КГУ «Целинная средняя школа»
Район имени Габита Мусрепова
Северо –Казахстанская область
Открытый урок по алгебре в 7 классе по теме
самообразования
«Путешествие с формулами сокращённого умножения »
Учитель математики : Гришкевич А. И.
2014 год
Путешествие с формулами сокращённого умножения
Тема урока: Формулы сокращённого умножения.
Цель урока: закрепление навыков и умений по применению
формул в нестандартных ситуациях.
Задачи урока:
1. продолжить
формирование понятий о формулах сокращённого умножения;
2. развивать
интеллектуальные умения, овладение мыслительными операциями: анализом,
сравнением и обобщением;
3. осуществлять
нравственное воспитание.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и
умений.
Методы обучения: словесный, проблемный, преобразовательный.
Оборудование: таблицы, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока:
1. Организационный
момент:
1. целеполагание
2. создание ситуации
успеха
2. Ввод в урок.
Учитель: сегодня у нас обобщающий урок по тем
«Многочлены. Формулы сокращённого умножения». Урок пройдёт в форме игры
–путешествия. Я надеюсь, что сегодня мы углубим наши знания о применении
формул сокращённого умножения, сможем обогатить свою мять новыми фактами,
посмотреть на формулы с различных точек зрения и в конечном счёте подняться на
ступеньку выше в своём развитии.
На каждом столе перед
вами лежит маршрут с указанием станций и , конечно, всё путешествие будет
проходить в форме соревнования команд. Итак, мы попадаем на 1 станцию.
Работ по станциям.
1 станция
«Смекалистые»
Вам необходимо
выполнить все задания (5 мин).
1. Заполни пропуски:
а) (*+*)= *+84х²у³
+49у (2 балла)
б) (*-5в²)² = -
90а³в² + * (2 балла)
в) (3х+*)³ = * +
108ху²+ * + * (3 балла)
г) 64а-* =(*-*)*(*
+20а²в³ + * ) (3 балла)
2. Вычисли:
а) 53²- 27² /79²-
51² (2 балла)
б) 6,3²-2,7²
/8,3²-7,9² (2 балла)
3. Реши уравнение:
а) 4х² -9=0 (2
балла)
б) 81х² +4=0 (2
балла)
Ответы :
1. а) (6х² +7у³)²=
36х +84х²у³ +49у
б) (9а³ - 5в²)² =
81а- 90а³в² ++25в
в) (3х +4у²)³ =
27х +108ху² +144ху +64у
г) 64а –125в =
(4а² - 5в³)* (16а +20а²в³ +25в)
2. а) 4/ 7
б) 5
3. ± 3/2
2 станция
«Эрудитов»
Решить предложенные
задания и грамотно их защитить .
1. Вычислить наиболее
рациональным способом:
а) 2961²- 2953*
2969= (2 балла)
Ответ : 64
б) 3147**3137 –
3132*3152 (2 балла)
Ответ : 75.
2. Упростить
выражение:
(х+1)³=
-3*(х+1)²+3*(х+1) – 1 (2 балла)
Ответ: х³
3. Решить уравнение:
5х*(х-3)² -5*(х-1)³
+15*(х-2)*(х+2)=5 (2 балла)
Ответ: х=2.
4. Выполнить
действия:
47³+33³ /47² - 47*33
+33² (2 балла)
Ответ: 80.
5. Какой цифрой
оканчивается разность:
а) 46- 22 (2 балла)
б) 69 –37 (2 балла).
Ответ: а) 2;
б) 2
3 станция
«Мыслителей»
Группам предлагается
представить в виде многочлена следующие выражения:
(а+в)² ; (а+в)³ (2
балла)
(а+в) ; (а+в) (3
балла)
(а+в)
(4 балла)
Затем выписать в
тетрадях коэффициенты разложения ( на доске – заранее)
(а+в) 1 1
(а+в)² 1 2 1
(а+в)³ 1 3
3 1
(а+в) 1 4 6
4 1
(а+в) 1 5
10 10 5 1
(а+в) 1 6
15 20 15 6 1
Мы получили
треугольник Паскаля.
Задача: найти закономерность между числами в
треугольнике Паскаля, которую смог вывести сам учёный, для получения формул
возведения двучлена в 5, 6, 7, 8, 9, 10 и т. д. степень.
Итак, кого из вас
озарит , кто сможет пройти теми же тропинками умозаключений, что и сам Паскаль
и найдёт эту закономерность для получения каждой следующей строки треугольника
из предыдущей. ( 5 баллов).
4 станция
«Теоретиков» (Прикладная)
Попробуем решить
физическую задачу: самолёт летит их Алматы в Астану и в тот же день
возвращается обратно. В первый день погода была безветренная, а во второй день
дул сильный ветер с севера. Одинаковое ли время самолёт находится в воздухе в
первый и во второй день?
Решение: пусть V-
скорость самолёта , U- скорость ветра. Расстояние между городами примем за 1.
Тогда в первый день самолёт находится в воздухе :
t¹= 2/V , во второй
день: t²= 1/ V+U +1/ V-U =2V/ V²-U²< 2V/V²=2/ V=t¹.
Во второй день
самолёт находился в воздухе меньше времени.
5 станция
«Историческая»
Вам предлагается
поискать в доступных источниках информации сведения об истории возникновения
науки алгебры.
6 станция
«Суперигра»
Предлагается три
задачи:
1. Задача Диофанта :
найти два числа, сумма которых равна 20, а произведение 96. Сам Диофант
использовал формулу разности квадратов для её решения, попробуйте и
вы. (10+х)*(10-х) = 96 х=2 (2 балла)
2.Задача Пифагора :
всякое нечётное число, кроме 1, есть разность двух квадратов 2n+1=(n+1)²
-n² (7 баллов)
3. Вычислить :
(1-¼)* (1-
1/9)*(1-1/16)* (1- 1/25)…….(1-1/225)
(1-½)**(1+½)*(1-⅓)*(1+⅓)*(1-1/4)*(1+1/4)*(1-1/5)*(1+1/5)….(1-1/15)*(1+1/15)
½*3/2*⅔ *4/3
*3/4 *5/4 *4/5 *6/5*….14/15* 16/15 =1/2 * 16/15= 8/15 (7 баллов)
3. Подведение
итогов урока
Итак, наше путешествие подходит к концу.
Надо отметить, что все команды работали активно, а результаты работы на
станциях нам назовёт жюри.
4. Рефлексия.
5. Постановка
домашнего задания : повторить
формулы сокращённого умножения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.