Инфоурок Русский язык КонспектыОткрытый урок на тему: «Перечитывая Чехова». (10 класс)

Открытый урок на тему: «Перечитывая Чехова». (10 класс)

Скачать материал

Урок литературы в 10 классе.

Тема: «Перечитывая Чехова».

«В человеке должно быть всё прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

 

Учитель: Копьёва Т.И., Ольгинская СШ.

Цель: углубить  знания учащихся произведений  А.П.Чехова

Задачи: 1.  Учить: -  анализировать художественное произведение;

                           -  уловить «тайну личности» писателя;

                           -  отбирать необходимую информацию.

                       2. Воспитывать:  - творческого читателя;

                          -  стремление к самообразованию, самовоспитанию (с помощью книг).    

Оборудование: портрет А.П.Чехова; музыка Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

 

 Слово учителя о А.П.Чехове.

- Вглядитесь в портрет Чехова. Сколько благородства в его лице! Современники называли Чехова великим интеллигентом.

   Он был врачом и писателем. Книги А.П.Чехова помогли и помогают справиться со сложностями жизни, помогают взглянуть на себя со стороны. А.П.Чехов был скромным, весёлым человеком, который любил природу, животных, людей и мечтал о человеке, в котором « всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Его огорчало невежество, пошлость, чинопочитание, раболепство. Он писал брату: «Ничтожество своё осознавай…перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство» и в минуты вдохновения признавался: «Какое наслаждение уважать человека!». В произведениях А.П.Чехова словам просторно, а мыслям тесно. Лишь повторное чтение позволяет открыть тайны мастерства писателя Чехова. Поэтому наша задача по-новому взглянуть на прочитанные произведения писателя.

     Отрывок из «Рассказа госпожи NN» - будьте внимательны и вы будете покорены

(звучит музыка Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»)

   «Зимою, когда мы жили в городе, Петр Сергеич изредка приезжал к нам. Деревенские знакомые очаровательны только в деревне и летом, в городе же и зимою они теряют половину своей прелести. Когда в городе поишь их чаем, то кажется, что на них чужие сюртуки и что они слишком долго мешают ложечкой свой чай. И в городе Петр Сергеич иногда говорил о любви, но выходило совсем не то, что в деревне. В городе мы сильнее чувствовали стену, которая была между нами: я знатна и богата, а он беден, он не дворянин даже, сын дьякона, он исправляющий должность судебного следователя и только; оба мы — я по молодости лет, а он бог знает почему — считали эту стену очень высокой и толстой, и он, бывая у нас в городе, натянуто улыбался и критиковал высший свет, и угрюмо молчал, когда при нем был кто-нибудь в гостиной. Нет такой стены, которой нельзя было бы пробить, но герои современного романа, насколько я их знаю, слишком робки, вялы, ленивы и мнительны, и слишком скоро мирятся с мыслью о том, что они неудачники, что личная жизнь обманула их; вместо того чтобы бороться, они лишь критикуют, называя свет пошлым и забывая, что сама их критика мало-помалу переходит в пошлость».

2. Выступления учеников с докладами (опережающее задание):

   Рассказ «Дама с собачкой».

   «Тирания быта» - главная преграда на пути к счастью большинства чеховских героев. Уйти от монотонной обыденности редко кому удаётся (отрывки из текста -  описание прозы жизни). 

«Главное – перевернуть жизнь» («Невеста»).

  «Крыжовник» - тема «почтительной кислоты» (о счастье, добре – зачитываются отрывки). 

3. Почему у Чехова люди изображены противоположными его убеждению?

Нравственный идеал Чехова нам современен?

(Эти черты во все времена будут цениться).

Выводы: безупречен нравственный идеал; чувство гражданина, Родины.

4.   «Ионыч» - духовная деградация человека.

      - В чём заключается подлинная интеллигентность? 

      - Старцев – интеллигент?

      - Что значит быть интеллигентным человеком?

Вывод: Зависит от его внутренних качеств. Духовное банкротство людей.

           Подлинная интеллигентность не во внешности.

    - В записной книжке Чехов отметил: «То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, может быть, есть нормальное состояние. Влюблённость указывает человеку, каким он должен быть».

    Отразилась ли эта мысль Чехова в рассказе «Ионыч»?

          -   Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья.

Заключение:

     Перечитывайте чаще Чехова, всматривайтесь с ним в жизнь, и вы никогда не ошибётесь в выборе правильного решения.

5. Оценка выступлений учащихся.

6. Домашнее задание: подготовиться к классному сочинению – общее направление «Мой Чехов».

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок на тему: «Перечитывая Чехова». (10 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист-аналитик

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок литературы в 10 классе.

Тема: «Перечитывая Чехова».

«В человеке должно быть всё прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

 

Цель: углубить  знания учащихся произведений  А.П.Чехова

Задачи: 1.  Учить: -  анализировать художественное произведение;

                           -  уловить «тайну личности» писателя;

                           -  отбирать необходимую информацию.

                       2. Воспитывать:  - творческого читателя;

                          -  стремление к самообразованию, самовоспитанию (с помощью книг).    

Оборудование: портрет А.П.Чехова; музыка Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

 

 Слово учителя о А.П.Чехове.

- Вглядитесь в портрет Чехова. Сколько благородства в его лице! Современники называли Чехова великим интеллигентом.

   Он был врачом и писателем. Книги А.П.Чехова помогли и помогают справиться со сложностями жизни, помогают взглянуть на себя со стороны. А.П.Чехов был скромным, весёлым человеком, который любил природу, животных, людей и мечтал о человеке, в котором « всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Его огорчало невежество, пошлость, чинопочитание, раболепство. Он писал брату: «Ничтожество своё осознавай…перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство» и в минуты вдохновения признавался: «Какое наслаждение уважать человека!». В произведениях А.П.Чехова словам просторно, а мыслям тесно. Лишь повторное чтение позволяет открыть тайны мастерства писателя Чехова. Поэтому наша задача по-новому взглянуть на прочитанные произведения писателя.

     Отрывок из «Рассказа госпожи NN» - будьте внимательны и вы будете покорены

(звучит музыка Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»)

   «Зимою, когда мы жили в городе, Петр Сергеич изредка приезжал к нам. Деревенские знакомые очаровательны только в деревне и летом, в городе же и зимою они теряют половину своей прелести. Когда в городе поишь их чаем, то кажется, что на них чужие сюртуки и что они слишком долго мешают ложечкой свой чай. И в городе Петр Сергеич иногда говорил о любви, но выходило совсем не то, что в деревне. В городе мы сильнее чувствовали стену, которая была между нами: я знатна и богата, а он беден, он не дворянин даже, сын дьякона, он исправляющий должность судебного следователя и только; оба мы — я по молодости лет, а он бог знает почему — считали эту стену очень высокой и толстой, и он, бывая у нас в городе, натянуто улыбался и критиковал высший свет, и угрюмо молчал, когда при нем был кто-нибудь в гостиной. Нет такой стены, которой нельзя было бы пробить, но герои современного романа, насколько я их знаю, слишком робки, вялы, ленивы и мнительны, и слишком скоро мирятся с мыслью о том, что они неудачники, что личная жизнь обманула их; вместо того чтобы бороться, они лишь критикуют, называя свет пошлым и забывая, что сама их критика мало-помалу переходит в пошлость».

2. Выступления учеников с докладами (опережающее задание):

   Рассказ «Дама с собачкой».

   «Тирания быта» - главная преграда на пути к счастью большинства чеховских героев. Уйти от монотонной обыденности редко кому удаётся (отрывки из текста -  описание прозы жизни). 

«Главное – перевернуть жизнь» («Невеста»).

  «Крыжовник» - тема «почтительной кислоты» (о счастье, добре – зачитываются отрывки). 

3. Почему у Чехова люди изображены противоположными его убеждению?

Нравственный идеал Чехова нам современен?

(Эти черты во все времена будут цениться).

Выводы: безупречен нравственный идеал; чувство гражданина, Родины.

4.   «Ионыч» - духовная деградация человека.

      - В чём заключается подлинная интеллигентность? 

      - Старцев – интеллигент?

      - Что значит быть интеллигентным человеком?

Вывод: Зависит от его внутренних качеств. Духовное банкротство людей.

           Подлинная интеллигентность не во внешности.

    - В записной книжке Чехов отметил: «То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, может быть, есть нормальное состояние. Влюблённость указывает человеку, каким он должен быть».

    Отразилась ли эта мысль Чехова в рассказе «Ионыч»?

          -   Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья.

Заключение:

     Перечитывайте чаще Чехова, всматривайтесь с ним в жизнь, и вы никогда не ошибётесь в выборе правильного решения.

5. Оценка выступлений учащихся.

6. Домашнее задание: подготовиться к классному сочинению – общее направление «Мой Чехов».

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 252 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.11.2014 947
    • DOCX 19.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Копьёва Татьяна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Копьёва Татьяна Ивановна
    Копьёва Татьяна Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9928
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1529 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 886 человек

Мини-курс

Проведение и применение трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 108 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 50 человек

Мини-курс

Развитие коммуникативных и здоровьесберегающих навыков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методика образовательных игр с детьми раннего возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 35 человек