.     

 Его можно также примерно оценить с помощью специальных индикаторов. Мы взяли немного универсальной индикаторной бумаги и исследовали водородные показатели питьевой воды. Результаты проведенных исследований с помощью лакмусовой бумажки в сравнении  представлены в таблице.

3 группа:

Определение железа.

В начале опыта мы в пробирку поместила исследуемую воду, добавила 2 капли концентрированной азотной кислоты. Затем к полученному раствору добавила 2 капли перекиси водорода  и примерно  0,1 мл. раствора роданида калия.       Провели наблюдения за полученным результатом. Рассмотрим  и сравним с данными та-

Окраска  раствора

Конце

Нтра

ция  

железа

 в  мг/л

Вывод

Буро - красная

100

Не пригодна

 для

 питья

Ярко-розовая

10

Не пригодна для

питья

Розовая

Вода из пруда

1

Не пригодна для

питья

Слабо - розовая

 0,5

Не пригодна для

 питья

Следы окраски слабо выражены

Водопроводная вода

0,3

Пригодна для питья

Окраска  отсутствует

Родниковая вода

Менее  0,1

Пригодна для питья

блицы.

- Избыток железа в воде приводит к заболеваниям печени, аллергические реакции, инфаркты.

 

 

 

 

 

Проводят эксперименты с водой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Девочки из кружка «Здоровая школа»

Слайд №9

Экземы – это заболевания кожи, представленные в виде высыпаний, не заразное.

Дерматоз –это общее название заболевай кожи и ее придатков: волос и ногтей.

Цирроз печени — хроническое прогрессирующее заболевание печени с вовлечением в процесс других органов и систем организма, характеризующееся дистрофией печеночных клеток, узловой регенерацией печеночной ткани, диффузным развитием соединительной ткани и перестройкой дольковой и сосудистой архитектоники печени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Девочки из кружка «Здоровая школа»

 

Инфа́ркт (лат. infarcire — начинять, набивать) — омертвление (некроз) органа вследствие острого недостатка кровоснабжения.

 

 

 

 

 

 

               

5. Повторение

- А теперь займемся повторением:

1. Я буду называть вещества разных классов неорганических соединений, если я называю оксиды хлопает 1 вариант, кислоты – 2 вариант, соли – 3 вариант, основания – 4 вариант.

(SO2, НСl, КOH, Na3PO4 Na2O; KСl, Н2СО3,NаОН, МgO, СuSO4, СаО, H3PO4, Аl(ОН)3, H2S.

 

2. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса: слайд №10

 

3.Слайд №11 Задания части С2 ГИА 2011г

170 г  раствора  нитрата  серебра  смешали  с  избытком  раствора  хлорида

натрия.  Выпал  осадок  массой8,61 г.  Вычислите  массовую  долю  соли

в растворе нитрата серебра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №7

AgNO3+NaCl=AgCl+NaNO3
1. Определим n(AgNO3) 
n(AgNo3)=n(AgCl) по уравнению
n=m/M
M(AgCl) = 143, 5 г/моль
n(AgCl)= 8, 61 г : 143,5 г/моль= 0,06 моль
n(AgNO3) = 0,06 моль
2. Определим m(AgNO3)
m=n*M
M(AgNO3)=170г/моль
m(AgNO3)= 0,06г/170г/моль=10,2 г
3. Определим w(AgNO3)
w=m(в-ва)/m(р-ра)
w(AgNO3)=10,2 г/ 170 г= 0,06=6%

6. Вывод по уроку:

- Что нового вы узнали на уроке?

- С какими свойствами воды вы познакомились?

- Подсчитаем количество жетонов, по подсчетам получились следующие результаты……..

- С помощью смайликов на столе покажите мне свое настроение после урока?

 

Отвечают на вопросы учителя

Д/З

Слайд №12

- Открываем дневнички и записываем д/з

Стр 205-207, упр2 стр 207

Слайд №13

Записывают д/з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.     Технологии открытого образования, сборник научно -методических статей, М.,2002

2.     Химия -8, Гузей Л.С., Суровцева Р.П.,учебник, М., "Дрофа", 2003

3.     Энциклопедия для детей "Химия", "Аванта +", М., 2000

4.     Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. 8 класс: учеб для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009. 

5.     Дибленко С. Ю. Химия. 8 класс: Поурочные планы (по учебнику Л.С. Гузея и др.). – Волгоград: Учитель, 2004. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА №1

  1. Для  определения  хлорид – ионов  к  исследуемой    воде  добавляем  3 капли  10 %  раствора  AgNO3 .
  2.  Если есть помутнение значит присутствуют хлорид ионы.
  3. Сравни свои показания с табличными данными.
  4. Сделай вывод.

Характеристика осадка или мути

Содержание Сl-, мг/дм2

1. Опалесценция или слабая муть

1-10

2. Сильная муть

10-50

3. Образуются хлопья, осаждаются не сразу

50-100

4. Белый объемный осадок

Более 100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА №2

2 группа:

Определение водородного показателя.     

  1. Возьмите универсальный индикатор.
  2. Поместите его в стакан с водой на несколько секунд.
  3. Выньте полоску и сравните с показаниями на упаковке и табличными данными.
  4. Сделайте вывод.

Цвет индикаторной бумажки

Значение  рН

Среда воды

Вывод

Розово - оранжевая

5

Кислая

Не пригодна для питья

Светло - желтая

6

Слабо-кислая

    Пригодна для питья

Желтая

Водопроводная вода

Вода из пруда

Родниковая вода

7

Нейтральная

    Пригодна для питья

Зеленовато - голубая

8

Слабо - щелочная

    Пригодна для питья

Синяя

9

Щелочная

Не пригодна для питья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА №3

Определение железа.

  1. В пробирку поместим исследуемую воду.
  2.  Добавим 2 капли концентрированной азотной кислоты.
  3. Затем к полученному раствору добавила 2 капли перекиси водорода 
  4. Примерно  0,1 мл. раствора роданида калия.      
  5. Проведем наблюдения за полученным результатом.
  6. Рассмотрим  и сравним с данными та-

Окраска  раствора

Конце

Нтра

ция  

железа

 в  мг/л

Вывод

Буро - красная

100

Не пригодна

 для

 питья

Ярко-розовая

10

Не пригодна для

питья

Розовая

Вода из пруда

1

Не пригодна для

питья

Слабо - розовая

 0,5

Не пригодна для

 питья

Следы окраски слабо выражены

Водопроводная вода

0,3

Пригодна для питья

Окраска  отсутствует

Родниковая вода

Менее  0,1

Пригодна для питья

блицы.

  1. Сделаем вывод.

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок по химии: "Химические свойства воды""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заведующий доп. образованием

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока: знакомство учащихся с химическими свойствами воды.

Задачи:

1.     Образовательная: сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды.

2.     Развивающая:  развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и  демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся.

3.     Воспитательная: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.

 

Оборудование:

 

Компьютер, презентация, карточки с цифрами для проверки д/з, пробирки, стаканы, держатель, штатив, лакмусовые бумажки, натрий, предметное стекло, чаша Петри, скальпель, кальций, ступка, оксид кальция, нитрат серебра, роданид калия, периоксид водорода, азотная кислота, пипетка, ложка для сжигания веществ, халат, резиновые перчатки, инструктивные карточки для проведения опытов, журнал по технике безопасности, смайлики.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 653 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Лабораторная работа «Синтез этилового эфира уксусной кислоты» как пример применения компонентов критериального оценивания
  • Учебник: «Химия. Базовый уровень», Габриелян О.С.
  • Тема: § 1. Предмет органической химии
  • 04.10.2020
  • 2603
  • 11
«Химия. Базовый уровень», Габриелян О.С.
  • 04.10.2020
  • 429
  • 0
«Химия. Базовый уровень», Габриелян О.С.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 769
    • DOCX 3.8 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Животкевич Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Животкевич Наталья Николаевна
    Животкевич Наталья Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 220864
    • Всего материалов: 77

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 316 человек из 67 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия")

Учитель химии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по химии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 28 регионов

Мини-курс

Современные инструменты инвестирования и управления затратами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология расстройств пищевого поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 84 человека из 35 регионов

Мини-курс

Психологические аспекты родительства и развития ребёнка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе