Технологическая карта урока «Способы словообразования. Сложение основ как способ словообразования»
(по учебнику Нечаевой Н.В.)
Учитель МОАУ «Лицей № 7» г.Оренбурга
Аширова Мунира Рауфовна
Учебный предмет
Русский язык
Класс
3
Тип урока
Урок открытия нового знания
Цель урока
Формирование навыков индивидуального учебного действия в процессе работы над сложными словами.
Технологии, методы, приемы
Поисковые
Основные понятия, термины
Словообразование, корень слова, основа слова, лексическое значение
Планируемые результаты
Предметный
правописные умения:
– каллиграфически правильно писать слова;
– правильно списывать слова и предложения;
– проверять написанное, сравнивая с образцом;
учебно-языковые умения:
- определять лексическое значение слова;
– разбирать слова по составу;
речевые:
– узнавать слово по толкованию его лексического значения;
– составлять высказывание-рассуждение в деловом стиле
Личностный:
– осознавать важность понимания значения слова;
– проявлять интерес к наблюдениям за языком и его использованием в речи.
Метапредметный:
– принимать и сохранять учебную задачу, участвовать в ее решении; выполнять учебные действия в умственной, материализованной и речевой форме; осуществлять контроль и оценку (р.);
– находить в учебнике необходимую информацию, моделировать ее; использовать в практических целях; вычленять существенные признаки понятий, по их совокупности подводить факты под понятие; анализировать, группировать языковой материал; обобщать, делать выводы (п.);
– слушать и понимать устную и письменную речь других;
– участвовать в диалоге (к.)
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
Индивидуальная
Работа в парах
Работа в группах
Книгопечатная продукция: Н, В.Нечаева, С.Г.Яковлева,
«Русский язык», 3 класс (ч. 1).
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, сигнальные карточки.
Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point
Технология обучения
Структура деятельности
Формирование УУД
Действия учителя
Действия ученика
I Организационный момент
коммуникативные
(Слайд1)
– Ребята, прочитайте стихотворение на экране, улыбнитесь соседу, пожелайте удачи в работе.
Обучающиеся настраиваются на работу.
II Мотивация учебной деятельности учащихся
1.Минутка чистописания
Личностные
Познавательные
Регулятивные
- Посмотрите, пожалуйста, на доску. (л ж с о е н и )
Повторите элементы в тетради и подумайте какое слово можем составить из этих букв?
- Как вы думаете, почему на уроке русского языка и вдруг сложение?
- Для чего нам что-то складывать в русском языке?
-Сложение
Дети высказывают свои версии
Получать новые слова
III Актуализация знаний
1.Словарная работа
Взаимопроверка
Рефлексия
2.Постановка учебной проблемы
Работа в группах (пробное действие)
коммуникативные
регулятивные
личностные
познавательные
-Как называется процесс образования новых слов?
-Какие способы словообразования вам уже известны?
- Какую работу мы проводим в начале урока? (Слайд 2)
- Запишите слова, решая орфографические задачи.
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друга. (Слайд 3)
- Обменяйтесь тетрадями обратно. Посмотрите на замечания. Оцените себя.
- Для чего мы проводим орфографическую работу на каждом уроке?
- Найдите среди данных слов те, которые образованы приставочным способом? Суффиксальным? Приставочно-суффиксальным?
- Попробуйте в группах разобрать слово луноход? (Слайд 4)
- Кто готов рассказать о результатах своей работы в группе?
- С какой проблемой столкнулись?
- А что же делать?
-Словообразование.
-Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный.
-Словарную или орфографическую работу.
Дети по картинке или по вопросу определяют слово и записывают в тетрадь.
Обмениваются тетрадями и проверяют друг друга (на слайде появляется верная запись)
Рефлексируют свои ошибки и оценивают себя с помощью специальных знаков.
Ответы детей.
Каждая группа работает на карточках.
Ответы детей.
-Сложно определить корень.
Ответы детей.
IV Целеполагание
«Открытие» нового знания.
коммуникативные
регулятивные
познавательные
личностные
- Вспомните, что такое корень?
- Задумайтесь над значением слова. Что такое луноход? (Анимация)
- Вы правы! Значимые части двух слов объединились в одном. Такие слова называют сложными. Догадались почему?
- Какую работу вы выполняли в группе? Так какова будет тема урока?
- Какую цель мы поставим на уроке?
- Откройте учебники на с.57. Прочитайте, как в учебнике формулируется тема урока.
- Обсудите друг с другом, чему вы будете учиться сегодня на уроке.
-Значимая часть слова.
Ответы детей.
Ответы детей.
Обсуждают в паре, какова цель урока, договариваются, кто будет отвечать на класс.
Ученики читают название темы на с.57 и делают вывод, насколько правы они были в определении темы.
Обсуждают в паре, чему будут учиться на уроке, кто будет отвечать от пары.
V Работа по теме урока
Работа над правилом
Рефлексия
коммуникативные
личностные
познавательные
регулятивные
- Попробуйте в группах на тех же карточках записать по одному сложному слову.
- Давайте проверим.
- Прочитайте правило в учебнике. Что нужно запомнить о сложных словах?
- Поработаем над оперативной памятью. За одну минуту попробуйте выучить правило.
- Проверьте друг друга в паре.
- Кто желает рассказать на класс?
- Для чего мы проводили работу по запоминанию правила?
Обсуждают в группе, записывают и вешают на доску.
Обсуждение правильности записанных слов каждой группы.
Ответы детей. Делают вывод.
Каждый заучивает сам.
В паре проверяют друг друга.
1- 2 желающих рассказываю на класс.
Ответы детей.
Физкультминутка
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
Взаимопроверка пар
Рефлексия
регулятивные
познавательные
коммуникативные
личностные
-Распределите каждое слово в нужный столбик по способу словообразования (Слайд 5)
Карточка (работа в парах)
Задание: Вам нужно “собрать в корзинку” сложные слова, в которых были бы те же корни, что и в данных словах:
лист
луна
вода
буря
птица
падать
ходить
падать
ломать
ловить
- О чем нужно помнить при выполнении задания?
VIII Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Самопроверка
Рефлексия
коммуникативные
регулятивные
личностные
-Проверьте свои знания. Выполните упражнение в рабочей тетради с.
- Проверьте себя по ключу. (Слайд 6)
- Оцените себя, кто выполнил работу без ошибок, кто допустил 1-2 ошибки, кто вообще не справился с заданием.
- Какие ошибки были допущены в работе?
Ученики самостоятельно выполняют упражнение.
Проверяют свою работу по ключу.
Оценивают с помощью специальных знаков.
Коллективное обсуждение, допущенных ошибок и их исправление.
IX Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
коммуникативные
личностные
Предлагаю вам домашнее задание на выбор.
Выучить правило на с.57
Упражнение в рабочей тетради на выбор 78 или 82.
- Посмотрите задания. Что непонятно?
- Кто уже определился в выборе домашнего задания?
Дети анализируют задания. Выбирают, что для них интереснее и важнее.
X Подведение итогов урока
Самооценка
Рефлексия
коммуникативные
личностные
- Ребята, давайте вспомним с чего мы начали урок? (Слайд 7)
- Так причем же здесь слово «сложение»?
- Какова была тема урока?
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Оцените свою работу на уроке, по достижению цели.
- Продолжи любое предложение: (Слайд 8)
1.На уроке для меня было важно …
2.На уроке мне было сложно …
3.Мне было интересно…
Ответы детей.
Сложение основ при помощи соединительных гласных о и е
Ответы детей.
Оценивают свою работу с помощью цветных карандашей.
Высказывания учеников.
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Формирование навыков индивидуального учебного действия в процессе работы над сложными словами, урок открытия новых знаний.
В данном уроке используются поисковые методы, технологии и приемы.
Форма работы на уроке: работа в парах, в группах, индивидуальная.
Используемые на уроке ресурсы: Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева "Русский язык", 3 класс.
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, сигнальные карточки.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 26.11.2014 |
Раздел | Начальные классы |
Подраздел | Конспекты |
Просмотров | 2073 |
Номер материала | 5603 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: