Инфоурок Химия Другие методич. материалыОткрытый урок по химии 9 класс: "Кремниевая кислота. Силикаты"

Открытый урок по химии 9 класс: "Кремниевая кислота. Силикаты"

Скачать материал

9 кл

Тема урока: Кремниевая кислота. Силикаты.                                                           Дата:

                                                                                                                                          Урок № 28/10

Тип урока:   № 6. комбинированный

 Цель урока: формирование новых знаний учащихся о кремниевой кислоте и силикатах.

Задачи урока:

О. обеспечить усвоение знаний о свойствах кремниевой кислоты и силикатах;  способствовать приобретению умений решать цепочки химических реакций с участием кремния и его соединений;

Р. Развивать умения самостоятельного разбора темы, работы с учебником;

В. Воспитание культуры учащегося, сплоченности коллектива.

Формы урока: беседа, самостоятельная работа, практикум, .

Методы  обучения: словесный, фронтальный опрос

Технологии: стандартный урок

 Наглядности:  ПСХЭ

 Оборудование:  учебник, рабочая тетрадь

Место практической работы: рабочее место учащихся

Работа со слабоуспевающими: Индивидуальные карточки     

Работа с одаренными: творческое задание                       

Этапы урока.                                         

Ход урока

время

1. Орг. момент.   

Приветствие.           Отчет консультантов о подготовке класса к уроку.

1

мин

2. Проверка 

         знаний

и дом/раб.

 

Фронтальный опрос :

1)       Положение элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева (символ элемента, порядковый номер, относительная атомная масса, номер группы, подгруппа, период).

2)      Строение атома (заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов).

3)      Распределение электронов по энергетическим уровням.

4)      Электронная формула.

5)      Характер простого вещества (металл, неметалл, переходный элемент).

6)      Сравнение свойств атома со свойствами атомов соседей по группе и периоду.

7)      Состав высшего оксида, его характер (основный, кислотный, амфотерный). Какая химическая связь в оксиде и тип кристаллической решётки?

8)      Состав  гидроксида, его характер

9)      Состав летучего водородного соединения (для неметаллов).

10)  Охарактеризуйте физические свойства кремния.

11)  Расскажите о распространении кремния в природе.

Карточка 1  Химические свойства кремния

                   +O2

 

1) Si           +Mg

 

                   +NaOH + H2O

 

Карточка 2 Химические свойства диоксида кремния

                   +Mg

 

 

 2) SiO2          +C

                     +NaOH

Карточка 3

Как в лабораторных условиях и в промышленности можно получить чистый, свободный кремний? Напишите уравнения соответствующих реакций.

13

3. Сообщение

Темы: Кремниевая кислота. Силикаты.

Цели: ознакомиться со строением и свойствами кремниевой кислоты и ее солей.

Задачи: знать химические свойства и применение кремниевой кислоты и ее солей.

1

мин

4. Воспроизведение знаний

Фронтальный опрос:

1.               Что такое кислотный оксид?

2.               Что образуется при взаимодействии кислотного оксида и воды?

3.               Что  такое кислота?

4.               Какими свойствами обладают все известные вам кислоты?

2

3. Изложение нового материала.

 

Жила в стране химии чудная дева.

В семействе кислот прослыла неумелой.

Была она, в общем, на студень похожа

Хоть кремний служил ей основою тоже.

Своими поступками всех удивляла,

В кислотном ряду исключением стала.

А при нагревании, вот чудеса,

Из неё получились: песок и вода!

Ближайший её сородич и брат,

Строитель известный, герой-силикат.

Узнали «красавицу» кто же она?

Конечно же ………………. (кремниевая кислота)

Итак , состав

Из каких химических элементов состоит кремниевая кислота?

Н2SiO3.  

Кремниевая кислота H2Si03 относятся к ряду двухосновных слабых кислот. Структурная формула кремниевой кислоты:

      Н-О

      Н-О       Si=0

Получение. Кремниевая кислота единственная из неорганических кислот, которую нельзя получить реакцией  оксида кремния с водой. Исследуем способ получения используя метод наблюдения

 Видео опыт   «Получение кремниевой кислоты»

Na2Si03 + H2S04 - Na2S04 + H2Si03

Способ её получения отличается от способа получения других кислот, так как по строению она является поли – соединением.

Исследуем физические свойства кислоты

Кислота в воде нерастворима , раствор выполнить нельзя, что можно сказать тогда о её химических свойствах?

«Если кислота не растворима, то свойства характерные для других кислот для неё не характерны.»

Соли кремниевой кислоты

А как  называются соли кремниевой кислоты ?

Соли кремниевой кислоты называются силикатами.

Исследуем растворимость солей по таблице растворимости.

Большинство из них не растворимы в воде. К растворимым относятся K2Si03 и Na2Si03. Их называют растворимыми стеклами, так как их концентрированные растворы про­зрачны и напоминают стекло. В водных растворах эти соли гидролизуются и имеют щелочную среду.

Соединения кремния в природе

Посмотрим видео- отрывок

Посетим Град-коньон, удивительно красивое место созданное природой. В конце вы должны ответить на вопрос: « Под влиянием, каких факторов образовались горы такой причудливой формы?»

Силикаты входят во многие горные породы и их природную эрозию можно показать следующими уравнениями реакции.

Силикаты, входящие в состав минералов (их формулы выражают в виде оксидов), в природных условиях разрушаются под действием воды и оксида углерода (IV):

К2ОАl2O3 • 6SiO2 + CO2 + 2H2O > Аl2O3 • 2SiO2 • 2H2O+ 4SiO2 + К2CO3

Ортоклаз                                               каолинит        кремнезем

Образовавшийся каолинит или глина и кремнезём – песок, образуют залежи глины и песка.

Такими полезными ископаемыми богат и наш край. 

Силикаты широко распространены в природе. Как было отмечено ранее, земная кора в основном состоит из крем­незема и различных силикатов. К природным силикатам относятся полевые шпаты, слюда, глина, базальт и др. Многие драгоценные камни, например, изумруд, топаз, аквамарин, можно рассматривать как кристаллы природ­ных силикатов.

На поверхности земли минералы и горные породы по­степенно разрушаются. Механическое и химическое раз­рушение минералов и горных пород под воздействием воды и воздуха называется выветриванием.

Вследствие происходящего в природе постоянного вы­ветривания горных пород образуется глина, которая ис­пользуется в качестве исходного сырья для изготовления фарфора и кирпичей.

Кварцевый песок является сырьем для производства це­мента и стекла. Слюда и асбест служат электро- и термоизо­ляционными материалами. Соединения кремния имеют важное значение в производстве бумаги, резины, красок.

Пыль, содержащая соединения кремния, опасна для здоровья человека, так как при вдыхании (цемент, мине­ральная пыль) она оседает в легких и вызывает тяжелое заболевание — силикоз.

Жидкие кристаллы. В настоящее время, с развитием науки и техники, расширяется и область применения со­единений неметаллов. Например, электронные часы, сото­вые телефоны, калькулятор, мини-ЭВМ, телевизор и другие средства информационной техники работают на жидких кристаллах. Жидкие кристаллы — это материалы, изме­няющие свои определенные свойства, а именно такое, как текучесть, но при этом сохраняющие анизотропические свойства под воздействием температуры, давления, кон­центрации в растворе, электромагнитных волн. Они одно­временно проявляют свойства кристалла и жидкости. При этом сохраняют упорядоченную структуру, обусловливаю­щую свойства, характерные для кристаллов, и текучести, характерную для жидкости. Высокая подвижность такой структуры дает возможность управлять ею путем очень слабых воздействий (тепловых, давления, электрических и магнитным полем и т. д.), т. е. целенаправленно изменять свойства вещества, в том числе оптические, с очень малы­ми затратами энергии, что и используется в современной технике. С помощью жидких кристаллов обнаруживают пары вредных химических соединений и опасные для здоровья человека гамма- и ультрафиолетовое излучения. На основе жидких кристаллов созданы измерители давле­ния, детекторы ультразвука. Но самая многообещающая область применения жидкокристаллических веществ — информационная техника.

13

5. Закрепление

 

Лабораторный опыт № 4

«Распознавание хлоридов, карбонатов, сульфидов, сульфатов».

Цель работы: ознакомиться и провести качественные реакции на сульфат-, карбонат-, силикат-ионы.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, растворы сульфата натрия, хлорида бария, карбоната натрия, соляной кислоты, серной кислоты, силиката натрия.

Ход работы:

  1. Обнаружение сульфат-иона. Внесите в пробирку 1 мл раствора сульфата натрия и столько же раствора хлорида бария. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции. Опыт повторите с раствором серной кислоты. Сделайте вывод – что является качественной реакцией на сульфат-ионы?
  2. Обнаружение карбонат-иона. В пробирку налейте 1 мл раствора карбоната натрия  и столько же по объему раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции. Сделайте вывод о способе обнаружения  карбонат-ионов?
  3. Обнаружение силикат-иона.  В пробирку налейте 1 мл силиката натрия и прилейте по каплям раствор серной кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции.  Сделайте вывод о способе обнаружения  силикат-ионов?

Уберите рабочее место и по итогам проведенных опытов заполните таблицу, сделайте выводы.

Образец выполнения работы

Что делаем

Что наблюдаем

Уравнения реакций

1. В пробирку с сульфатом натрия приливаем раствор хлорида бария.

Выпадает осадок белого цвета

Na2SO4 + BaCl2 →2NaCl + BaSO4

2Na+ + SO42- + Ba2+ + 2Cl- → 2Na+ + 2Cl- + BaSO4

Ba2+ + SO42-BaSO4

качественной реакцией на сульфат-ион является ион-бария

2. В пробирку с карбонатом натрия приливаем раствор соляной кислоты.

Наблюдаем выделение пузырьков углекислого газа

Na2CO3 +2HCl → 2NaCl + H2O + CO2

2H+ + CO32-H2O + CO2

карбонаты распознаются по углекислому газу, который выделяется при добавлении к ним более сильной кислоты

3. В пробирку с силикатом натрия приливаем раствор серной кислоты.

Выпадает студенистый осадок

Na2SiO3 +H2SO4 → Na2SO4 +H2SiO3

2H+ + SiO32- → H2SiO3

Силикаты распознаются по выпадению студенистого осадка кремниевой кислоты.

Вывод: провели химические реакции, с помощью которых распознаются сульфаты, карбонаты, силикаты.

Фронтальный опрос:

1)      В чем отличие кремниевой кислоты от других кислот? Ответ обоснуйте.

2)     Как получают в лаборатории кремниевую кислоту?

3)     Какие соединения кремния широко распространены в природе? Какое значение они имеют? Почему?

4)      Приведите примеры применения жидких кристаллов.

10

6. Итог урока

 

1. Беседа с учащимися  :

1. что вы узнали на уроке?

2. чему научились?

3. что вам было интересно?

4. что непонятно?

2. обобщение урока

Тест

1.Кремниевая кислота обладает следующими свойствами

а) Изменяет окраску индикаторов, взаимодействует с металлами

б) Не изменяет окраску индикатора, растворима в воде

в) Не изменяет окраску индикатора и нерастворима в воде

2. Силикаты это соли:

а) кремниевой кислоты

б) серной кислоты

в) угольной кислоты

3. Кремниевую кислоту получают:

а) при взаимодействии оксида кремния с водой

б) при взаимодействии гидроксида с оксидом кремния

в) при взаимодействии силиката и кислоты

4. Жидкими стёклами называют:

а) силикаты активных металлов

б) силикаты меди и натрия

в) силикаты натрия и калия

5. При разрушении минералов, содержащих силикаты, образуются

а) новые горные образования

б) залежи песка и глины

в) залежи каменного угля

Ключ к тесту

1 в

2 а

3 в

4 в

5 б

 

           1. оценка работы всего класса

           2. оценка работы учащихся индивидуально

3

 

7. Д/З

§ 25, упр. 4  стр. 118

Консультация: для выполнения упражнения необходимо внимательно изучить химические свойства кремния и его соединений.

Творческое задание: Подготовить реферат на тему: Применение кремния в области жидких кристаллов.

Закончить урок хочу словами Лапласа «То, что мы знаем, - ограничено,  а то, что мы не знаем – бесконечно».  Удачи на пути познания!

2

 

      Итого:

45

 

Урок подготовлен: учителем химии Старцевой О.В.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок по химии 9 класс: "Кремниевая кислота. Силикаты""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Руководитель организации

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

9 кл

Тема урока: Кремниевая кислота. Силикаты.                                                           Дата:

                                                                                                                                          Урок № 28/10

Тип урока:   № 6. комбинированный

 Цель урока: формирование новых знаний учащихся о кремниевой кислоте и силикатах.

Задачи урока:

О. обеспечить усвоение знаний о свойствах кремниевой кислоты и силикатах;  способствовать приобретению умений решать цепочки химических реакций с участием кремния и его соединений;

Р. Развивать умения самостоятельного разбора темы, работы с учебником;

В. Воспитание культуры учащегося, сплоченности коллектива.

Формы урока: беседа,самостоятельная работа, практикум, .

Методы  обучения: словесный, фронтальный опрос

Технологии: стандартный урок

 Наглядности:  ПСХЭ

 Оборудование:  учебник, рабочая тетрадь

Место практической работы: рабочее место учащихся

Работа со слабоуспевающими: Индивидуальные карточки     

Работа с одаренными: творческое задание                       

Этапы урока.                                         

Ход урока

время

1. Орг. момент.   

Приветствие.           Отчет консультантов о подготовке класса к уроку.

1

мин

2. Проверка 

         знаний

и дом/раб.

 

Фронтальный опрос :

1)       Положение элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева (символ элемента, порядковый номер, относительная атомная масса, номер группы, подгруппа, период).

2)      Строение атома (заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов).

3)      Распределение электронов по энергетическим уровням.

4)      Электронная формула.

5)      Характер простого вещества (металл, неметалл, переходный элемент).

6)      Сравнение свойств атома со свойствами атомов соседей по группе и периоду.

7)      Состав высшего оксида, его характер (основный, кислотный, амфотерный). Какая химическая связь в оксиде и тип кристаллической решётки?

8)      Состав  гидроксида, его характер

9)      Состав летучего водородного соединения (для неметаллов).

10)  Охарактеризуйте физические свойства кремния.

11)  Расскажите о распространении кремния в природе.

Карточка 1  Химические свойства кремния

                   +O2

 

1) Si           +Mg

 

                   +NaOH + H2O

 

Карточка 2 Химические свойства диоксида кремния

                   +Mg

 

 

 2) SiO2          +C

                     +NaOH

Карточка 3

Как в лабораторных условиях и в промышленности можно получить чистый, свободный кремний? Напишите уравнения соответствующих реакций.

13

3. Сообщение

Темы: Кремниевая кислота. Силикаты.

Цели: ознакомиться со строением и свойствами кремниевой кислоты и ее солей.

Задачи: знать химические свойства и применение кремниевой кислоты и ее солей.

1

мин

4. Воспроизведение знаний

Фронтальный опрос:

1.               Что такое кислотный оксид?

2.               Что образуется при взаимодействии кислотного оксида и воды?

3.               Что  такое кислота?

4.               Какими свойствами обладают все известные вам кислоты?

2

3. Изложение нового материала.

 

Жила в стране химии чудная дева.

В семействе кислот прослыла неумелой.

Была она, в общем, на студень похожа

Хоть кремний служил ей основою тоже.

Своими поступками всех удивляла,

В кислотном ряду исключением стала.

А при нагревании, вот чудеса,

Из неё получились: песок и вода!

Ближайший её сородич и брат,

Строитель известный, герой-силикат.

Узнали «красавицу» кто же она?

Конечно же ………………. (кремниевая кислота)

Итак , состав

Из каких химических элементов состоит кремниевая кислота?

Н2SiO3.  

Кремниевая кислота H2Si03 относятся к ряду двухосновных слабых кислот. Структурная формула кремниевой кислоты:

      Н-О

      Н-О       Si=0

Получение. Кремниевая кислота единственная из неорганических кислот, которую нельзя получить реакцией  оксида кремния с водой. Исследуем способ получения используя метод наблюдения

 Видео опыт   «Получение кремниевой кислоты»

Na2Si03 + H2S04 - Na2S04 + H2Si03↓

Способ её получения отличается от способа получения других кислот, так как по строению она является поли – соединением.

Исследуем физические свойства кислоты

Кислота в воде нерастворима , раствор выполнить нельзя, что можно сказать тогда о её химических свойствах?

«Если кислота не растворима, то свойства характерные для других кислот для неё не характерны.»

Соли кремниевой кислоты

А как  называются соли кремниевой кислоты ?

Соли кремниевой кислоты называются силикатами.

Исследуем растворимость солей по таблице растворимости.

Большинство из них не растворимы в воде. К растворимым относятся K2Si03 и Na2Si03. Их называют растворимыми стеклами, так как их концентрированные растворы про­зрачны и напоминают стекло. В водных растворах эти соли гидролизуются и имеют щелочную среду.

Соединения кремния в природе

Посмотрим видео- отрывок

Посетим Град-коньон, удивительно красивое место созданное природой. В конце вы должны ответить на вопрос: « Под влиянием, каких факторов образовались горы такой причудливой формы?»

Силикаты входят во многие горные породы и их природную эрозию можно показать следующими уравнениями реакции.

Силикаты, входящие в состав минералов (их формулы выражают в виде оксидов), в природных условиях разрушаются под действием воды и оксида углерода (IV):

К2ОАl2O3 • 6SiO2 + CO2 + 2H2O > Аl2O3 • 2SiO2 • 2H2O+ 4SiO2 + К2CO3

Ортоклаз                                               каолинит        кремнезем

Образовавшийся каолинит или глина и кремнезём – песок, образуют залежи глины и песка.

Такими полезными ископаемыми богат и наш край. 

Силикаты широко распространены в природе. Как было отмечено ранее, земная кора в основном состоит из крем­незема и различных силикатов. К природным силикатам относятся полевые шпаты, слюда, глина, базальт и др. Многие драгоценные камни, например, изумруд, топаз, аквамарин, можно рассматривать как кристаллы природ­ных силикатов.

На поверхности земли минералы и горные породы по­степенно разрушаются. Механическое и химическое раз­рушение минералов и горных пород под воздействием воды и воздуха называется выветриванием.

Вследствие происходящего в природе постоянного вы­ветривания горных пород образуется глина, которая ис­пользуется в качестве исходного сырья для изготовления фарфора и кирпичей.

Кварцевый песок является сырьем для производства це­мента и стекла. Слюда и асбест служат электро- и термоизо­ляционными материалами. Соединения кремния имеют важное значение в производстве бумаги, резины, красок.

Пыль, содержащая соединения кремния, опасна для здоровья человека, так как при вдыхании (цемент, мине­ральная пыль) она оседает в легких и вызывает тяжелое заболевание — силикоз.

Жидкие кристаллы. В настоящее время, с развитием науки и техники, расширяется и область применения со­единений неметаллов. Например, электронные часы, сото­вые телефоны, калькулятор, мини-ЭВМ, телевизор и другие средства информационной техники работают на жидких кристаллах. Жидкие кристаллы — это материалы, изме­няющие свои определенные свойства, а именно такое, как текучесть, но при этом сохраняющие анизотропические свойства под воздействием температуры, давления, кон­центрации в растворе, электромагнитных волн. Они одно­временно проявляют свойства кристалла и жидкости. При этом сохраняют упорядоченную структуру, обусловливаю­щую свойства, характерные для кристаллов, и текучести, характерную для жидкости. Высокая подвижность такой структуры дает возможность управлять ею путем очень слабых воздействий (тепловых, давления, электрических и магнитным полем и т. д.), т. е. целенаправленно изменять свойства вещества, в том числе оптические, с очень малы­ми затратами энергии, что и используется в современной технике. С помощью жидких кристаллов обнаруживают пары вредных химических соединений и опасные для здоровья человека гамма- и ультрафиолетовое излучения. На основе жидких кристаллов созданы измерители давле­ния, детекторы ультразвука. Но самая многообещающая область применения жидкокристаллических веществ — информационная техника.

13

5. Закрепление

 

Лабораторный опыт № 4 «Распознавание хлоридов, карбонатов, сульфидов, сульфатов».

Цель работы: ознакомиться и провести качественные реакции на сульфат-, карбонат-, силикат-ионы.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, растворы сульфата натрия, хлорида бария, карбоната натрия, соляной кислоты, серной кислоты, силиката натрия.

Ход работы:

  1. Обнаружение сульфат-иона. Внесите в пробирку 1 мл раствора сульфата натрия и столько же раствора хлорида бария. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции. Опыт повторите с раствором серной кислоты. Сделайте вывод – что является качественной реакцией на сульфат-ионы?
  2. Обнаружение карбонат-иона. В пробирку налейте 1 мл раствора карбоната натрия  и столько же по объему раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции. Сделайте вывод о способе обнаружения  карбонат-ионов?
  3. Обнаружение силикат-иона.  В пробирку налейте 1 мл силиката натрия и прилейте по каплям раствор серной кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции.  Сделайте вывод о способе обнаружения  силикат-ионов?

Уберите рабочее место и по итогам проведенных опытов заполните таблицу, сделайте выводы.

Образец выполнения работы

Что делаем

Что наблюдаем

Уравнения реакций

1. В пробирку с сульфатом натрия приливаем раствор хлорида бария.

Выпадает осадок белого цвета

Na2SO4 + BaCl2 →2NaCl + BaSO4↓

2Na+ + SO42- + Ba2+ + 2Cl- → 2Na+ + 2Cl- + BaSO4↓

Ba2+ + SO42- →BaSO4↓

качественной реакцией на сульфат-ион является ион-бария

2. В пробирку с карбонатом натрия приливаем раствор соляной кислоты.

Наблюдаем выделение пузырьков углекислого газа

Na2CO3 +2HCl → 2NaCl + H2O + CO2↑

2H+ + CO32- → H2O + CO2↑

карбонаты распознаются по углекислому газу, который выделяется при добавлении к ним более сильной кислоты

3. В пробирку с силикатом натрия приливаем раствор серной кислоты.

Выпадает студенистый осадок

Na2SiO3 +H2SO4 → Na2SO4 +H2SiO3↓

2H+ + SiO32- → H2SiO3↓

Силикаты распознаются по выпадению студенистого осадка кремниевой кислоты.

Вывод: провели химические реакции, с помощью которых распознаются сульфаты, карбонаты, силикаты.

Фронтальный опрос:

1)      В чем отличие кремниевой кислоты от других кислот? Ответ обоснуйте.

2)     Как получают в лаборатории кремниевую кислоту?

3)     Какие соединения кремния широко распространены в природе? Какое значение они имеют? Почему?

4)      Приведите примеры применения жидких кристаллов.

10

6. Итог урока

 

1. Беседа с учащимися  :

1. что вы узнали на уроке?

2. чему научились?

3. что вам было интересно?

4. что непонятно?

2. обобщение урока

Тест

1.Кремниевая кислота обладает следующими свойствами

а) Изменяет окраску индикаторов, взаимодействует с металлами

б) Не изменяет окраску индикатора, растворима в воде

в) Не изменяет окраску индикатора и нерастворима в воде

2. Силикаты это соли:

а) кремниевой кислоты

б) серной кислоты

в) угольной кислоты

3. Кремниевую кислоту получают:

а) при взаимодействии оксида кремния с водой

б) при взаимодействии гидроксида с оксидом кремния

в) при взаимодействии силиката и кислоты

4. Жидкими стёклами называют:

а) силикаты активных металлов

б) силикаты меди и натрия

в) силикаты натрия и калия

5. При разрушении минералов, содержащих силикаты, образуются

а) новые горные образования

б) залежи песка и глины

в) залежи каменного угля

Ключ к тесту

1 в

2 а

3 в

4 в

5 б

 

           1. оценка работы всего класса

           2. оценка работы учащихся индивидуально

3

 

7. Д/З

§ 25, упр. 4  стр. 118

Консультация: для выполнения упражнения необходимо внимательно изучить химические свойства кремния и его соединений.

Творческое задание: Подготовить реферат на тему: Применение кремния в области жидких кристаллов.

Закончить урок хочу словами Лапласа «То, что мы знаем, - ограничено,  а то, что мы не знаем – бесконечно».  Удачи на пути познания!

2

 

      Итого:

45

 

Урок подготовлен: учителем химии Старцевой О.В.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 172 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.12.2014 2018
    • DOCX 49.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Старцева Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Старцева Ольга Владимировна
    Старцева Ольга Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 22463
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания химии в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 262 человека

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 58 человек

Мини-курс

Wildberries: от управления заказами до продвижения товаров

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 26 регионов

Мини-курс

Волонтерство: история, типы и роль в образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Теория и практика инвестиций в контексте устойчивого развития

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе