Инфоурок География Другие методич. материалыОткрытый урок по географии "Атмосферные осадки" (6кл)

Открытый урок по географии "Атмосферные осадки" (6кл)

Скачать материал

 

 

Ход урока

 

Прогнозируемая деятельность учеников

Обоснование деятельности учителя

I Мотивационно-ориентировочный этап.

1.      Вхождение в контакт.

 Взаимное приветствие учащихся и учителя, контроль настроения, фиксация отсутствующих, сообщение дежурного о прогнозе на завтра.

 

 

2.Проверка домашнего задания по теме: «Водяной пар в атмосфере. Облака».

а) Три ученика с низкими учебными способностями заполняют таблицу по видам облаков (по карточкам)

 

Вид облаков

Внешний вид

Высота образования

Сезон года

Причина образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) Два ученика среднего уровня решают задачи у доски  на определение относительной влажности.

1) Определите относительную влажность воздуха, если при температуре +100 С в воздухе содержалось 1г воды.

 

 

 

 

 

2) Относительная влажность воздуха 75% при температуре +300С. Определить сколько граммов воды не хватает до насыщения?

 

 

 

 

в) Ученик высокого уровня развития дает устный ответ по теме «Абсолютная и относительная влажность».

 

 

 

 

 

 

 

3. Оценка ответов учащихся

Учитель просит учащихся задать дополнительные вопросы и оценить ответы.

Учитель выставляет оценки.

 

 

 

 

 

4. Создание ситуации успеха. Постановка учебной задачи.

-        Что происходит в дальнейшем с водяным паром в облаках?

 

 

-        Какова тема урока?

Учитель записывает число, тему урока. «Атмосферные осадки»

-        Что мы будем изучать?

 

 

 

II Операционно-исполнительский этап.

1) Демонстрационный опыт.

-    Представим, что перо это капля воды (бросаем перышко и снизу дуем на него). В каком случае перо (капля) упадет на земную поверхность?

 

2) Работа над фрагментом фильма об образовании осадков.

-                   посмотрите фрагмент фильма и подготовьтесь к ответу на вопросы:

Что такое осадки?

 

Почему выпадают осадки?

В каком мировом процессе участвуют осадки?

 

 

 

 

3) Работа с текстом учебника.

-    Каких размеров должна быть капля, чтобы упасть? Открываем учебник и находим ответ на этот вопрос?

-        Что еще мы должны  узнать?

 

-        Перечислите виды осадков?

Работа над схемой «Виды осадков».

Заполните схему. Учащиеся I  варианта записывают виды осадков теплого, II варианта – холодного времени года

 

Виды осадков по сезонам года

 
 

 


                                                              

 

 

                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

-        Выслушаем сообщение учащегося о видах осадков (кратко с места).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-        Посмотрите в своих «Дневниках погоды»,

какие виды осадков присутствовали в этом году.

 

 

 

 

 

 

Демонстрация осадкомера.

Учитель рассказывает об устройстве осадкомера и демонстрирует данный прибор.

-                   Количество осадков измеряется с помощью осадкомера. Он похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки в сторону. Затем воду выливают в измерительный стакан и измеряю толщину водяного слоя в мм. Осадкомер снимают 2 раза в сутки в 7 и 19ч. Количество осадков за сутки вычисляется путем сложения результатов двух измерений.

Количество осадков за месяц равно сумме осадков, выпавших за все дни этого месяца.

Что называют годовым количеством осадков? (отвечают дети с помощью учебника)

 

Работа с диаграммой годового количества осадков.

-                   Для того чтобы наглядно представить количество осадков, выпадающих ежемесячно, строят столбиковые диаграммы.

Научимся чертить столбиковые диаграммы годового количества осадков:

1)      Чертим систему координат с точкой отсчета в левом нижнем углу.

2)      По вертикальной оси откладываем количество осадков в мм, масштаб выбираем произвольный.

3)      По горизонтальной оси отмечаем месяца, начиная с января, масштаб в 1см – 1 месяц.

4)      Откладываем отрезок вверх такой длины, которая соответствовала бы количеству осадков за данный месяц.

5)      Чертим, столбик шириной в 1см, высотой, соответствующей количеству осадков.

 

 

 

При построении используем таблицу данных:

Январь   30мм.                                        Июль 71мм

Февраль  26мм.                                       Август 60мм.

Март        25мм.                                      Сентябрь 55мм.

Апрель   34мм.                                        Октябрь 49мм.

Май        45мм.                                         Ноябрь 37мм.

Июнь    62мм.                                           Декабрь 34мм.

 

 

 

-                   В какие месяцы года выпало наибольшее количество осадков?

-                   В какое время года?

 

III Рефлексивно оценочный этап.

Подведение итогов.

-        Продолжите фразы:

Сегодня на уроке я повторил…

 

Сегодня на уроке  я узнал…

 

 

Сегодня на уроке я научился…

 

 

Сегодня на уроке мне не удалось…

 

-               Выполнена ли учебная задача, которую вы ставили перед собой?

-                Оцените деятельность одноклассников на уроке.

Учитель выставляет оценки в журнал и дневники учащихся.

 

 

 

Контроль настроения.

-        У кого из учащихся настроение ухудшилось?

 

Домашнее задание: подготовить сообщение об осадках в разных уголках Земли.

 

Подумать и  ответить на вопросы: где больше выпадает осадков в  городе или за городом? Почему? Возможно, ли создать искусственные осадки?

 

 

Быстрое включение учащихся класса в учебную деятельность

 

 

 

 

Учащиеся заполняют таблицу «Виды облаков».

Вид облаков

Внешний вид

Высота образо-вания

Сезон года

Причина образования

Кучевые

 

Белые пушистые

«кучи ваты»

2-10км

С весны до осени

При подъеме теплого воздуха

 

Слоистые

Большие валы с серым оттенком, часто образуют  сплошную облачность

Менее

 2км

В течение всего года

При контакте теплого и холодного воздуха

 

Перистые

 

Похожи на белые волокна или перья

10-12км

В течение всего года

В верхних частях тропосферы при контакте теплого и холодного воздуха

 

Демонстрируют умения решать задачи по определению относительной влажности.

 

Решение:

9г-100%                      х = 1г. ´ 100%  =11%

                                             9г.

1г-х%

Ответ: относительная влажность 11%

 

Решение:

30г-100%

                                    Х=  30г.´75%   = 22,5 г

х г-75%                     100%

 

Ответ: до насыщения воздуха не хватает 7,5г воды.

 

В тропосфере всегда содержится водяной пар. Он поступает в воздух при испарении, которое происходит постоянно в любое время года, как с поверхности океана, так и с поверхности суши, рек, водоемов.

Количество водяного пара в граммах сдержится в 1 м3 воздуха, называют абсолютной влажностью воздуха.

Относительная влажность это отношение количества имеющейся в воздухе влаги к тому количеству, которое он может содержать при данной температуре.

 

Учащиеся анализируют ответы учащихся и задают дополнительные вопросы:

1.Что такое абсолютная влажность воздуха?

2. Что такое относительная влажность воздуха?

3.Какие виды облаков существуют?

 

 

 

 

 

 

 

В облаках происходит конденсация водяных паров, капельки сливаются.

Выпадают осадки.

 

Атмосферные осадки. Виды осадков.

 

 

1) Что такое осадки?

2) Почему выпадают осадки?

3) Виды осадков?

4) Измерение количества осадков.

 

 

 

 Капля (перо) упадет в том случае, если его масса будет преодолевать поднимающиеся потоки воздуха.

 

 

 

 

 

Осадки – это влага, которая выпадает из атмосферы на земную поверхность.

Капельки Воды в облаках находятся все время в движении. Они сталкиваются, сливаются и постепенно становятся все больше и тяжелее. Когда капельки становятся настолько тяжелыми, что не могут держаться в воздухе, начинается дождь. Осадки участвуют в Мировом круговороте воды.

 

 

Диаметр капли <0,01мм – облачная

Диаметр капли от 0,5 до 5мм – дождевая капля.

Виды осадков.

 

Дождь, снег, иней, крупа, морось, роса, изморось, град.

 

Учащиеся заполняют схему:

Виды осадков по сезонам года

 
 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


   

 

I вариант                                                       II вариант

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщения учащихся сопровождаются  медиапрезентациями.

-                  Дождь, жидкие осадки, выпадающие из облаков в виде капель размером от 0,5мм и более. Различают ливневые и обложные дожди. Ливневые осадки обычно кратковременные, с резкими колебаниями интенсивности, часто сильные; выпадают из кучево-дождевых облаков. Обложные дожди выпадают из слоисто-дождевых (или слоистых) облаков, они более равномерные, более длительные, обычно менее интенсивные, чем ливневые.

 

-     Морось, жидкие осадки, выпадающие обычно из слоистых облаков; состоят из очень мелких капель, которые не дают кругов на воде и не ощутимы на лице как отдельные капли. Капли падают с такой малой скоростью, что кажутся висящими в воздухе.

 

-     Снег, твердые осадки, выпадающие в холодное время года из многих видов облаков, в особенности из слоисто-дождевых, высокослоистых, в виде ледяных кристаллов, обычно имеющих форму 6-лучевых звездочек; встречаются также игольчатые кристаллы, иногда 3-х или 12-лучевые звездочки.

 

-                  Град, осадки в виде твердых ледяных частичек, чаще круглой, иногда неправильной формы, размеры, которых иногда с горошину или мельче, иногда до 15-20см в диаметре. Град выпадает в теплое время года из кучево-дождевых облаков.

 

-                  Крупа, твердые осадки в виде частичек неправильной (в отличие от снежинок) формы, снегоподобных или ледяны (снежная и ледяная крупа). Обычно наблюдается в переходные сезоны года (весна, осень), бывает зимой.

 

-                   Роса, капли воды, оседающие на поверхность земли, растения, предметы при конденсации водяного пара в воздухе в результате понижения температуры с наступлением ночи.

 

-                  Иней, тонкий слой ледяных кристаллов, осаждающихся из водяного пара атмосферы на охлажденные поверхности, почвы, травы, предметы. Обычно образуется в ясные тихие ночи в холодный период.

 

-              Изморось, термин, объединяющий два разных понятия.

1)      Кристаллическая изморось, отложения льда в виде кристаллов на ветвях деревьев, проводах, возникающие при тумане, обычно в тихую морозную погоду;

2)      Зернистая или плотная снегообразная масса, образующаяся при тумане и ветре обычно на вертикальных или наклонных поверхностях с наветренной стороны, на столбах, опорах линий электропередач. Зернистая изморось может образовывать гребни с зубцами, направленных против ветра, длиной до 1-1,5м и часто создает нагрузки, из-за которых сооружения рушатся. Это явление широко распространено на Кольском полуострове.

 

 

Осенью преобладали дожди, в декабре, январе, феврале – снег, снег с дождем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Годовое количество осадков  равно сумме осадков, выпавших за все месяцы этого года.

 

 

Учащиеся строят столбиковую диаграмму годового количества осадков в тетрадях, один ученик – у доски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наибольшее количество осадков выпало в июне, августе.

 

Летом.

 

 

 

 

Виды облаков, понятия абсолютная и относительная влажность воздуха.

 

Виды осадков, как они образуются, как и чем  измеряется

количество осадков.

 

Научился строить столбиковую диаграмму годового количества осадков и анализировать ее.

 

(Достаточно активно проявить себя)

 

Учебная задача выполнена.

 

Учащиеся предлагают оценить деятельность отдельных учащихся, комментируя их работу на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся делают запись в дневниках.

 

 

 

Создание позитивного настроя на учебную деятельность. Контроль эмоционального состояния учащихся.

Формирование умений определить компоненты погоды.

 

 

Проверка знаний фактического материала  и умений решать задачи путем дифференцированного метода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка знаний и умений учащихся.

 

 

 

 

Активная работа учащихся показывает их готовность к восприятию темы урока.

 

 

Учащиеся вместе с учителем формулируют тему и цели урока.

 

 

 

 

Развитие  интереса и активизация мышления учащихся.

 

 

Активизация работы зрительной памяти, развитие умений извлекать из телевизионной информации ответы на поставленные вопросы.

 

 

 

Развитие способностей учащихся работать с учебником.

 

 

 

 

 

 

Развитие умений классифицировать, обобщать, составлять схемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимообучение учащихся.

Ученик демонстрирует умение работать с    дополнительной литературой и компьютерной техникой..

 

 

Расширение знаний учащихся о видах осадков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие умений анализировать свои наблюдения.

 

 

 

 

Развитие интереса к практическому применению получаемых на уроке знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование умения строить столбиковую диаграмму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексивная деятельность учащихся по осознанию свей учебной деятельности на уроке.

 

 

 

 

 

Формирование умений взаимооценки.

 

 

 

 

Осуществление контроля эмоционального состояния учащихся.

 

 

Инструкция учащихся о содержании и способе выполнения домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок географии в 6 классе по теме «Атмосферные осадки»

 

Цели урока:

1.Образовательные:

-сформировать у обучающихся понятие «атмосферные осадки»;

-назвать виды атмосферных осадков;

-выявить причины образования атмосферных осадков;

-определить значение атмосферных осадков;

-определить степень влияния человека на данный компонент природы

2.Развивающие:                                                         

-совершенствование умений и навыков работы с текстом учебника, схемами, опорными конспектами, картами атласа, диаграммами;

-развитие логического мышления (на основе установления обучающимися причинно- следственных связей между изменением компонентов природы);

развитие способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения полученной информации;

- развитие осмысленного запоминания определений и понятий;

- развитие способности правильного использования полученной информации в процессе обобщения и закрепления пройденного материала

3.Воспитательные:

-способствовать повышению интереса к предмету;

-экологический аспект (определение степени влияния человека на компоненты природы);

-здоровьесберегающий аспект (выводы о необходимости тщательного подхода к своему здоровью в рамках меняющегося состояния атмосферы и ее компонентов);

-эстетический аспект (определение степени влияния меняющихся компонентов природы на жизнедеятельность человека);

-воспитательный аспект (выявление необходимости культуры умственного труда)

Оборудование для учителя: учебник, географический атлас, мультимедийный проектор (техническое обеспечение), электронные и видеоматериалы

Оборудование для обучающихся: учебник, географический атлас, раздаточные материалы, канцелярские товары

Тип урока: комбинированный

Структура урока:

1.организационный момент – 2 мин

2.проверка д/з – 6 мин

3.изучение нового материала – 15 мин

4.обощение и закрепление пройденного на уроке – 6 мин

5.д/з – 1 мин

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок по географии "Атмосферные осадки" (6кл)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист сварочного производства

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок географии в 6 классе по теме «Атмосферные осадки»

 

Цели урока:

1.Образовательные:

-сформировать у обучающихся понятие «атмосферные осадки»;

-назвать виды атмосферных осадков;

-выявить причины образования атмосферных осадков;

-определить значение атмосферных осадков;

-определить степень влияния человека на данный компонент природы

2.Развивающие:                                                        

-совершенствование умений и навыков работы с текстом учебника, схемами, опорными конспектами, картами атласа, диаграммами;

-развитие логического мышления (на основе установления обучающимися причинно- следственных связей между изменением компонентов природы);

развитие способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения полученной информации;

- развитие осмысленного запоминания определений и понятий;

- развитие способности правильного использования полученной информации в процессе обобщения и закрепления пройденного материала

3.Воспитательные:

-способствовать повышению интереса к предмету;

-экологический аспект (определение степени влияния человека на компоненты природы);

-здоровьесберегающий аспект (выводы о необходимости тщательного подхода к своему здоровью в рамках меняющегося состояния атмосферы и ее компонентов);

-эстетический аспект (определение степени влияния меняющихся компонентов природы на жизнедеятельность человека);

-воспитательный аспект (выявление необходимости культуры умственного труда)

Оборудование для учителя: учебник, географический атлас, мультимедийный проектор (техническое обеспечение), электронные и видеоматериалы

Оборудование для обучающихся: учебник, географический атлас, раздаточные материалы, канцелярские товары

Тип урока: комбинированный

Структура урока:

1.организационный момент – 2 мин

2.проверка д/з – 6 мин

3.изучение нового материала – 15 мин

4.обощение и закрепление пройденного на уроке – 6 мин

5.д/з – 1 мин

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 479 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.12.2014 935
    • DOCX 111 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Максимихина Надежда Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 58625
    • Всего материалов: 34

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 760 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 442 человека

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 728 человек

Мини-курс

Психология личности: свойства и характеристики личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 27 регионов

Мини-курс

Event-менеджмент и видеопродакшн: от концепции до успешной реализации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Организация и контроль занятий со студентами специальных медицинских групп

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе