Тема: Тип
моллюски. Класс головоногие моллюски
Цель: Повторить
и закрепить материал об образе жизни, строения и многообразии моллюсков.
Задачи:
Образовательные:
–
Продолжить формирования умений анализировать обосновывать ответ; устанавливать
причинно-следственные связи
Развивающие:
– Развивать биологический кругозор учащихся,
– Развивать коммуникативные навыки учащихся,
– Развивать у учащихся умение работать в группах
Воспитательные:
– воспитание экологической грамотности и любви к живой природе
Форма
организации учебной деятельности: коллективно-индивидуальная,
групповая.
Тип урока (по целям): обобщающий
Вид урока (по форме проведения): урок с элементами ролевой игры.
Методы обучения: словесные, наглядные, проблемный,
частично-поисковый и практические.
Формы
организации учебной деятельности: беседа, работа с
компьютерной презентацией, выполнение различных заданий, фронтальный опрос,
самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия.
Принципы,
соблюдаемые в деятельности учащихся и учителя:
сотрудничество, соучастие.
Формируемые компетенции: учебно-познавательные, информационные,
коммуникативные,
Оснащенность
урока: проектор,
ноутбук, презентация, видеофильмы, раковины моллюсков, таблицы «Типы
Моллюсков», рисунки учебника и других книг, коллекции ископаемых моллюсков,
музыкальное сопровождение.
План урока
1. Сборы в дорогу - 5 мин
2. Мыс Осьминог - 1 мин
3. В поисках сокровищ - 25 мин
4. Полуостров Угадай - 7 мин
5. Легенды о моллюсках - 7 мин
Ход
урока
- Дорогие ребята! Все вы, наверное,
любите приключения и с интересом следите за похождениями героев книг и
кинофильмов. Сегодня я предлагаю вам самим отправиться на поиски клада. Кто
знает, как называются люди, которые отправляются на поиски клада?
- Кладоискатели
- Верно. Сейчас каждый из вас будет
кладоискателем, но в одиночку найти клад трудно, поэтому мы будем
путешествовать группами. На каждой станции вас ждут испытания. Чем лучше вы с
ними справитесь, тем больше баллов получите и тем больше у вас шансов завладеть
кладом.
Путешествие наше началось. В путь!
Удачи вам!
Станция сборы в дорогу. (По
цвету выбранных карточек, ученики распределяются по группам. Настрой на
путешествие – раздаются осьминоги.)
Мыс Осьминог (показ
видеофильма)
-
Посмотрите внимательно этот маленький фильм.
Вопросы
для обсуждения:
- Как вы
думаете, к какому типу принадлежит это животное? А к какому классу?
Это
“Морской ангел” хищный головоногий моллюск. Примечательно, что морской ангел
питается другими головоногими – морскими чертями
- Следующая
станция это «В поисках сокровищ». На этой станции вам предстоит показать
все свое мастерство и изобретательность при заполнении кластера. (заполнение
кластера, сопровождение музыкой)
Вопросы
для обсуждения:
- Какие
новые органы и системы органов появляются у моллюсков?
- Какие
функции они выполняют?
- Чем
отличается кровеносная система моллюсков от кровеносной системы кольчатых
червей?
- Какой
способ движения у моллюсков?
Полуостров
Угадай
1.
Я ползу своей дорогой,
Домик на себе несу.
Нужно мне совсем немного -
Жить спокойно я хочу! (улитка)
2.
Это самые «умные» и «воспитанные» животные среди беспозвоночных. Они многое
запоминают во время экспериментов со второй – третьей попытки. Кроме того, они
легко дрессируются, их можно быстро научить различать геометрические фигуры по
форме,
цвету,
местоположению и др. В неволе они начинают узнавать человека на второй
–
третий день после знакомства(осьминог)
3.
У какого животного самые большие глаза? (кальмар)
4.
У кого больше ног: у пяти осьминогов или у четырёх
кальмаров? (одинаково)
5.
Головоногий то моллюск -
Десяток рук, присоски плюс.
Довольно крупный экземпляр.
А как зовут его? (кальмар)
6.
Пронеслась о нем молва:
Восемь
ног да голова.
Чтобы
всем страшнее было,
Выпускает
он чернила. (осьминог)
Легенды о
моллюсках
1.
Самым крупным беспозвоночным животным является гигантский кальмар
из рода архитевтис. На берегу бухты Лайалл в Новой Зеландии штормом был
выброшен кальмар длиной 17,37 м. Два самых длинных его
щупальца были по15м. Вес таких кальмаров превышает 2т.
2.
Самые большие глаза имеют гигантские кальмары, обитающие в Атлантике.
Диаметр глаза может достигать 40см.
3. Самый
крупный осьминог принадлежит к виду Октопус апполион. Обитает в Тихом океане.
Вес – 53,8 кг, расстояние между щупальцами – 7 м.
4. Самой
быстрой наземной улиткой считается обыкновенная садовая
улитка Хеликс асперза. Расстояние в 31 см она преодолевает
за 2 мин. 31 сек.
5.
Самые ценные раковины имеют фарфоровые улитки ципреи. Так,
экземпляр вида ципреи был продан в Нью-Йорке
одному коллекционеру из Италии за 24 тыс. долларов.
6. Самая
большая жемчужина была размерами с голубиное яйцо и весила
6,8 г. Стоимость этой жемчужины – 350 кг золота.
7. Укус
морских улиток может быть ядовитым. Яд конуса вызывает воспаление и
иногда остановку дыхания.
8.
Европейская устрица может менять свой пол несколько раз в
год. Созревшая для размножения, она сначала
функционирует как самка, а через некоторое время как
самец и так по нескольку раз.
9.
Присоски осьминогов обладают большой силой. На каждом
щупальце их насчитывается до 100 штук. Одна присоска диаметром 6 мм
удерживает вес в 170 г.
10. Ежегодно во всем
мире добывается свыше 800 000 т мидий. По калорийности это
соответствует более чем 6000 т. телятины
Охраняемые
виды моллюсков
Моллюски в
настоящее время подвергаются самым разнообразным воздействиям со стороны
человека, из которых основными можно считать те, которые связаны с изменением
их среды обитания. Всего в Красную книгу МСОП занесены 123 вида и подвида
моллюсков. Они стали редкими или находятся под угрозой исчезновения. Как и все
остальное живое на нашей планете, они заслуживают охраны. Об этом нужно помнить
всем, поскольку это один из элементов живой природы. Встретив этих животных в
природе, не стремитесь уничтожать их, а понаблюдайте за ними, и вы узнаете
много нового и интересного для себя!
Рефлексия:
Напишите
свое мнение об уроке на щупальцах осьминога
Домашнее
задание:
разгадать кроссворд
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.