Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыОткрытый урок на тему "Употребление предлогов в речи"

открытый урок на тему "Употребление предлогов в речи"

Скачать материал

Открытый

урок

 

«Употребление предлогов»

 

..\..\..\Program Files\Common Files\Microsoft Shared\Clipart\cagcat50\PE03254_.wmf
 

 

 

 

 

 

 


Учитель СШ № 7

Сыпко Любовь Фёдоровна.

 

   Тема урока: Употребление предлогов.

Цель урока: Познакомить учащихся с многозначностью предлога, его способностью в разных сочетаниях выражать разные отношения, употреблением предлога с сущ., местоим., числит.; формировать умение правильно употреблять предлоги. Повторить правописание приставок пре- и при-.

Оборудование урока. Таблица, карточки, учебники.

Ход урока.

                   I.      Словарная работа.

1.     Резиденция, период; биржа (учреждение для заключения сделок), факультет (отделение высшего учебного заведения).

2.     Подобрать синонимы к слову изображать.

Изображать           1.рисовать,передать,показать, описать обрисовать,  воссоздать, запечатлеть, вывести;( в исскусстве)

                Изобразить            2. выразить;

3.     притвориться, инсценировать.

           II.                                                      Проверка домашнего задания.

Три ученика у доски выписывают из упр. 251 словосочетание:  1) с временным ; 2) с пространственным ; 3) причинным значением  пределов .

       III.      Фронтальный опрос .

1.     Что общего между служебными частями речи?

2.     Какую роль в словосочетании играют предлоги?

3.     Какие значения они могут выражать?

4.     На какие группы они делятся ?

      IV.       Три человека работают по карточкам.

         V.      Сообщается  тема урока. Запись тем на доске.

1.     Предлоги бывают однозначными и многозначными . Однозначные предлоги употребляются с одним падежом , многозначные  с 2-3. В этом случаи предлоги имеют разные значение.

2.     Анализ таблицы.

      VI.      Тренировочные упражнения.

1)    Составить словосочетание , употребив предлоги и определив падеж

 Существительных.

Запись на доске.

Вытащить (из) шкаф.

Недалеко (от) озеро.

Выйти (из) автобуса.

Резиденция (   ) правительство .

Поступить (на) факультет .

Период (  ) время

Произойти (зав) период.

Работать (на ) бирже  

2)    Слово учителя о значении и употреблении предлогов в и на .

Предлог в  указывает направление внутрь или пребывание внутри чего- то . В столе, в стол.

         В.

Т.      На указывает направление на поверхность или пребывание на                          поверхности.

На столе , на стол.

Если предлоги не указывают это точно , то происходит их смешение, и мы употребляем их по традиции.

Коллективная работа на доске над упражнением 253(1группа словосочетаний);остальные выписываются по вариантам.

3)Рассказ учителя об употреблении предлогов с и из.

Предлог с употребляется с 3 падежами, но трудность представляет    только Р.п.     с(со) – с  поверхности

           из(изо)- изнутри.

Запись на доске (внутри).

Спустить (с) горы.                             Выйти (из) комнаты.

Сойти (с) лестницы.                          Прийти (из) школы.

Снять (с)полки.                                  Вынуть (из) ящика.

Учитель. Употребление предлогов с и из с именами собственными (географическими названиями) поддерживается традицией.

У доски ученик записывает под диктовку

Приехать (из Москвы, с Алтая, из Крыма, с Урала, с Дальнего Востока, с Кавказа, из Краснодара, с Украины, из Ростова, из Америки).

Составить предложения и записать его.

 4)Слово учителя об употреблении предлога по.

Предлог по употребляется с 3 падежами. Часто смешивают. В большинстве случаев употребляется с Д.п.

1)    С В.п. обозначает пространство, время:

по май, по пояс, по грибы.

2)    Слова скучать, тужить, тосковать употребляются с Д.п.:

скучать по сыну, тосковать по отцу.

3)    В значении «после» по употребляется с П.п.:

по истечении, по выздоровлении, по уходе, по приезде, по прибытии, по смерти.

1.Коллективная работа над упр. 254. Составить словосочетания, определив падеж существительного. Запись на доске (внутри).

2.Скучаю по (вы) вас                 личные местоимения с предл.

                       (мы) нам               по только в П.п.

                       (они) ним

                       (он) нём

3.        Самостоятельная работа над упр. 255. (1словосоч. На доске, остальные самостоятельно).

4.     Составить и разобрать предложения по членам с одним словосочетанием.

По окончании школы я хочу поступить в институт.

VII.                                                                                                Оценки за урок.

VIII.                                                                                                Задание на дом § 53 Упр. 256.

 

 

 

Открытый урок

Обобщающий урок по теме «Предлог»

 

Цели урока: а) систематизировать знания о предлоге;

                           б) формировать навык написания производных предлогов;

                           в) развитие речи; формирование навыков употребления                             предлогов в речи.

 

Оборудование: раздаточный материал, таблицы, компьютер, мультимедийный проектор.

 

1.Оргмомент.

Ответить на вопрос: Что такое предлог?  Какие они бывают?

 

Как отличить производный предлог от другой части речи?

            - к предлогу нельзя поставить вопрос;

            - у предлога нет самостоятельной роли;

            - к предлогу можно подобрать синоним;

            - у предлога на конце пишется е.

Вследствие усталости переход длился дольше.

В следствии использованы показания свидетелей.

 

Рассмотреть таблицу на 73 стр. (Русский язык  в таблицах)

 Работа по диску :

 

Любознательным

В русском языке всего около 200 предлогов. Однако после имен существительных, глаголов и местоимений по частоте использования стоят именно предлоги. Девять из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о) включаются в 30 самых частотных слов русского языка. Любопытно, что предлог в  возглавляет этот список, на четвертом месте стоит предлог на.

            Между пятью падежами, с которыми употребляются слова этой части речи, предлоги распределяются неравномерно: с родительным используется почти 115 предлогов, с творительным -24, с винительным – 20, с дательным – 19, с предложным – 7.

 

1.Производные и непроизводные предлоги

 

Словарная работа

Один ученик у доски пишет предлоги. Второй выходит и отмечает производные предлоги буквой «П», непроизводные буквой «Н».

Насчет, в, из-за, вместо, мимо, от, благодаря, для, над, с, несмотря на 

Составить 3 предложения.

 

Замените производные предлоги непроизводными

Вследствие положения, в течение дня, спустя несколько лет, ввиду приближения каникул, сидеть возле костра.

            (из-за, за, через, из-за, у)

Любознательным

По наблюдениям профессора А.Н.Гвоздева, предлоги появляются в речи детей позднее, чем все остальные части речи, в возрасте около 1,5 лет. До этого времени обычным является пропуск предлогов: «повесь стенку» (повесь на стенку), «пойду Симе» (пойду к Симе).

            Раньше всего ребенок начин ает включать в свою речь простые первообразные предлоги в пространственном значении: в, на, у, про, из, от, с, за.

 

2.Простые и составные предлоги

Выполнить упражнения:

Упражнение 1 выполняет 1 ученик

Упражнение 2 выполняет 1 ученик

 

Словарная работа

По учебнику «Раздаточные материалы» выполнить упражнение  146 на стр. 87.

3. Правописание предлогов

Учащиеся записывают слова под диктовку в 2 столбика

С предлогами                                                                     без предлогов

По дороге                                                                             подальше

На расстоянии                                                                     навеяло

Подо мной                                                                            подошел

Над нами                                                                              надписать

При школе                                                                            приближая

За зайцами                                                                            запоминаешь

Перед глаголом, деепричастиями, наречием никогда не бывает предлогов.

Как отличить предлог от приставки?  У слова с предлогом в начальной форме он отсутствует: заяц, а не зазаяц!  

Выполнить упражнения:

Упражнение 1 все письменно выполняют в тетрадях.

Проверка по компьютеру: учащиеся называют пропущенные буквы, учитель вставляет. 

Любознательным

Вы хорошо знаете, что в русском языке предлог стоит перед существительным или местоимением ( смотреть на звезды, приблизиться к ней). Если существительное имеет определение, то предлог ставится перед ним (смотреть на ночные звезды).

            Любопытно, что в других языках предлог может находиться и в других частях предложения. Например, в английском языке бывают такие случаи, когда предлог стоит либо в начале, либо в конце предложения.

 

For whom have you sent?                 (За кем вы послали?)

The doctor has been sent for?                       (Послали за доктором.)

 Нужно отметить, что четыре предлога (ради, навстречу, наперекор, вопреки) могут стоять перед словом и после нее.

Закрепление

Заполните кроссворд.

 

  1. Синоним предлогов возле, вблизи, в присутствии (кого, что)
  2. Антоним предлога вдоль.
  3. Синоним предлогов наперекор (чему?), против (чего?), несмотря на (что?).
  4. Антоним предлога впереди (кого, чего).
  5. Антоним предлога до (со значением времени).
  6. Синоним предлога через (что), близкий по значению  глагольной приставки про-.
  7. Синоним предлога кругом (кого, что
  1. Тестирование.  В тетрадях письменно выполняют тестовые задания, потом сдают на проверку.

      1.Что выражает предлог как часть речи:

А) оттенки

Б) зависимость одного слова от другого;

В) чувства;

Г) настроение.

2. Укажите производный предлог:

А) через полчаса

Б) ввиду недостатка времени;

В) пришел из школы;

Г) цветок перед окном.

3. Найдите непроизводный предлог:

А) в продолжение;

Б) около;

В) вдоль;

Г) навстречу.

4. Укажите предлог, имеющий пространственное значение:

А) в течение;

Б) вследствие;

В) сквозь;

Г) относительно.

5. Укажите предлог, имеющий значение причины:

А) накануне;

Б) вокруг;

В) из-за;

Г) под.

6. Укажите предлог, имеющий значение цели:

А) относительно;

Б) в ходе;

В) из-за;

Г) для.

7. Укажите составной предлог:

А) по;

Б) за;

В) согласно;

Г) в течение.

8. Укажите предлог, образованный от наречия:

А) посредством;

Б) поверх;

В) невзирая;

Г) за счет.

9. Укажите предлог, образованный от деепричастия:

А) в течение;

Б) наподобие;

В) мимо;

Г) благодаря.

10. Укажите предлог, образованный от существительного:

А) спустя;

Б) позади;

В) насчет;

Г) включая.

 

Подведение итогов урока.

 

Домашнее задание. Написать сочинение рассуждение на тему «Роль  предлога в русском языке»

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок на тему "Употребление предлогов в речи""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

PR-менеджер

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный материал поможет для проведения открытых уроков, научно-практических конференций. В конспекте есть два варианта проведения и объяснения материала. Использованы кроссворды, игры.

 

Цели урока: а) систематизировать знания о предлоге;

                           б) формировать навык написания производных предлогов;

                           в) развитие речи; формирование навыков употребления                             предлогов в речи.

 

 

Оборудование: раздаточный материал, таблицы, компьютер, мультимедийный проектор.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 791 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 926
    • DOCX 34.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мураметова Луиза Рахманкуловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 58574
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с подростками

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек